Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Диагностика нарушений письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей нарушений письма у детей с  тяжелыми нарушениями речи. 6

1.1. Категория «тяжелые нарушения речи» в современной
логопедической литературе  6

1.2. Психофизиологическая структура письма, речевые и
неречевые предпосылки его формирования. 9

1.3. Характеристика письма у детей с тяжелым нарушением
речи. 13

Глава 2.
Экспериментальное изучение особенностей нарушений письма у детей с тяжелыми
нарушениями речи. 22

2.1. Организация экспериментального изучения особенностей
нарушений письма у младших школьников с ТНР. 22

2.2. Методика изучения особенностей нарушений письма у
младших школьников с тяжелым нарушением речи. 30

2.3. Анализ результатов экспериментального изучения
особенностей нарушений письма у младших школьников с тяжелым нарушением речи. 33

Глава 3.
Методические рекомендации по преодолению нарушений письма у детей с тяжелыми
нарушениями речи. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 55

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
На сегодняшний день сложилась тенденция, что дети в первом классе
характеризуются трудностями в письме. Поэтому возникает необходимость
логопедического обследования по выявлению особенностей формирования навыка
письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенностями
формирования навыков письма у детей с речевыми нарушениями интересуются многие
исследователи, однако появления нарушений в этом процессе до сих пор не
объяснено. Интерес к вопросам раннего обнаружения и предупреждения дисграфии, а
также проблеме их преодоления, обуславливается так же тем, что письмо как вид
деятельности занимает важное место в жизни человека, стимулируя психическое
развитие личности, обеспечивая общеобразовательную подготовку и влияя на
формирование индивида в целом.

На
сегодня отечественная логопедия имеет достаточное освещение вопросов
симптоматики и механизмов формирования навыков письма у детей с тяжелыми
нарушениями речи. Так же широко освещена структура данного речевого
расстройства, имеются разработанные методологические подходы и направления в
развитии письменной речи.

Среди
исследователей проблем формирования письма в младшем школьном возрасте можно
выделить И.Н. Ефименкову, А.Н. Корнева, Р.И, Лалаеву, Е.А. Логинову, И.Н.Садовникову,
О.Б. Иншаковуи др.

Целью исследования
является определение особенностей нарушения письма у младших школьников с
тяжелыми нарушениями речи.

Объектом исследования
выступает процесс формирования письма у детей младшего школьного возраста с
тяжелыми нарушениями речи.

Предметом исследования
являются особенности овладения письмом у детей младшего школьного возраста с
тяжелыми нарушениями речи.

Предполагается,
что дети с тяжелыми нарушениями речи имеют низкий уровень овладения навыками
письма, поэтому для полноценного овладения требуется специальная коррекционная
помощь.

Гипотеза исследования:
изучение особенностей овладения письмом позволит выявить специфику письма у
детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и определить
основные направления коррекционной работы.

Поставленная
цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1.
Изучить категорию «тяжелые нарушения речи» в современной логопедической
литературе.

2.
Описать психофизиологическую структуру письма, речевых и неречевых предпосылок
его формирование.

3.
Составить характеристику письма у детей с тяжелым нарушением речи.

4.
Организовать исследование по изучению особенностей нарушений письменной речи у
младших школьников с тяжелым нарушением речи.

5.
Проанализировать полученные результаты по изучению особенностей нарушений
письма у младших школьников с тяжелым нарушением речи.

6.
Разработать методические рекомендации по преодолению нарушений письма у детей с
тяжелым нарушением речи.

Методы исследования:

1.
Теоретические (анализ, систематизация и обобщение теоретической литературы по
теме исследования)

2.
Эмпирические (подбор методик исследования, проведение исследования).

3.
Количественный и качественный анализ полученных данных

База исследования:
Государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 г. Ейска.

Структура работы:
работа определяется ее целью и задачами, состоит из введения, трех глав,
последовательно раскрывающие содержание работы, заключения и списка литературы.
Работа иллюстрирована 2 таблицами, 1 диаграммой и 2 рисунками. Список
литературы содержит 39 источников. Основное содержание исследования изложено на
58 страницах печатного текста.

Первая
глава «Теоретическое изучение особенной нарушений письма у детей с тяжелыми
нарушениями речи» содержит обзор научной литературы и представляет определение детей
с тяжелыми нарушениями речи, этиологию, характерные особенности этих детей;
показывает связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического
развития, обусловленную возникновением вторичных дефектов, и влияние
на формирование личности такого ребенка; показывает структуру и характеристику
письма детей с тяжелыми нарушениями речи; обобщает и систематизирует данные о
процессе овладения письмом.

Во
второй главе «Экспериментальное изучение особенностей нарушений письма у детей
с тяжелыми нарушениями речи» содержится характеристика контингента детей,
описание методик исследования и анализ его результатов.

Третья
глава «Методические рекомендации по преодолению нарушений письма у детей с
тяжелыми нарушениями речи» посвящена определению основных направлений
коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей с тяжелыми
нарушениями речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов, среди
которых следующие:

1.
Психофизиологическая основа письма, которая заключается в овладении письменной
речью, представляется установлением новых связей между произносимым и
записываемым словом. Поэтому для правильного овладения навыков письма важно
наличие таких компонентов как переработка слухоречевой, кинестетической,
зрительной и полимодальной информации, проведение регуляционного контроля акта
письма и включение серийной организации артикуляционных движений и тонких
движений рук ребенка.

2. Для выявления появлений нарушения речи у детей
младшего школьного возраста с ТНР было организовано исследование. В нем приняли
участие учащиеся 2-го класса в количестве 10 детей с ТНР и 10 детей с нормой
речевого развития.

Так,
были обследованы такие нарушения письма как: звукопроизношение, состояние
литералиты и пространственной ориентировки детей, особенности двигательных
функций руки младших школьников, особенности слухо-моторной координации
ребенка, особенности речевого внимания и фонематического восприятия,
особенности состояния языкового анализа и синтеза обучающихся, особенности
воспроизводить звуко-слоговую структуру слова, а так же состояния словарного
запаса и грамматического строя речи детей младшего школьного возраста.

3.
Проведенное исследование на начальном этапе позволило нам выявить, что у
школьников с ТНРв чистом виде не встречается одного вида дисграфии, а
отмечаются сочетания различных видов дисграфии: сочетание дисграфии на почве
нарушения языкового анализа и синтеза с артикуляционно-акустической дисграфией,
а также с аграмматической и оптической дисграфиями.

При
этом нарушение письма у учащихся младших классов речевой школы обусловлено
недоразвитием фонетико-фонематических, лексико-грамматических, зрительно-пространственных
функций и нарушением языкового анализа и синтеза

4.
С целью преодоления нарушений письма у младших школьников с ТНР была
организована логопедическая работа. Было определено, что каждый вид дисграфии
имеет свои методы и направления коррекционной работы, которые необходимо
учитывать при организации занятий с детьми с ТНР.

Так,
поставленные цели и задачи исследования выполнены, гипотеза нашла свое
подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1.1. Категория
«тяжелые нарушения речи» в современной логопедической литературе

Особую
категорию детей с отклонениями в развитии представляют дети с тяжелыми нарушениями
речи. Дети этой категории характеризуются сохранным слухом, наряду с ненарушенным
интеллектом, однако значительные речевые нарушения оказывают сильное влияние на
становление психики.

Развитие
речи детей напрямую зависит от постепенного овладения родным языком, развития
фонематического слуха и формирования навыков произношения звуков, от овладения
словарного запаса, правил синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение
лексических и грамматических норм приходится на возраст 1,5-3 года,
заканчиваясь к началу поступления в школу
[28].

Нарушение
речи в той или иной степени (в зависимости от характера этих нарушений) влияют
на деятельность и поведение ребенка, негативно сказываются на формировании
всего психической жизни. Они затрудняют общение с окружающими, нередко мешают
правильному формированию познавательных процессов, влияющих на
эмоционально-волевую сферу. Речевые нарушения часто вызывают ряд вторичных
отклонений, которые создают картину аномального развития ребенка в целом.

Тяжелые
речевые нарушения (такие как алалии, общее недоразвитие речи, дизартрия,
заикание) могут в разной степени влиять на те или иные компоненты психики в
целом, на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней
познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и
мышления и ограниченностью социальных, в том числе речевых, контактов, в
процессе которых осуществляется познание ребенком окружающего. Для детей
тяжелыми нарушениями речи, имеют нормальный слух и сохранен интеллект, присущее
резкое ограничение средств речевого общения. Такие дети имеют неполноценный
речевой запас, в некоторых случаях общения совсем невозможно. Несмотря на то,
что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь,
самостоятельно они не могут общаться с окружающими вербально.

В
учебных заведениях ребенок с тяжелыми речевыми нарушениями подвергается
насмешкам, оскорбительным замечанием, воспитатели стараются таких детей не
привлекать к участию в детских праздниках и концертах, активной деятельности на
занятиях и вне их. Ребенок обижен, он не чувствует себя равной среди других
детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он
старается отмалчиваться, не участвовать в играх с активным речевым
сопровождением.

У
детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в
эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаются
личностные и психические изменения. Гармония или дисгармония этой сферы
определяют всю жизнь ребенка, его психическое развитие, общение, деятельность.
Часто то или иное нарушение высших психических функций влечет за собой
личностные нарушения, а деформация личности приводит к отставанию в развитии
когнитивной сферы.

Детям
с тяжелыми нарушениями речи присущи неустойчивость интересов, пониженная
мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность,
агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании
контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи
отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля [31].

Осознание
собственной неполноценности в попытках общения часто приводят к изменениям
характера ребенка с такими проявлениями: замкнутость, негативизм, бурные
эмоциональные проявления, нарушения поведения в виде расторможенности или
наоборот — заторможенности (апатия, вялость, неустойчивость произвольного
внимания) в зависимости от локализации органического поражения коры головного
мозга и от условий, в которых воспитывается ребенок.

В
процессе правильной организации педагогических условий и подходов,
использования адекватных коррекционных методик в речи детей происходят
положительные сдвиги и в результате, как правило, исчезают или значительно
уменьшаются вторичные изменения психического развития.

Осознание
собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармоничные черты
характера, так и различные невротические симптомокомплексы. При сенсорной
алалии развитие личности часто происходит по невротическому типу: отмечаются
замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети оскорбительные,
плаксивые, для них характерна повышенная впечатлительность, неуверенность в
себе и в своих возможностях (Р. Е. Левина).

Часто
у детей с сенсорной формой алалии наблюдается повышенная возбудимость;
раздражительность; чрезмерная моторная активность. Ребенку трудно высидеть на
месте, сложно длительное время концентрировать внимание на учебном или
диагностическом материале. Долгое время, даже в школьном возрасте, в них
преобладают игровые мотивы. Повышенной раздражительности способствуют трудности
понимания окружающими их речи. Дети с сенсорной алалией трудно воспринимают
вербальную информацию. Они не могут долго слушать, когда им что-то читают или
рассказывают. Не понимая смысла, они теряют интерес и перестают слушать. Новые
слова и структуры ребенок усваивает медленно, к речи не критичен, а в поведении
хаотичен, действует часто импульсивно.

Таким
образом, дети с тяжелыми нарушениями речи имеют свои характерные особенности,
преодоление которых не происходит спонтанно. С целью развития личности таких
детей требуется специально организованная коррекционная работа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы