Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Человек и природа в творчестве писателей в конца ХХ века (на примере произведений)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 1
Тема человека и природы в художественной литературе конца ХХ века 7 1.1
Значение природы в художественной литературе конца ХХ века 7 1.2
Особенности изображения связи человека с природой в литературе конца ХХ века 19 2
Особенности отображения человека и природы в творчестве писателей конца ХХ
века 35 2.1
Образы человека и природы в прозе М. Ахмадова 35 2.2
Проблема взаимоотношений человека и природы в рассказе Г. Тедеева «Милосердие» 41 2.3
Взаимосвязь людей и природы в повести В. Н. Федорова «Гражданин № 1 навсегда
исчезнувшего города» 43 Заключение 52 Список
использованных источников 55
Введение:
Актуальность
темы
настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что взаимосвязь
природы и человека во все времена интересовала и вдохновляла писателей и
поэтов. Мы живем в веке сложнейших технологий, инноваций. Человек безгранично
«покоряет» и «подгоняет» под себя природу. Однако тема природы на протяжении
всех времен остаётся актуальной, привлекая внимание, открывая неожиданные
перспективы, заставляя задуматься и создать что-то необыкновенное в том или
ином жанре творчества.
В
дипломной работе рассмотрена проблема влияния природы на человека, его
творчество, раскрываются особенности отображения взаимосвязи человека и
природы, приведены примеры взаимодействия природы и человека в произведениях
русских поэтов и писателей.
Тема
«природа и человек» издревле присутствует в художественной литературе, являясь,
по сути, её «вечной темой». В дискурсной практике в различные эпохи и времена
она реализовывалась по-разному, как с точки зрения жанрового своеобразия
художественных текстов, так и отражения в них взглядов человека на природу и
отношение к ней.
В
устном народном творчестве, сказках, былинах, легендах природа одушевляется и
одухотворяется, образует единство с человеческим миром, участвует в его делах,
предупреждая об опасностях, помогая творить добро и побеждать зло. Эта традиция
продолжается и в древнерусской литературе.
В
дальнейшем, с развитием естественнонаучного взгляда на природу её отражение в
литературе переходит в иные плоскости. Преобладающими становятся образы природы
в виде пейзажных зарисовок, характерных для прозы и поэзии, в которых
воспевается её красота не в стереотипном, клишированном изображении, а в
индивидуально-авторском видении. Природа отражается художниками слова в её
значимости для себя и их героев. Здесь может быть попытка уловить какие-то
универсальные черты, видимые автору, но не замечаемые другими, или же,
напротив, подчеркнуть неповторимость, единичность, изменчивость природных
состояний, остановленных и зафиксированных автором в «прекрасное мгновение».
Отметим
только «природную» лирику таких поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.
А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, С. А. Есенин и др. Описание
природы часто служит фоном для выражения психологических состояний персонажа,
его метаний и переживаний. Во многих случаях явления природы, воплощённые в
художественную форму, придают особую значимость тем или иным происходящим
событиям, дополняя и усиливая впечатление от них. В «Войне и мире» Л. Н.
Толстого эту функцию выполняют деревья, небо (высокое, далекое, вечное, бесконечное),
туман, комета, луна и т. д.
Содержание
природных зарисовок в художественном тексте, как правило, становится
многозначным. Помимо эстетической ценности, в нем отражаются нравственные,
духовные приоритеты, характеризующие не только роль природы в жизни человека и
его отношение к ней, но и выступающие мерилом человечности личности.
Иногда
природа является основным героем художественного произведения, движущей силой
его сюжета. Это в особенности характерно для текстов так называемых «певцов
природы» – С. Т. Аксакова, В. В. Бианки, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского и
др. Следует отметить, что вплоть до 60-х гг. ХХ в. собственно экологическая
тема как таковая в художественной литературе не поднималась. Это определяется
тем, что общественное сознание XVIII – середины XX вв. ещё не было озабочено
состоянием окружающей среды. В нем доминировала мысль, высказанная нигилистом
Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.): «Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник». Естественнонаучный вариант этой мысли
был сформулирован И. В. Мичуриным в начале ХХ в. в ставшем крылатым выражении:
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача».
Несостоятельность
таких подходов к природе ярко обнажилась к середине ХХ в., когда стали всё
более явственно проявляться разрушительные последствия вмешательства человека в
жизнь природы. Экологическая тема стала звучать в произведениях Л. М. Леонова,
С. П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева. В. И. Белова, Б. Л.
Васильева, Г. Н. Троепольского, Ч. Т. Айтматова и других писателей.
Тем
самым в литературно-художественной практике возникает собственно экологический
дискурс. Его главной особенностью в рамках выполнения сверхзадачи литературы
становится посыл – от экологии природы к экологии души. Экологическая
деятельность писателей, публицистов этого периода воплощалась не только в
литературно-художественной практике.
Цель
дипломной работы – выявить особенности отражения темы человека и природы в
художественной литературе конца XX
века.
Данная
цель предполагает решение следующих задач:
— исследовать значение природы в художественной
литературе конца ХХ века;
— определить особенности изображения
связи человека с природой в литературе конца ХХ века; —
рассмотреть изображение образов человека и природы в прозе М. Ахмадова;
—
проанализировать проблему взаимоотношений человека и природы в рассказе Г.
Тедеева «Милосердие»;
—
рассмотреть взаимосвязь человека и природы в повести В. Н. Федорова «Гражданин
№ 1 навсегда исчезнувшего города».
Объектом
исследования является произведения на тему человека и природы, созданные в
конце XX
века.
Предмет
исследования – тема человека и природы в рассказе Г. Тедеева «Милосердие», в
повести В. Н. Федорова «Гражданин № 1 навсегда исчезнувшего города», в прозе М.
Ахмадова.
Методы
исследования: теоретический анализ источников, анализ литературы и
материалов сети Internet, литературный анализ художественных произведений,
анализ полученных данных, обобщение.
Теоретическая
значимость работы заключается в проведенном обзоре особенностей
изображения связи человека с природой в литературе конца ХХ века.
Практическая
значимость работы определяется тем, что результаты исследования
могут быть использованы при изучении художественной литературы конца XX века в школьной программе.
Структура работы: дипломная работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема
взаимодействия человека и природы является универсальной. Она существовала на
всем пути развития человечества. Человек то ищет свое место в окружающем его
мире, обожествляет силы природы, осознавая свою ничтожность, то возвышается над
ней, воображая себя центром вселенной. Но, при этом, как бы ни видоизменялась
парадигма мировоззрения человечества, одно всегда остается неизменным –
неоспоримая связь человека и природы.
Тема
«природа и человек» издревле присутствует в художественной литературе, являясь,
по сути, её «вечной темой». В дискурсной практике в различные эпохи и времена
она реализовывалась по-разному, как с точки зрения жанрового своеобразия
художественных текстов, так и отражения в них взглядов человека на природу и
отношение к ней.
В устном
народном творчестве, сказках, былинах, легендах природа одушевляется и
одухотворяется, образует единство с человеческим миром, участвует в его делах,
предупреждая об опасностях, помогая творить добро и побеждать зло. Эта традиция
продолжается и в древнерусской литературе. Например, в «Слове о полку Игореве»
она предупреждает князя Игоря о трагическом финале задуманного им похода на
половцев лаем лисиц, небывалой грозой, кровавым восходом и заходом солнца.
Изображение природы, её персонификация в этот период носят устойчивый характер:
красно солнышко, буйный ветер, зеленая дубрава, чисто поле, травамурава, дивные
звери; орел, сокол или лев олицетворяют героя, змей – зло, лиса – хитрость и т.
д.
В
дальнейшем, с развитием естественнонаучного взгляда на природу её отражение в
литературе переходит в иные плоскости. Преобладающими становятся образы природы
в виде пейзажных зарисовок, характерных для прозы и поэзии, в которых
воспевается её красота не в стереотипном, клишированном изображении, а в индивидуально-авторском
видении. Природа отражается художниками слова в её значимости для себя и их
героев. Здесь может быть попытка уловить какие-то универсальные черты, видимые
автору, но не замечаемые другими, или же, напротив, подчеркнуть неповторимость,
единичность, изменчивость природных состояний, остановленных и зафиксированных
автором в «прекрасное мгновение».
Отметим
только «природную» лирику таких поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.
А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, С. А. Есенин и др. Описание
природы часто служит фоном для выражения психологических состояний персонажа,
его метаний и переживаний. Во многих случаях явления природы, воплощённые в
художественную форму, придают особую значимость тем или иным происходящим событиям,
дополняя и усиливая впечатление от них. В «Войне и мире» Л. Н. Толстого эту
функцию выполняют деревья, небо (высокое, далекое, вечное, бесконечное), туман,
комета, луна и т. д.
Анализируя
создаваемые авторами произведения, можно увидеть, как в разные эпохи меняется
сознание человека, его отношение к природе. Взаимодействие природы и человека –
излюбленная тема обширного наследия русской литературы прошлых веков. Мы не
можем представить произведения. А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова,
И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова без описания картин
русской природы.
Содержание
природных зарисовок в художественном тексте, как правило, становится
многозначным. Помимо эстетической ценности, в нем отражаются нравственные,
духовные приоритеты, характеризующие не только роль природы в жизни человека и
его отношение к ней, но и выступающие мерилом человечности личности.
Иногда
природа является основным героем художественного произведения, движущей силой
его сюжета. Это в особенности характерно для текстов так называемых «певцов
природы» – С. Т. Аксакова, В. В. Бианки, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского и
др. Следует отметить, что вплоть до 60-х гг. ХХ в. собственно экологическая
тема как таковая в художественной литературе не поднималась. Это определяется
тем, что общественное сознание XVIII – середины XX вв. ещё не было озабочено
состоянием окружающей среды. В нем доминировала мысль, высказанная нигилистом
Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.): «Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник». Естественнонаучный вариант этой мысли
был сформулирован И. В. Мичуриным в начале ХХ в. в ставшем крылатым выражении:
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача».
Несостоятельность
таких подходов к природе ярко обнажилась к середине ХХ в., когда стали всё
более явственно проявляться разрушительные последствия вмешательства человека в
жизнь природы. Экологическая тема стала звучать в произведениях Л. М. Леонова,
С. П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева. В. И. Белова, Б. Л.
Васильева, Г. Н. Троепольского, Ч. Т. Айтматова и других писателей.
Тем
самым в литературно-художественной практике возникает собственно экологический
дискурс. Его главной особенностью в рамках выполнения сверхзадачи литературы
становится посыл – от экологии природы к экологии души. Экологическая
деятельность писателей, публицистов этого периода воплощалась не только в
литературно-художественной практике.
Природа
почти всегда выступает основой, на которой происходят описанные события.
Благодаря ей мы чувствуем то настроение и динамику развития изображаемого. Она
помогает развивать и утверждать характеры изображаемых героев, формировать их
мировоззрение.
Фрагмент текста работы:
1 Тема человека и природы в художественной литературе
конца ХХ века
1.1 Значение природы в художественной литературе конца
ХХ века Во
все времена актуальной в литературе была тема природы. В искусстве природа
наделена человеческими качествами, она жива, имеет чувства и характер. Ее также
трактуют как первоначальное проявление всего живого на земле, именно поэтому
она выступает перед нами лишь как чистая и невинная душа [13]. Но иногда можно
встретить и возмущенную природу, которая мстит людям за их злодеяния и
издевательства над ней.
Достаточно
часто приходится встречать образ природы в литературе. Она почти всегда
выступает фоном, на котором происходят описанные события. Благодаря ей мы
чувствуем то настроение и динамику развития изображаемого. Она помогает
развивать и утверждать характеры изображаемых героев, формировать их
мировоззрение.
Изображение
природы, отношений человека и природы имеет глубокие исторические корни, и
поэтому целесообразно уделить некоторое внимание пути становления и развития
этой традиции, которую на протяжении веков можно найти в творчестве
разнообразных авторов.
Описание
природы имеет глубокую историю в литературе. Первым памятником литературы, в
котором определяется особый характер взаимодействия человека и природной стихии
можно считать один из главных памятников древнерусской литературы – «Слове о
полку Игореве», в котором содержатся эпизоды, где четко показано единство
человека и окружающего мира [35]. Природа играет важную роль в человеческой
жизни, выступает вестником неизбежных событий. Она пытается предупредить Игоря
о предстоящей опасности: кровавый закат, зловещая гроза, странное поведение
животных.
Лирическим
образом выступает природа в поэзии, полной ярких характеристик. Она пробуждает
мир, дает надежду на будущее, дает нам свой свет и тепло.