Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психолого-педагогическое образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детское экспериментирование как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ …………… 8 1.1. Психолого
– педагогические основы детского экспериментирования …………………………………… 8 1.2. Особенности
сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….. 11 1.3. Подходы
к организации детского экспериментирования в ДОО …………………………. 17 Выводы по первой главе ……………………………………………………. 24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ   ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ………. 25 2.1. База
и методики исследования ………………………… 25 2.2. Особенности
организационно – педагогических условий сенсорного развития в группах для
детей младшего дошкольного возраста ……………………….. 31 2.3. Особенности
сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте …………………………………. 40 Выводы по второй главе …………………………………………………. 49 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ …………………………………………. 51 3.1. Цель,
задачи и содержание формирующего этапа исследования ………………………………………..….. 51 3.2. Ход
формирующего эксперимента …………………… 68 3.3. Сравнительный
анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента ………………………… 73 Выводы по третьей главе ………………………………………………… 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 84 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……………… 86 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………… 92

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Дошкольный возраст является периодом активного познания ребенком окружающего
мира. Дети знакомятся с предметами, которые находятся рядом с ними, дома и на
улице. Действуя с различными предметами, изучая их, вслушиваясь к издаваемым
звукам, дошкольники познают их свойства и качества. К числу основных
составляющих воспитательно-образовательного процесса в младшем дошкольном
возрасте относится развитие сенсорных и умственных способностей. Многие
педагоги изучали систему сенсорного развития детей: Л.А. Венгер, А.В.
Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова.

Сенсорное развитие детей
является в первую очередь развитием их восприятия и формирования представления
о главнейших характеристиках предметов: их форма, цвет, величина, расположении в
пространстве, а кроме того запах и вкус. Чувственный опыт – это источник по
познанию окружающего мира. То, как дошкольник мыслит, видит и принимает мир
тактильно, во многом определяет его нервное и психическое развитие.

В раннем возрасте
знакомство с основными характеристиками предметов играет важную роль. Верная
ориентация дошкольников в окружающем мире может быть достигнута в результате
конкретных действий по изучению размеров, формы и цвета предметов, внимания,
потому как это дает возможность обучать адекватному изучению предметов,
выделению главных параметров. Однако многочисленные исследования в области
педагогики и психологии демонстрируют, что восприятие детей дошкольного
возраста отличается отсутствием полноты, точности, наличием фрагментарности и нецелесообразности.
У детей наблюдается недостаточное овладение сенсорными эталонами (форма, цвет,
размер, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Важность
сенсорного развития ребенка для его будущей жизни ставит перед теорией и практикой
дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных
средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Согласно ФГОС ДО детское
экспериментирование является одним из видов ведущей деятельности в период
дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской
деятельности, т.к. дети-дошкольники сами по себе уже являются исследователями,
проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к
экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов,
запоминаются надолго.

В ходе
экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые
дети разрешают посредством проведения опытов и, анализируя, делают выводы,
умозаключения, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином
физическом законе, явлении.

Термин
«экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического
освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых
предметы наиболее ярко обнаруживают  свою
сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного
учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который
позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей и т.д.

Теория восприятия,
разработана в отечественной психолого-педагогической науке Л.С. Выготским, С.Л.
Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Л.А. Венгером.

В работах Ш.А. Абдуллаевой,
С.Л. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем
возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия,
формирование познавательной деятельности детей.

Однако многие важные
вопросы остаются мало разработанными. Изучение психолого-педагогической и
научно-методической литературы выявило отсутствие совокупности положений, в
достаточной мере раскрывающих сущностную основу детского экспериментирования
как средства формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного
возраста в заданном контексте современных стандартов.

Анализ теоретической
литературы и педагогической практики свидетельствует о противоречии между
признанием роли детского экспериментирования и возможности применения его в
формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и
разработанностью технологий реализации, между теорией и практикой.

Наличие противоречия
позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в
сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста в детском
экспериментировании.

В соответствии с проблемой
исследования была определена тема исследования: «Детское экспериментирование
как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного
возраста».

Цель исследования – разработка
и апробация эффективного использования детского экспериментирования как
эффективного средства формирования представлений о сенсорных эталонах у детей
младшего дошкольного возраста.

Объект исследования –
процесс формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования –
детское экспериментирование как средство формирования представлений о сенсорных
эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования
является предположение о том, что процесс формирования представлений о
сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством детского
экспериментирования будет эффективным, если:

¾ педагогические работники поддерживают и стимулируют
стремление детей к экспериментированию с сенсорными объектами окружающей среды
группы;

¾ процесс формирования представлений о сенсорных эталонах у
детей младшего дошкольного возраста строится как поэтапный, в котором дети
целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие
накопление и обогащение представлений, обсуждения и взаимного обмена опытом
самостоятельного экспериментирования для систематизации представлений;

¾ создание предметно-развивающей среды в ДОО по сенсорному
развитию детей, которая будет состоять из природных и искусственных материалов,
необходимых для экспериментирования.

Для реализации
поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи
исследования:

1. Изучить
современное состояние проблемы детского экспериментирования как средства
формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть
психолого-педагогические основы и подходы к организации детского
экспериментирования в ДОО, а также особенности сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста.

3. Эмпирическим
путём проверить результативность выдвинутых положений о формировании сенсорных
эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической
основой исследования являются: особенности детского экспериментирования таких
исследователей как Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н.
Поддьякова. Система сенсорного воспитания Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, М.
Монтессори, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.

Для достижения цели
исследования, решения поставленных задач и проверки исходных теоретических
положений использовались следующие методы
исследования:

¾ теоретические: анализ педагогической, психологической и методической
литературы;

¾ эмпирические: анкетирование, опрос, беседы, наблюдение;

¾ экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный
эксперименты;

¾ интерпретационные: систематизация, обобщение, качественный содержательный
анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальная
база исследования: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 г. Киренска». В исследовании приняли участие дети 3-4 лет в
количественном составе 20 человек. Вместе с тем в исследовании принимали
участие 18 родителей воспитанников, а также 10 педагогов.

Практическая значимость
результатов исследования: в рамках данного исследования выявлены и апробированы
особенности организационно-педагогических условий сенсорного развития в группах
для детей младшего дошкольного возраста. Комплекс конспектов вариативных форм
методической работы может быть использован воспитателями в работе с детьми младшего
дошкольного возраста в рамках реализации задач формирования сенсорных эталонов
в детском экспериментировании.

Апробация и внедрение
результатов исследования осуществлялась в ходе научной статьи в журнале: Марченко,
Ю.Г. Детское экспериментирование как средство формирования сенсорных эталонов у
детей младшего дошкольного возраста/Ю.Г. Марченко//Балтийский гуманитарный
журнал.2021.

Основные положения и
результаты исследования обсуждались
и были одобрены на педагогическом совете (протокол №.  от
……………) Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 10 г. Киренска».

Структура и объем работы отражает общую логику исследования и
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 51 источник,
8 приложений. В тексте выпускной квалификационной работы представлено 6 таблиц
и 12 рисунков. Общий объем работы составляет 91 страница.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольное детство – это
период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие,
познавательные способности. И, конечно, происходит сенсорное развитие детей
дошкольного возраста. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и
приёмы для сенсорного развития.

Учитывая,
что впервые годы жизни ребёнок очень активен, ум его гибок и ему интересно все,
он впитывает абсолютно любую информацию, с легкостью, его как раз таки стоит
заинтересовывать так, чтобы он сам тянулся к этим знаниям, и мог в дальнейшем
применять их на практике. Поэтому следует отводить больше времени для
сенсорного развития ребенка, как в дошкольных учреждениях, так и дома, ведь
именно все качества лидера ребёнок начинает проявлять уже с детства.

Результаты
констатирующего этапа исследования позволили сделать следующие выводы:

¾ в экспериментальной группе детей соответствующих высокому
уровню сенсорного развития было выявлено 30%, в контрольной группе – 0%, они
самостоятельно выполнили все задания;

¾ у 40% от общего числа воспитанников в экспериментальной
группе и у 50% детей контрольной группы, мы выявили средний уровень сенсорного
развития, ребенок
самостоятельно и правильно выполнил не менее половины задания, либо выполнил
2/3 задания с помощью педагога;

¾ 20% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень
сенсорного развития, а в контрольной группе – 50%. Эти дети не справлялись с
заданиями даже с помощью педагога.

В результате
проведенного анкетирования было выявлено, что многие родители имеют
представление о сенсорном развитии детей, о том, что его нужно развивать,
используя разнообразные методы и приемы, большинство из них считает, что
сенсорное развитие необходимо начинать в раннем возрасте.

Анализ полученных
результатов на контрольном этапе позволил сделать следующие выводы:

¾ в экспериментальной группе детей соответствующих высокому
уровню сенсорного развития было выявлено 40%, в контрольной группе – 0%, они
самостоятельно выполнили все задания;

¾ у 60% от общего числа воспитанников в экспериментальной
группе и у 60% детей контрольной группы, мы выявили средний уровень сенсорного
развития, ребенок
самостоятельно и правильно выполнил не менее половины задания, либо выполнил
2/3 задания с помощью педагога;

¾ 0% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень
сенсорного развития, а в контрольной группе – 40%. Эти дети не справлялись с
заданиями даже с помощью педагога.

Исходя из сравнительных
результатов, можно сделать вывод, что по результатам контрольного этапа
эксперимента количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в
экспериментальной группе увеличилось на 10% (было 30%, стало 40%). Количество
детей со средним уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе
увеличилось на 20% (было 40%, стало 60%), а количество детей с низким уровнем
сенсорного развития в экспериментальной группе уменьшилось на 20% (было 20%,
стало 0%).

Разработанный
нами комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в
результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение
компетентности педагога в вопросах использования обучающих игр в процессе
сенсорного развития дошкольников, единство требований к детям от педагогов и
родителей в вопросах сенсорного развития дошкольников, организация предметно-развивающей среды.

По
итогам работы можно сделать вывод: использование экспериментирования
положительно влияет на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Таким
образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.
Гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 1.1.   Психолого-педагогические основы детского
экспериментирования К числу одних из основных
видов деятельности в сегодняшней дошкольной педагогике можно отнести
экспериментирование.

Следует отметить, что
основные положения экспериментирования 
изучались Г.П. Тугушевой, Л.Н. Прохоровой, А.Н. Подъяковым. В то же
время содержание Федерального государственного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО) указывает на включение такого раздела как
экспериментирование во всевозможные сферы познавательной активности.

В области отечественного
дошкольного образования многие авторы (О.В. Дыбиной, Т.И. Гризик, Н.Н.
Поддъяковым) определяют значение экспериментирования детей в качестве некоторой
формы исследовательской и познавательной детской активности, которая
ориентирована на изменение определенного уклада вещей либо на увеличение
скорости процесса, протекающего с ними [10].

Несомненно, для
интеллектуального развития детей большим значением обладает использование
разнообразных типов исследовательской деятельности, включая и экспериментальную
деятельность. Так, с точки зрения такого автора как Е.О. Смирнова
экспериментирование детей – это определенный тип мышления, представляющий
общность наглядно-действенного мышления и наглядно-образного, и ориентированный
на выявление неявных характеристик и взаимосвязей.

С точки зрения Н.Н.
Поддъякова экспериментирование детей является достаточно сложным и многогранным
процессом, охватывающим в первую очередь живое изучение объектов, проведение
опытов непосредственно самими детьми [39]. В ходе реализации экспериментальной
деятельности дети дошкольного возраста плавно начинают овладевать и усваивать
модель исследовательской деятельности, которая заключается в первоначальной
постановке проблем и далее в выдвижении гипотез, также их проверке опытным и
экспериментальным методом. В период дошкольного развития дети владеют приемами
простого построения плана эксперимента, а кроме того построения
сопоставительного анализа изучаемых объектов и явлений, а также достигнутых
выводов.

По мнению С.Л.
Новоселовой, детское экспериментирование является видом поисковой деятельности
детей [6]. С точки зрения М.И. Лисиной детское экспериментирование – это тип
исследовательской манеры поведения. В то же время В.Н. Хабаровой данное понятие
рассматривалось в качестве вида исследования в дошкольный период развития
детей.

По утверждению Г.И.
Щукиной [50], для комплексного формирования личности ребенка решающее значение
приобретает не обилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом
деятельности, в которой данные знания приобретаются.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы