Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Диагностика и профилактика проявления агрессии в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологические особенности
развития в подростковом возрасте. 6
1.2. Содержание понятия «агрессия» в
научной литературе и специфика агрессии в подростковом возрасте. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ В АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗТЕХ-ЛИЦЕЙ ИМ. П.Л. КАПИЦЫ.. 28
2.1. Констатирующий эксперимент. Диагностика проявления агрессии в
подростковом возрасте. 28
2.2.
Формирующий эксперимент. Программа по профилактике проявления
агрессии в подростковом возрасте. 44
2.3.
Контрольный эксперимент. Анализ и интерпретация полученных результатов 49
ГЛАВА
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗТЕХ-ЛИЦЕЙ ИМ. П.Л.
КАПИЦЫ.. 55
3.1.
Практические рекомендации педагогам по профилактике проявления агрессии в
подростковом возрасте. 55
3.2.
Психолого-педагогические рекомендации родителям по профилактике проявления агрессии
в подростковом возрасте. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 64
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………….68
Введение:
Актуальность исследования. Проблема агрессивного поведения уже
долгое время является одной из наиболее актуальных проблем в психолого-педагогической
науке. Кризисные процессы, которые происходят в современном обществе,
отрицательно сказываются на личностных особенностях людей, порождая агрессию,
жестокость и озлобленность. Рост агрессивного поведения является одной из
наиболее острых проблем нашего общества в современных условиях, что и
обуславливает актуальность рассмотрения данного феномена.
Агрессивное
поведение определяется как одна из форм реагирования на разнообразные
неблагоприятные в физическом и психическом отношении ситуации, которые вызывают
стресс, фрустрацию и другие состояния подобного рода. В психологическом аспекте
агрессия выступает в качестве одного из способов решения проблем, которые
связаны с сохранением индивидуальности, защитой и ростом чувства собственной ценности,
уровня притязаний, самооценки и т.п.
Особенно
актуальным в наши дни остается вопрос поиска причин агрессивного поведения
подростков, так как подростковый возраст является одним из самых сложных
периодов в онтогенезе человека. Этот период характеризуется коренной
перестройкой психологических структур, сложившихся ранее, а также
возникновением новых образований, закладкой основ сознательного поведения.
Данный аспект требует повышенного внимания к проявлениям агрессивного поведения
именно в данный возрастной период.
Изучением специфики
подростковой агрессии занимались такие ученые как Т.П.
Авдулова, А. Бандура, В.А. Бодров, Г.Э. Бреслав, И.С. Кон,
И.Г. Малкина-Пых, Ю.Б. Можгинский, Ф. Райс, Л.М. Семенюк, Р. Уолтерс и др.
Цель исследования: изучить диагностику и профилактику проявления
агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Представить психологические особенности
развития в подростковом возрасте.
2. Привести содержание понятия «агрессия» в
научной литературе и специфика агрессии в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику проявления агрессии в подростковом
возрасте.
4. Реализовать
программу
по профилактике проявления агрессии в подростковом возрасте и определить ее
результативность.
5. Сформулировать
практические рекомендации педагогам и родителям по профилактике проявления
агрессии в подростковом возрасте.
Объект исследования: проявления агрессии у подростков.
Предмет исследования: диагностика и
профилактика проявления агрессии в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: профилактике
проявления агрессии у подростков будут способствовать следующие педагогические
условия:
— учет
особенностей агрессивного поведения у подростков;
—
составление и реализация комплекса коррекционно-развивающих занятий, основанных
на использовании психогимнастики как разновидности групповой терапии;
—
привлечение родителей подростков к коррекционно-развивающей работе.
Методы исследования:
— теоретический анализ
литературы;
— тестирование;
— формирующий
эксперимент;
— качественная и
количественная обработка данных;
—
математико-статистическая обработка данных.
Методики
исследования:
—
опросник Басса-Дарки;
— опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р.
Лазаруса и С. Фолкмана;
— опросник «Индикатор
копинг-стратегий» Д. Амирхана.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении
научных сведений по проблеме психологических особенностей развития в
подростковом возрасте; в выявлении научных позиций по вопросу содержания
понятия «агрессия» и специфики агрессии в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования
предложенной в работе программы по профилактике проявления
агрессии в подростковом возрасте в воспитательном процессе общеобразовательных
учреждений.
Заключение:
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель
работы, что позволило изучить диагностику
и профилактику проявления агрессии в подростковом возрасте. Достижению
указанной цели способствовало решение следующих задач:
— были представлены психологические
особенности развития в подростковом возрасте;
— были приведены
содержание понятия «агрессия» в научной литературе и специфика агрессии в
подростковом возрасте;
— была проведена диагностика проявления агрессии
в подростковом возрасте;
— была реализована программа по профилактике проявления
агрессии в подростковом возрасте и определена ее результативность;
— были сформулированы практические рекомендации педагогам и родителям
по профилактике проявления агрессии в подростковом возрасте.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил
доказать гипотезу исследования о том, что
профилактике проявления агрессии у подростков
будут способствовать следующие педагогические условия:
— учет
особенностей агрессивного поведения у подростков;
—
составление и реализация комплекса коррекционно-развивающих занятий, основанных
на использовании психогимнастики как разновидности групповой терапии;
—
привлечение родителей подростков к коррекционно-развивающей работе.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1.
Психологические особенности развития в подростковом возрасте Возраст
индивида является автономным периодом развития человека, отличающимся определенным
своеобразием. Возрастные периоды человеческого развития выделяются на основании
характеристик онтогенеза, специфических особенностей культурных представлений
или социальных процессов. Подростковый возраст является примером скорее
онтогенетического выделения возраста, поскольку он связан с началом полового
созревания (пубертатом). К подростковому периоду в связи с этим можно отнести
период с 10-12-летнего возраста до 15-17-летнего возраста. В этом возрасте, в
связи с его важностью и противоречивостью, ученые также определяют отдельные
этапы. В частности, младший подростковый возраст характеризуется периодом от
10-12 лет до 13 лет; средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15 лет до 17
лет. Таким образом, можно говорить о соответствии младшего подросткового
возраста с докритической стадией, среднего подросткового возраста – с
критической стадией, старшего подросткового возраста – с посткритической
стадией развития[1].
Отечественная
возрастная периодизация используется в качестве основной теории в исследованиях
Л.С. Выготского[2]. В соответствии с его теорией, процесс развития
заключается в присвоении индивидом социально-исторического опыта вследствие
взаимодействия с окружающим пространством и иными людьми. [1] Волков Б.С. Психология подростка. СПб.: Питер, 2020. [2] Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл,
2019.