Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Воспитание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детское объединения как средство развития лидерских качеств у детей подросткового возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Теоретические аспекты развития лидерских
качеств у детей подросткового возраста в условиях детского объединения. 6

1.1. Понятие «лидерские качества» и специфика их
развития в подростковом возрасте. 6

1.2. Детское объединение и его роль в развитии
лидерских качеств у детей подросткового возраста в условиях детского
объединения. 15

2. Исследование влияния участия в детском
объединении в развитии лидерских качеств у детей подросткового возраста. 22

2.1. Практика и опыт работы школы по привлечению
подростков в участие детского объединения и развития лидерских качеств у детей
подросткового возраста. 22

2.2. Результаты исследования лидерских качеств у
детей подросткового возраста  28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ. 43

  

Введение:

 

Актуальность воспитания в современных подростков лидерских
качеств обусловлено изменением мировоззренчески — ценностных ориентиров общества,
которые побуждают к переосмыслению личностных качеств, присущих современному
человеку. Такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, способность
самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность, уверенность в
себе, решительность, настойчивость, активность, творчество, гибкость становятся
необходимыми для успешной жизнеспособности подрастающего поколения. Проблема развития
лидерских качеств детей и молодежи сейчас очень актуальна, поскольку потребность
в раскрытии теоретико-методических основ, разработке методики формирования в
целом и в условиях детских общественных объединений в частности.

Подготовка детей и подростков к самостоятельной жизни,
формирование у них гражданской позиции относится к числу приоритетных
направлений образования. Одним из социальных институтов воспитания юных граждан
является детские объединения. Сегодня по-новому осмысливается их сущность, формулируются
основные принципы деятельности, усиливаются позиции детского движения в социальном
пространстве и его возможностей в решении социально-педагогических задач.

Получение подростками навыков формирования и развития
лидерских качеств, личного участия в социально значимой деятельности,
взаимодействия с социальными институтами, государственными учреждениями и другими
формами социальной практики является ценным практическим воспитательным результатом.
В деятельности различных общественных объединений, и детских в том числе, закладывается
фундамент гражданского общества, создаются уникальные условия для становления коллективного
субъекта нации, воспитание активного гражданина патриота, который в полной мере
сможет реализовать свою субъектность, развить и усовершенствовать природные,
социальные, общественные и личностные качества.

 Детское объединение является
одним из уникальных субъектов социального воспитания, которое предоставляет каждой
ребенку возможность осознать себя, раскрыть свои потенциальные возможности в
самореализации и постижении новых социальных ролей, наиболее полно способствует
их интеграции в взрослое жизни.

Участие детей в реальных делах помогает расширять их круг непосредственного
социального общения, реализовать право на принятие решений. Инициативные действия
всегда были присущи детским организациям и объединениям. Через социально значимую
деятельность детей и молодежи закрепляются общечеловеческие ценности, реализуется
социальный потенциал человека, обеспечивается ее духовное, нравственное
обогащение. Социально значимая деятельность связана также с развитием гражданской
самосознания, патриотических чувств и пониманием своей ответственности. Именно готовность
юной личности к участию в социально значимой деятельности, желание приносить пользу другим людям, сам выбор и направленность инициативной
деятельности определяет человека как гражданина и общественного субъекта, т.е.
развиваются лидерские качества.

Проблемы
развития лидерских качеств в подростковом возрасте рассматривали в своих
исследованиях Л. Божович, Л. Выготский, Д. Эльконин, И. Кон, С. Походенко, К.
Садохин. Ученые отмечают, что именно в подростковом возрасте акты самосознания:
самопознание, самооценка, саморегулированию, самореализации становятся ведущими
потребностями личности молодого человека. Однако новые реалии требуют создания
условий для развития лидерских качеств в детских объединениях, т.е.
задействованных в таких формах общественного участи, в которых бы лидерские
качества развивались более целенаправленно и эффективнее.

Таким
образом, актуальность темы данного исследования — неоспорима.

Объект
исследования — лидерские качества у подростков.

Предмет
исследования — процесс развития лидерских качеств подростков в условиях
детского объединения.

Цель
исследования — проанализировать воспитательный потенциал детских объединений в
развитии лидерских качеств подростков.

Гипотеза
исследования. Предполагается, что у подростков, принимающих участие в детских
объединениях, лидерские качества развиты на более высоком уровне, по сравнению
с подростками, которые не состоят в детских объединениях.

Задачи
исследования:

1.
изучить основные подходы к изучению развития лидерских качеств подростков в
условиях детского объединения,

2.
провести анализ опыта работы гимназии по включению подростков в деятельность
детского объединения,

3.
провести исследование влияния участия в детском объединении в развитии
лидерских качеств подростков.

Методы
исследования:


теоретические: анализ и систематизация научной литературы по теме исследования,


практические: оценка опыта работы гимназии по включению подростков в детское
объединение, тестирование, анкетирование, методы качественной и количественной
обработки информации.

Базой
исследования выступила гимназия 141
г. Дудинки. В исследовании принимало участие 20 учеников
9 Г
класса. Возраст 14-15 лет.

Практическая
значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы, а так
же проанализированный опыт работы гимназии может быть полезен при разработке
практических решений по включению подростков в участие детских объединений.

Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Питательной средой для развития лидерских качеств является детское общественное
объединение. Именно в таких объединениях подростки учатся принимать ответственные
решения, быть лидерами. Учитывая указанное, обоснование процесса развития
лидерских качеств требует изучения проблемы лидерства подрастающего личности, ориентированной
на положительную самореализацию в различных сферах жизни и соответственно к
вызовам современности.

Безусловно, сфера деятельности накладывает отпечаток на перечень лидерских
качеств личности. Лидеры в спорте, учебе, науке, ученическом самоуправлении,
детском общественном объединении будут обладать различными качествами согласно
природных задатков, потребностей группы и ситуации, в которой разворачивается
лидерство. В то же время проявление лидерских качеств членом детского общественного
объединения в значительной степени будет зависеть от того, какая модель формирования
социальной инициативности будет реализовываться.

Генез лидерства как научной проблемы обусловливает взаимозависимость
между историческим и культурологическим этапами развития представлений о
лидерских качествах личности.

Итак, лидер — общественно
активная личность, которая имеет соответствующие лидерские качества и
ценностные ориентации, позволяющие положительно влиять на другого субъекта или
группы, мобилизуя их на достижение общественно значимых целей для изменения
определенных социальных ситуаций.

Соответственно, лидерство — разновидность социально-ценностной активности, направленной на
реализацию личных и общегрупповых целей и обусловленной личностными качествами лидеров
как субъектов, объективными ситуациями и требованиями группы, а также обстоятельствами
жизнедеятельности группы в конкретной социальной среде .

Мы понимаем лидерские качества подростков — членов детских объединений
как совокупность свойств подростков, что обеспечивают проявление их социальной активности
как субъектов реализации личных и общегрупповых социально значимых целей, участия
в жизни общества.

Итак, в подростковом возрасте формируются черты,
которые обеспечивают эффективное лидерство, целеустремленность,
самостоятельность, настойчивость, самоутверждение.

Принимая во внимание психологические особенности
подросткового возраста и исследование личностных черт лидера, мы считаем
целесообразным выделить качества, которые обеспечивают эффективное лидерство
подростков: уверенность в себе, наличие волевых качеств, стремления к
самоутверждению и самореализации, влияние на других, оригинальное, творческое
мышление, коммуникативные и организаторские способности, умение принимать
правильное решение в непредвиденных ситуациях, готов ность брать на себя
ответственность.

Формирование лидерских качеств подростков происходит в
процессе воспитания, где воспитание – это процесс целенаправленного управления
формированием и развитием личности.

Путем анализа специальной научной
литературы и опыта гимназии, мы имели возможность выяснить, что организация
школьного самоуправления имеет ряд преимуществ: актуализирует деятельность
учащихся в середине школы; способствует активности и появлению интереса
управление определенным видом деятельности; помогает приобретать и развивать
лидерские качества, путем активного участия в жизни школы; позволяет учителям и
ученикам иметь высокий уровень взаимодействия друг с другом.

В ходе исследования были выделены и
проанализированы критерии и показатели сформированности лидерских качеств
учащихся, а именно:

1) личностно-мотивационный критерий
(показатели – инициативность, коммуникативность, организаторские и ораторские
способности, потребность в успехе, напористость, стремление к самоутверждению и
самореализации, самоефективність, способность к творческой деятельности);

2) эмоционально-волевой критерий
(показатели – эмоционально-положительное самочувствие; наличие волевых качеств,
устойчивость к стрессу);

3) оценочно-регулятивный критерий
(рефлексивность, способность к сознательному управлению собственной
деятельностью, способность к самооценке).

Самоуправления предполагает формирование у воспитанников намерений и
умений бесконфликтного жизни в обществе, уважения к мысли каждой личности,
ответственности, принципиальности, инициативности, может содействовать в
обретении и развитии организационных навыков.

Воспитательный процесс в системе ученического самоуправления
удовлетворяет основные требования современной жизни, а именно:

— гуманизация и демократизация (воспитание нравственных качеств);

— тесная связь с реальной жизнью (работа школьного парламента
предусматривает участие в общественно-полезном труде, проведение общешкольных
традиционных мероприятий и тому подобное);

— воспитание личности в коллективе (умение реально оценить себя, находить
общее решение);

— уважения к личности (ученики должны чувствовать, что требования к ним
основаны на реальных возможностях).

Следовательно, важность проблемы
формирования лидерских качеств учащихся путем их приобщения учащихся системы
школьного самоуправления сегодня является осознанной. И самое главное то, что
она распространено решается применением самоуправления на практике.

По
результатам диагностического исследования, а так же учитывая физиологические
качества (возраст, пол), группа подростков была разделена на две примерно
одинаковых группы (контрольная, экспериментальная), что подтверждается
сравнительным анализом групп. Исследование проводилось три месяца сентябрь —
ноябрь. Ученики экспериментальной группы были активными участниками деятельности
детского объединения.

В процессе
исследования было выявлено, что большинство учащихся принимают для себя и
моральные и конвенциальные нормы. Они приемлют их для себя и считают
недопустимым их нарушение.

Так же во
внимание была принята экспертная оценка педагогов экспериментальной группы. Они
отметили, что коллектив стал более сплоченный. Детям легче находить общий язык
и налаживать коммуникационные связи. Учащиеся активно вступают в диалог и с
удовольствием выступают перед публикой. Их коммуникативная активность возраста,
а общение со сверстниками и педагогами стало более качественное.

Определено, что в современных
общеобразовательных учебных заведениях достаточно развитая система школьного
самоуправления. В связи с этим нами был изучен и проанализирован опыт гимназии
141.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты развития
лидерских качеств у детей подросткового возраста в условиях детского
объединения 1.1. Понятие «лидерские качества» и
специфика их развития в подростковом возрасте Лидер
в буквальном смысле — это всегда человек, «идущий впереди». Лидер –
авторитетный для членов группы личность, которая всегда занимает активную
жизненную позицию; лидерство – явление активного ведущего влияния личности
члена группы на группу в целом (Г. Кричевский, Л. Уманский).

Б.
Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой
социальной группы, которая способствует достижению групповых целей в
оптимальный срок и с оптимальным эффектом [2]. И. Бех, Р. Кричевский определяют
лидерство как влияние на группу, побуждающее ее членов к достижению общей цели
[1]. И. Валер, Ф. Массарик трактуют лидерство как межличностное взаимодействие,
проявляющееся в конкретной ситуации посредством коммуникативного процесса и
направленное на достижение целей [5].

Сторонники
«теории черт» (М. Вебер, л. Бернард, К. Берд) считают, что человека делают
лидером определенные психологические качества и черты [3]. В частности, К. Берд
выделил 79 «лидерских черт», но они не составляли единый стабильный комплекс
черт лидера, ведь редко удается найти совпадение черт у лидеров и в зависимости
от ситуации [4]. Сторонники ситуационного подхода Ф. Фидлер, т. Митчел, Р. Хаус
считают, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера
и особенностями его поведения в ситуации [2]. Следовательно, общей теории
лидерства пока не существует.

Обобщив
различные определения и подходы, мы под понятием «лидерство» понимаем отношения
доминирования и подчинения, влияния в системе межличностных отношений в группе,
которые приводят к поставленной цели. Лидером является член группы, который способен
выполнять центральную роль в организации совместной деятельности и регулировать
взаимоотношения в группе, а также, благодаря своим личностным качествам имеет
преобладающее влияние на членов группы.

Для
установления оптимального перечня составляющих лидерских качеств, которые
необходимо формировать, рассмотрим сущность понятий «качество» и «качество
личности».

В
научной литературе качество определяют как самое существенное свойство, которое
придает любому феномену определенность. Известные ученые (В. Крутецький, В.
Мерлин, К. Платонов и др.) толковали качество личности как устоявшуюся
совокупность ее свойств и черт. «Качества личности» – это стойкие, многочисленные
внутренние образования, которым свойственна система «знаний, умений, навыков,
идей, взглядов, убеждений, социальных и психологических свойств» [15, с. 17].

Лидерские
качества, как отмечает М. Кипнис, — это «относительно стабильные и связанные
между собой образования личностных характеристик, которые обеспечивают
закономерности лидерства в различных групповых и организационных ситуациях …
и охватывают характер, темперамент, мотивы, умственные способности, умения,
знания и опыт личности» [8, с. 104]. Д. Креймс определяет лидерские качества
как «внутренние черты или способности, дающие возможность лидеру действовать
эффективно, способствуя при этом развитию организации» [9, с. 83]. Н.
Мараховская, Н. Семченко характеризующие лидерские качества как совокупность
характеристик личности, которые помогают ей занимать позицию лидера в группе,
проявляются в организаторских способностях, умении существенно влиять на
поведение и настроение людей, быть примером для подражания [11; 16].

Анализ
психолого-педагогических работ дает возможность сделать вывод, что лидерские
качества являются разновидностью социально-психологических свойств личности,
поскольку они действительно отражают отношение к людям и обществу вообще и
проявляются в общественном поведении и поступках.

С.
Заккаро связывает ядро лидерских качеств личности с развитием «социального
интеллекта», в состав которого входят такие характеристики, как социальная
сознательность, социальная зоркость, самоконтроль, адекватное реагирование на
ситуацию и социальное окружение. Зато Д. Гоулман [15] ключевой качеством лидера
называет «эмоциональный интеллект» – способность понимать и выражать эмоции,
использовать их для эффективного мышления, аргументации, управления
собственными эмоциями и эмоциями других людей, чтобы, как результат, успешно
решать любые жизненные ситуации. Г. Фрейджер, Д. Фейдимен называют такие
лидерские качества современного специалиста, как целостность, энергия,
устойчивость к стрессу, самоуверенность, внутренний локус контроля,
эмоциональная зрелость, мотивация к власти, ориентация на достижение успеха,
потребность в аффиляции [18]. По мнению зарубежных экспертов, поведение лидера
должно отличаться некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к
восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой с юмором,
стремлением к установлению контакта, самоконтролем, уверенностью в манере
поведения, положительным отношением к состязательности, но естественно
ориентированностью на достижение поставленных целей [15].

По
мнению Н. Василевской, лидер должен иметь такие качества: компетентность,
активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость,
самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность,
организованность [2]. Т. Вежевич к важнейшим качествам лидера относит
интеллект, коммуникабельность, эмпатию, доброту [3]. По итогам опроса студентов
А. Зорина выделила набор лидерских качеств, что содержит такие качества:
общительность, активность, инициативность, настойчивость, самообладание,
работоспособность, наблюдательность, организованность, самостоятельность,
умение убеждать, решительность, эрудированность,

Итак,
к важнейшим способностей лидера относятся умение реализовать, делегировать
полномочия и ответственность; способность к организации и мотивации групповой
работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению,
аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов,
системности, обработки и формирование информации, разработке программ,
выявлению тенденций, распределению усилий и времени.

Проблемы
воспитания лидеров, создание условий для развития лидерских способностей и
формирования социально активной личности рассматривали в своих исследованиях, в
частности такие известные психологи: Л. Божович, Л. Выготский, Д. Эльконин, И.
Кон, С. Походенко.

Л.Божович
отнесла к подросткам детей от 10 до 16 лет. По ее мнению, основными
потребностями этого возраста являются: потребность во внимании и поддержке;
потребность в четких правилах, которые должны устанавливать взрослые для того,
чтобы удерживать подростков от деструктивных форм поведения; потребность в
развитии и обучении через жизненную практику; потребность в интересных
жизненных событиях; потребность в удовольствии; потребность в уважении и
признании; потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение; потребность в
творческом самовыражении и самореализации; потребность в постановке жизненных
целей [2].

Одной
из задач развития в подростковом возрасте является достижение автономии и
независимости от родителей, способности самостоятельно принимать решения и
действовать на основе собственного выбора. В процессе своего самоутверждения
старшие подростки стараются больше себя испытывать, отстоять себя, доказать
свою правоту, независимость в мыслях и действиях.

Как
отмечает Г. Чепмен, в этот период подросток испытывает потребность в
независимости в разных сферах: потребность в физической независимости
(потребность в личностном пространстве), потребность в эмоциональной
независимости (в эмоциональной свободе), потребность в общественной
независимости (поиск друзей за пределами семьи, музыкальные вкусы, собственная
речь и стиль одежды), потребность в интеллектуальной независимости (ценности,
мораль, религия), потребность в самостоятельном принятии решений [13].

В
отношениях с родителями, которые строятся на принципах сотрудничества,
подросток получает возможность опробовать разные стратегии достижения
независимости и самостоятельности, что способствует развитию его личностной
автономии. Отстаивая свою самостоятельность, подросток развивает на основе
рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное
изменение в направлении все большей произвольности, рискованности. Именно в
период юноши и девушки стремятся освободиться от контроля и опеки со стороны
родителей, а также от установленных ими норм и порядков. В этом процессе И. Кон
различает притязания автономии в сфере поведения (потребность и право
самостоятельно решать личные проблемы), эмоциональной автономии (потребность и
право иметь собственные, самостоятельно избранные предпочтения) и нормативной
автономии (потребность и право на собственные нормы и ценности) [4].

Юноши
и девушки все больше проводят время вне дома, отдавая предпочтение сверстникам
как партнерам в совместном досуге. Свобода постепенно развивается в процессе
развития форм активности, через обретение права на собственную активность и
ценностного обоснования того, ради чего эта активность происходит. Ответственность
развивается в процессе становления форм саморегуляции, постепенного взятия на
себя контроля за различными аспектами своей деятельности, своего поведения,
который изначально, когда мы были совсем маленькими, полностью брали на себя
наши родители» [5, с. 11]. Связывая развитие ответственности как лидерского
качества, можем утверждать, что воспитание устойчивости к стрессорам и
непредвиденных ситуаций, которые могут нарушать способность ученика идти
выбранным для себя курсу, является одним из главных задач. Если ученик
недостаточно готов к возможным перепадам настроения окружающих, собственных
аффективных переживаний и тому подобное, то любое изменение этих настроений
оказывается форсмажором, высшей силой, которая нарушает планы и прогнозы.
Последствия действий обусловлены их причиной, следовательно, развитие
ответственности тесно связано с развитием эмоциональной устойчивости ученика
профессионального учебного заведения.

В
творческом наследии A. Макаренко были сформулированы фундаментальные
теоретические положения о лидерстве и определены те условия, которые в
первичном коллективе предопределяют наибольшую эффективность деловых
взаимоотношений. Он подчеркивал, что реальная возможность взять на себя
ответственность является важнейшим условием [6].

С. Походенко
называет лидерство доминантой в разнообразных видах деятельности подростков.
Поступок лидера подростки определяют социальными надеждами, желанием
положительного и предотвращением негативного внешнего оценивания и связанными с
ними социальными чувствами, моральными нормами. Потребность в собственной и
социальной идентификации себя как лидера становится определяющей чертой
социального приспособления личности подростка к меняющимся ситуациям развития
социума [7].

К.
Садохин, обращая внимание на психологические особенности подросткового возраста
и исследование личностных черт лидера, выделяет качества, которые обеспечивают
эффективное лидерство подростков: уверенность в себе, наличие волевых качеств,
стремления к самоутверждению и самореализации, влияние на других, оригинальное,
творческое мышление, коммуникативные и организаторские способности, умение
принимать правильное решение в непредвиденных ситуациях, готовность брать на
себя ответственность [9]. В. Сбитнева, разделяя взгляды А. Лутошкина, М. Рожкова,
считает, что лидерские качества – это совокупность определенных свойств, черт,
что дает возможность члену подросткового социального объединения статусно
выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для
группы ситуациях [10].

В.
Ягодникова выделила компоненты лидерских качеств, которые обеспечивают
эффективное лидерство учащейся молодежи: 1) мотивационный (уверенность в себе,
потребность в достижении, стремление к самоутверждению и самореализации); 2)
эмоционально-волевой (уравновешенность, эмоционально-положительное
самочувствие, наличие волевых качеств); 3) личностный (влияние на других,
оригинальное, творческое мышление, коммуникативные и организаторские
способности); 4) деловой (умение принимать правильное решение в непредвиденных
ситуациях, готовность брать на себя ответственность, знания, умения и навыки
организаторской работы) [14].

Важным
условием развития лидерских качеств в подростковом возрасте является умение
налаживать контакты с ровесниками в процессе общения, способность управлять
этим процессом (проявлять активность, в нужный момент брать на себя инициативу
в общении, активно реагировать на состояние партнера и влиять на него, умело
применяя различные приемы), умение представить себя, улавливать, правильно оценивать
свою реакцию и партнеров в ходе общения и тому подобное. Потребность в общении
со сверстниками в старшем школьном возрасте чрезвычайно велика. Многие виды
групповой и социально-активной деятельности вырабатывают необходимые навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то
же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными,
общаться со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта.

Осознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает им
ощущение эмоционального благополучия, своей значимости и своего места в
коллективе. Именно здесь ученик может впервые и в безопасной, хотя и новой
среде, проявить свои лидерские качества. Особое значение для развития лидерских
качеств учащихся имеет стимулирование и максимальное использование мотивации
достижений в учебной, трудовой и досуговой деятельности.

Мотивация
лидерства у подростков зависит от идентификации с самыми значимыми людьми из их
ближайшего окружения. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот,
чья готовность действовать соответствует моменту. Специфика лидерства
заключается в том, что роль лидера не только «дают», но лидер берет ее сам.
Другими словами, лидером может стать тот, кто, имеет достаточную мотивацию
лидерства, хочет выполнять эту роль в малой группе в определенной ситуации.

В
контексте исследования особое внимание обращается на организаторские
способности: организаторские чутье (психологическая избирательность,
практически-психологический ум, психологический такт), способность к
эмоционально-волевого воздействия (общественная энергичность, требовательность,
критичность), склонность к организаторской деятельности (потребность в
организаторской работе, самостоятельное включение в работу, удовлетворенность в
процессе организаторской деятельности и тому подобное) [12]. Как отмечает А.
Поденко, в характеристике человека с высоким уровнем организаторских
способностей в качестве ведущей выделяют способность лидировать. Исследователь
обращает внимание на то, что успешность реализации стремления к самоутверждению
в подростковом возрасте оказывается в значительной степени зависимой от двух
таких способностей, как способность к организации деятельности, в которой
должна осуществляться самоутверждения, и способности к самоорганизации, что
способна обусловить успешный прогресс самоутверждения. ориентирование в сложной
дифференцированной сообществе сверстников, а иногда и направление ее в нужном
для личности направлении, требует от школьника соответствующего уровня
организаторских способностей [7].

Характеризуя
социальную ситуацию развития подростка, А. Поденко обращает внимание на двойное
противоречие относительно развития организационных способностей — «с одной
стороны, между сложной структурой социальной ситуации развития и требованиями,
которые она ставит к организаторским способностям личности подростка и
недостаточным уровнем организаторских умений у подростков. С другой стороны,
сложное строение социальной ситуации развития и ее требования к личности
подростка могут повлечь активизацию в данном возрасте развития именно
организаторских способностей» [7, с. 9]. Таким образом, исследователь называет
подростковый возраст сензитивным периодом для развития организаторских
способностей –

Учитывая
психофизиологические особенности, ведущую деятельность, можно сделать вывод о
том, что стремление к лидерству является возрастной особенностью подростков как
форма проявления потребности в социальном признании и личностной
персонализации, а также как способ адаптации к новой социальной ситуации
развития.

Анализируя
различные научные подходы к определению лидерских качеств личности, определяем,
что: лидерские качества – это черты, которые обеспечивают способность
выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых
ситуациях; использовать инновационные подходы для решения проблемы; успешно
влиять на последователей в направлении достижения общих целей; умением достойно
осваивать перемены и приспосабливаться к новым и часто сложных ситуаций,
создавать благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.

В подростковом
возрасте формируются черты, которые обеспечивают эффективное лидерство,
целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, самоутверждение. Поэтому
одной из главных задач современного общества является воспитание
ученика-лидера, будущего квалифицированного рабочего как личности, готовой
нести ответственность за свои поступки. В отличие от устаревших подходов, в
которых лидерство рассматривалось как категория социальная, связана с
коллективом и общественным классом, и, соответственно рольная, современные
подходы к развитию лидерских качеств основываются на понимании того, что это
интегративные личные качества: мотивация достижения, ответственность,
независимость, склонность к сотрудничеству, коммуникативные и организаторские
способности.

Итак,
на основе проведенного анализа основных подходов к исследованию лидерских
качеств мы пришли к выводу, что лидерские качества необходимо развивать именно
в подростковом возрасте в групповой и социально-активной деятельности, к
которой относится и детское объединение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы