Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детско-родительские отношения как фактор развития жизнестойкости у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретический
анализ проблемы детско-родительских отношений как фактор развития
жизнестойкости у подростков. 6

1.1. Понятие жизнестойкости
как психологического феномена. 6

1.2. Особенность развития
жизнестойкости подростков. 16

1.3. Детско-родительские
отношения в подростковом возрасте и их влияние на развитие жизнестойкости у
подростков. 20

Выводы по 1 главе. 26

Глава 2. Эмпирическое
исследование детско-родительских отношений как фактор развития жизнестойкости у
подростков. 29

2.1. Организация и методы
исследования. 29

2.2. Анализ результатов
исследования детско-родительских отношений как фактор развития жизнестойкости у
подростков. 37

2.3. Разработка и
реализация программы, направленной на развитие детско-родительских отношений
как фактор развития жизнестойкости
у подростков. 61

Выводы по 2 главе. 68

Заключение. 70

Список литературы.. 74

Приложения. 83

  

Введение:

 

Социальная ситуация
развития общества, характеризуются ростом стрессогенных факторов и
профессиональной и личной жизни, расширением спектра социальных, экономических,
политических кризисов, ухудшением экологической обстановки, что порождает
глубокие кризисные изменения в жизни отдельной личности, предъявляет повышенные
требования к стрессоустойчивости по отношению как к внешним, так и к внутренним
противоречиям. В этих условиях все большую популярность приобретает проблема
изучения факторов формирования совладающего поведения, а также личностных
качеств (оптимизм, личностное достоинство, жизнерадостность, жизнестойкость,
толерантность к неопределенности), обеспечивающих успешное преодоление стресса.

Решение проблемы
детерминации жизнестойкости как личностного ресурса необходимо на всех уровнях
психической активности человека. Существует острая потребность в определении
тех личностных проявлений, которые обеспечивают возможность противодействовать
нежелательному влиянию среды. Исследование этого вопроса также определяется
необходимостью создания психолого-педагогических условий для полноценной
реализации личностного потенциала учащихся и студентов, что отражено в
«Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года».

Феномен жизнестойкости
личности исследованы в рамках проблем, связанных с преодолением стресса,
адаптацией в обществе, физическим и психическим здоровьем (Л.А. Александрова),
а также в соотношении со смысложизненными ориентациями,
индивидуально-типологическими особенностями личности, самоотношением, стилевыми
характеристиками саморегуляции поведения (Т.В. Наливайко), в связи с комплексом
переживаний в психотравмирующей ситуации и успешностью процесса реабилитации
(А.И. Рассказова). Акцентирование внимания решающей роли личностных качеств
человека в преодолении негативных воздействий среды или их противостоянии
привело обращение к исследованию личностного потенциала. Д.А. Леонтьев
рассматривает его как системную характеристику индивидуально-психологических
особенностей личности, которые обеспечивают способность сохранять стабильность
смысловых ориентаций, эффективность деятельности на фоне давления и изменения
условий деятельности.

Актуальность темы
обусловлена тем, что в рамках сегодняшней реальности, на фоне общего снижения
чувства безопасности, стремительного ритма жизни, высоких требований и
информационной насыщенности особую значимость приобретает способность личности
противостоять воздействию стресса, сохраняя высокое качество жизни, быстро
адаптироваться в постоянно меняющихся условиях и способности развиваться. В
подростковом возрасте личностные и социальные значимые задачи стоят особенно
остро, развиваются личностные, ценностно-смысловые структуры, социальные и
жизненные навыки и умения. В этом возрасте отношения родителей и детей
переходят на качественно иной уровень. В связи с этим представляется
актуальными изучение взаимосвязи детско-родительских отношений с
жизнестойкостью подростков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования нами были рассмотрены различные подходы ученых (С.А. Богомаз, С.
Мадди, С.Л. Рубинштейна, Р.М. Рахимова, Р.И. Стецишина) к содержанию и сущности
понятия жизнестойкости. Нашего внимания заслуживает точка зрения автора С.
Мадди, который рассматривал жизнестойкость как основу существования личности.

Опираясь на исследования
С. Мадди мы сформулировали содержания понятия жизнестойкости следующим образом:
жизнестойкость как ключевой ресурс преодоления, можно определить, как
способность и готовность субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях
повышенной для него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими,
не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к
достижению целей, уметь рисковать. В структуру данного понятия, исходя из
учения С. Мадди мы включили следующие компоненты:

1. Вовлеченность –
уверенность в том, что в сложной ситуации лучше находиться в курсе событий и
знать, каким образом может решиться проблема.

2. Контроль – вера в то,
что, какое бы событие не происходило, всегда важно реагировать на него
максимально эффективно. В том случае, когда ситуация контролю не поддается,
человек будет реагировать на нее изменением отношения к ней. Либо, если он
излишне тревожен, испытывать большой уровень тревоги.

3. Принятие риска –
понимание того, что стрессы являются естественной частью нашей жизни. И что они
приводят не только к большим проблемам, но и к продвижению человека и развитию
его. Противоположность риска реализуется как ощущение беспомощности.

Жизнестойкость
представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с
ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска)
и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению
со стрессом. Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и
оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Обобщая и осмысливая
понятие жизнестойкости, а также учитывая возрастные особенности подростков, мы
будем исходить из того, что под жизнестойкостью подростков мы понимаем
способность детей подросткового возраста успешно преодолевать жизненные
трудности и стрессовые ситуации, и умение трансформировать их в ситуацию
развития; умение сопротивляться деструктивным внешним и внутренним
воздействиям. Другими словами, жизнестойкость подростков можно определить: как
способность успешно преодолевать особенности психологического и
физиологического развития, присущие данному возрасту; как способность
противостоять стрессовым ситуациям и успешно адаптироваться к предстоящей
взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность настоящим и уверенность в
будущем. Поскольку проблема формирования жизнестойкости у подростков все больше
рассматривается в связи с увеличением большого количества стрессовых ситуаций,
которые они испытывают под влиянием многочисленных факторов, то вопрос по
развитию компонентов жизнестойкости приобретает особую значимость.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие
жизнестойкости как психологического феномена

Психическое здоровье
включает в себя гораздо больше, чем просто отсутствие расстройств. Когда речь
заходит о позитивном психическом здоровье, существует целый ряд аспектов, одним
из которых является устойчивость.

Устойчивость – это
способность хорошо адаптироваться и быстро восстанавливаться во время стресса.
Этот стресс может проявляться в виде проблем в семье или отношениях, серьезных
проблем со здоровьем, проблем на рабочем месте или даже финансовых проблем,
чтобы назвать некоторые из них. Развитие устойчивости может помочь
адаптироваться и оправиться от изменений, проблем, неудач, разочарований и
неудач.

Понятие устойчивости
формируется как основа жизнестойкости. Феномен (греч. phainomenon – являющееся)
– понятие, которое обозначает развитие ситуации, постигаемой на опыте. Человек
понимает ситуацию на основании знаний, которые постигаются им на практике, на
основе определенных способов реагирования на ситуацию.

Понятие жизнестойкости,
введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, реализуется на стыке пересечения
жизнестойкости и понятия совладения со стрессом [5].

Жизнестойкость как
ключевой ресурс преодоления, можно определить, как способность и готовность
субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в ситуациях повышенной для
него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не
бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению
целей, уметь рисковать (риск).

С. Мадди, ученик Гордона
Олпорта и Генри Мюррея, рассматривал жизнестойкость как основу существования
личности. Его длительное исследование позволяет отобразить особенности
отношения сотрудников к стрессу и реализации стрессовой ситуации в контексте
рабочего процесса.

Впоследствии идея
жизнестойкости активно распространилась на другие группы населения. С. Мадди
считал, что ключом к происходящему является три базовых установки:

1. Вовлеченность –
уверенность в том, что в сложной ситуации лучше находиться в курсе событий и
знать, каким образом может решиться проблема.

2. Контроль – вера в то,
что, какое бы событие не происходило, всегда важно реагировать на него
максимально эффективно. В том случае, когда ситуация контролю не поддается,
человек будет реагировать на нее изменением отношения к ней. Либо, если он
излишне тревожен, испытывать большой уровень тревоги.

3. Принятие риска –
понимание того, что стрессы являются естественной частью нашей жизни. И что они
приводят не только к большим проблемам, но и к продвижению человека и развитию
его. Противоположность риска реализуется как ощущение беспомощности [27].

С. Мадди считает, что
люди, для которых свойственно жизнестойкость, склонны поддерживать других и
решать проблемы сообща. Для преодоления стресса, на его взгляд, необходимо
применять определенную копинг-стратегию. Иными словами, человек должен понимать
причину поведения и предполагать заранее, к чему данная ситуация приведет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы