Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Деятельность сетевой журналистики в период пандемии на примере РБК

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Сетевая
журналистика как универсальное средство массовой информации в период пандемии. 8

1.1. Сущность  и типология сетевых изданий. 8

1.2. Специфика сетевой
журналистики: характерные особенности и функции  13

1.3. Влияние пандемии на
развитие сетевой журналистики. 22

Глава 2. Анализ
особенностей развития сетевого издания «РБК» в период пандемии  31

2.1. Общая характеристика
онлайн-издания «РБК». 31

2.2. Изменение методов
работы и источников получения информации журналистами «РБК» в период пандемии. 40

2.3. Жанровая специфика
публикаций издания «РБК» в период пандемии. 46

2.4. Изменение тематики
контента сетевого издания «РБК» на разных этапах пандемии  56

Заключение. 63

Список использованных
источников и литературы.. 66

Приложения. 75

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Журналистика, как четвертая ветвь власти, всегда реагирует на
те изменения, которые происходят в обществе, стремясь не только обеспечить
высокий уровень информированности населения в вопросах общественной жизни, но и
способствовать оптимизации условий жизнедеятельности, повышению качества
социальных процессов и т.д. Исходя из этого, закономерной является и реакция
журналистского сообщества на изменения в общественной жизни, связанные с
пандемией коронавируса. Именно фактор пандемии и карантинных ограничений,
которые были введены во всех странах мира с целью остановки темпов
распространения коронавирусной инфекции, выступают сегодня основными
детерминантами, которые определяют особенности функционирования различных
общественных институтов, в т.ч. и СМИ. Для многих сфер общественной и
производственно-хозяйственной жизни социума пандемия стала фактором снижения
деловой активности, сокращения объема выполняемых работ. В журналистике же,
наоборот, сформировался высокий спрос на информацию. Во-первых, этому
способствовало то, что в условиях нагнетания эпидемиологической обстановки
именно СМИ выполняли основную работу по информированию граждан, формированию их
ответственного отношения к проблеме, к своему и чужому здоровью, донесению до
населения решений органов власти в сфере борьбы с пандемией. То есть,
значительно усилилась роль информационной, пропагандистской функции средств
массовой информации. Благодаря слаженной работе журналистов население даже в
условиях карантина оставалось на связи с внешним миром, получая необходимые
новости, информацию об эпидемиологической обстановке в мире, стране, регионе и
т.д. С другой стороны, карантинные ограничения привели к росту спроса на
развлекательный, образовательный контент СМИ. В условиях свободного времени
население с помощью средств массовой информации не только интересно, но и
качественно проводило досуг. В таких условиях особенно важным каналом
предоставления информации гражданам стали сетевые издания, поскольку доступ к
онлайн-СМИ не сопряжен с возможными рисками заражения коронавирусной инфекцией,
как, например, при покупке печатных изданий. Исходя из этого, именно сетевые
издания стали в период пандемии основным и наиболее безопасным каналом распространения
информации, в частности на темы, сопряженные с пандемией COVID-2019.

Кроме того, важно понимать, что пандемия не только
значительно повысила роль СМИ в обеспечении населения важной информацией, но
также и повлияла на методы работы журналистов. Так, с учетом карантинных
ограничений возникли значительные трудности в процессе сбора информации: не
проводятся массовые пресс-конференции, или же они организовываются в новых
интернет-форматах, невозможным становится проведение личного интервью, поэтому
получение сведений от экспертов или участников определенных событий часто требует
использования дистанционных каналов получения информации и т.д. В таких
условиях значительно изменяются каналы получения информации журналистами,
наиболее популярными информационными источниками становятся различные
онлайн-мероприятия государственных структур и политических деятелей, заявления
и публикации известных людей в социальных сетях, на собственных Ютуб-каналах, в
блогах и т.д.

Об актуальности данной темы также свидетельствует отсутствие
комплексных научных исследований, посвященных этим вопросам, что связано с
кратким периодом воздействия пандемии на все сферы жизни, в т.ч. и на СМИ. В то
же время, на сегодня уже разработаны различные рекомендации для журналистов,
которые направлены на оптимизацию их работы в период карантинных
ограничений. Таким образом, пандемия и взаимосвязанные с ней карантинные
ограничения имеют разнонаправленное влияние на работу журналистов и редакций
различных СМИ, в т.ч. и онлайн-изданий. 
Все вышесказанное определяет актуальность темы данной работы:
«Деятельность сетевой журналистики в период пандемии», выполненной на примере
сетевого издания «РБК».

Степень
разработанности темы. В научной литературе сегодня достаточно глубоко
исследованы вопросы деятельности сетевых (интернет-СМИ). В частности, специфика
онлайн-изданий рассмотрена в работах таких исследователей как А.А. Амзин[1], М. М. Лукина[2], М.Н. Ким[3], Г.В. Кожевников и Т.Г. Куприянова[4], Л.К. Лободенко[5], С.Г. Машкова[6] и др.

Также сегодня уже достаточно хорошо изучены механизмы
конвергенции в журналистике и функционирования конвергентных редакций, каковой
является и редакция исследуемого сетевого издания «РБК». Сущность и специфику
работы таких СМИ описывают А.Г. Качкаева[7], И.И. Карпенко[8], О.И. Молчанова[9] и др.

Но при этом в научных источниках практические нет
исследований, посвященных влиянию пандемии на работу сетевых изданий. Это
связано с кратким периодом воздействия пандемии на все сферы жизни, в частности
и на СМИ. В то же время на сегодня уже разработаны различные рекомендации для
журналистов, которые направлены на оптимизацию их работы в период карантинных
ограничений. Цель исследования
– рассмотреть специфику развития сетевого издания «РБК» под влиянием фактора
пандемии.

В соответствии с поставленной целью задачи исследования в дипломной работе сформулированы следующим
образом:


определить сущность  и типологию сетевых изданий;


рассмотреть специфику сетевой журналистики:
характерные особенности и функции;


охарактеризовать влияние пандемии на развитие
сетевой журналистики;


дать общую характеристику онлайн-издания «РБК»;


изучить тенденции изменения методов работы и
источников получения информации журналистами «РБК» в период пандемии;


проанализировать жанровую специфику публикаций
издания «РБК» в период пандемии   ;


проследить изменение тематики контента сетевого
издания «РБК» на разных этапах пандемии. Объект исследования
в данной дипломной работе – сетевое издание «РБК» в период пандемии.

Предмет исследования
– деятельность сетевого издания «РБК» в период пандемии.

Эмпирическую базу
исследования составляют публикации в сетевом издании «РБК» с 1 марта 2020
года по 20 мая 2021 года.

Методология
исследования. В ходе выполнения данной дипломной работы был использован
комплекс методов исследования, который включает, с одной стороны общенаучные
методы исследования, используемые на всех этапах анализа (анализ и синтез,
индукция и дедукция), а также и систему специальных методов исследования:


на этапе систематизации теоретических положений
по теме работы был использован реферативно-аналитический метод и метод  сравнения;


на этапе описания преимуществ и недостатков
разных типов СМИ, в т.ч. и сетевых изданий, был использован метод
систематизации. Этото же метод положен в основу систематизации жанров и
тематики публикаций на страницах сетевого издания «РБК»;


метод мониторинга информационных ресурсов и
контент-анализ,  которые применялись на
этапе анализа журналистских материалов онлайн-издания «РБК», его тематической
структуры.

Новизна исследования состоит
в выделении основных направлений влияния пандемии на деятельность сетевых
изданий. В частности, во время пандемии изменились методы работы и каналы
получения информации журналистами, произошли изменения жанровой системы
изданий, значительные изменения испытала тематика публикаций. Практическая
значимость исследования состоит в том, что проведенный теоретический
анализ, оценка рекомендаций экспертов и рассмотренные особенности развития
сетевого издания «РБК» на современном этапе дают возможность сформулировать
комплексные рекомендации, направленные на совершенствование работы сетевых
изданий в период пандемии. Этот опыт полезен сегодня, а также может стать
полезным и в будущем, поскольку, как прогнозируют эпидемиологи, человечество
все чаще будет сталкиваться с новыми возбудителями, которые могут приводить к
пандемиям. Структура дипломной
работы включает введение, две главы с параграфами, заключение и список
использованной литературы. Первая глава является теоретической и раскрывает
специфику интернет-СМИ, описывая их преимущества и недостатки, основные
функции, жанрово-тематические особенности и их изменение под влиянием пандемии.
Во второй главе на основании анализа публикаций сетевого издания «РБК» показана
специфика жанрового и тематического разнообразия контента онлайн-журналистики в
период пандемии коронавируса. [1]
Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для вузов. / А. А.
Амзин. – М. : Аспект Пресс. – 2011. – 142 с. [2]
Лукина, М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина. – М.:
Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. – 87 с. [3]
Ким, М. Н. Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Стандарт
третьего поколения. / М. Н. Ким, Е. М. Пак. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с. [4]
Кожевников, Г. В. Печатные и электронные средства информации: конспект лекций /
Г. В. Кожевников, Т. Г. Куприянова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2016. —
146 с. [5]
Лободенко, Л. К. Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в СМИ. Монография /
Л.К. Лободенко. – Челябинск: Цицеро, 2015. – 160 с. [6]
Машкова, С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С. Г. Машкова. – Тамбов
: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с. [7]
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в
мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 200 с. [8]
Карпенко, И. И. Конвергенция в медиасреде: понятие и типы / И. И. Карпенко //
Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2013. – №13(156). Выпуск 18. –
С. 190-194. [9]
Молчанова, О. И. Модификация деятельности журналиста в условиях
медиаконвергенции / О. И. Молчанова // Вестник науки Сибири. – 2018. – №3(30).
– С. 125-134.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование характерных особенностей сетевых изданий как
основного элемента интернет-журналистики позволило выделить такие их признаки:
гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Также для
интернет-изданий характерны модифицированные жанры журналистики (например,
использование лонгридов), оперативность (частое обновление контента),
преобладание авторских текстов.

В целом, для интернет-изданий характерны такие следующие
преимущества по сравнению с другими видами СМИ: оперативность; неограниченный
объем выпусков изданий; возможность сохранения архивов; доступность;
неограниченный географический охват; возможность повторного использования
информации; низкая себестоимость. Вместе с тем, одной из проблем в работе
журналистов интернет-изданий являются трудности к получению доступа к первичной
информации (репортажи важных событий, интервью известных личностей и т.д.).

Специфика подготовки журналистских материалов для
интернет-изданий связана с особенностями самих интернет-изданий, психологии
восприятия электронных текстов читателями, характерными жанровыми отличиями
текстов интернет-изданий. Жанровая специфика интернет-изданий связана,
во-первых, с возможностью использования характерных жанров (лонгридов), а
во-вторых, со значительной модификацией и смешением жанров.

Значительное влияние на жанрово-тематические особенности
сетевых изданий на современном этапе оказывает пандемия коронавируса. Это
влияние включает несколько основных направлений: новые требования к работе
журналистов с учетом необходимости соблюдения дистанции и профилактики
заражения; высокие риски профессиональной деятельности журналистов; возрастание
социальной роли СМИ и повышение уровня доверия населения к официальным СМИ.
Также пандемия коронавируса повлияла и на жанрово-тематические особенности интернет-СМИ.
Это нашло проявление в: увеличении публикаций статистических данных, их
анализа; увеличении публикаций в жанре интервью с экспертами в сфере
эпидемиологии, медицины; увеличение публикаций в жанре репортажа из медицинских
учреждений (для демонстрации ситуации с уровнем заболеваемости), средств
обычного скопления населения (для представления результатов карантинных
ограничений), государственных и региональных структур, отвечающих за
эпидемиологическую безопасность (для демонстрации хода принятия управленческих
решений) и т.д.; увеличение публикаций в жанре экспертных комментариев;
увеличение публикаций в жанре рекомендаций; увеличение количества публикаций в
жанре прогноза и обзора; увеличение публикаций пропагандисткой тематики, в
основе которой лежит пропаганда правильной схемы поведения в период пандемии.

Эти выводы были подтверждены в процессе практического
исследования публикаций интернет-издания «РБК».

Изменение методов работы журналистов издания «РБК» нашло
проявление в использовании методов удаленного доступа для получения интервью,
посещения мероприятий для прессы, которые начали проходить в онлайн-формате.
Также в период пандемии выросла роль методов аналитической обработки
статистических данных в формате инфографики, которые демонстрировали изначально
преимущественно динамику заболеваемости на коронавирус, позже – динамику
изменения финансово-экономических рынков под влиянием пандемии.

Также проведенный анализ показал, что жанровая специфика
публикаций издания «РБК» в период пандемии обоснована: во-первых, его
электронным форматом (поэтому значительную долю публикаций сопровождает
инфографика, медиаконтент, используется жанр лонгрида); во-вторых, его
специализацией, ведь издание является деловым, поэтому и большинство материалов
в нем – аналитических жанров; в-третьих, влиянием пандемии, в результате чего
значительная часть публикаций издания «РБК» подготовлена в жанре экспертных
комментариев, рекомендаций, прогнозов, версий, экспертных интервью,
демонстраций опыта, версий и прогнозов и т.д. Результаты контент-анализа свидетельствуют о том, что в
период пандемии около 80% публикаций сетевого издания «РБК», так или иначе,
затрагивали тему коронавируса и карантинных ограничений, их влияния на
экономику и общественность. При этом СМИ выполняют важные функции
информирования населения о самых актуальных проблемах: в начале пандемии это
были симптомы коронавируса, рекомендации эпидемиологов, сегодня это –
последствия пандемии, вопросы вакцинации и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сетевая журналистика как универсальное
средство массовой информации в период пандемии 1.1. Сущность 
и типология сетевых изданий Одним из основных факторов, которые определяют современные
тенденции развития журналистики, является использование новейших технологических
платформ в системах коммуникации[1].
Прежде всего, речь идет о сети Интернет, которая с момента своего создания
значительно изменила все сферы жизнедеятельности современного человека на
личном, корпоративном, отраслевом и государственной уровне. Особенно
значительным является влияние Интернета на сферу журналистики. Распространение
сетевых технологий коммуникации способствовало не только изменению методов
работы журналистов, но и созданию новых типов СМИ, изменению общего механизма
доставки информации пользователям. В результате в системе средств массовой информации
сформировался отдельный тип СМИ – сетевые издания. Их также в научной
литературе называют Интернет-СМИ, онлайн-СМИ, электронные СМИ. Для понимания сущности и специфики сетевых изданий важно
охарактеризовать составляющие родовые понятия – «сети Интернет», «средства
массовой информации».

Что касается понятия
Интернета, то традиционно под ним понимают относительно новую информационную
технологию, которая дает возможность осуществлять поиск определенных данных.
При этом сеть Интернет использует различные варианты и механизмы поиска и предоставления
информации:


поиск данных по всему
содержимому текста в документе (это так называемый полнотекстовый поиск);


поиск информации по заданным метаданным.
В основе такого поиска лежит отбор материалов по их определенным
характеристикам (например, по наличию изображений);


поиск данных по гиперссылкам. В
рамках такого поиска возможен многоуровневый переход от одного документы к
другим к другим по установленным авторами ассоциативным связям между
электронными документами;


адресный поиск, в основе
которого лежит поиск конкретного материала по заданному электронному адресу
данной информации. Такими  адресами в
Интернет-сети могут выступать: адрес веб-сервера или отдельной веб-страницы,
элементы библиографической записи и т.п.[2].

Определим также сущность
СМИ. При широком подходе к интерпретации указанного понятия под средствами
массовой информации в их общей совокупности понимают отдельный социальный
институт, функции которого включают поиск, сбор и аналитическую обработку
данных, их подготовку к распространению и непосредственно распространение  информации в обществе с доставкой ее массовому
потребителю. При более узком подходе под отдельными СМИ понимают продукт
деятельности в сфере журналистики, который содержит определенную информацию,
предназначенную для массового пользователя.

С учетом вышесказанного
сетевые издания можно определить как вид СМИ, спецификой которых является
использование сети Интернет для трансляции информации массовым пользователям.

Следует понимать, что не все Интернет-ресурсы можно
охарактеризовать как СМИ. Как отмечет М.М. Лукина, понятие Интернет-ресурсов
значительно шире, поскольку они, кроме СМИ, включают и [1]
Лободенко Л.К. Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в СМИ. Монография. –
Челябинск: Цицеро, 2015. – С.17. [2]
Волкова В.Н. Классификация информационных технологий / В.Н. Волкова, А.Ю.
Васильев, А.А. Ефремов, В.Н. Юрьев // Открытое образование. – 2015. – №5. – С.
20.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы