Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детская агрессия: причины, пути предупреждения и преодоления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 7

1.1 Агрессивное поведение как предмет научного анализа 7

1.2 Особенности проявления агрессивного поведения у старших дошкольников 14

1.3 Способы снижения уровня агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте 22

Выводы по 1 главе 31

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения старших дошкольников 32

2.1 Организация и методы исследования агрессивного поведения старших дошкольников 32

2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 34

Выводы по 2 главе 40

Глава 3. Пути предупреждения и преодоления агрессивного поведения старших дошкольников 41

3.1. Рекомендации по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников 41

3.2. Результаты контрольного этапа исследования агрессивного поведения старших дошкольников 54

Выводы по 3 главе 60

Заключение 61

Список использованной литературы 64

Приложение 1 68

Приложение 2 74

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема агрессивного поведения человека неоднократно была предметом исследования психологов, социологов и педагогов, что отражает запросы современного общества. Данная проблема является актуальной, в том числе, относительно детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста характеризуется враждебностью к окружающим, недоверием к себе, чувством неполноценности, трудностями в общении. Последствия детской агрессии как правило становятся главной причиной детской нервозности и проблем во взаимоотношениях с окружающими.

По мнению многих современных психологов (Л. Выготский, Л. Данилова, С. Зинченко, Ю. Коломинский), период старшего дошкольного возраста очень важен для закрепления основных тенденций поведения, в том числе агрессивного [1, 4]. Знание механизмов формирования агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста позволяет описать способы педагогического и психологического воздействия на ребенка. Явление агрессивного поведения детей довольно сложное, но очень эмоциональное. Агрессивное поведение в целом не соответствует ожиданиям или нормам общества. При этом однозначно определить, какие нормы морали являются критерием здоровой личности, невозможно.

Однако у определенной категории детей проявления агрессии не только сохраняются, но и развиваются и трансформируются в устойчивые черты личности. Вследствие этого снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.

Феноменом агрессии и агрессивным поведением интересовалось большое количество ученых, в частности К. Дарвин, З. Фрейд, Л. Берковиц, А. Басс, Х. Лоренц, Д. Доллард, Д. Зилман, А. Бандура, Д. Тедеши, Р. Б. Фельсон, К. Мюлер, В. Коннекни, С. Смит, Д. Доннерштейн, Дж. Перри, Д. Зильман, Р. Берон, Л. Фридман, Ф. Спеласи, А. Фурманов, П. Ильин и другие внесли свой вклад в развитие науки.

Особое внимание этой проблеме уделялось в работах таких авторов, как Л. Берковиц (агрессия: причины, последствия и контроль), Р. Бэрон, Д. Ричардсон (агрессия), К. Бютнер (детская агрессия и конфликтное поведение). Проблема агрессии освещена в трудах А. Реана (агрессия и агрессивность личности), Л. Семенюк (психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции), Т. Румянцевой (агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке), И. Фурманова (агрессивность и ее проявления в детском возрасте). При этом отечественные исследователи рассматривали агрессивного субъекта как такового, интегрирующий в себе внутренние и внешние воздействия, тогда как зарубежные ученые сосредоточивали внимание на поиске отдельных детерминант проявления агрессивного поведения.

Однако, многие вопросы об особенностях проявления агрессивного поведения старших дошкольников, его причинах и путях предупреждения и преодоления до сих пор остались дискуссионными.

В связи с вышеизложенным, нами была сформулирована проблема исследования – каковы эффективные пути предупреждения и преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — агрессивное поведение дошкольников.

Предмет исследования — личностные и социально-психологические причины возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и пути его предупреждения и преодоления.

Цель работы – теоретически обосновать и эмпирически исследовать причины возникновения агрессивного поведения детей дошкольного возраста и определить действенные пути его предупреждения и преодоления.

Гипотеза исследования:

— мы предположили, что кризис 7 лет накладывает отпечаток на формирование эмоциональной сферы детей, что влечет за собой вспышки агрессии у детей старшего дошкольного возраста,

— коррекционная программа, основная на играх различной направленности, будет способствовать снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Согласно поставленной цели исследования определены следующие задачи:

1) проанализировать и систематизировать теоретические подходы к психологической проблематике феномена агрессивного поведения;

2) выявить факторы, которые способствуют возникновению и закреплению агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста;

3) эмпирически исследовать психологические особенности личности дошкольников с агрессивным поведением;

4) разработать и экспериментально проверить эффективность программы психопрофилактики агрессивного поведения у дошкольников.

При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: анализ литературы по теме исследования, описательный и аналитический, тестирование, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 год в подготовительной группе. В нем приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста, а также 10 педагогов.

На первом этапе осуществлялось теоретическое осмысление и изучение состояния разработки проблемы агрессивного поведения дошкольников и ее профилактики в психолого-педагогической литературе, определения исходных положений и научного аппарата избранной проблемы.

На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение психологических особенностей проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

На третьем этапе осуществлялся формирующий эксперимент с применением психопрофилактических методов, направленных на предупреждение агрессивного поведения личности дошкольника, обобщались материалы экспериментального исследования и проводилось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— уточнены связи агрессивного поведения дошкольника с уровнем социальной адаптации, низким уровнем сформированности навыков социального взаимодействия, с неадекватными взаимоотношениями с родителями; описана структура агрессивного поведения дошкольников; разработана и экспериментально верифицирована программа психопрофилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с позиции социального научения;

— получило дальнейшее развитие представление о детерминации агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

— представлены идеи о психологических особенностях дошкольников, склонных к агрессивному поведению; способы и методы психопрофилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Практическое значение полученных результатов.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и при организации психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы практических психологов в дошкольных учебных заведениях; разработки тренинговых программ для детей дошкольного возраста, а также в системе последипломного образования.

Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на страницах. Работа содержит рисунков, таблиц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, агрессия в большинстве научных работ — понимается как свойство личности, как его постоянная готовность к агрессивному поведению. Агрессивность чаще рассматривается как устойчивая черта личности, готовность к агрессии, хотя также может рассматриваться как ситуативная черта. Агрессивное поведение, агрессия — это проявление агрессии, которое может проявляться в различных формах и формах. Термин агрессия используется как характеристика временного состояния психики человека, его эмоциональной сферы, хотя, как правило, это понятие рассматривается как прямое проявление агрессии.

Ведущими факторами возникновения агрессивного поведения дошкольников являются социально-психологические-неблагоприятный эмоциональный микроклимат в семье, низкий уровень социальной адаптации, статус ребенка в среде сверстников; индивидуально-психологические – эмоциональная нестабильность, несформированность навыков самоконтроля поведения. Данные факторы выступают предпосылкой функционирования личности дошкольников, проявляющих агрессивное поведение.

Обобщение результатов исследования, изложенные в данном разделе, позволяют сделать предположение о совокупности специфических индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей и предпосылок функционирования личности агрессивных дошкольников, что образует определенный симптомокомплекс, который имеет специфические особенности для ребенка. Определение структуры и содержания особенностей личности агрессивного поведения дошкольника должны дать основания для определения направления психопрофилактического воздействия на детей. Наше эмпирическое исследование было направлено на раскрытие его содержания и проверки выдвинутых гипотез.

Доказано, что тревожность, импульсивность, нечестное поведение, экстернальность и эстетическая нечувствительность являются теми индивидуально-психологическими особенностями, которые вызвали агрессию у детей.

На констатирующем этапе было обнаружено:

— по методике «Физиономический тест Кунина» было выявлено, что в целом у детей негативное настроение. У 60% детей ЭГ явные признаки агрессии, связанной с гневом. У 40% детей – очень плохое настроение. Показатели у детей в КГ примерно такие же: 60% — агрессия, 30% очень плохое и 10% плохое настроение.

— по методике «Кактус» — в ЭГ, следует отметить, что показатель агрессивного поведения находится на высоком уровне у всех детей, в КГ, следует отметить, что показатель агрессивного поведения находится на высоком уровне у всех детей. Если рассмотреть средние показатели по всем шкалам, то отчетливо можно увидеть, что всем детям всем свойственны те или иные показатели агрессии.

— по методике «Выбери нужное лицо» все дети получили высокий уровень проявления тревожности, что повлекло за собой в различных ситуация по данной методике – к проявлению агрессивного поведения.

Эти результаты определили содержание и структуру психокоррекционной программы, которая была использована на формирующем этапе исследования.

Полученные результаты контрольного этапа исследования подтверждают эффективность предложенной программы основанной на игре и арт-терапии, как средства коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте.

На контрольном этапе было обнаружено:

— по методике «Физиономический тест Кунина» дети из ЭГ стали ярко, образно выражать свой гнев, эмоции, научились контролировать проявление агрессии. 20% детей показали спокойное нестроение, у остальных 80% настроение было позитивное. Показатели же детей КГ практически не изменились: 30% явно выраженная агрессия, 70% — плохое настроение.

— по методике «Кактус». После проведения формирующего этапа эксперимента было осуществлено повторное исследование. Говоря о результатах в ЭГ, следует отметить, что показатель агрессивного поведения находится на низком уровне у всех детей. Говоря о результатах в КГ, следует отметить, что показатель агрессивного поведения находится на высоком уровне у всех детей. Дети показали, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека. Они отмечают, что довольно часто испытывают злость, ненависть, раздражение к обидчикам. А также прибегают к сильным выражениям, в споре повышают голос. А также выражает негативные чувства через грубость, сквернословие, словесные угрозы.

— по методике «Выбери нужное лицо» — В результате проведенного повторного наблюдениями за детьми была заметна положительная динамика в исследуемых показателях. У детей стали ярче проявляться положительные эмоциональные переживания (радость, удивление) и отрицательные (страх).

Апробация программы показала ее эффективность. В частности, повторное исследование выявило уменьшение показателей агрессивного поведения в экспериментальной группе. В контрольной группе существенных изменений не выявлено.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста

1.1 Агрессивное поведение как предмет научного анализа

В рамках психологической науки феномен агрессии начали изучать с конца XIX века. Первые психологические взгляды на проблему агрессии были несколько упрощены. Так, У. Джеймс считал, что агрессивное поведение вызывается инстинктом враждебности, У. Макдугалл также выделил среди основных человеческих инстинктов инстинкт агрессии.

Научные изыскания в начале ХХ века создали два мощных психологических направления (психоанализ и бихевиоризм), которые привели к двум основным подходам к человеческой агрессии: как врожденному свойству и как реакции на неблагоприятный внешний раздражитель.

Одной из первых более или менее фундаментальных теорий агрессии, основанных на результатах ряда эмпирических исследований, можно считать теорию взаимосвязи между фрустрацией и агрессивным поведением (теория «фрустрация-агрессия»), автором которой является группа американских исследователей во главе с Д. Доллард и Н. Миллер [3].

Значительные успехи в изучении этой проблемы были достигнуты в послевоенный период и особенно в 60-е годы. XX век в результате синтеза знаний ряда естественных и гуманитарных наук (психология, биология, социология, экология), а также развития научной методологии. Метод эксперимента получил широкое распространение при изучении агрессии. Именно в эти годы был накоплен значительный объем эмпирических знаний и сформулированы основные теоретические принципы изучения агрессии.

Появились работы виднейших исследователей в этой области — А. Басса, Л. Берковица, А. Бандура и других. Методологической основой большинства исследований был необихевиоризм, хотя были и исключения. Таким образом, К. Лоренц создал близкую к Фрейду теорию врожденного инстинкта агрессии. Э. Фромм в своих работах рассматривал агрессию с позиций неофрейдизма. Вопросы агрессии и агрессии личности рассматривались в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) [7].

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7

1.1. Агрессивное поведение как
предмет научного анализа. 7

1.2. Особенности проявления
агрессивного поведения старших дошкольников. 19

1.3. Способы снижения уровня агрессивного
поведения старшего  дошкольника  28

ВЫВОДЫ ПО 1
ГЛАВЕ. 40

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 42

2.1. Организация и методы
исследования агрессивного поведения старших дошкольников. 42

2.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования. 45

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 53

ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 54

3.1. Коррекционная программа по
коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. 54

3.2. Результаты контрольного этапа
исследования. 69

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 84

ПРИЛОЖЕНИЕ. 91

  

Введение:

 

Рост
теоретического интереса к изучению детской агрессии обусловлен тем, что
кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом
агрессии. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с
перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда
личностно-психологических качеств, среди которых необходима и переоценка роли и
места агрессии в развитии личности ребенка.

В
настоящее время социально-экономическая ситуация служит источником роста
различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что
подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Агрессивность
способствует не только деформации личностного развития ребенка, и но
препятствует возможностям полноценной коммуникации. Особую актуальность
изучение агрессивного поведения детей имеет возрастной период 6-7 лет, этап
подготовки к кризису семи лет и переходу детей из дошкольного образовательного
учреждения в начальную школу. Агрессивность в период старшего дошкольного
возраста находится на стадии формирования, поэтому так важно учитывать
возможности ее своевременной профилактики и коррекции.

Зачастую агрессивность,
превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем
развитии ребенка. Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена
невозможностью ее прогнозирования, неадекватностью самооценки, несформированной
саморегуляцией, легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает
сложности в управлении ребенком собственным поведением. Для коррекции
агрессивности детей необходимо использовать приемы коррекции, направленные как
на самого ребенка, так и на его микроокружение.

Изучению
агрессивного поведения детей дошкольного возраста посвящено множество
фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих
знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон,
А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.). Среди отечественных ученых проблему агрессии
рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я.
Рубинштейн. Разработке способов преодоления агрессии посвящены работа М.М.
Кольцовой, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. Условия
преодоления агрессивного поведения в дошкольном детстве наиболее полно отражены
в исследованиях Е. Лютовой, Р.В. Овчаровой, Г. Мониной и др.

Однако
при этом недостаточно психологической литературы, содержащей практические
рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного
поведения. Поэтому проблема агрессивного поведения дошкольников очень актуальна
на современном этапе. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений
отмечают, что количество агрессивных воспитанников с каждым годом неуклонно
растет, поэтому так необходимо применение своевременного педагогического
воздействия в условиях дошкольных учреждений, поскольку арсенал
психолого-педагогических тактик в настоящее время весьма ограничен.

Цель исследования: изучить проявление агрессивного
поведения старших дошкольников, а также предложить пути предупреждения
агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: агрессивное поведение детей
старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достигнуть
цели исследования и решить поставленные задачи.

Современная психология
представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы
агрессии. Агрессию можно рассматривать как целесообразную форму поведения,
способствующую выживанию и адаптации индивида. Агрессия в различных
исследованиях выступает и в качестве поведения, не соответствующего позитивной
сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет собой
особую сложность.

Современная
психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими
проблемы агрессии. Агрессия рассматривается с точки зрения психоаналитического,
подхода (З. Фрейд), фрустрационной теории (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский),
теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж.
Уотсон), гуманистического направления (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), теорий
биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко), биологической и
социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), когнитивной теории
(Л. Берковиц) и т.д.

В психологической
литературе представлены различные определения ученых об агрессии:
«агрессивность — свойство личности, предполагающее готовность к агрессии» (А.А.
Реан); «воздействие бессознательного на сознание» (К. Юнг); «тип
психологической защиты, стремление к безопасности» (К. Хорни); «усвоенное
поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа
действий в социальном направлении» (Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон); «форма
социального поведения, реализуемая в контексте взаимодействия» (Т.Г. Румянцева,
И.Б. Бойко); «индивидуальное либо коллективное поведение, которое направлено на
нанесение физического либо психического ущерба» (С.Л. Колосова, Н.М. Платонов);
и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Агрессивное поведение как предмет научного анализа В
настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия
«агрессии» и «агрессивного поведения». Агрессия – (от латинского «нападение,
приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее
общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред
объектам агрессии[1].  Агрессия в широком смысле трактуется с
позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы
другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием
деструктивного воздействия на группу. Агрессивность – устойчивая черта
личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению.

Агрессивное
поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против
другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий)
характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной
ситуации другой Агрессивное поведение описывают в виде действия как такового
(наступление, атака, нападение); 
действия против определенного объекта; действия с учетом ситуации — ее
специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.

Агрессивное
поведение и агрессивность личности представляют собой схожие понятия. Их
родство может проистекать, в частности, из близости родовых для них понятий
поведения и личности. Однако причиной агрессивных действий не всегда является
агрессивность личности. И наоборот, агрессивность личности не всегда
проявляется в открытых агрессивных действиях. Агрессивное поведение есть
результат взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.

А.А. Реаном
подчеркивается, что понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно
различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия,
которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется
как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии[2].

А. Реаном подчеркивается,
что агрессивность как устойчивая личностная характеристика может развиваться
как результат актуализации опыта подавления возможностей самореализации, что
доказывает взаимосвязь уровня личностного развития со степенью агрессивности
личности. Агрессивность имеет тесную взаимосвязь с такими чертами, как
жестокость, враждебность, однако, по мнению А.А. Реана, агрессивность не всегда
выражается агрессивными действиями и не каждое агрессивное поведение имеет с
своей основе агрессивность как свойство личности. Проявление агрессивности как
личностного свойства является следствием взаимодействия совокупности
ситуативных и трансситуативных факторов[3].

Проблема
агрессивного поведения становится предметом научного анализа, потому что для
уточнения и понимания ее природы необходимо уточнение значения и смысла данного
понятия. Термин «агрессия» часто ассоциируется с такими негативными эмоциями, как
гнев, злость; с мот [1]
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест,
2012. – 800 с. — С. 8-9. [2] Реан А.А. Изучение агрессивности личности /
А.А. Реан. – С.Пб, 2018. – 378
с. [3]  Там же.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы