Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детско-родительские отношения как фактор развития жизнестойкости у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический
анализ проблемы детско-родительских отношений как фактор развития
жизнестойкости у подростков. 6
1.1. Понятие жизнестойкости
как психологического феномена. 6
1.2. Особенность развития
жизнестойкости подростков. 16
1.3. Детско-родительские
отношения в подростковом возрасте и их влияние на развитие жизнестойкости у
подростков. 20
Выводы по 1 главе. 26
Глава 2. Эмпирическое
исследование детско-родительских отношений как фактор развития жизнестойкости у
подростков. 29
2.1. Организация и методы
исследования. 29
2.2. Анализ результатов
исследования детско-родительских отношений как фактор развития жизнестойкости у
подростков. 37
2.3. Разработка и
реализация программы, направленной на развитие детско-родительских отношений
как фактор развития жизнестойкости
у подростков. 61
Выводы по 2 главе. 68
Заключение. 70
Список литературы.. 74
Приложения. 83
Введение:
Социальная ситуация
развития общества, характеризуются ростом стрессогенных факторов и
профессиональной и личной жизни, расширением спектра социальных, экономических,
политических кризисов, ухудшением экологической обстановки, что порождает
глубокие кризисные изменения в жизни отдельной личности, предъявляет повышенные
требования к стрессоустойчивости по отношению как к внешним, так и к внутренним
противоречиям. В этих условиях все большую популярность приобретает проблема
изучения факторов формирования совладающего поведения, а также личностных
качеств (оптимизм, личностное достоинство, жизнерадостность, жизнестойкость,
толерантность к неопределенности), обеспечивающих успешное преодоление стресса.
Решение проблемы
детерминации жизнестойкости как личностного ресурса необходимо на всех уровнях
психической активности человека. Существует острая потребность в определении
тех личностных проявлений, которые обеспечивают возможность противодействовать
нежелательному влиянию среды. Исследование этого вопроса также определяется
необходимостью создания психолого-педагогических условий для полноценной
реализации личностного потенциала учащихся и студентов, что отражено в
«Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года».
Феномен жизнестойкости
личности исследованы в рамках проблем, связанных с преодолением стресса,
адаптацией в обществе, физическим и психическим здоровьем (Л.А. Александрова),
а также в соотношении со смысложизненными ориентациями,
индивидуально-типологическими особенностями личности, самоотношением, стилевыми
характеристиками саморегуляции поведения (Т.В. Наливайко), в связи с комплексом
переживаний в психотравмирующей ситуации и успешностью процесса реабилитации
(А.И. Рассказова). Акцентирование внимания решающей роли личностных качеств
человека в преодолении негативных воздействий среды или их противостоянии
привело обращение к исследованию личностного потенциала. Д.А. Леонтьев
рассматривает его как системную характеристику индивидуально-психологических
особенностей личности, которые обеспечивают способность сохранять стабильность
смысловых ориентаций, эффективность деятельности на фоне давления и изменения
условий деятельности.
Актуальность темы
обусловлена тем, что в рамках сегодняшней реальности, на фоне общего снижения
чувства безопасности, стремительного ритма жизни, высоких требований и
информационной насыщенности особую значимость приобретает способность личности
противостоять воздействию стресса, сохраняя высокое качество жизни, быстро
адаптироваться в постоянно меняющихся условиях и способности развиваться. В
подростковом возрасте личностные и социальные значимые задачи стоят особенно
остро, развиваются личностные, ценностно-смысловые структуры, социальные и
жизненные навыки и умения. В этом возрасте отношения родителей и детей
переходят на качественно иной уровень. В связи с этим представляется
актуальными изучение взаимосвязи детско-родительских отношений с
жизнестойкостью подростков.
Заключение:
В результате проведенного
исследования нами были рассмотрены различные подходы ученых (С.А. Богомаз, С.
Мадди, С.Л. Рубинштейна, Р.М. Рахимова, Р.И. Стецишина) к содержанию и сущности
понятия жизнестойкости. Нашего внимания заслуживает точка зрения автора С.
Мадди, который рассматривал жизнестойкость как основу существования личности.
Опираясь на исследования
С. Мадди мы сформулировали содержания понятия жизнестойкости следующим образом:
жизнестойкость как ключевой ресурс преодоления, можно определить, как
способность и готовность субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях
повышенной для него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими,
не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к
достижению целей, уметь рисковать. В структуру данного понятия, исходя из
учения С. Мадди мы включили следующие компоненты:
1. Вовлеченность –
уверенность в том, что в сложной ситуации лучше находиться в курсе событий и
знать, каким образом может решиться проблема.
2. Контроль – вера в то,
что, какое бы событие не происходило, всегда важно реагировать на него
максимально эффективно. В том случае, когда ситуация контролю не поддается,
человек будет реагировать на нее изменением отношения к ней. Либо, если он
излишне тревожен, испытывать большой уровень тревоги.
3. Принятие риска –
понимание того, что стрессы являются естественной частью нашей жизни. И что они
приводят не только к большим проблемам, но и к продвижению человека и развитию
его. Противоположность риска реализуется как ощущение беспомощности.
Жизнестойкость
представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с
ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска)
и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению
со стрессом. Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и
оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Обобщая и осмысливая
понятие жизнестойкости, а также учитывая возрастные особенности подростков, мы
будем исходить из того, что под жизнестойкостью подростков мы понимаем
способность детей подросткового возраста успешно преодолевать жизненные
трудности и стрессовые ситуации, и умение трансформировать их в ситуацию
развития; умение сопротивляться деструктивным внешним и внутренним
воздействиям. Другими словами, жизнестойкость подростков можно определить: как
способность успешно преодолевать особенности психологического и
физиологического развития, присущие данному возрасту; как способность
противостоять стрессовым ситуациям и успешно адаптироваться к предстоящей
взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность настоящим и уверенность в
будущем. Поскольку проблема формирования жизнестойкости у подростков все больше
рассматривается в связи с увеличением большого количества стрессовых ситуаций,
которые они испытывают под влиянием многочисленных факторов, то вопрос по
развитию компонентов жизнестойкости приобретает особую значимость.
Фрагмент текста работы:
Понятие
жизнестойкости как психологического феномена
Психическое здоровье
включает в себя гораздо больше, чем просто отсутствие расстройств. Когда речь
заходит о позитивном психическом здоровье, существует целый ряд аспектов, одним
из которых является устойчивость.
Устойчивость – это
способность хорошо адаптироваться и быстро восстанавливаться во время стресса.
Этот стресс может проявляться в виде проблем в семье или отношениях, серьезных
проблем со здоровьем, проблем на рабочем месте или даже финансовых проблем,
чтобы назвать некоторые из них. Развитие устойчивости может помочь
адаптироваться и оправиться от изменений, проблем, неудач, разочарований и
неудач.
Понятие устойчивости
формируется как основа жизнестойкости. Феномен (греч. phainomenon – являющееся)
– понятие, которое обозначает развитие ситуации, постигаемой на опыте. Человек
понимает ситуацию на основании знаний, которые постигаются им на практике, на
основе определенных способов реагирования на ситуацию.
Понятие жизнестойкости,
введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, реализуется на стыке пересечения
жизнестойкости и понятия совладения со стрессом [5].
Жизнестойкость как
ключевой ресурс преодоления, можно определить, как способность и готовность
субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в ситуациях повышенной для
него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не
бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению
целей, уметь рисковать (риск).
С. Мадди, ученик Гордона
Олпорта и Генри Мюррея, рассматривал жизнестойкость как основу существования
личности. Его длительное исследование позволяет отобразить особенности
отношения сотрудников к стрессу и реализации стрессовой ситуации в контексте
рабочего процесса.
Впоследствии идея
жизнестойкости активно распространилась на другие группы населения. С. Мадди
считал, что ключом к происходящему является три базовых установки:
1. Вовлеченность –
уверенность в том, что в сложной ситуации лучше находиться в курсе событий и
знать, каким образом может решиться проблема.
2. Контроль – вера в то,
что, какое бы событие не происходило, всегда важно реагировать на него
максимально эффективно. В том случае, когда ситуация контролю не поддается,
человек будет реагировать на нее изменением отношения к ней. Либо, если он
излишне тревожен, испытывать большой уровень тревоги.
3. Принятие риска –
понимание того, что стрессы являются естественной частью нашей жизни. И что они
приводят не только к большим проблемам, но и к продвижению человека и развитию
его. Противоположность риска реализуется как ощущение беспомощности [27].
С. Мадди считает, что
люди, для которых свойственно жизнестойкость, склонны поддерживать других и
решать проблемы сообща. Для преодоления стресса, на его взгляд, необходимо
применять определенную копинг-стратегию. Иными словами, человек должен понимать
причину поведения и предполагать заранее, к чему данная ситуация приведет.