Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Девиантология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Девиантное поведение подростков.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глaвa 1. Теоретическое исследование
социально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением. 8
1.1 Сущность дeвиaнтнoгo пoвeдeния. 8
1.2 Классификация и структура девиантного поведения
подростков. 38
Глaвa 2. Эмпирическое иследование социально-психологических
особенностей подростков с девиантным поведениемя. 45
2.1. Процедура исследования. 45
2.2. Peзультaты иccлeдoвaния. 51
2.3. Практические рекомендации по peзультaтам
исследования. 57
Заключение. 60
Список использованных источников литературы. 62

  

Введение:

 

Актуальность
данной выпускной квалификационной работы определена несколькими
обстоятельствами, которые характеризуют современное положение общепсихологических представлений об девиантном поведении
в подростковом возрасте в целом, а также крайний вариант его проявления —
суицид. Несмотря на то, что на данный момент в психологической науке накоплено
достаточный теоретический анализ и экспериментального материала, которые
касаются темы нашей работы, данное явление все еще не в достаточной степени
проработан методологически и требуются дополнительные разработки в
психологической науке по девиантному поведению в подростковом периоде.

Проявления
девиантного поведения — это феномен сугубо антропологический и существующий
ровно столько же, сколько существует 
человек. В конкретном смысле уровень распространения данного феномена
показывает в полной степени состояние общества на данном этапе, его
психологическое здоровье. Заметное увеличение числа суицидов, как крайней формы
аутоагрессии, отмечается сегодня во всем мире и, в частности, в России. К
примеру, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, число суицидов
начиная от 14 до 25 лет за последние 15 лет во мире стало больше в два раза, а
в России увеличение в три раза [12].

Данное
явление можно также объяснить тем, что происходящие в политические,
экономические, социальные, духовные глобальные перестройки в данных сферах
нашей жизни могут вести за собой радикальные изменения и требования, которые
предъявляются к человеку на сегодняшний день, которые, в свою очередь, приводят
к внутреннему диссонансу и росту психологического напряжения. Это может
привести к экзистенциальному вакууму и потере смысла жизни. Наиболее
сензитивным к данным процессам является подростковый период, протекающий в
био-психо-социальной эволюции.

Подростковый
период характеризуется так называемым «двойным  кризисом» — возрастной и социальный,
который накладывается один на другой.

К
настоящему времени необходимо тщательно изучить и исследовать феномен
аутоагрессии в данном возрасте. Необходимо осмысление и понимание  их деструктивных установок и поведения в
рамках современной реальности с учетом условий, которые препятствуют социальной
и психологической адаптации в подростковом возрасте.

Проблемами
аутоагрессии и социально-психологической адаптации подростков занимались в
различных аспектах ряд исследователей. Так, к примеру, проблемой мотивации девиантного
поведения исследовали зарубежные и отечественные ученые, данная проблематика
была отражена в работах А.Г. Амбрумовой, X. Виттчен, С. Канетто, Г.Я.Пилягиной, А.А. Реан, В.А.
Тихоненко, Э.Шнейдмана и др. Исследованием аффективных состояний, которые
приводят к девиантному поведению нашло отражение в работах Д. Вебера, К.И. Каплана,
К.Леонгарда, А.Е. Личко, И.В. Поляковой, Е. Ренберга, К. Шнайдера и др. Возрастные
особенности, которые связаны с девиантным поведением было в исследованиях А.А. Александрова,
Л.И.Божович, А.И. Захарова,
С.А. Игумнова, Д.Я. Исаева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, и др.

Но все
же, остались недостаточно подробно и глубоко изучены проблемы  взаимосвязи девиантного поведения в
подростковом возрасте и их личностные особенности, типологические особенности
подросткового возраст с различными формами аутоагрессии.

В то же
время теоретический анализ к проблеме аутоагрессии психолого-педагогического
подходе у В.Н. Иванова, И.С. Кона, С.А. Кулаковой, Г.И. Макартычевой, В.И. Моросановой, И.Е. Мориной, Р.В.
Овчаровой и др. показал, что девиантные тпроявления в подростковом периоде
изучаются, преимущественно, как форма девиантного поведения. Это, в свою
очередь, показывает нам слишком узкое определение данному феномену и не может
показать всю сущность девиантной природы, который, в свою очередь, не позволяет
спрогнозировать уровень вероятности формирования.

На
сегодняшний день актуальной предстает задача для обнаружения общепсихологических закономерностей в девиантном
поведении, а так же  анализ свойств
личности подростка со склонностью к проявлениям аутоагрессии.

Таким
образом, исследование взаимосвязи психологических особенностей и девиантного
поведения подростков обусловлено интересом общепсихологический знаний и
потребностями современного общества. Поэтому, опираясь на имеющиеся разработки,
необходимо вести дальнейшее исследование психологических особенностей и девиантного
поведения подростков, которое позволит вовремя прогнозировать развитие девиантных
проявлений.

Таким
образом, для исследования девиантного поведения мы определили объект и предмет
исследования.

Объект
исследования —  студенты АГТУ. Объем
выборки составил 30 человек.

Предметом
исследования являются психологические особенности девиантного поведения.

Гипотеза
дипломного исследования: имеется значимые отличия психологических  особенностей девиантного поведения у
подростков.

Цель
выпускной квалификационной работы состоит в исследовании психологических
особенностей подростков и девиантного поведения.

Для достижения указанной цели нам были
поставлены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ основных
концепций к проблеме психологических особенностей и девиантного поведения у
подростков;

2) Провести эмпирическое исследование
психологических особенностей и девиантного поведения у подростков;

3) С учетом выявленных психологических
особенностей девиантного поведения у подростков разработать практические
рекомендации для психопрофилактических и
психокоррекционных мер.

Исходным
теоретико-методологическим основанием в исследовании выступили работы Б.Г. Ананьева, В.М.
Бехтерева, Б.Ф. Ломова и др., где проанализированы принципы системных подходов
в исследовании структур и детерминаций сложных психологических явлений. Были
рассмотрены принципы социальной детерминации психики в работах Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева и др., принципы детерминизма и деятельностной обусловленности
психологических феноменов в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского,
А.Н. Леонтьева.

Таким образом, мы полагаем о том,
что исследование психологических особенностей и девиантного
поведения у подростков, а также определение причин, которые обуславливают
формирование девиантного поведения, имеет большое значение как в теоретическом,
так и в эмпирическом плане.

Методы исследования:

Для проверки гипотезы,
реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: анализ и
систематизация подходов в отечественной и зарубежной научной литературе, методы
психодиагностического исследования, статистический метод обработки данных – U-критерий Манна-Уитни, а также были
рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с помощью  программы Microsoft Excel для Windows.

Эмпирическая
база исследования: исследование проводилось
в Центре социально-психологической помощи «Доверие» АГТУ.

 В качестве
основных психодиагностических тестов в нашей работе были
использованы:

1) Методика акцентуаций характера К. Леонгарда, позволяющая определить типы
акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера;

2) Методика
по выявлению агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки, которая выявляет
наиболее характерные для обследуемых формы агрессии и враждебные реакции;

3) Методика дифференциальной диагностики
депрессивных состояний В. Зунга, позволяющая оценить эмоциональное состояние.

Полученные результаты исследования
представлены репрезентативностью выборки, а также комплексным подбором
стандартизированных методик, проведением количественной и качественной
обработки материалов с использованием методом статистического анализа.

Данные выпускной
квалификационной работы могут быть применены в организации психологической
помощи подростков: в просветительской, консультативной и коррекционной работе.
Разработанные и реализованные методы исследования психологических особенностей
и девиантного поведения у подростков могут быть включены в комплекс методов
прикладной психологии и использованы для психодиагностического обследования
практическими психологами. Теоретический и эмпирический материал работы может
быть использован в учебных курсах педагогической, возрастной, социальной
психологии, в учебных курсах, связанных с девиантным поведением.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения и двух
глав: теоретическая глава, экспериментальная
глава, заключения, списка
литературы, состоящего из 40 наименований, приложений. Объем работы 70 страниц
печатного текста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проведенный нами анализ теоретических
исследований девиантного поведения основываются на том, что в девиантном поведении
всегда имеются цели, осуществление аутоагресии всегда воспринимается личностью
как выход из сложившейся кризисной ситуации, как способ разрешения жизненных
проблем, обязательств, затруднений или невыносимых ситуаций.

Для
того, чтобы понять и спрогнозировать девиантность у подростков, необходимо
узнать, на основании какой субъективной системы значений личность пришла к
выбору подобного стиля в поведении.

После
проанализированной субъективной системы значений как операционального аналога
сознания аутоагрессоров можно представить практические задачи на достижение
долговременных результатов профилактики девиантности или ее приведению к
социально приемлемым способам через пересмотр и изменение тех систем
субъективного опыта личности, связанные, в первую очередь, с аутоагрессией.

Результаты нашего дипломного исследования
говорят о том, что имеются различные психологические особенности личности у
двух студентов (с девиантным поведением и без девиантного поведения).

Для студентов первой группы (со средним и
с высоким уровнем аутоагрессии) характерны следующие акцентуации характера: дистимные, эмотивные и циклотимные. Они
характеризуются низкой контактностью, немногословием, пессимистическим
настроением. Людям этих типов характерен замкнутый образ жизни, домоседство,
склонность к подчинению, а не к доминированию.

Привлекательными свойствами в характере
для окружающих при   общении проявляется
в серьезности, добросовестности и обостренном чувстве справедливости,
свойственно довольно частые перепады в настроении. Наиболее важной чертой для
людей этих  типов является стремление к
общению в узком кругу людей, где их хорошо понимают. Для них характерна
чрезмерная чувствительность, обидчивость, но обиду держат в себе; чаще бывают в
подавленном состоянии и присуща слезливость.

Что, в свою очередь, может составлять
благоприятную почту для формирования девиантного поведения у подростков.

Во второй группе (студенты с низким
уровнем аутоагрессии) преобладающими акуентуациями характера являются: застревающие, педантичные и гипертимные. Для
этих типов характерна умеренная общительность, склонность к нравоучению,
занудливость. Для них так же характерна обидчивость, подозрительность,
конфликтность, повышенная чувствительность к социальной несправедливости. В
общении располагают ровным настроением, присуща серьезность, надежность в
делах, добросовестность и аккуратность.

Выявлены достоверные отличия в девиантном
поведения у двух групп в следующих видах: негативизм, обидчивость, девиантность,
косвенная агрессия. Данные показатели преобладают в первой группе студентов.
Можно утверждать, что для первой группы студентов характерно оппозиционное
поведение, менее проявляют толерантность к различным позициям, что находит
выражение как в скрытой форме, так и в открытом поведенческом проявлении.

По результатам эмпирического исследования
мы предложили практические рекомендации по профилактике девиантного
поведения у подростков.

Таким
образом, в ходе проведенного экспериментального исследования, гипотеза о том,
что  имеются значимые отличия
психологических  особенностей девиантного
поведения у подростков, доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глaвa 1. Теоретическое исследование социально-психологических
особенностей подростков с девиантным поведением

1.1 Сущность дeвиaнтнoгo пoвeдeния Девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее
установленные в социуме нормы и правила. В последние годы такое поведение
приняло массовый характер, в результате чего эта проблема встала в центре
внимания и большинства социальных педагогов, психологов, медицинских работников
и работников правоохранительных органов.

Для решения данной проблемы следует провести анализ основных
причин, условий и факторов, которые способствуют развитию этого явления в
социуме. В первую очередь необходимо определить сущность социальных норм и
отклонений от этих норм.

Социальные нормы представляют собой элементы социальной
практики, накопившийся за долгие годы существования социального общества опыт,
которые осуществляют социальное управление обществом и контроль за ним.
«Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе
предел, меру и интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения,
деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» [20].

Формирование социальных норм осуществляется на основе
законов, традиций, обычаев социального общества. Следовательно, можно сказать,
что социальные нормы формируются на основе привычного поведения для общества,
которое с историческим его развитием стало образом жизни большинства населения,
получило поддержку общественного мнения и стало «идеалом» общественных и
межличностных отношений.

Однако по мере развития общества одни нормы теряют
актуальность, новые развиваются только на теоретическом уровне и определение
социально-приемлемого поведения с каждым годом
становится все сложнее.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы