Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Дидактическая игра как основа формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников 8
1.1. Понятие о коммуникативной компетенции, её составляющие и структура 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 19
1.3. Дидактическая игра, ее роль и функции 24
1.4. Особенности использования дидактической игры на уроках английского языка в начальной школе 29
Выводы по главе I 35
Глава II. Экспериментальное изучение влияния использования дидактической игры на уроках английского языка на формирование коммуникативной компетенции младших школьников 36
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции 36
2.2. Апробация комплекса дидактических игр на английском языке 40
2.3. Анализ результатов апробации комплекса игр для формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка 61
Литература 64
Введение:
В современном мире растет интерес и стремление к изучению иностранных языков. Это во многом обусловлено тенденцией к глобализации и налаживанием международных контактов, то есть, возникновению диалога между представителями различных государств и культур. Английский язык является одним из наиболее распространенных языков в мире, вследствие чего большая часть подобных связей поддерживается с его помощью. Однако усвоение навыков построения диалога, выражения собственных мыслей, то есть, коммуникативной компетенцией, требует значительных временных затрат, поэтому формирование коммуникативных навыков должно начинаться ещё со школьной скамьи. Но включить младших школьников в коммуникацию возможно лишь заинтересовав их. Существует множество способов решения данной задачи, и одним из наиболее актуальных и действенных можно назвать введение дидактических игр в систему обучения английскому языку в начальной школе. Младшим школьникам, в силу возрастного развития, гораздо проще усваивать новый материал посредством живой, непосредственной игры.
Дидактическая игра объединяет в себе игровое и образовательное начало, что делает её уникальным средством для овладения коммуникативными навыками в рамках учебно-воспитательного процесса.
Игра позволяет сделать уроки интересными, творческими, и, что немаловажно, включить в работу всех детей и пробудить их природную познавательную активность. При помощи дидактической игры можно добиться главной цели – формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, процесс обучения иностранному языку не может обойтись без дидактических игр. В силу того, что современный темп жизни требует усвоения значительного объема информации от ребёнка, необходимо найти способ облегчить и ускорить процесс усвоения информации. Это возможно сделать с помощью дидактических игр, так как дети младшего школьного возраста только недавно сменили ведущий вид деятельности с игровой на учебную, однако интерес к играм все еще не пропал. Следует отметить, что вопрос дидактических игр на уроках английского языка является активно публикуемой темой в последние годы [18; 19, 23, 25]. Рассматриваются примеры использования методов, основные аспекты такой работы. В то же время ни одна из рассмотренных публикаций не уделяет первоочередного влияния дидактических игр на коммуникативную компетентность учащихся.
В игре проявляются особенности мышления и воображения младшего школьника, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает умением правильно изложить свою мысль, чтобы она была понятна собеседнику, а также способностью понимать сверстников и взрослых в процессе диалога.
Все вышесказанное определило актуальность нашего исследования.
Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что вопрос по изучению коммуникативных компетенций раскрыт достаточно полно, но не в полном объёме раскрыты средства их формирования. Мы считаем, что дидактическая игра являются эффективным средством формирования коммуникативных компетенций, поскольку обладает достаточным потенциалом в формировании и развитии личности школьника и его коммуникативных компетенций, в частности.
Таким образом, возникает противоречие, между потребностями практики в формировании у младших школьников коммуникативных компетенций и недостаточной разработанностью в теории содержания дидактической игры, способствующей её успешной реализации.
Проблема: каковы наиболее эффективные формы и методы организации дидактических игр в развитии коммуникативных компетенций младшего школьного возраста.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы нашего исследования: «Дидактическая игра как основа формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка».
Объект исследования: коммуникативная компетенция младших школьников на английском языке.
Предмет исследования: использование дидактических игр при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Целью нашего исследования определить теоретические основы формирования коммуникативной компетенции и разработать методический комплекс дидактических игр, направленный на эффективное формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
В соответствии с целями нашего исследования решаются следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть понятие о коммуникативной компетенции и её составляющие.
4. Изучить теорию и структуру дидактических игр.
5. Выделить и описать особенности применения дидактических игр на уроках английского языка у младших школьников.
6. Разработать методический комплекс дидактических игр, направленный на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
7. Выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников.
8. Апробировать данный комплекс на уроках английского языка в начальной школе.
9. Подвести итоги опытно-экспериментальной работы по апробации разработанного комплекса.
Основу гипотезы составляет идея о том, что внедрение дидактических игр в систему обучения английскому языку в начальной школе способствует наилучшему формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
Методологической основой исследования послужили многочисленные труды ученых, педагогов и методистов, которые изучали проблемы обучения младших школьников иностранному языку посредством игры. Данный вопрос рассматривался психологами (А. В. Сухомлинский, Л. В. Выготский, Д. Б.Эльконин), педагогами (А. С. Макаренко, Ф. Фребель), а также исследователями дидактической игры (И. В. Патрушева, Н. Е. Щуркова).
Методы исследования.
Исходя из поставленных целей и задач, нами были использованы следующие теоретические методы: изучение научной литературы, исследование учебных пособий по английскому языку, сравнение и анализ, а также обобщение материала. Для реализации второй части исследования нами были применены следующие эмпирические методы: наблюдение и тестирование.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что
— уточнены понятия дидактическая игра, коммуникативная компетенция.
— выявлены показатели критерии оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный нами на практике методический комплекс дидактических игр для уроков английского языка в начальной школе может быть использован при обучении учеников младшей школы в учебном процессе.
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Пушкино.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы I «Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников», глава II «Экспериментальное изучение влияния использования дидактической игры на уроках английского языка на формирование коммуникативной компетенции младших школьников», заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Целью нашего исследования является разработка методического комплекса дидактических игр, направленных на эффективное формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Согласно концепции российского образования, развитие речевой культуры, а именно коммуникативной компетенции в процессе изучения английского языка имеет решающее значение. Эти навыки направлены на получение практического результата при изучении иностранного языкового материала и ориентированы не только на овладение языком, но и гармоничное личностное развитие детей младшего школьного возраста. С учетом изменений, которые происходят в обществе и средствах коммуникации, необходимо повысить уровень коммуникативной компетенции младших школьников при изучении английского языка.
Стимулирование речевого развития, активизация мыслительных процессов и активация речи в младшем школьном возрасте приводят к тому, что ученики успешнее быстрее овладевают языком.
Слуховая чувствительность к звукам. пластичности естественного механизма усвоения английского языка детьми, а также разрушение языкового барьера, приводят к тому, что учитель начинает более эффективно выполнять задачи обучения английскому языку
Результативность процесса коммуникации на английском языке в полной мере определяется уровнем сформированности коммуникативной компетенции обучающихся. В ходе анализа психолого-педагогической литературы, было дано определение коммуникативная компетенция: способность и готовность использовать навыки иноязычной коммуникации в учебных и внеучебных ситуациях.
Учитывая все вышеперечисленное, дидактическая игра была выделена как одно из самых эффективных средств, которое имеет значительный потенциал для формирования и развития коммуникативной компетенции. Она дает возможность обучающимся вовлечься в искусственно созданную иноязычную среду и тренировать говорение и общение на английском языке.
На этапе опытно-экспериментальной работе был проведен анализ деятельности МБОУ «СОШ №1» г. Пушкино по развитию коммуникативной компетенции у младших школьников при изучении английского языка. Было выявлено, что в образовательном учреждении нет разработанного комплекса мероприятий по развитию коммуникативной компетенции у младших школьников при изучении английского языка в 3 классе, а организуемая учебная деятельность недостаточно способствует развитию иноязычного общения.
Ha начальном этапе педагогического исследования было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня заинтересованности в предмете «английский язык», уровень владения учебным материалом. В диагностике приняло участие 24 обучающихся.
Полученные данные показали, что в 3 «А» и «Б» классах у обучащихся при развитии коммуникативной компетенции западают необходимые лексические и грамматические аспекты, которые в небольшой доле лишь усвоены, а заинтересованность в изучении английского языка либо на среднем уровне, либо они в целом равнодушны к предмету.
Для повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников, был разработан методический комплекс дидактических игр. Его реализация была рассчитана на 4 месяца текущего года. Комплекс включает дидактические игры по следующим блокам:
1. Happy Birthday!
2. What’s Your Job?
3. Animals
4. Seasons and Months
Каждый блок включал в себя 3 дидактических игры нацеленных на отработку новой и старой лексике, а также на развитие навыков говорения на заданные тематики.
После апробации данного комплекса мероприятий по развитию коммуникативной компетенции у младших школьников в МБОУ «СОШ №1» г. Пушкино результаты повторной диагностики показали, что уровень заинтересованности в изучении языка вырос значительно. Мы рекомендуем использовать в учебной деятельности дидактические игры, так как они способствуют появлению активного познавательного интереса у младших школьников. Учащиеся смогли усвоить практически в полной степени те темы, которые ранее были затруднительны. Они стали использовать более сложные конструкции в высказывании, легче выражали свое собственной мнение, редко нуждались в подсказках учителя во время дидактических игр.
Таким образом, поставленные задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза подтверждена
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
1.1. Понятие о коммуникативной компетенции, её составляющие и структура
В данном параграфе будут рассмотрены основные аспекты коммуникативной компетентности, её структуры и развития.
В отечественной и зарубежной литературе коммуникативная компетенция рассматривалась по-разному. Зарубежные учёные ставят акцент на развитии компетентностных навыков (а не формальных академических грамматических и лексических умений). Коммуникативная компетенция в этом подходе больше связана с межличностными отношениями и интегрированием результатов обучения в реальные жизненные задачи. [25]
В отечественной науке, во-первых, были разделены понятия «компетентности» и «компетенции» как личностного свойства и как определённого навыка. Кроме того, больший, по сравнению с западными коллегами, акцент делается на обладании способностью или навыком (компетенцией).
Компетенция— это готовность и способность ученика самостоятельно использовать усвоенные знания, приобретенные навыки и умения в новых условиях, считает Н.А. Горлова. Коммуникативная компетенция, соответственно, рассматривается как способность и готовность использовать навыки иноязычной коммуникации в учебных и внеучебных ситуациях. Она отмечает, что в отечественной науке не проводят жёсткой границы между речевой и коммуникативной компетенциями, хотя речевая компетенция в большей степени затрагивает вопросы вербального общения, в то время как коммуникативная — невербального.
Компетентность, в отличие от компетенции, проявляется только в конкретных учебных ситуациях. Она основана не на умениях и знаниях учащегося (как компетенция), а на его личностном опыте, включает в себя результаты не только обучения, но и саморазвития, и указывает на актуальный уровень развития ученика. Таким образом, компетенции — это то, что ученики приобретает в ходе обучения, в то время как компетентность является свойством, проявляющимся в реальных ситуациях общения.
Согласно зарубежным исследователям, коммуникативная компетентность относится к тому, насколько эффективно человек передает языковое сообщение. [7]
А. Н. Хомский предложил и определил концепции компетентности и производительности, сторонники коммуникативного подхода в прикладной лингвистике выразили резкое неодобрение идеи использования концепции идеализированной чисто лингвистической компетентности в качестве теоретического основания методика изучения, преподавания и тестирования языков. Они нашли альтернативу концепции компетентности А.Н. Хомского в коммуникативной компетентности Д. Хаймса, которую они считали более широким и реалистичным понятием компетентности. Именно, Д. Хаймс определял коммуникативную компетентность не только как врожденную грамматическую компетентность, но и как способность использовать грамматическую компетентность в различных коммуникативных ситуациях, тем самым привнося социолингвистическую перспективу в лингвистический взгляд Хомского на компетентность. В течение 1970-х и 1980-х годов многие прикладные лингвисты, в первую очередь интересовавшиеся теорией овладения языком и теорией языкового тестирования, внесли ценный вклад в дальнейшее развитие концепции коммуникативной компетенции. [1, 4]
Подобно общей лингвистике, по мнению Л.Ф. Бахман с соавторами, исследования в области овладения вторым языком долгое время поддерживали часто полезное различие между идеализированным, абстрактным, подсознательным знанием языка, с одной стороны, и беспорядочным, полным ошибок или эллиптическим использованием, или поведением языка с другой. Формальная лингвистика традиционно сосредоточивалась на компетентности, рассматриваемой, например, как абстрактная система синтаксических правил, лежащих в основе универсальной грамматики. Функциональные подходы могут уделять больше внимания производительности как источнику правил использования языка.
Понятие компетентностного подхода в исследованиях второго языка исходит из понимания того, что изучаемый язык представляет собой нечто большее, чем сумма его частей, не изучаемый путем соединения слов в соответствии с правилами, а скорее состоящий из подсознательной абстрактной системы, которая обеспечивает обработку языка в реальном времени. Он отличается от производительности, которая содержит ошибки из-за ограничений обработки, таких как память. Стивен Пит Кордер был первым, кто отметил систематический характер ошибок учащегося второго уровня и рассматривал это как доказательство того, что учащийся использует определенную систему обучения на каждом этапе своего развития. Исследователи второго языка взялись за описание этой системы с точки зрения расхождения с нормами носителей языка, а также с точки зрения развития лингвистической точности, сложности и беглости с течением времени. Этот когнитивистский подход к межъязыковым исследованиям, первоначально созданный под эгидой Хомскианского генеративного, возможно, наиболее решительно защищал Кевин Грегг, делая акцент на трех ключевых словах: объяснение, а не описание или предсказание; приобретение, а не использование; компетенция, а не поведение.
Коммуникативный подход к обучению языку получил широкое признание в печати в области овладения вторым языком (Second Language Acquisition- SLA) на протяжении трех десятилетий. В настоящее время в различных типах языковых учреждений по всему миру, включая университеты и колледжи, преподаватели языков и исследователи учебных программ выступают за коммуникативно-ориентированную учебную программу, признавая, что это более эффективные способы улучшения коммуникативных навыков учеников.
М. Канале считает коммуникацию важным языковым навыком в процессе преподавания и обучения. Это включает в себя то, как лектор доносит сообщение и смысл до студентов и как студенты выражают свое мнение лектору или другим студентам. Многие задания включают в себя вербальные взаимодействия, в которых важным является навык говорения.
Другие базовые навыки английского языка, такие как письмо и чтение, также важны, потому что в преподавании и обучении, особенно в преподавании языка, необходима квалификация письма и понимания текстов, и есть некоторые задачи, связанные с письмом или чтением. Навыки слушания также важны и необходимы, как и другие навыки. Ученики должны понимать, что объясняют преподаватели, а преподаватели должны улавливать то, что говорят и выражают ученики. [27]
Важность четырех основных навыков английского языка общепризнана, существует мнение относительно аспекта общения, необходимого для выполнения заданий. Преподаватели считают, что в процессе преподавания и обучения смысл также важен. В реальном общении в учебно-воспитательном процессе важны цель общения и способ общения. Другими словами, важны цели трансляции и понимания смысла.
Согласно Д. Хаймс, коммуникативная компетентность определялась и обсуждалась по-разному учеными-лингвистами из разных областей. Успешное использование языка для общения предполагает развитие коммуникативной компетенции у носителей этого языка и то, что использование языка ограничено социокультурными нормами общества, в котором используется язык. Прошло несколько десятилетий с тех пор, как коммуникативный подход к обучению языку впервые появился в печати в области овладения вторым языком. Основным направлением обучения языку в настоящее время являются коммуникативные подходы, делающие акцент на компенетции, в противовес ранее развивавшимся подходам, ориентированным на формальные способности ученика, в первую очередь грамматические. Тем не менее, некоторым преподавателям английского языка подход коммуникативного обучения языку сложно применить в классе. Коммуникативная компетенция, которая рассматривается как основа, была разработана на основе норм носителей языка, которые социокультурно и образовательно отличаются от норм не носителей языка. [6]
Структурный аспект коммуникативной компетенции включает в себя знание формы высказывания, которая будет использоваться, например, произношения и грамматики, как полагает ряд учёных, в том числе М. Канале и М. Суэйн. Говорящие должны произносить слова таким образом, чтобы слушатели не поняли их неправильно. В английском языке это означает понимание различий между похожими по звучанию гласными.
Так, это иллюстрируется работой М. Канале и М. Суэйн, согласно которой коммуникативно компетентный человек понимает значение и функцию грамматической конструкции. Например, он будет знать, что в предложении «Джон ударил Карло» исполнитель — это Джон, а получатель действия — Карло. Точно так же он или она должны передать правильное значение, произведя правильно построенные или грамматически правильные предложения. Частью структурного аспекта коммуникативной компетенции является правильное восприятие слов, т. е. слушатель также должен различать сходно звучащие слова. [3]
Они же сообщают, что человек должен различать сходно звучащие слова в рамках коммуникативной компетенции. То же самое верно и для схожих по звучанию идиом. Идиомы – это выражения, имеющие особое значение, которое может не иметь отношения к составляющим их словам. Некоторые идиомы могут быть похожи, но они имеют совершенно разное значение. Многие идиоматические выражения звучат относительно сходно. Понимание разницы между ними имеет решающее значение для того, чтобы стать компетентным в общении. [3]
Коммуникативная компетентность также включает в себя правильное понимание и использование слов, фраз и идиом. В частности, несколько слов могут иметь сходные значения. Тем не менее, каждое слово имеет свой оттенок, тонкое отличие, которое оно имеет от других слов с аналогичным значением. Говорящий должен знать, какое слово из них следует употребить в той или иной ситуации.
Обобщая сказанное выше, следует констатировать, что коммуникативная компетентность включает в себя следующие качества:
— коммуникативные знания;
— коммуникативные умения;
— коммуникативные способности.
Коммуникативные знания — это информированность человека о формах, специфике и особенностях процесса общения. Они включают также знание коммуникативных приёмов и методов, информацию о наиболее эффективных стратегиях коммуникации и разрешении коммуникативных проблем. Этот блок включает в себя не только абстрактные знания «вообще», но и знания своих особенностей и слабых мест.
Д. Хаймс указывает, что коммуникативные умения включают в себя умение к корректному построению высказываний и сообщений, получение и осмысление обратной связи от собеседника, умение преодолевать коммуникативные барьеры и т.д.
Выделяется также группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе; инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу; умение самоконтроля и саморегуляции; умение организовывать сотрудничество; умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета; умения активного слушания; и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении; распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения; составлять адекватный образ другого как личности; умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие её быстрое и успешное осуществление. [7]
Таким образом, коммуникативная компетентность связана с основными параметрами, обеспечивающими успешное общение и взаимодействие между людьми. Она является многоаспектным феноменом, который включает в себя как непосредственно языковые навыки, так и явления, связанные с пониманием ситуации и контекста общения. Возможно, наиболее важным аспектом компетентности в общении является социальный аспект — хорошие отношения с людьми посредством слов и даже действий.