Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Диалог цивилизаций на современном этапе: политический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Категориальный статус понятий «диалога» и «конфликта цивилизаций» 8
1.2. Политические и социокультурные аспекты концепций диалога и конфликта цивилизаций 19
ГЛАВА 2. РОССИЯ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 28
2.1. Россия как цивилизационный феномен 28
2.2. Идея диалога цивилизаций в политическом дискурсе России 36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 44
3.1. Основные проблемы современного диалога цивилизаций 44
3.2. Тенденции и перспективы развития идеи диалога цивилизаций в условиях формирования нового мирового порядка 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Введение:
Актуальность исследования. Понятие диалога цивилизаций является одним из наиболее актуальных и востребованных в современной международной ситуации. Это понятие имеет международное и даже глобальное измерение. Оно, в свою очередь, актуализирует проблему исследований в данной сфере, в том числе, в контексте международной безопасности, необходимости выявления тенденций развития данного процесса, основных проблем, которые ее сопровождают.
Не менее важным вопросом, имеющим как теоретический, так и прикладной характер, является анализ сущности диалога цивилизаций, причин актуализации данной проблемы. Это непосредственно влияет на исследование проблем международной безопасности и принятие политических решений, а также позволит более правильно и точно прогнозировать развитие диалога цивилизаций.
Актуальность темы обуславливается еще и тем, что в последние годы и десятилетия отмечается ускорение международной напряженности, развитие дискурса, связанного с противопоставлением тех или иных цивилизаций. Еще в 1990-е гг. была выдвинута концепция столкновения цивилизаций, которая предсказывала основные конфликты между различными цивилизациями, что уже угрожает безопасности целых государств и регионов.
Обострению проблем диалога цивилизаций способствуют изменения в самой системе международных отношений, продолжающаяся ее трансформация, сопровождающаяся негативными явлениями в мировой политике, среди которых можно отметить следующие:
— продолжающееся обострение международной напряженности, в центре которой находятся страны Запада, с одной стороны, и ряд других государств мира, с другой. Рост напряженности и возрастание угрозы конфликтов связаны, прежде всего, со стремлением США и некоторых их союзников насильственным путем сохранить существующий военно-политический и финансово-экономический порядок, несмотря на быстрое изменение глобального баланса сил не в пользу Запада и стремления новых центров силы выстраивать равноправные отношения и сделать мировую политическую и экономическую системы более равноправными;
— возрастает острота цивилизационных проблем, которые стали неотъемлемой частью глобальной повестки дня и требуют совместных решений международного сообщества. В то же время, наблюдается растущее отставание между готовностью международного сообщества к принятию эффективных мер и принимаемыми мерами, а также их реализацией;
— трансформация международной системы и растущая напряженность между основными центрами силы обуславливает снижение эффективности межцивилизационного диалога.
Отмеченные проблемы современных международных отношений, со своей стороны, негативно влияют на сотрудничество в области развития диалога цивилизаций, усложняет достижение консенсуса и его закрепления на уровне соглашений и добросовестное выполнение достигнутых договоренностей.
Объект исследования – политические аспекты диалога цивилизаций.
Предмет исследования – развитие процессов диалога цивилизаций.
Цель работы заключается в комплексном анализе политического аспекта современного процесса диалога цивилизаций.
Задачи исследования. Достижение цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
— рассмотреть категориальный статус процесса «диалога» и «конфликта цивилизаций»;
— исследовать политические и социокультурные аспекты концепций диалога и конфликта цивилизаций;
˗ проанализировать Россию как цивилизационный феномен;
— охарактеризовать процесс диалога цивилизаций в политическом дискурсе России;
— проанализировать основные проблемы современного диалога цивилизаций;
— определить тенденции и перспективы развития процесса диалога цивилизаций в условиях формирования нового мирового порядка.
Методология и методы исследования. При исследовании данной темы применялись такие методы, как структурный, функциональный, латентный, стратификационный и иные социологические методы. В частности, структурный анализ позволил изучить внутреннюю структуру и определенные закономерности функционирования политических аспектов диалога цивилизаций. Функциональный метод позволил исследовать глобальные и региональные угрозы, исходящие из проблем диалога цивилизаций.
Теоретическая база. Среди работ, изученных в ходе исследования, выделим публикации таких авторов, как О.Н. Астафьева , в которой раскрываются основы взаимодействия культур, Л.А. Волова , которая проанализировала теоретические аспекты данной темы. В работе Е.П. Бажанова, Н.Е. Бажановой рассматриваются вопросы диалога и конфликта цивилизаций. А.В. Логинов, О.В. Гаман-Голутвина, М.М. Мчедлова анализируют роль России в современном диалоге цивилизаций. А. Торин уделяет внимание политическим аспектам диалога цивилизаций . В.И.Якунин, Б.С. Ерасов и др. рассматривают особенности цивилизационного многообразия современного мира .
Кроме того, можно отметить работы У. Бека , описывающего сущность глобализации, З. Бжезинского , изучающих политические процессы в условиях глобализации, М. Ляруэль , рассматривавшей особенности «мягкой силы» РФ, Х. Накамура , изучавший современное применение концепции И. Канта о вечном мире, К. Брендфорд , рассматривавший тенденции и перспективы формирования нового мирового порядка, Е. Кожинов , анализировавший особенности российской цивилизации, Р. Хамильтона , анализировавшего фактор войны в цивилизационном измерении.
Анализ показал наличие значительного количества работ по данной тематике и международному сотрудничеству в данной сфере. Вместе с тем, существует недостаток в системном освещении вопроса, особенно с учетом меняющихся современных реалий.
Теоретическое и практическое значение темы. Материалы исследования могут дополнить существующий анализ ряда научных понятий, анализируемых в работе, в том числе в политологической и социологической интерпретациях.
Также, материалы и выводы исследования можно использовать при подготовке к соответствующим лекционным и семинарским занятиям, при дальнейшем научном исследовании данной тематики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Процесс диалога и столкновения цивилизаций принято противопоставлять друг другу. Диалог цивилизаций подразумевает конструктивное сотрудничество, взаимосвязь и взаимовыгодное развитие.
Столкновение цивилизаций конфликтно в самой своей основе. С. Хантингтон подчеркивал неизбежность столкновения цивилизаций в мире после окончания холодной войны, однако на сегодняшний день этот вывод едва ли считать безупречным прогнозом.
Диалог цивилизаций выступает в качестве актуального и жизненно необходимого условия для мирного развития цивилизаций. Однако такой диалог будет конструктивным только при условии признания равенства сторон.
Цивилизации должны быть открытыми и инклюзивными и использовать сильные стороны друг друга. Длительная самоизоляция приведет к упадку цивилизации, а диалог, сопровождающийся обменами, поддержит ее поступательное развитие.
Межцивилизационный, межкультурный и межрелигиозный диалог должен стать одним из главных вопросов повестки дня глобальной политики, дипломатии и управления.
Однако важно соблюдать принцип равенства при сохранении и уважении имеющихся различий. Отсутствие равенства влечет за собой отсутствия полноценного диалога, поскольку она из сторон будет обладать властными полномочиями, исключающими признание равенства.
Российский общественно-политический дискурс по вопросам диалога цивилизаций занимает важное место в общественно-политической повестке дня.
После окончания холодной войны произошел «момент» однополярного мира, в котором Запад во главе США пытался воспользоваться временными преимуществами и навязать миру свое видение мироустройства, а западный либерализм – в качестве универсальных ценностей.
В российском дискурсе проблемы более справедливого миропорядка стали занимать все более важное место. Процессы формирования многополярного мира, сопровождающиеся ростом конфликтов, напряженности в отношениях, еще более обостряют эту проблему.
Новый центры силы, выступающие зачастую в качестве отдельных цивилизаций, стремятся выступать «на равных» с доминировавшим Западом и на основе равноправия выстроить новый мировой порядок.
Основной проблемой современного диалога цивилизаций является стремление Запада во главе с США сохранить свои монопольные позиции в мире, сформировавшиеся после окончания холодной войны.
Отказ других цивилизациям в равноправном диалоге, настаивание на особой, универсальной роли Запада и его цивилизационных ценностей, США и их союзники сталкивались с возрастающим числом противоречий, ростом международной напряженности и конфликтности.
В XXI веке центральное место заняло противостояние Запада и России, которая стремится вернуть великодержавные позиции, настаивает на равноправном диалоге со всеми цивилизациями, в том числе, с Западом, и на этой основе выстроить новый мировой порядок.
В современных международных отношениях происходят фундаментальные сдвиги, связанные не в последнюю очередь с «возрождением» России как великой державы.
Восстановление России как глобального центра силы происходит на фоне постоянно обостряющихся отношений с США и их союзниками, которые стремятся отстоять сформировавшийся после окончания холодной войны западноцентристский мировой порядок.
Конфликты, в которые оказывается втянута Российская Федерация, происходят, по существу, по линии противостояния с Западом, рассматривающим процессы в качестве «ревизионистского» нарушения международного права.
Между тем, Москва видит будущий мировой порядок как альтернативную существующему глобальную цивилизацию, в которой Россия будет одним из центров силы наряду с другими незападными державами, такими как Китай или Индия.
В современных международных отношениях Россия вновь стала великой державой с военной мощью и возможностями проецирования силы, которые гарантируют, что ее интересы нельзя игнорировать.
Тенденции и перспективы развития диалога цивилизаций выглядят в современных условиях безальтернативными, поскольку столкновение цивилизаций угрожает существованию всего человечества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Категориальный статус понятий «диалога» и «конфликта цивилизаций»
Характер и последствия так называемого диалога цивилизаций с самого начала наталкивается на несколько достаточно сложно решаемых проблем, обусловленных многозначностью понятий. Поэтому уточним, что именно мы будем понимать под диалогом цивилизаций, и, разумеется, объясним собственный выбор.
Что касается диалога, то в соответствии с этимологией данного слова (от греч. Διάλογος – «разговор») оно означает (во всяком случае в первоначальном и привычном смысле слова) общение, беседу, коммуникацию, собеседование, происходящее между двумя либо большим количеством лиц. Однако все существенно усложняется, когда термин «диалог» употребляется уже не по отношению к конкретным людям, а к цивилизациям.
Очевидно, что диалог в цивилизационном контексте может означать определенного рода контакты и взаимодействие между народами и цивилизациями, которые представ-лены этими народами. В представленном нами контексте диалог цивилизаций если не тождествен, то, во всяком случае, очень близок понятию «диалог культур», под которым обычно понимается взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение либо взаимное отталкивание, отторжение, неприятие разных исторических или современных культур как формы их конфессионального либо политического сосуществования .
В пользу данного мнения говорит тот факт, что в 2016 году был создан исследовательский институт «Диалог цивилизаций» (англ. Dialogue of Civilizations Research Institute), представляющий собой международную независимую некоммерческую организацию. Основной целью института является содействие росту международной безопасности путем выработки и предложения рекомендаций, направленных на предотвращение конфликтов либо, если они уже происходят, их устранение и снижение напряженности в различных регионах мира. Состав института образуют ученые различных профилей, интеллектуалы, действующие либо бывшие политики, предприниматели, деятели искусства и куль-туры из разных стран мира, представляющих широкий цивилизационный спектр.
Следует указать на то, что существуют авторитетные аналитики и исследователи, которые не ставят знак тождества между диалогом культур и цивилизаций. Так, известный российский государственный и общественный деятель В.И. Якунин утверждает, что «цивилизационный подход к истории является реальностью уже на протяжении полутора столетий… Цивилизация рассматривается в данном отношении как предельное понятие, обозначающее все человечество в целом в его историческом развитии, как синоним понятия “культуры». Но есть и другой способ трактовки цивилизации, более приемлемый в цивилизационной парадигме, где цивилизация мыслится как совокупность самостоятельных планов исторического развития, возникших на особой национально-территориальной почве» .
Размытость или, вернее, обширность и многозначность самого понятия «цивилизация» естественным образом создают определенные сложности при определении двухсоставного понятия «диалог цивилизаций». Как справедливо указывает российский исследователь Б.С. Ерасов, размытость в определении понятия “цивилизация” – результат существенных изменений в общественной мысли, воспринимающей сдвиги в научных построениях, но зачастую оказывающей на эти построения существенное, а подчас и деформирующее воздействие .
Другой российский исследователь М.В. Харкевич обращает внимание на то, что в мире существуют множество цивилизаций, понимаемых в общих чертах как макроструктуры, организованные вокруг определённых культурных, социальных и/или экономических отношений. Содержание исследований в рамках данного подхода заключается в операционализации определения цивилизаций, выявлении характеристик их поведения, взаимодействия, специфики их внутреннего устройства и развития .
Само собой разумеется, диалог между людьми, конкретными лицами – далеко не одно и то же, что диалог цивилизаций. Диалог цивилизаций представляет концептуальную смыслообразующую формулу. Следует указать, что, как бы ни понимался диалог цивилизаций или смыслообразующая формула, она, данная формула, предполагает взаимодействие между цивилизациями.
И, собственно, это взаимодействие на практике и есть диалог цивилизаций, в пользу чего говорит, в частности, характер и направление деятельности вышеупомянутого института «Диалог цивилизаций». И это взаимодействие цивилизаций носит не только мирный, но и нередко конфликтный характер.
В данной связи необходимо указать на то важное обстоятельство, что практически вся история человечества пронизана конфликтными взаимоотношениями между различными народами и цивилизациями. И эти конфликты часто носили самую острую форму – военного противостояния, войны. Если обратиться к конкретным историческим примерам, то первые цивилизации на Земле – Древняя Месопотамия, Индийская цивилизация, Древний Египет, Древняя Греция, Древняя китайская цивилизация, цивилизация Хеттов, цивилизация Майя, Древний Рим и др. – возникли в результате успешных военных экспансий, что вполне закономерно и даже неизбежно, поскольку возникновение первых цивилизаций было сопряжено с захватом и защитой территорий, наиболее пригодных для жизни.
Государство – а именно с ними связано возникновение первых наиболее развитых цивилизаций в истории человечества – представляет собой форму организации определенных этнических сообществ, предназначение которой состояло в первую очередь в обеспечении защиты собственных территорий от внешних посягательств. Однако в условиях, когда одни общности опережали в своем экономическом или военном отношении (либо в обоих отношениях) другие общества, неизбежно возникала ситуация, что опережающие в своем развитии социумы тем или иным образом использовали в своих интересах имеющееся у них преимущество.
Чаще это происходило, как это следует из множества исторических фактов, в виде военной экспансии. Так возникли первые могущественные империи, которые представляли собой не что иное, как вышедшие за первоначальные пределы и разросшиеся первые государства. Практически все вышеперечисленные цивилизации формировались именно таким образом. Постоянное и настойчивое расширение первых цивилизаций с необходимостью приводило к тому, что различные цивилизации приходили в соприкосновение друг с другом и затем вступали в единоборство друг с другом.
Так, Персидская империя эпохи правления династии Ахеменидов простиралась во времена своего высшего могущества от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога реки Нил на юге до Закавказья на севере, охватив более 80 народов. Сама Персидская империя была, в конце концов, разгромлена Александром Македонским, в намерения которого входило завоевание всего мира, известного древним грекам.
Древний Рим, захвативший большую часть территории Западной Европы, превратил Средиземное море во внутреннее. История Китая от империи Цинь, возникшей в период от 221 до 206 года до н.э., до империи Цин, существовавшей с 1645 по 1911 год, была историей империи, одерживавшей победы над соседями либо терпевшей от них поражения (например, от Монгольской империи, которая была самой обширной за всю историю человечества). Примеры можно продолжать до бесконечности. Но в этом нет необходимости, поскольку вполне очевидно, что народы, создававшие империи, расширяли их, насколько это представлялось возможным, и прекращали свое продвижение, если встречали значительный отпор и уже фак-тически не были в состоянии расширяться. Население на подчиненных территориях, как правило, частично истреблялось (часть, не прекращавшая военное сопротивление), а оставшиеся подвергались ассимиляции.
Так, Древний Рим в течение нескольких веков подверг подчиненные им народы латинизации, в процессе которой возникли французский, испанский, португальский, румынский и другие языки, которые в настоящее время составляют романскую группу языков.
В дальнейшем испанцы, португальцы и французы создали собственные империи, внедрив на завоеванных территориях собственные языки и культуру. К настоящему времени на романских языках говорит около 600 млн людей (романские языки)1. На китайском языке на сегодняшний день во всем мире говорят свыше 1,3 млрд человек.
В современном мире около 1,5 млрд человек на планете говорят на английском языке, что составляет приблизительно 20% от всех людей, проживающих в настоящее время. При этом для около 360 млн человек английский язык является родным, для остальных он является вторым, но которым они владеют практически свободно (английский язык) .
Диалог цивилизаций, таким образом, на деле сводился, как это следует из выше-приведенных примеров, в значительной мере к навязыванию собственной культуры и языка другим народам и культурам.
Данное явление, по нашему мнению, следует отнести к явлениям универсального порядка. Другими словами, люди, принадлежащие к тому или иному социуму, стремятся последовательно и настойчиво отстаивать свои интересы, что неизбежно перетекает в процесс культурной и языковой ассимиляции. И здесь различие между народами состоит только в том, что одни народы делают это более или менее успешно, а другие – нет. Данный факт, связанный со стремлением народов подчинить себе другие народы, а затем ассимилировать их в собственной культуре и языке, можно объяснить, как нам представляется, самой природой человека, который естественным образом устремлен к доминированию или, во всяком случае, не терпит или внутренне не желает над собой власти, исходящей от других народов и культур.