Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика дошкольная

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детский оркестр как средство развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского оркестра……………………………………………………………………………7

1.1 Анализ проблемы взаимодействия дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………………………………………7

1.2 Психологические основы развития положительного взаимодействия старших дошкольников в ДОО…………………………………………………13

1.3 Специфика организации детского оркестра в ДОО с целью развития положительного взаимодействия старших дошкольников……………………22

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….28

Глава 2. Эмпирическое исследование развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского оркестра…………………………………………………30

2.1 Диагностика по выявлению уровней развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста………………………30

2.2 Содержание работы по развитию положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского оркестра…………………………………………………………………………..52

2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….61

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….74

Заключение……………………………………………………………………….76

Список использованных источников……………………………………………79

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема становления положительного взаимодействия на основе че¬ловечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доб¬роты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Тема зарождения и становления положительного взаимодействия чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Необходимость раннего формирования положительного опыта взаимодействия детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к сти-хийному возникновению у них негативных форм поведения, к не¬нужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблю¬дать, разговаривая, этикет, слушать партнера. В связи с этим, долж¬ное внимание в воспитательно-образовательной работе дошколь¬ных учреждений должно быть уделено становлению взаимодействию детей. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками.

Проблема положительного взаимодействия дошколь¬ников — предмет интенсивных теоретических и эксперимен¬тальных исследований. В отече¬ственной психологии данная проблема освещена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. Развитие взаимодействия дошкольников должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: иг¬ровой, трудовой, познавательной, художественной и т.д. Безуслов¬но, музыкальная деятельность дает возможность эффективного взаимодействия ребёнка со сверстниками на любом возраст¬ном этапе дошкольного детства.

Музыка — искусство, обращенное к душе человека, поэтому, при работе над формированием культуры общения у дошкольников мож¬но успешно использовать спо¬собность музыки вызывать у ребенка необходимые эмоциональные состояния. Игра в оркестре – один из видов музыкальной деятельности в детском саду, которая, безуслов¬но, дает возможность эффективного взаимодействия ребёнка со сверстниками. Оркестр – это игровая основа положительных взаимоотношений, формирующихся в детском коллективе. Коллективная музыкальная деятельность — оркестр сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение свое партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.

Некоторыми авторами подчёркиваются большие возможности оркестровой деятельности для обогащения социального опыта дошкольников (К. Орф, Н.А.Ветлугина, Н.Г.Кононова, Т.Тютюнникова). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из целевых ориентиров определяет умение ребёнка активно взаимодействовать со сверстниками. Это предполагает, что ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации. Игра в оркестре детских музыкальных инструментов в полной мере способна развивать эти качества личности ребёнка.

Цель исследования – теоретически и практически обосновать психолого-педагогические условия положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством детского оркестра.

Объект исследования – процесс развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Предмет исследования – детский оркестр как средство развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством детского оркестра будет более эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:

— обогащение музыкальной предметно-развивающей среды;

— использование музыкальных игр, направленных на развитие у старших дошкольников умений взаимодействовать;

— использование разных форм сотрудничества с родителями в процессе развития взаимодействия детей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития положительного взаимодействия старших дошкольников в ДОО.

2. Теоретически и практически обосновать психолого-педагогические условия развития положительного взаимодействия старших дошкольников посредством детского оркестра.

3. Провести диагностику развития положительного взаимодействия старших дошкольников.

4. Выполнить анализ результатов исследования.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, системный анализ); эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм).

Новизна исследования заключается в использовании возможностей детского оркестра с целью развития положительного взаимодействия старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе был обобщен материал отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, а также обоснованы психолого-педагогические условия развития положительного взаимодействия старших дошкольников посредством детского оркестра.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в практике дошкольных образовательных организаций.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Пришли к выводу, что данной проблеме посвящено значительное количество экспериментальных и теоретических исследований, которые нашли свое отражение в работах Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.В. Абраменковой, Р.С. Буре, II.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.И.Аржановой, Я.Л.Коломинского, Е.О.Смирновой и других. Данные авторы, исследуя взаимодействие дошкольников со сверстниками, эмоциональные и оценочные отношения, подражательность и независимость в поведении маленьких детей, их ценностные ориентации и многое другое, в большинстве своем основываются на теории, в которой придается доминирующее значение деятельному опосредованию, провозглашается значение общества сверстников, формирующегося в детском саду, для развития личности ребенка.

Проведенный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил сделать следующие выводы о том, что положительные отношения к сверстникам у старших дошкольников − общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной деятельности. Согласованными действия могут быть лишь в совместной деятельности, в которой проявляются взаимоотношения через общение. Можно сделать вывод, что положительное взаимодействие направлено на поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, которыми проявляется в сочувствии, понимании состояния окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной деятельности, принятие равных прав, при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстникам и положительного отношения.

Определили роль игры на музыкальных инструментах в условиях дошкольного образовательного учреждения. Выявили, что игра на детских музыкальных инструментах несёт в себе нравственные ценности, которые необходимо передавать подрастающему поколению. Музыка неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека начиная с раннего возраста.

Рассмотрели психолого-педагогические условия развития положительного взаимодействия старших дошкольников посредством детского оркестра: создание эмоционально-положительной обстановки в группе, вызывающей лучшие детские проявления; обогащение музыкальной предметно-развивающая среды; подбор репертуара, соответствующего музыкальным интересам детей; использование музыкальных игр, направленных на развитие у старших дошкольников умений взаимодействовать; организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы); взаимодействие с родителями (консультации, создание тематических буклетов, мини мастер-классы «приемы игры на детских музыкальных инструментах».

Экспериментально проверили эффективность формирования положительного взаимодействия у старших дошкольников посредством детского оркестра. Для определения уровня развития положительного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в опытно-практической деятельности проведена диагностика по 5 методикам. Ее результаты показали, что уровень развития положительного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста сформирован недостаточно. Среди детей старшего дошкольного возраста преобладают дети со средним уровнем способности распознавать и понимать эмоциональное состояние другого; готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать; умением проявлять эмпатические реакции, эмоционально включаться в действия сверстника; выражать сопереживание сверстнику. У детей недостаточно сформированы навыки и умения выражения сочувствия другому ребенку, помощи в конкретном деле, без всяких условий и ожидания похвалы; решения возникшей проблемы с учетом интересов другого человека; конструктивного взаимодействия. В отношениях сверстников присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность, возникают ссоры и конфликты, потому что дети, у которых формируются поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста нарушают социальные нормы и права других детей.

Для формирования уровня положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, получения ими позитивного социально-эмоционального детского опыта разработали систему работы по организации детского оркестра в условиях дошкольного образовательного учреждения. Комплекс занятий, направленный на создание психолого-педагогических условий для развития положительного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный этап, результаты которого позволили выявить положительную динамику уровня развития положительного взаимодействия: показатель высокого уровня увеличился 60%, а показатель низкого уровня снизился на 10%, показатель среднего уровня составил 30%.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что уровень развития положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, наряду с другими условиями, будут использованы возможности оркестровой деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

1.1 Анализ проблемы взаимодействия дошкольников в психолого-педагогической литературе

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы полноценно развитой и самореализованной личности, это задаток удачного психологического самочувствия человека [8, с.47].

Л. С. Рубинштейн считает, что сердце человека все соткано из его отношений к иным людям; с ними связано ключевое содержание психологической, внутренней жизни человека. Такие отношения рождают сильные переживания и поступки. Отношение к другому считается центром духовно – нравственного развития личности и во многом определяет нравственную значимость человека [53, с.246].

Проблема развития взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками активно изучается психологами и педагогами. Данной проблеме посвящено значительное количество экспериментальных и теоретических исследований, которые нашли свое отражение в работах Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.В. Абраменковой, Р.С. Буре, II.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.И.Аржановой, Я.Л.Коломинского, Е.О.Смирновой и других.

Определяя коллектив как важный

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы