Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Юриспруденция

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Деятельность президента РФ как гаранта прав человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.. 6

1.1. Конституционная обязанность
Российского государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод
человека и гражданина. 6

1.2. Место Президента РФ в системе
государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 8

1.3. Полномочия Президента РФ по
гарантированию прав и свобод человека и гражданина. 13

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.. 39

2.1. Взаимодействие Президента РФ с
Федеральным Собранием в гуманитарной сфере. 39

2.2. Роль Президента РФ в обеспечении
прав человека органами исполнительной власти Российской Федерации. 42

2.3. Взаимодействие главы государства
с судебными органами и органами прокуратуры Российской Федерации по защите прав
и свобод человека и гражданина. 48

Заключение. 57

Список
использованных источников.. 57

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современных
условиях развития общества важнейшим направлением является задача повышения
эффективности института президентства как одного из основных элементов
совершенствования политической системы страны.

Президент Росссийской Федерации не входит не в одну
из традиционных ветвей власти, а занимает особое положение главы государства.
Поэтому в свете требований правового государства, проблемы правового статуса
Президента РФ требуют комплексного правового исследования. Актуальность темы
исследования определена также относительной новизной института президентства
для Росссийской Федерации и
особым местом в системе государственной власти.

В
российской действительности анализ института президента особенно актуален. За
время непродолжительного существования института президента менялись его
нормативная база и реальное влияние на политику государства. Это зависело как
от личности главы государства, так и от внешне- и внутриполитических факторов,
воздействующих на институт президента. Главами государств на посту президента,
особенно в первые несколько лет существования данного института, допускались
ошибки и превышения должностных полномочий. Анализ самого института президента,
его прошлого состояния и дальнейшего развития может помочь избежать повторения
ошибок, допущенных ранее.

Степень научной разработанности темы. Вопросы, связанные с институтом
президента, и различные аспекты его правового статуса в современной России,
изучались в работах C.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Г.В. Барабашева, Д.Н. Бахраха,
A.A. Белкина, К.С. Вельского, Н.В. Витрука, В.Ф. Воловича, Б.И. Габричидзе,
Г.В. Дегтева, Ю.И. Дмитриева, A.JI. Журавлева, Д.Л. Златопольского, С.Ю.
Кашкина, Д.А. Ковачева, А.Е. Козлова, Е.И. Козловой, Е.И. Колюшина, М.А.
Краснова, Н.М. Конина, A.A. Котенкова, Б.С. Крылова, В.О. Лучина, В.И. Лысенко,
В.В. Маклакова, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, H.A. Михалева, JI.A. Окунькова,
А.Н. Писарева, C.B. Поленина, JI.JI. Попова, A.C. Постникова, В.И. Радченко,
М.Р. Сафарова, H.A. Сахарова, Г.Н. Селезнева, Б.А. Страшуна, В.Г. Стрекозова,
Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Т.Я. Хабриевой, Г.Н. Чеботарева, B.Е. Чиркина,
А.Н. Шохина, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева, JI.M. Энтина.

Институт президента был предметом
диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата юридических наук
следующих авторов: Е.А. Тихон, C.B. Березки, И.Л. Волошенко, О.Н. Кичалюк, A.M.
Ковалева, Л.Б. Лукьяновой, Л.Н. Плехановой, В.И. Радченко, H.H. Скрыпникова,
М.С. Степаняна, И.В. Филиппова, И.Д. Хутинаева, B.C. Чепикова; доктора
юридических наук — В.И. Кайнова, В.Н. Суворова. Значительное место институту
президента в своих диссертационных исследованиях уделили A.M. Голощапов, Д.С.
Ашаев.

Цель
работы: исследовать особенности конституционно-правового статуса Президента РФ
и его полномочий как гаранта прав человека.

Задачи
исследования:

— рассмотреть
конституционную обязанность Российского государства по признанию, соблюдению и
защите прав и свобод человека и гражданина;

— охарактеризовать место
Президента РФ в системе государственного обеспечения прав и свобод человека и
гражданина;

— исследовать полномочия
Президента РФ по гарантированию прав и свобод человека и гражданина;

— проанализировать
взаимодействие Президента РФ с Федеральным Собранием в гуманитарной сфере;

— рассмотреть роль
Президента РФ в обеспечении прав человека органами исполнительной власти
Российской Федерации;

— исследовать
взаимодействие главы государства с судебными органами и органами прокуратуры
Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Объектом исследования являются
общественные отношения в сфере конституционно-правового регулирования полномочий президента Российской Федерации как гаранта прав
человека.

Предмет исследования – нормы
права, регулирующие полномочия президента Российской Федерации как
гаранта прав человека.

Структура исследования
включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Президент занимает
особое место в государственной власти Российской Федерации. Глава государства —
это гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета
страны и целостности ее территории. Поэтому правовой статус Президента должен
быть особенно детально проработан, а граждане государства, на наш взгляд,
должны быть хорошо осведомлены о его основных функциях и полномочиях.

Президент
государства — это представитель страны, высшее должностное лицо. Он не является
институтом одной из трех ветвей власти, но это ни в коем случае не говорит о
том, что он стоит выше их всех. Президент, самостоятелен и независим, но при
необходимости тесно связан со всеми ветвями власти. Основные положения,
затрагивающие статус главы государства закреплены в главе 4 Конституции
Российской Федерации, что тоже может свидетельствовать о его самостоятельности.

Кремль считается
официальной резиденцией главы России, он находится в Москве. Символами
президентской власти являются штандарт и знак. Лицо, представляющее нашу
страну, исполняет свои полномочия 6 лет и не более двух сроков подряд.
Президент России избирается путем всеобщего прямого и тайного голосования
граждан, данное положение закреплено в ч.1 ст. 81 Конституции РФ. Требования к
кандидату на пост главы государства следующие: это должен быть гражданин
Российской Федерации не моложе возраста 35 лет, который проживает на территории
РФ в постоянном порядке не менее 10 лет. Другие подробности назначения и
вступления на должность президента содержатся в Федеральном законе "О
выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ. После вступления
на должность избранное лицо приносит присягу, текст и форма проведения которой
закреплена в ст. 82 Конституции РФ.

Как правило,
статус президента закрепляется в конституции государства и его законах.
Конституционный статус, соответственно, отображается в конституции, которая
устанавливает функции и полномочия главы государства. Следует понимать, что эти
понятия хоть близки, но не тождественны. Функции охватывают более широкую сферу
деятельности президента, нежели его полномочия, так как последние вытекают из
функций. Функции есть наиболее важные общие обязанности, которые вытекают из
его положения в системе государственных органов, а полномочия — это уже
конкретные прав и обязанности главы государства по вопросам, которые относятся
к его компетенции. Можно сказать, что полномочия необходимы для реализации
функций. Исключительные функции и полномочия главы государства являются его
прерогативой.

Основные функции
высшего должностного лица Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции
РФ. Во-первых, Президент — глава государства. Это означает, что является
представителем государственной власти. На наш взгляд данная функция является
базой для всех остальных.

Во-вторых, он
считается гарантом не только Конституции РФ, а также прав и свобод человека и
гражданина. Таким образом, он обеспечивает безукоризненное выполнение
деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их
должностных лиц своих обязанностей, не превышая рамок дозволенных им прав. Если
необходимо президент обязан разрабатывать и предлагать законы либо принимает и
издает указы, улучшающие в той или иной мере положение общества в стране.

Президент
обеспечивает охрану суверенитета, независимости и государственной целостности
России. Это означает, что в случае нарушения или угрозы нарушения суверенитета,
независимости и государственной целостности ему необходимо предпринять
соответствующие меры, которые по возможности предотвратят нарушения в отношении
нашего государства. Порядок осуществления данной функции установлен Конституцией
РФ. В данной ситуации лицо, возглавляющее государство должно действовать
оперативно и адекватно, принимая разумные решения.

Президент является
лицом, обеспечивающим согласованное функционирование и взаимодействие
государственных органов. Данную функцию он осуществляет при разногласиях или
конфликтах между не только федеральными органами государственной власти, но
также и государственными органами субъектов РФ путем согласительных процедур.

В-третьих, глава
Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней
политики государства в соответствии с Конституцией и Федеральными законами РФ.
Реализацию данной функции он разделяет с Федеральным Собранием, которое
принимает нормативно-правовые акты, отталкиваясь от мнений и взглядов президента
по поводу вопросов социальной, финансовой или иной политики.

И в-четвертых,
высшее должностное лицо России представляет ее внутри страны и в международных
отношениях. В государстве он является, если можно так сказать, связующим звеном
взаимоотношений федеральных властей с субъектами государства. Представительная
функция на международной арене означает, что заявления и акции, которые исходят
от президента, не нуждаются в каком-либо удостоверении, и он всегда действует
как глава суверенного государства.

Его взаимодействия
с законодательной ветвью власти можно определить в следующих правомочиях.
Президент имеет право законодательной инициативы, то есть он может вносить
законопроекты на обсуждения в орган законодательной власти в соответствии с
установленной процедурой. Полномочия, связанные с законотворчеством, не
ограничиваются только законодательной инициативой. Президент РФ подписывает и
обнародует федеральные законы, вносит поправки в обсуждаемые законопроекты, а
также имеет право вето, то есть право запретить в одностороннем порядке
принятие того или иного законопроекта. Президент издает подзаконные акты, такие
как указы и распоряжения, которые являются обязательными на всей территории
государства.

Глава государства
обладает правомочием на объявление о референдуме в порядке, установленном
федеральным конституционным законом. Имеет некое влияние на законодательный
орган власти, которое проявляется в праве роспуска Государственной Думы,
назначения выборов Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и
федеральным законом. Кроме того, Президент РФ обращается к Федеральному
Собранию с ежегодным посланием об основных направлениях внутренней и внешней
политики и нынешней ситуации в стране. Вместе с Государственной Думой
осуществляется назначение на должность Председателя Центрального Банка РФ и
Президентом же ставится вопрос об отставке Председателя Центрального Банка РФ.

Право назначать и
освобождать от должности Председателя Правительства РФ, а также его
заместителей, исходя из предложенных кандидатур. Президент также может
председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Решение об отставке
Правительства также исходит от главы государства в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Если
постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции РФ,
федеральным конституционным законам и федеральным законам, Президент РФ имеет
право их отменить. Данные положения характеризуют полномочия Президента в
отношении исполнительной ветви власти.

В судебной ветви
власти полномочия состоят в предоставлении Совету Федерации кандидатуру на
назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а
также назначение судей других федеральных судов, а также предоставление Совету
Федерации кандидатуры на должность Генерального Прокурора РФ и его заместителей
и освобождение их от должности.

Формированием
Администрации Президента и Совета Безопасности занимается Президент, а
последний даже возглавляется главой государства.3 Осуществляя руководство
Вооруженными Силами РФ, Президент назначает и освобождает высшее командование и
является при этом Верховным Главнокомандующим. Утверждение военной доктрины
(декларация о политике государства в области обороны) тоже входит в полномочия
главы государства.

При наличии
внешней опасности, глава государства вводит военное положение (особый правовой
режим, который вводится на территории РФ или отдельных ее частях в случае
агрессии или угрозы агрессии, то есть применение вооруженных силы другим
государством). Об этом Президент должен сразу сообщить Федеральному Собранию
РФ. Указ о введении Президентом военного положения незамедлительно подлежит
опубликованию и обнародованию.

Введение
чрезвычайного положения также является прерогативой главы государства, которое
вводится при наличии обстоятельств, наносящих вред или непосредственную угрозу
нанесения вреда жизни и безопасности граждан или конституционного строя РФ.
Данный правовой режим вводится для того, чтобы применить особые чрезвычайные
меры по устранению угрозы для граждан или конституционного строя РФ. О введение
правового режима сообщается Федеральному Собранию. Стоит отметить, что в
соответствии со ст.56 Конституции РФ, при введении чрезвычайного положения
могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, кроме тех прав и
свобод, которые не подлежат ограничению в соответствии с ч.3 ст.56 Конституции
РФ.

Исходя из
законодательства, мы видим наличие полномочий во многих отраслях, что может
быть слишком много для одного уполномоченного органа власти — института
Президентства. Конечно же, у него есть специальные лица, помогающие ему в
реализации своих полномочий, однако можно рассматривать вариант того, что
уменьшение полномочий приведет к более эффективной работе не только Президента
РФ, но и аппарата государственной власти в целом. Например, передача отдельных
полномочий более компетентным в тех или иных вопросах органам государственной
власти.

Так, мы пришли к
мнению, что правом Президента отмены подзаконных нормативно-правовых актов
следовало бы наделить Верховный Суд Российской Федерации. Это можно объяснить
тем, что в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Верховном
Суде РФ" одним из его полномочий является рассмотрение в качестве суда
первой инстанции административных дел об оспаривании нормативных правовых актов
Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти,
Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета Российской Федерации,
Центрального банка Российской Федерации и т.д.

Исходя из всего
вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Президент РФ занимает особое
положение в структуре государства. Однако такое положение не ограничивает
самостоятельность и независимость других органов государственной власти, а даже
наоборот, решая совместно многие вопросы, глава государства делает более
организованной и эффективной деятельность государства.

Являясь гарантом
Конституции в стране, Президент обеспечивает регулирование и защиту прав и
свобод человека и гражданина, а также выполнение каждым из органов государственной
власти обязанностей в рамках своей компетенции. Как упоминалось ранее, особое
положение Президента формируется его полномочиями. Именно они формируют
взаимодействие главы государства с другими ветвями власти, что позволяет
отлично функционировать государству. Однако стоит помнить, что он не должен
дублировать полномочия других органов государственной власти.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1.1. Конституционная обязанность Российского государства по
признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина Степень гарантированности прав и свобод человека и
гражданина зависит напрямую от государственного механизма. Прежде всего – это
институты гарантии. Это судебная власть (Конституционный Суд РФ, общие суды,
мировые судьи), Президент как гарант прав и свобод граждан, парламент,
Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации,
формирующееся гражданское общество. В целом все государственные органы.

Работа таких органов зависит от экономики, а также от
внутренней политики. Социальные и иные права не могут развиваться только
помощью политических, экономических, социальных и юридических гарантий. Прежде
всего обществу необходимо донести приоритет закона и выработать уважение к
нему.

Гарантом защиты прав является Президент Российской
Федерации. Ему, как главе государства, принадлежит почти весь объем полномочий
в этой сфере. В полномочия президента в этой сфере можно отнести – выступление
с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод
личности, а также издавать указы и послания по особо важным социальным
вопросам.

Сюда можно отнести и право вето. Право вето позволяет
Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не
возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего
права и свободы личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы