Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детско-родительские отношения в семьях воспитанников социально реабилитационного центра.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы изучения детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально реабилитационного центра 7

1.1. Проблема детско-родительских отношений в семьях в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Основные направления работы социально-реабилитационного центра для профилактики детско-родительских отношений 13

Выводы по 1 главе 20

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально реабилитационного центра 22

2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально-реабилитационного центра 22

2.2 Содержание работы в коррекции детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально-реабилитационного центра 32

2.3 Анализ полученных результатов 35

Выводы по 2 главе 41

Заключение 43

Список литературы 45

  

Введение:

 


Актуальность исследования. Многолетний опыт работы показывает, что среди многообразия проблем, с которыми дети поступают в социально-реабилитационный центр, являются нарушенные взаимоотношения с родителями и характер внутрисемейных взаимоотношений. Основными причинами нарушения детско-родительских отношений являются неверные воспитательные установки и позиции родителей. Поэтому наряду с реабилитацией воспитанников, ведётся коррекционно-реабилитационная работа с их семьями.

Детско-родительские отношения понимаются как система различных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям, и наоборот. Семья, в которой ребёнок проводит основную часть своего времени, оказывает значимое влияние на все сферы его жизни, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития его личности.

Многие, на первый взгляд, только педагогические проблемы, такие как неуспеваемость, пропуск уроков без уважительных причин, снижение мотивации к учебному процессу, нарушения внимания и произвольности поведения, зачастую оказывается связанными с трудностями именно в сфере отношений с родителями. Поэтому одним из направлений работы социально-реабилитационного центра является коррекция именно детско-родительских отношений.

В связи с данной проблемой актуальной становится основная задача, которую необходимо решить современным родителям – это достижение оптимизации в детско-родительских отношениях путем затраты наименьших усилий, но с получением максимальных результатов. Задача социально-реабилитационного центра – разработка доступных и не сложных в реализации стимулирующих программ направленных на побуждение родителей и детей совместно и плодотворно взаимодействовать, достигая общих целей.

Первый опыт общения, приобретаемый ребенком, происходит в семье, он учит его взаимодействию с обществом, как социальному, так и эмоциональному. А общий эмоциональный фон семьи, где ребенок получает воспитание, является основополагающим при закладывании «фундамента» мировосприятия ребенка. При этом, в процессе взаимодействия взрослого и ребенка закладывается и «зона ближайшего развития», таким образом, партнерство с родителями позволяет ему реализовать свой потенциал.

В рамках воспитания в кругу семьи наибольшее значение имеет позиция родителей: эмоциональное восприятие ребенка, ценности, социальный контроль, мотивы, стиль взаимоотношений с ребенком, особенности восприятия и реагирования на проблемные ситуации, а так же способы их решения — эти составляющие находят отображение в типе родительского отношения (А.Я. Варга, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.С. Спиваковская, О.А.Карабанова).

Цель: теоретически обосновать и апробировать систему работы социально-реабилитационного центра в оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: процесс оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально-реабилитационного центра.

Гипотеза: процесс оптимизации детско-родительских отношений будет более эффективным, при условии применения системы работы социально-реабилитационного центра основанной на совместной деятельности родителей с детьми.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы изучения детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально-реабилитационного центра.

2. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально реабилитационного центра.

3. Проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных.

Теоретико-методологическая основа исследования: нашего исследования составили теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей, таких как Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная нами система работы по оптимизации детско-родительских отношений средствами совместной деятельности родителей с детьми, дает возможность широко использовать разработанную систему занятий в практике работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра.

Структура: работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе рассмотрели теоретические основы изучения детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально-реабилитационного центра. Пришли к выводу, что нарушение детско-родительских отношений происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

Существует достаточно большое количество определений детско-родительского отношения. Самое распространенное дают А.Я. Варга и В.В. Столин, которые рассматривают родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Классифицируя детско-родительские отношения некоторые авторы пытаются положить в основу описания типов детско-родительских отношений по степени выраженности эмоциональной стороны общения.

Пришли к выводу, что для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.

Социально-реабилитационные центры являются специализированными учреждениями, созданными в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации.

Во второй главе провели эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях воспитанников социально реабилитационного центра. Результаты констатирующего этапа показывают, что родители склонны не уступать своим детям, демонстрировать мелочный контроль и ограничения; использовать указания и убеждения при взаимодействии с ребёнком. Большинство родителей отвлекаются от своих дел при обращении детей, испытывают недостаток знаний, терпения и опыта при общении с ребёнком. Развитие детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются конфликтные ситуации, которые сказываются на появлении конфликтных ситуаций в семье.

Выявленные проблемы определяют необходимость применения специальных технологий в работе с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра по коррекции детско-родительских отношений. В зависимости от выявленных проблем на формирующем этапе составили коррекционно-реабилитационную программу работы с семьями.

В результате контрольного исследования, были получены результаты, из которых видим, что произошла тенденция к улучшению детско-родительских отношений. Позитивные изменения связываем с эффективностью реализуемой нами программы, которая позволила воздействовать на всех членов семьи. На основании вышеизложенного, можно заключить, что разработанная программа позволила семьям выйти из состояния кризиса и построить конструктивные детско-родительские отношения, тем самым мы подтвердили гипотезы исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

1.1. Проблема детско-родительских отношений в семьях в психолого-педагогической литературе

В отечественной и зарубежной психологической науке проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка уделено большое внимание. Многие авторы подчеркивают важную роль доброжелательной атмосферы, взаимоотношений в семье (В.К. Котырло, С.А. Ландывир, В.В. Кондратова, В.В. Столин) [14].

Но главное внимание уделяется особенностям взаимодействия родителей с ребенком, манерой общения с ним (Е.С. Шефер, А.И.Захаров, А.Е. Личко, В.И.Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я.Варга, А.В.Петров, В.Г.Левкович, Т.В. Архиреева, Т.В. Нещерет, А.С. Спиваковская) [23].

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ стал ведущим направлением основных концепций детского развития, в котором ключевая роль отводится проблеме отношения между детьми и родителями (Э. Эриксон, К. Хорни и др.). Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. В первоначальном варианте данные теории привязанности воспринимались как отношение к себе и к близкому человеку, которые дают чувство защищенности и 8 безопасности. В современном исследовании привязанность рассматривается скорее, как стратегия поведения с родителями [20].

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина семейное воспитание — есть сложная система становления семейных отношений. Оно должно иметь

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы