Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Сравнительное богословие

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Деятельность ордена Иезуитов в современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Последователи Игнатия Лайолы в России в 16-19
в.в. 7

1.1. Контакты иезуитов с русскими монархами в 16
в. 7

1.2. Роль иезуитов в Смутное время. 12

2. Положение иезуитов в период становления
советского государства. 18

2.1. Монсеньор Мишель дЭрбиньи и его
миссионерская деятельность. 18

2.2. Комиссия pro Russia и кардинал Джованни Таччи. 23

3. Современная статистика ордена на территории
канонической ответственности Русской православной Церкви. 31

3.1. Идеология «Общества Иисуса»: религиозные и
нравственные аспекты деятельности. 31

3.2. Педагогическая деятельность ордена в нашей
стране. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 56

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Для изучения современного
состояния влияния различных религий на культуру и образ жизни различных слоев
населения, актуально обращение к историческому прошлому.

При всем религиозном разнообразии русского общества,
пожалуй, ни одна конфессия не вызывала таких бурных эмоций и часто такой
яростной враждебности, как католицизм. Нетерпимость к ней нельзя объяснить
общей нетерпимостью к неверующим, поскольку многонациональная Россия всегда
отличалась многоконфессиональностью. Феномен такого своеобразного отношения
нашего народа к католицизму можно объяснить только сознанием своего места в контексте
русской духовной и политической культуры. Столкновение с католическим миром
поставило не только вопрос о выборе веры, но и вопрос о выборе культурной
ориентации, а может быть, и типа цивилизации. Поэтому русская духовность,
государственность и культура во многом осознали себя на основе своей оппозиции «латинизму».

Как Запад воспринимался Россией через Католическую
церковь, так и сама эта церковь долгое время воспринималась через «Общество
Иисуса». Сами понятия «иезуитство» и «иезуитизм» становятся для русского
общества воплощением сущности Святого Престола и его политики по отношению к
России.

В контексте современного многообразия религиозных
верований важно понять взаимоотношения российского государства и Ватикана,
принципы и условия деятельности Ордена иезуитов в России, которые в лице «Общества
Иисуса» сохранило в годы его официальной ликвидации. Ведь этот орден, созданный
для укрепления позиций католицизма на Востоке, поначалу пытался вовлечь его не
только в сферу духовного, но и политического влияния папства.

Чтобы создать объективную картину деятельности Ордена
в России, необходимо определить изменения, которые произошли в отношениях между
орденом иезуитов и русским правительством за рассматриваемый период. Поэтому
актуальность темы взаимоотношений двух ветвей христианства во всех его
проявлениях, в том числе через деятельность иезуитов, требует объективного
изучения упомянутой нами темы. Конечно, эта работа не претендует на
всестороннее изучение проблемы, но она может служить основой для ее дальнейшего
развития.

Проблема деятельности ордена в России отражена в
большом количестве источников, позволяющих рассмотреть особенности иезуитского
ордена, историю его возникновения, изменение его положения в течение
длительного периода времени, в том числе и в России, и различаются по его
видам.

Первое крупное издание Ватиканских документов
появилось в 40-х гг. XIX в. Его осуществил историк и археолог А.И. Тургенев
(1784-1845). В 80-90-х гг. XIX в. и в первое десятилетие нашего столетия многие
из этих материалов были опубликованы русским иезуитом П. Пирлингом (1840-1922)
в тексте своих работ или в виде приложений к ним: «Из смутного времени», «Исторические
статьи и заметки».

Важным этапом в изучении этой группы документальных
источников была деятельность ученого корреспондента Российской Академии наук
Е.Ф. Шмурло (1854-1934), который своей главной задачей поставил изучение
документов западноевропейских, в том числе и итальянских, архивов по истории
отношений папства и России. Итогом этого исследования стало издание в период с
1907 по 1927 гг. четырех томов сборника «Россия и Италия», содержащего
материалы Ватиканского и Римского государственного архивов.

Хотя вопросы истории взаимодействия РПЦ и ордена,
имеющих многоаспектный характер, затрагивались в различных философских и
теологических работах (Б.Я. Рамма, Ф.Г. Овсиенко, а также протопресвитера Г.К.
Костельника, патриарха Сергия (Страгородского) и лишь отчасти в работах
современных историков (О.Ю. Васильевой, М.И. Одинцова, В.А. Ливцова), но из
поля зрения учёных – историков выпадали проблемы противоборства и
сотрудничества православия и ордена на современном этапе исторического развития.

Налицо объективная необходимость в написании
исторического исследования по указанной проблематике.

Объект исследования — орден иезуитов и его
деятельность в России.

Предмет исследования — процесс влияния ордена на
религиозные и просветительские взгляды в нашей стране.

Цель исследования — проанализировать деятельность
ордена в России.

Задачи исследования:

1. изучить исторические аспекты появления ордена
иезуитов на территории России,

2. определить влияние ордена и его миссионерских
проектов на становление религиозных взглядов,

3. проследить основные аспекты деятельности «Общества
Иисуса».

Хронологические
рамки исследования определяются временем появления и существования ордена
иезуитов в России. То есть с конца XVI века, когда из-за сложной
внешнеполитической ситуации Иван IV обратился к папе Григорию XIII и вместо
дипломата для ведения мирных переговоров получил иезуита Антонио Поссевино,
стремившегося распространить влияние католической церкви на Россию, до 1820
года, когда из-за вмешательства иезуитов в политические дела российского
государства и активной миссионерской политики, приведшей к обращению ряда
представителей аристократических родов в католичество, , иезуиты были
официально изгнаны из России по указу императора Александра I.

Методологические
основы. В своем исследовании автор использовал культурологический подход,
рассматривая религию как важнейшую составляющую культуры. Использовались
специальные исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный,
описательный и аналитический.

Научная
новизна исследования во многом определяется недостаточной разработанностью и
отсутствием общего исследования по таким вопросам, как миссионерская
деятельность Общества Иисуса на Руси, участие иезуитов в самозваных интригах
начала XVII века, развитие их педагогической системы, анализ иезуитских
проектов по уничтожению православной религии.

Практическая
значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут
быть использованы в учебном процессе, при разработке отдельных проблем по
истории ватикано-российских отношений и истории Общества Иисуса, в специальных
курсах по истории религий и истории международных отношений. Опыт
взаимоотношений власти и церкви, как положительный, так и отрицательный, должен
быть изучен современными деятелями церковных и культурных организаций с целью
установления взаимного диалога.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Так,
орден иезуитов был закреплен в России сразу после присоединения к части Польши
в 1772 году.

Иезуиты
в Российской империи, как и в других странах Европы, стали заниматься
просвещением и образованием, что вскоре принесло свои плоды. Например, здесь, в
России, в 1800 году Павел I доверил вести просветительскую деятельность в
западных губерниях империи, дал ему Виленскую академию. Также в Петербурге
иезуитам была передана церковь Святой Екатерины, создана «Петербургская
коллегия Святого Павла». Позднее обучение там представителей знатных дворянских
семей вошло в традицию.

В
конце XIX века деятельность иезуитов была тайной, которая в основном была
направлена на обращение в католичество лишь некоторых дворян.

В
начале прошлого века, еще до 1917 года, иезуиты пытались закрепиться в России,
даже тайно создали христианскую католическую общину византийского обряда, но у
них ничего не получилось.

После
революции у католического престола возникла идея вернуть былое католическое
влияние в России. В марте 1926 года папа Пий XI назначил ректора Восточного
Папского института иезуитского пресвитера Мишеля дЭрбиньи ответственным за эту
миссию. Для этого d перевозится  Erbinha
даже для епископа. Находясь в СССР, он проводит тайные рукоположения 4
епископов и посещает Москву, Одессу, Харьков, Могилев, Киев и Ленинград. В 1926
году епископу даже удалось встретиться с председателем партии по вопросам
культа, но когда власти узнали о тайных рукоположениях, дЭрбинья был изгнан из
страны.

Тем
не менее иезуиты не оставляли надежды обосноваться на территории современного
Советского Союза. С этой целью в 1930 году была даже создана комиссия «Pro
Russia», первым президентом которой был дЭрбиньи. Еще раньше, в 1924 году, была
создана так называемая «восточная миссия» (Missio Orientalis). Она занималась
продвижением «неунии» и созданием католических общин византийско-славянского
обряда в Восточной Европе (прежде всего в Польше). Была также создана коллегия «Русикум»
для подготовки клириков для этих общин. С целью прозелитизма были изданы и
печатные изделия. Проводились также различные униатские конференции с участием
представителей католического и нео-униатского духовенства, а также различных
русских эмигрантов. До конца Второй мировой войны активно действовать в СССР
Ордену, естественно, не удалось: испытания закончились в лагерный период.

Второй
ватиканский собор стал рубежом в деятельности иезуитов в России, после чего
тенденции прозелитизма и диалога, в том числе научного, стали более активными.

В
настоящее время создан независимый российский иезуитский орден с центрами в
Москве и Новосибирске. Также в Новосибирске открылся Центр духовного развития «Иниго».
В Москве с 1997 года колледж (а с 2005 года-Институт) философии, богословия и
истории святого Фомы возглавляет Общество Иисуса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Последователи Игнатия Лайолы в
России в 16-19 в.в. 1.1. Контакты иезуитов с русскими
монархами в 16 в. 16
век стал для Римско-католической церкви одним из самых трудных за всю ее
историю после Великой схизмы 11 века. Давно назревавшая Реформация охватила
значительную часть Центральной и Западной Европы. С началом активной
деятельности Мартина Лютера, преданного анафеме Папой Львом X в 1520 году,
протестантизм в его различных даймадах распространялся во многих странах,
оказавшись ближе и понятнее латинства (римо-католицизма) для миллионов простых
обывателей и политически выгоднее для правителей целого ряда европейских стран [21].

Восстановить
позиции и престиж Римско-католической церкви было непросто, и основное бремя
этой задачи ложилось на монашеские ордена, которые в изобилии стали возникать в
1520-е годы: теотинцы и капуцины, варнавиты и бонифраты, урсулинки и, наконец,
иезуиты (строго говоря, не монашеский, а духовный орден). Все они ставили
задачей возвращения к чистым идеалам христианской аскезы и активной
просветительско-миссионерской деятельности.

С
этими же искренними идеалами выступил и создатель иезуитского ордена Игнат
Лойола, на тот момент (уже упомянутый 1534 год) еще относительно молодой доктор
теологии баскского происхождения, получивший великолепное образование в Париже.
Он искренне горел верой, желал миссионерствовать на Святой Земле, обращать в
христианство мусульман, ну и, конечно, одолеть стремительно расширяющуюся свои
владения Османскую империю[24].

По
сути, Лойола решил создать не просто монашеский орден, которых к тому времени
уже было немало, но настоящее папское войско, а точнее, этакий «церковно-политический
спецназ».

Справедливости ради надо сказать, что сначала у иезуитов

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы