Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Детская агрессия: причины, пути предупреждения и преодоления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7

1.1. Агрессивное поведение как
предмет научного анализа. 7

1.2. Особенности проявления
агрессивного поведения старших дошкольников. 19

1.3. Способы снижения уровня агрессивного
поведения старшего  дошкольника  28

ВЫВОДЫ ПО 1
ГЛАВЕ. 40

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 42

2.1. Организация и методы
исследования агрессивного поведения старших дошкольников. 42

2.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования. 45

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 53

ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 54

3.1. Коррекционная программа по
коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. 54

3.2. Результаты контрольного этапа
исследования. 69

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 84

ПРИЛОЖЕНИЕ. 91

  

Введение:

 

Рост
теоретического интереса к изучению детской агрессии обусловлен тем, что
кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом
агрессии. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с
перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда
личностно-психологических качеств, среди которых необходима и переоценка роли и
места агрессии в развитии личности ребенка.

В
настоящее время социально-экономическая ситуация служит источником роста
различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что
подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Агрессивность
способствует не только деформации личностного развития ребенка, и но
препятствует возможностям полноценной коммуникации. Особую актуальность
изучение агрессивного поведения детей имеет возрастной период 6-7 лет, этап
подготовки к кризису семи лет и переходу детей из дошкольного образовательного
учреждения в начальную школу. Агрессивность в период старшего дошкольного
возраста находится на стадии формирования, поэтому так важно учитывать
возможности ее своевременной профилактики и коррекции.

Зачастую агрессивность,
превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем
развитии ребенка. Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена
невозможностью ее прогнозирования, неадекватностью самооценки, несформированной
саморегуляцией, легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает
сложности в управлении ребенком собственным поведением. Для коррекции
агрессивности детей необходимо использовать приемы коррекции, направленные как
на самого ребенка, так и на его микроокружение.

Изучению
агрессивного поведения детей дошкольного возраста посвящено множество
фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих
знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон,
А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.). Среди отечественных ученых проблему агрессии
рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я.
Рубинштейн. Разработке способов преодоления агрессии посвящены работа М.М.
Кольцовой, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. Условия
преодоления агрессивного поведения в дошкольном детстве наиболее полно отражены
в исследованиях Е. Лютовой, Р.В. Овчаровой, Г. Мониной и др.

Однако
при этом недостаточно психологической литературы, содержащей практические
рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного
поведения. Поэтому проблема агрессивного поведения дошкольников очень актуальна
на современном этапе. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений
отмечают, что количество агрессивных воспитанников с каждым годом неуклонно
растет, поэтому так необходимо применение своевременного педагогического
воздействия в условиях дошкольных учреждений, поскольку арсенал
психолого-педагогических тактик в настоящее время весьма ограничен.

Цель исследования: изучить проявление агрессивного
поведения старших дошкольников, а также предложить пути предупреждения
агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: агрессивное поведение детей
старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достигнуть
цели исследования и решить поставленные задачи.

Современная психология
представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы
агрессии. Агрессию можно рассматривать как целесообразную форму поведения,
способствующую выживанию и адаптации индивида. Агрессия в различных
исследованиях выступает и в качестве поведения, не соответствующего позитивной
сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет собой
особую сложность.

Современная
психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими
проблемы агрессии. Агрессия рассматривается с точки зрения психоаналитического,
подхода (З. Фрейд), фрустрационной теории (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский),
теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж.
Уотсон), гуманистического направления (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), теорий
биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко), биологической и
социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), когнитивной теории
(Л. Берковиц) и т.д.

В психологической
литературе представлены различные определения ученых об агрессии:
«агрессивность — свойство личности, предполагающее готовность к агрессии» (А.А.
Реан); «воздействие бессознательного на сознание» (К. Юнг); «тип
психологической защиты, стремление к безопасности» (К. Хорни); «усвоенное
поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа
действий в социальном направлении» (Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон); «форма
социального поведения, реализуемая в контексте взаимодействия» (Т.Г. Румянцева,
И.Б. Бойко); «индивидуальное либо коллективное поведение, которое направлено на
нанесение физического либо психического ущерба» (С.Л. Колосова, Н.М. Платонов);
и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Агрессивное поведение как предмет научного анализа В
настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия
«агрессии» и «агрессивного поведения». Агрессия – (от латинского «нападение,
приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее
общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред
объектам агрессии[1].  Агрессия в широком смысле трактуется с
позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы
другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием
деструктивного воздействия на группу. Агрессивность – устойчивая черта
личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению.

Агрессивное
поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против
другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий)
характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной
ситуации другой Агрессивное поведение описывают в виде действия как такового
(наступление, атака, нападение); 
действия против определенного объекта; действия с учетом ситуации — ее
специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.

Агрессивное
поведение и агрессивность личности представляют собой схожие понятия. Их
родство может проистекать, в частности, из близости родовых для них понятий
поведения и личности. Однако причиной агрессивных действий не всегда является
агрессивность личности. И наоборот, агрессивность личности не всегда
проявляется в открытых агрессивных действиях. Агрессивное поведение есть
результат взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.

А.А. Реаном
подчеркивается, что понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно
различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия,
которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется
как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии[2].

А. Реаном подчеркивается,
что агрессивность как устойчивая личностная характеристика может развиваться
как результат актуализации опыта подавления возможностей самореализации, что
доказывает взаимосвязь уровня личностного развития со степенью агрессивности
личности. Агрессивность имеет тесную взаимосвязь с такими чертами, как
жестокость, враждебность, однако, по мнению А.А. Реана, агрессивность не всегда
выражается агрессивными действиями и не каждое агрессивное поведение имеет с
своей основе агрессивность как свойство личности. Проявление агрессивности как
личностного свойства является следствием взаимодействия совокупности
ситуативных и трансситуативных факторов[3].

Проблема
агрессивного поведения становится предметом научного анализа, потому что для
уточнения и понимания ее природы необходимо уточнение значения и смысла данного
понятия. Термин «агрессия» часто ассоциируется с такими негативными эмоциями, как
гнев, злость; с мот [1]
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест,
2012. – 800 с. — С. 8-9. [2] Реан А.А. Изучение агрессивности личности /
А.А. Реан. – С.Пб, 2018. – 378
с. [3]  Там же.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы