Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Бюджетирование затрат на персонал на предприятии АО ПНТЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы бюджетирования затрат на персонал 5
1.1 Понятие, сущность, виды, функции бюджетов затрат на персонал 5
1.2 Перспективные методики бюджетирования 13
1.3 Оценка эффективности затрат на персонал 23
2 Бюджетирование затрат на персонал на предприятии АО «ПНТЗ» 28
2.1 Краткая характеристика «АО ПНТЗ» 28
2.2 Оценка системы управления персоналом и бюджетирования затрат на персонал в АО «ПНТЗ» 32
2.3 Анализ использования фонда заработной платы 49
3 Предложения по совершенствованию процедуры бюджетирования затрат на персонал на предприятии «АО ПНТЗ» 53
3.1 Разработка предложений по оптимизации затрат на персонал «АО ПНТЗ» 53
3.2 Расчет экономической эффективности для «АО ПНТЗ» 62
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А – Отчет о финансовых результатах 73
Введение:
Актуальность исследования обуславливается тем, что бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности.
Бюджетирование затрат на персонал и планирование расходов – это одно из важнейших направлений в работе отдела кадров и его руководителя. Финальный вариант бюджета должен соответствовать общей стратегии развития бизнеса. Управление бюджетом затрат на персонал предполагает анализ и прогнозирование фактических и плановых показателей расходов на персонал, контроль исполнения бюджета, его корректировки в соответствии с регламентом, а также множество других нюансов, связанных с данным механизмом управления.
Правильный процесс бюджетирования затрат на персонал организации может эффективно сказаться на ее деятельности, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию процедуры бюджетирования затрат на персонал на предприятии.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы бюджетирования затрат на персонал;
– проанализировать организацию и эффективность бюджетирования затрат на персонал в АО «ПНТЗ»;
– разработать пути совершенствования процедуры бюджетирования затрат на персонал на предприятии АО «ПНТЗ».
Объект исследования – Акционерное общество «Первоуральский новотрубный завод» далее АО «ПНТЗ».
Предметом исследования являются – методы и механизмы бюджетирования затрат на персонал в организации.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают проблемы бюджетирования затрат на персонал, а именно такие исследователи как: Андреева Т.А., Белотелова Н.П., Брусиловская Ю.М., Гиниатуллина Э.Н., Ковалева Т.Н. и многие другие.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: монографический, логический, сравнения, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, индексный анализ, коэффициентный анализ, графический.
Информационной базой исследования явилась законодательные, нормативные акты, учебная литература, статьи по теме исследования, бухгалтерская и статистическая отчетность АО «ПНТЗ» за 2019-2021 годы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Содержит 20 таблиц, 9 рисунков, 8 формул, список из 45 использованных источников. Работа дополнена 1 приложением. Общий объём выпускной квалификационной работы – 74 страницы.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
Роль бюджетирования для контроля и планирования затрат является поистине колоссальной. Так, процесс бюджетирования стимулирует к качественному распределению различных видов ресурсов, которыми владеет компания. В качестве таких ресурсами могут выступать как трудовые и материальные, так и финансовые.
Затраты на персонал организации – это общая сумма затрат, направленных на обеспечение использования труда сотрудников, привлечение новых кандидатов, оплату их труда, материальное стимулирование, выдачу социального пакета, повышение квалификации, поддержку комфортных условий труда.
Бюджетирование затрат на персонал — это процесс планирования и управления расходами на персонал при помощи системы показателей, определяющих вклад человеческих ресурсов и службы управления персоналом в достижение целей организации.
Для бюджетирования расходов на персонал в компании используется несколько стандартных методов. Данные методы представляют собой определенные способы, с помощью которых проводится расчет финансовых показателей.
АО «Первоуральский новотрубный завод» — российское предприятие металлургической отрасли в г. Первоуральск (Свердловская область).
Анализ показал, что качество маркетинга АО «ПНТЗ», а также других процессов, которые связаны с достижением конкурентного преимущества на рынке, находится на высоком уровне, о чем свидетельствует повышение объема выручки компании c 83 356 172 тыс. руб. до 93 194 716 тыс. руб. (на 11,8%). Именно продажа продукции должна обеспечивать основу притока денежных средств, что в дальнейшем позволяет покрыть операционные расходы.
Количество работников АО «Первоуральский новотрубный завод» с каждым годом значительно уменьшается. Это уменьшение отразилось и на основном персонале, и на вспомогательном. При этом разница между 2018 и 2021 годом составляет 2019 человек, что свидетельствует об устойчивой динамике снижения численности персонала.
Численность уволенных работников на протяжении всего периода растет, при этом число принятых работников не покрывает тот необходимый минимум, который обеспечивал бы полноценную работоспособность организации.
В АО «ПНТЗ» бюджетированием занимаются все подразделения. Процесс бюджетирования регламентирован документами, которые были разработаны ПЭО и подписаны генеральным директором. Ответственен за соблюдение эти документов заместитель ПЭО.
Планирование и утверждение бюджетов всех уровней в АО «ПНТЗ» организовано в программе PlanDesigner. Однако данная программа очень простая и не учитывает все затраты на персонал Например, в нем невозможно сформировать план бюджета на повышение квалификации сотрудников. Такой план составляется в компании отделано в форме Excel, а в автоматизированной программе указываются общие затраты на персонал.
В бюджете затрат на персонал организация предусматривает не все виды расходов, например, не учитываются расходы на отчисления в социальные фонды.
Бюджет затрат по персоналу был перевыполнен за 2021 год на 0,65% или на 30 900 тыс. руб. Перевыполнение отмечается по всем видам затрат. В сумме наибольший перерасход составил по выплаченным доплатам и надбавкам (на 10 228 тыс. руб.), а также по оплате труда по тарифу, сдельным расценкам и окладу (на 6 182 тыс. руб.). Это вызвано как превышением численности персонала (на 1 человека), так и изменением заработной платы в связи с ростом выручки.
Для того, чтобы улучшить процесс бюджетирования затрат на персонал в компании АО «ПНТЗ» было предложено:
1. Разрабатывать бюджет затрат на персонал не по кварталам, а по месяцам.
2. В бюджете плана по затратам на персонал более подробно расписать расходы по социальному пакету, а также по социальному страхованию.
3. Разработать матрицу ответственности. В ней четко должно быть прописано кто за какие показатели отвечает. Важно прописать и что повлечёт за собой неисполнение плана, особенно, если он отклоняется в худшую сторону. Например, снижение премии на определенную сумму.
4. На основе предложенных выше мероприятий, необходимо составить новые формы планов, в которых будут прописаны показатели не по кварталам, а по месяцам.
6. Разработать регламенты в связи с внедрением новых форм бюджетирования. В них должны быть прописаны ответственные и порядок контроля за показателями.
7. Заменить используемые автоматизированную программу по составлению бюджета затрат на новую.
8. Разработать систему стимулирования ответственных за исполнение бюджетов затрат.
9. Рассмотреть возможность возврата численности работников, в том числе ремонтной службы, службы занятой техническим обслуживанием оборудования, с возобновлением всех функций, которые были закреплены за данной структурой.
10. Внедрить систему контроллинга.
Данные мероприятия позволят сократить расходы, увеличить прибыль и повысить эффективность бюджетирования затрат на предприятии.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы бюджетирования затрат на персонал
1.1 Понятие, сущность, виды, функции бюджетов затрат на персонал
Для того, чтобы обеспечить себе стабильное пребывание на рынке, любая компания заинтересована в том, чтобы ее деятельность отличалась от деятельности конкурентов в лучшую сторону. Организация планирования и контроля затрат в системе бюджетирования способна обеспечить целый ряд преимуществ, которые позволят не только принимать грамотные управленческие решения, но и осуществлять эффективное распределение ресурсов предприятия, соотнося их с поставленными задачами.
Управление затратами является одной из главных функций менеджмента, от его качественного построения зависит продолжительность пребывания компании на рынке и минимизация риска банкротства. Одной из целей управления затратами является их снижение в целях обеспечения конкурентного преимущества на рынке. Следует отметить, что планирование и контроль затрат тесно связаны с прогнозированием объема продаж и прибыли. Так, например, если организация заинтересована в увеличении объема продаж и, как следствие, повышении уровня прибыли организации, то ее менеджмент намеренно увеличивают расходы, связанные с рекламой и модернизацией продукции, финансированием новых, привлекательных рыночных сегментов. Управление затратами обычно не классифицируют, как отдельную сферу деятельности на предприятии, а включают в состав общей управленческой стратегии экономического субъекта.
Роль бюджетирования для контроля и планирования затрат является поистине колоссальной. Так, процесс бюджетирования стимулирует к качественному распределению различных видов ресурсов, которыми владеет компания. В качестве таких ресурсами могут выступать как трудовые и материальные, так и финансовые. В качестве еще одной важной задачи бюджетирования можно выделить стимулирование к достижению поставленных целей. Кроме того, эффективная бюджетная политика организации способствует тотальному контролю и возможности внесения изменений в бюджетный план. Таким образом, бюджетирование является инструментом и вектором достижения запланированных финансовых результатов.
Бюджетирование играет решающую роль в финансовом управлении, поскольку оно может быть формой финансового отражения стратегических целей компании, а также логической основой для анализа результатов деятельности и даже элементом мотивации руководства. Процесс составления бюджета можно понимать, как процедуру анализа управленческих решений, принятых в прошлом, посредством которой оценивается рациональность использования всех имеющихся в настоящее время активов, а также задействованных источников. Бюджетирование – это своего рода руководство для компании, база исходной информации для анализа деятельности и оценки эффективности работы. Благодаря бюджету можно перевести систему планирования, представленную в натуральных и физических единицах, в систему финансовых показателей.
Бюджетирование позволяет значительно повысить эффективность и рациональность использования ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, а также очертить границы ответственности между менеджерами на различных уровнях организационной структуры предприятия. Бюджетное планирование предоставляет руководству средства для инвестиционных возможностей компании с точки зрения активов, которые могут привлечь наибольший доход в компанию. Важно, что наличие хорошо построенной и внедренной системы бюджетирования делает компанию «финансово прозрачной» как для инвесторов, менеджеров, так и для внешних пользователей информации .
Бюджетирование помогает укрепить финансовую дисциплину внутри организации, мотивировать все структурные подразделения предприятия в интересах более эффективной работы компании в целом. Однако наиболее важным преимуществом составления бюджета является то, что оно позволяет постоянно отслеживать финансовую ситуацию в организации, что, следовательно, приводит к повышению финансовой стабильности компании. В соответствии с определяющими принципами составления бюджета этот процесс должен быть:
− полный, поскольку он должен охватывать все виды деятельности и все отделы организации;
− ориентирован на потребности рынка с приоритетом в продаже продукции с производства с учетом ограничений ресурсов, имеющихся в распоряжении организации;
− основан на рациональных нормах и стандартах, используя прогрессивные методы для их разработки;
− интегрирован таким образом, чтобы исполнение бюджетов самого низкого уровня влияло на исполнение бюджетов самого высокого уровня в качестве наибольшей меры;
− гибким, поскольку он должен обеспечивать возможность адаптации к изменяющимся внешним факторам, а также к стратегическому положению организации;
− обеспечить рациональное соотношение затрат и результатов.