Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Деятельность социального педагога по адаптации первоклассников к общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Проблема адаптации в современной зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Специфика адаптации первоклассников к школе 12
1.3. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению 21
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 36
2.1. Выявление уровня адаптации первоклассников к школьному обучению 36
2.2. Апробация педагогических условий адаптации детей первоклассников к школьному обучению 41
2.3. Выявление динамики уровня адаптации детей первоклассников к школьному обучению 47
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Введение:
Актуальность выбранной темы определяется тем, что усиление учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Начало обучения ребенка в первом классе — сложный и ответственный этап в его жизни, ведь происходит очень много изменений. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция школьника: был ребенком, теперь стал школьником; меняется социальный институт обучения и воспитания.
Период перехода ребенка к школьной жизни называется периодом социально-психологической адаптации. Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит к возникновению не только ряда проблем во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов [6].
В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса, что связано именно с трудностями адаптационного периода.
К вопросу адаптации первоклассников с позиции исследования обращались: Леонтьев А.Н., Лурии A.Р, Божович Л., Мухина В.С. Исследование социально-психологической адаптации первоклассников и особенности развития детей этого возраста рассмотрены в работах Каверина В.А., Безруких М.М., Гуткин Н.И., Горланова Е.М., Дубровина И.В., Ефимовой С.П., Захарова А.И. и другие.
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении нового социального статуса «ученик», а также в налаживании эффективного общения со сверстниками и учителем [17]. Именно поэтому, значительное внимание уделяется налаживанию работы и общению первоклассников с педагогами в тех или иных рамках работы социального педагога.
Основная задача работников образования в период вступления первоклассников в школу является содействие в успешной адаптации детей. Ведь успешная адаптация первоклассника является необходимым условием развития его индивидуальности, продуктивной активности и творчества.
Успешная адаптация первоклассника к новым условиям жизнедеятельности во многом зависит именно от эффективности взаимодействия социального педагога с педагогами. Именно от их совместных усилий зависит легкость привыкания ребенка к школе, а значит и его эмоциональное состояние, работоспособность, успешность в учебе. Взаимодействие психолога, педагогов и родителей появятся залогом успешной адаптации первоклассника.
Таким образом, особенности периода адаптации первоклассника к условиям обучения, большое количество проблем в успешной социально-психологической адаптации детей и необходимости проведения социально-психологической работы в условиях обучения первоклассников обусловила актуальность данной работы «Деятельность социального педагога по адаптации первоклассников к общеобразовательной школе».
Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально — психологической адаптации первоклассников к обучению.
Гипотеза исследования. Успешность социально — психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения зависит от:
— эффективности взаимодействия социального педагога с педагогами.
— взаимодействие социального педагога, педагогов и родителей.
— соблюдение рекомендаций, которые были сформулированы социальным педагогом и педагогом.
Объект исследования: процесс адаптация первоклассников к условиям обучения.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по содействию адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
3. Разработать программу социально-психологической поддержки первоклассников и наметить пути её реализации в адаптационный период.
4. Провести апробацию эффективности разработанной программы психологической поддержки первоклассников и выяснить результативность её внедрения методом оперативной диагностики.
Методы исследования:
1. Сбор данных о заболеваемости первоклассников
2. Анкета «выявления наличия психосоматических симптомов дезадаптации».
3. Анкета «Определение уровень дезадаптации».
4. Проективные методики «Домики» и «Ступеньки».
5. Методика «Школа зверей»
Практические значения. Результаты исследования представляют интерес для специалистов, работающих в сфере социальной работы в образовательных учреждениях. Данная работа может быть использована как социальными работниками или практическими психологами в работе с первоклассниками, а также в написании научных работ и статей.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Заключение:
На основе теоретико-методологического анализа современной научной литературы рассмотрен вопрос о социально-психологическую адаптацию первоклассников к условиям школьного обучения. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям. Главную роль в адаптации дитя к обучению принадлежит учителю. Который должен создать благоприятный климат в классе также постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Проанализировав понятийно-категориальный аппарат рассмотрено терминологию данной работы: адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, групповая работа, дезадаптация, группа риска, дети младшего школьного возраста или первоклассники на основе исследований таких педагогов и психологов как Каверина В.А., Безрукого М.М., Гуткин Н.И., Горланова Е.М., Дубровина И.В., Ефимовой С.П., Захарова А.И. и другие.
Для определения социально-психологической адаптации первоклассников было проведено по предложенным методикам исследования для определения социально — психологической адаптации первоклассников в условиях школьного обучения. Проведен опрос родителей и учителей, сделано сбор данных о заболеваемости первоклассников. Обследование первоклассников было проведено с помощью проективных методы. Результаты исследования показали, что в целом уровень адаптации первоклассников к обучению в школе есть достаточный. Ученики, которые имеют низкие показатели по всем или большинству исследуемых аспектов требуют дальнейшего сопровождения со стороны учителей, родителей и социального педагога. Именно для этой категории учащихся был составлен ряд рекомендаций, направленных на повышение уровня адаптивности первоклассников к обучению. Также разработаны адаптационный тренинг, основной целью которого было повышение уровня адаптации к условиям обучения в школе. Также была проведена работа с родителями, а именно был разработан буклет «Рекомендации родителям по адаптации учащихся первого класса».
Таким образом, проделанная работа была направлена, как на учеников первого класса, так и учителей, и родителей учеников. Такая масштабность работы свидетельствует об актуальности и необходимости социальной работы в рамках школьного обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Проблема адаптации в современной зарубежной и отечественной психологии
Вопросам адаптации и дезадаптации посвящено немало отечественных и зарубежных исследований. Сущность понятия адаптации рассматривается в работах Б.Т. Лихачева, Л.А. Беляевой, И.С. Кона и др.
В настоящее время человечество переходит на новую качественную ступень развития, в связи с чем, еще больше возрастает актуальность проблемы адаптации, как наиболее универсального механизма, обеспечивающего эволюционное развитие человека [47]. В словаре русского языка С.И. Ожегова адаптация определяется как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» [39]. Само понятие «адаптация» (поздне- лат. adaptatio — приспособление, прилаживание, лат. adapto – прилаживаю) изначально отталкивается от биологизаторских позиций. С точки зрения биологических наук адаптация является совокупностью морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающих возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
Психологические исследования раскрывают проблемы адаптации человека как личности в различных формах деятельности, в различных социальных условиях.
Человек является биосоциальной системой, поэтому изолированное изучение психологических особенностей без учета биологических и социальных факторов считают неполным (В. Брушлинский, Б. Ломов, К. Платонов).
Психология изучает преимущественно индивидуальную адаптацию – адаптацию личности.
В настоящее время в зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию адаптации личности, в частности, психоаналитическая концепция адаптации разработана в трудах Г. Гартмана, А. Фрейда, С. Фрейда. Последний определял адаптацию как результат гомеостатического равновесия личности в соответствии с требованиями окружения (среды) [61]. Такое толкование этого термина опирается на представление автора о трех подсистемах психической сферы личности: Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Над-Я).
Понимание З. Фрейдом процесс адаптации личности в окружающей среде критиковал В. Франкл, утверждавший, что в противоположность теории гомеостаза напряжение не является чем-то, чего нужно избегать. Здоровая доза напряжения, по его мнению, порождаемая смыслом, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия [57].
Развивая учение З. Фрейда, К.-Г. Юнг – основатель аналитической психологии – рассматривал личность как сложное структурное образование, сочетающее в себе сознание, личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности, по его мнению, играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, остающейся от всего человечества и влияющее на адаптацию человека, определяя его поведение с момента рождения [51].
Продолжали исследование процесса адаптации в психоаналитической традиции Г. Гартмана и Г. Селье. Основное расхождение взглядов Г. Гартмана с идеями З. Фрейда заключается в том, что адаптация содержит не только процессы, связанные с конфликтными ситуациями, но и процессы, составляющие свободную от конфликта сферу Я. Особое значение автор придавал социальной приспособленности индивидов, отмечая, что «задача адаптации к другим людям предстает перед лицом со дня рождения» [61].
Г. Селье ввел понятие общего адаптационного синдрома как совокупности неспецифических адаптивных реакций индивида в ответ на действия разных стрессоров. Ученый считал, что степень адаптации личности определяется характером ее эмоционального самочувствия. Он выделил два уровня адаптации: адаптированность (отсутствие тревоги) и дезадаптированность (наличие тревоги) [43].
Близки к психоаналитической теории являются идеи К. Горни, которая сначала следовала основополагающим принципам концепции З. Фрейда, но постепенно отошла от них и создала социокультурную теорию личности. В отличие от основателя психоанализа она не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. В то же время утверждала, что базальная тревога возникает из-за отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях и представляет собой «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» [59].
Положительно оценивая поиски сторонников социокультурной концепции, важно подчеркнуть, что степень адаптации личности определяется характером ее эмоционального самочувствия. Адаптация при этом связывается с достижением удовлетворения и избегания тревоги, а дезадаптация – с наличием последней во внутреннем мире личности. Именно от отсутствия или наличия тревоги зависит психическое здоровье человека, степень его социумной приспособленности. В этой связи интересны взгляды А. Адлера — последователя З. Фрейда, автора индивидуальной психологии, согласно которым показателем психического здоровья человека является степень выражения его социального интереса и стремление преобладать. Последнее, по его мнению, коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающим. Поэтому каждый индивид и стремится к более совершенным взаимоотношениям с окружающей средой [38].
Влиятельные теоретики постфройдизма предпринимали многочисленные попытки пересмотреть психоанализ, чтобы показать исключительное значение Эго-процессов и проследить их развитие в жизнедеятельности личности. Однако наиболее основательную психологическую теорию удалось создать Э. Эриксону, рассматривавшему Эго как автономную структуру личности, основным вектором развития которой является социальная адаптация [57].
Его-психология Э. Эриксона очень близка к другому направлению исследований социальной адаптации, которое связано с гуманистической психологией А. Маслоу и Э. Фромма. Так, А. Маслоу определяет психологическую неприспособленность как «болезнь лишения» и считает, что она вызвана фрустрацией фундаментальных дефицитарных потребностей личности [43].
Феноменологический подход в психологии также исследует личностные черты и свойства, формируемые у адаптированного индивида («полноценно функционального человека», по К. Роджерсу). Среди них выделяют: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность [40].
Заслуживает внимания и гуманистический психоанализ Э. Фромма. По его мнению, взрослые и дети находятся в состоянии постоянного конфликта потому, что стремятся к свободе и в то же время хотят чувствовать себя объединенными и неделимыми с другими. Э. Фромм замечал, что высокая приспособленность человека к окружающей среде достигается путем отказа от собственной индивидуальности, а потому утраты своей самости [57]. Иными словами, адаптация личности к социуму является не всегда компромиссом между его внутренними потребностями и внешними требованиями окружающей среды.
Своеобразную психологическую характеристику адаптированной личности находим и в диспозиционной психологии, ярким представителем которой Г. Олпорт. В отличие от многих персонологов, он считает, что хорошо приспособленная – это психологически зрелая личность, характеризующаяся такими чертами, как: широкие границы «Я»; теплые, сердечные социальные отношения с окружающими; реалистическое восприятие; высокая способность к самопознанию; наличие гуманистических стоимостных ориентаций [61].
Представленный теоретический анализ дает основание утверждать, что среди зарубежных ученых имеются немалые разногласия как во взглядах на природу адаптации человека в целом, так и в толковании психологического содержания адаптационного процесса личности, в частности. Преимущественно они выделяют четыре вида адаптации: биологическую, социальную, социально-психологическую, психосоциальную и обосновывают два уровня адаптации: адаптированность – дезадаптированность, определяя их сущность на теоретико-методологических началах собственного понимания психологической организации внутреннего мира индивида.
Согласно традициям отечественной физиологии, психофизиологии и психологии адаптация рассматривается как явление, тесно связанное с исследованием проблем личности. Поэтому отечественные психологические концепции, теории и подходы к изучению адаптации обосновывают разные стороны личностного развития. Так, для Л. Выготского конечной целью любого воспитания является «приспособление ребенка к той среде, в которой ему придется жить и действовать» [14]. Он отстаивает принцип активности, утверждая, что отношение человека к среде должно носить характер активности, а не простой зависимости [14].
Одним из основателей акмеологического подхода в исследовании адаптации является Б. Ананьев, рассматривавший человека как систему, содержащую индивидный, личностный и субъектный уровни. Согласно этому адаптация должна включать три подсистемы свойств: 1) подсистему индивидных свойств, интегрируемых в темпераменте; 2) подсистему личностных свойств, интегрируемых в характере; 3) подсистему субъектных свойств, высшей формой интеграции которой являются способности [4].
Важным шагом к объяснению приспособительной деятельности организма явилась теория функциональных систем П. Анохина. Ведущее место в этой теории занимает понятие саморегуляции, рассматриваемое автором как принцип динамической организации систем разного уровня, необходимый для нормальной жизнедеятельности организма и его уравновешенности с внешней средой [3].
Анализ психологических концепций адаптации отечественных авторов, отстаивающих деятельностный подход, показывает, что активно используются только два уровня функционирования этого явления: адаптированность и неадаптированность (или дезадаптированность). В то же время отрицает такое дихотомическое деление А. Реан, считающего, что кроме вышеупомянутых, существуют и промежуточные варианты — уровни. Он дает оригинальную модель социальной адаптации [3]. При этом внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, личностным комфортом, состоянием удовлетворения, отсутствием дистресса и угрозой; а внешний – отражает соответствие реального поведения личности наставлениям общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам [24].
А.Р. Гумерова определяет социально-психологическую адаптацию личности как процесс вхождения человека в систему внутригрупповых отношений, приспособления к этим отношениям, формирование образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм этой группы, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этой группе [20].
Анализ трудов отечественных психологов позволяет утверждать, что в современной отечественной психологии существует целостное представление о системе адаптационных процессов личности, а содержание наполнения категории «адаптация» достаточно разностороннее. Однако большинство авторов под адаптацией понимают процесс и результат активного приспособления человека к условиям среды. Однако следует отметить, что адаптация является тем социально-психологическим процессом, который при благоприятных обстоятельствах обеспечивает состояние адаптированности личности.
Таким образом, социально-психологическая адаптация – это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей сопоставлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума. Социально-психологическая адаптация предполагает собой начальную стадию «социализации личности», совпадающую с периодом детства. На данном этапе осуществляется вступление первоклассника в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Социальные переживания, которые отражают отношение ребенка к общественному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации первоклассников.