Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Современный русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Бытовая лексика в произведениях А. Н. Островского.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 1

Глава 1. Теоретические аспекты и понятийный инструментарий
системного описания бытовой лексики. 4

1.1.   Определение
понятий «бытовая сфера» и «лексика бытовой сферы». 4

1.2.   Лексика
бытовой сферы с точки зрения ее происхождения. 6

1.3.   Особенности
функционирования лексики бытовой сферы.. 10

1.4.   Использование
бытовой лексики для выражения авторского юмора, иронии  12

Глава 2. Лексические особенности бытовой речи персонажей
А. Н. Островского  18

2.1. Общая характеристика лексического состава бытовой
лексики. 18

2.2. Лексико-тематические группы бытовой лексики
персонажей Островского  20

2.3. Фразеологические единицы бытовой лексики. 30

2.4. Пословицы в произведениях А.Н. Островского. 38

2.5. Структурная характеристика бытовой лексики. 42

Глава 3. Тематическая группа бытовой лексики в пьесе
«Гроза» А.Н. Островского  47

Заключение. 54

Список
использованной литературы   58

  

Введение:

 

Академик В.В. Виноградов, говоря о задачах истории
русского литературного языка, отметил, что одним из направлений исследований в
этой области должно стать изучение языка писателей, а также изучение языка и
стиля отдельных литературных произведений. При этом он подчеркивал, что
изучение «языка литературного произведения должно быть как
социально-лингвистическим, так и литературно-стилистическим» [4, с. 165]. А это
значит, что лингвистические особенности того или иного произведения необходимо
рассматривать, во-первых, «применительно к общей системе литературного языка
соответствующей эпохи, в свете его грамматики и лексики» [4, с. 165], а во-вторых,
язык художественных произведений как «целостное смысловое единство» [4, с.
166], созданный творческой личностью.

Язык произведений писателей XVIII века представляет
особый интерес для исследователей, поскольку отражает языковые процессы,
начавшиеся во второй половине XVII века и «многообещающие» для развития
литературного русского языка: устный речь, европеизация социальной, бытовой,
повседневной речи. Однако лингвистические особенности произведений многих
писателей XVIII века до сих пор мало изучены. На это, в частности, указывал
В.В. Виноградов [4, с.176], А.И. Горшков [7, с.4]. «Вряд ли нужно специально
доказывать, что изучение прозы Чулкова, Новикова, Фонвизина, Радищева, Крылова,
Карамзина представляет значительный интерес для понимания общих путей развития
русского литературного языка и языка современной художественной литературы»,
написал AI Горшков [7, с.4]. Поэтому объектом исследования данной диссертации
стали работы А.Н. Островского.

Актуальность исследования. Повседневная разговорная речь
имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой
разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь можно найти самые
разнообразные тематически и стилистически группы лексики: общая книжная
лексика, термины и заимствования из иностранных языков, и слова высокой
стилистической окраски, и даже некоторые факты из разговорного языка, диалектов
и жаргонов. Объясняется это, во-первых, тематическим разнообразием разговорной
речи, не ограниченным рамками бытовых тем, бытовых реплик, а во-вторых,
реализацией разговорной речи в двух тонах — серьезном и игривом, а в последнем
случае — возможно использование различных элементов.

Для разговорной речи характерны
эмоционально-выразительные оценки субъективного характера, поскольку говорящий
выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. В целом
порядок слов в разговорной речи сильно варьируется. Доминанта разговорный
стиль, особенно разговорная речь, которая существует в устной форме
неофициального личного общения, призвана свести к минимуму озабоченность по
поводу формы выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая
неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т.
д. (это важно не как сказать а что сказать).

Целью данной дипломной работы является изучение лексики
бытовой сферы в творчестве А.Н. Островского.

Для достижения этой цели планируется решить следующие
конкретные задачи:

1) дать определение понятию «лексика бытовой сферы» и в
соответствии с этим выбрать фактический материал, необходимый для анализа;

2) классифицирует языковой материал и характеризует его
по происхождению;

3) определить функции этого словарного пласта в
произведении «Гроза»;

4) выяснить, насколько точно Островский смог определить
наиболее «перспективные» лексические единицы.

Объект исследования – бытовая лексика в произведениях
А.Н. Островского.

Предметом исследования являются лексико-семантические
особенности устаревшей лексики современного русского языка, представленная в
тексте произведения.

В процессе работы использовались следующие методы
исследования: метод прямого наблюдения (работа с текстом), описательный метод
(работа над словами, направленная на выявление их смысловых и стилистических
особенностей), метод дифференциального отбора (классификация словосочетаний).
словарный запас по группам), метод лексико-семантического анализа слов (анализ
значения слова в тексте), сравнительный метод (при сравнении значения слов в
русском языке и в исследуемых произведениях).

Архаизмы и историзмы, их признаки и специфика, стали
объектом рассмотрения многих лингвистических исследований ученых лексикологов:
Р.А. Будагова, В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, Н.М. Шанского, М.И. Фоминой и
др.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх
глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Драматург А. Н. Островский — признанный мастер
изображения купеческой и дворянской жизни. Из-под его пера вышли актуальные
пьесы — описания обычаев высшего общества 19 века, которые во многом остаются
актуальными и сегодня. Островский открыл читателю широкую панораму жизни знати
и купечества в провинции, он выдвинул на первый план все пороки высшего
общества, тщательно скрытые за тяжелыми запорами и покрытые мишурой приличий,
он осветил тайну семейная жизнь и зверства деспотических тиранов.

Островский обладает удивительным даром описания: его
пейзажи и интерьеры ненавязчивы, в сознании читателя как бы сама собой
формируется картина той или иной сцены действия, которая нужна автору. Эти
описания похожи на мозаику, чем дальше развивается сюжет, чем больше неуловимых
деталей добавляет автор, тем больше возрастает интерес читателя.

Конечно, в первую очередь внимание привлекают скудные, но
точные примечания к описанию. За лаконичностью автора скрывается его позиция,
как бы выраженная между строк. Читая описания декораций к первому акту комедии
«Лес», читатель уже формирует для себя образ Гурмыжской, ведь повседневные
детали много значат для Островского.

Эти «чистые» комнаты в доме провинциальной богатой дамы,
подчеркнутое обилие дверей — все говорит о неспешной жизни в изобилии и
постепенно формирует негативное впечатление на читателя, уже встречавшегося с
этими представителями «темного царства». на страницах пьес Островского.

Но не менее интересны описания, вставленные автором в
уста героев. Не имея возможности показать всю Россию в одном произведении,
Островский рассказывает читателю о Москве, о окраинах, вдали от сцены.
Странница Феклуша раскрашивает в яркие цвета Кабанихе места, где успела
побывать, и невольно сравнивает жизнь столицы и провинции.

В Москве вечером начинаются гулянья и игры, а в
провинциальном Калиново уже у всех запор: жители не хотят публично стирать
грязное белье, показывать свои семейные проблемы и склоки. В этом основная идея
Островского: калиновские купцы и дворяне — ничтожные люди, жестокие тираны,
прикрывающие свои пороки и проблемы притворной веселостью и спокойствием. С
помощью популярного описания, использования архаизмов и просторечия автор
сатирически изображает общество.

Итак, главная роль описаний быта купцов и знати —
выражение авторской позиции. В этой связи не лишним будет упомянуть следующий
факт из биографии Островского. В 1856 году он совершил плавание на пароходе по
Волге.

Его интересовали портовые города, так как он ожидал найти
в них неограниченное количество пороков знати и купцов, прозябавших в
провинции. Очевидно, то, что ему удалось увидеть во время путешествия, нашло
отражение в образе города Калинов. Действительно, этот город — собирательный
образ провинциального волжского города, а его общество в точности повторяет
общество российской глубинки того времени.

Расчет драматурга оказался верным: ему открылись все
конфликты, противоречия и ужасы купеческого и дворянского общества. Это
путешествие способствовало появлению знаменитых пьес, в которых критика автора
звучит язвительно. Островский демонстрирует вычурность общества, описывая,
например, прогулки знати по бульвару: при отсутствии других развлечений люди
красуются друг перед другом, обсуждают чужие дела, сплетничают.

Несмотря на скучность этого занятия, никто не хочет
пропускать такие прогулки, в которых сосредоточена вся «светская» жизнь города.
И только искренний Кулигин готов бросить эти обвинения в глаза великолепным
модникам.

Это яркий пример того, как описание повседневной жизни
характеризует провинциальное общество. Апофеозом, символом глубины падения
людей, стало непонятное здание, представленное в спектакле «Гроза», которое
сгорело и простояло в том же виде долгие годы. «Люди заняты собой, им некогда обращать
внимание на такие мелочи», — усмехается автор.

Однако описание повседневной жизни также может раскрыть
характеры отдельных героев. Пожалуй, один из самых ярких тому примеров — образ
Гурмыжской в комедии «Лес». На первый взгляд, нельзя сказать, что это
совокупность всевозможных пороков: и ухоженный дом, и ухоженный сад, и беседка,
что, кажется, свидетельствует о любви к порядку.

Но символ бездны, в которую скатилась эта дама, — это та
самая коробка, в которую перетекает смысл жизни Гурмыжской — деньги. Душа этой
скупой женщины мертва, догадаться нетрудно. «Игры жизни». Обилие бытовых
описаний и деталей, так реалистично и ненавязчиво добавляемых драматургом в
свое творчество, также придает «живость» пьесам Островского.

И хотя они не такие откровенные и, можно сказать,
преувеличенные, как в случае с признанным мастером детализации Н. В. Гоголем,
их присутствие в спектакле столь же необходимо, как украшает общую картину, и
не менее важно. профессионально исполнен

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты и понятийный инструментарий
системного описания бытовой лексики 1.1. Определение понятий «бытовая сфера» и «лексика бытовой сферы» В двух рассматриваемых понятиях встречается корень слова
«быт», он отражает непроизводственную, непрофессиональную сферу жизни человека,
именуемым также образ жизни человека. Процесс удовлетворения материальных и
духовных потребностей человека характеризует образ жизни, удовлетворение желаний
также определяет новые потребности, тем самым очерчивая формирование будущей
жизни человека, следовательно, образа жизни.

Бытовую жизнь можно разделить на несколько уровней:
индивидуальная, семейная, рабочая и социальная. В повседневной жизни большую
роль играют духовные и материальные потребности.

Работа и нерабочая деятельность также играют важную роль.
Труд связан с процессом создания материальных благ, а нетрудовой образ — с
процессом потребления, данные домашние дела играют важную роль. Бытовая сфера
подготавливает к общественной деятельности. Это создает особый тип социальных
отношений. Социальные и домашние отношения формируют отношения между людьми по
поводу производства и потребления социальных благ. Для общества бытовая сфера
служит определением уровня и качества жизни индивидов. Это также определяет
социальное расслоение в обществе, поэтому повседневная сфера жизни очень тесно
связана с имущественным расслоением общества.

В научной литературе встречается также такое понятие, как
«повседневная лексика». По мнению Г. Лукина, этот лексический пласт отражает
материальную культуру [15, с. 245]. В бытовом словаре Г. Лукина выделяет
несколько групп: названия одежды, обуви, головных уборов, украшений,
драгоценных камней, тканей, посуды и продуктов питания. По ее мнению, к этому
словарю примыкают и другие тематические группы со смежными значениями (названия
частей человеческого тела, растений, животных, названия денег и др.) [15, с.
246].

Некоторые тематические лексические группы, обозначающие
предметы материальной культуры, состоят из практически однозначных слов
(большинство названий обуви, головных уборов, украшений, одежды). Остальные
тематические группы состоят из неоднозначных слов (названия сосудов, тканей,
видов пищи, меха).

Самая простая и в то же время самая редкая семантическая
структура встречается в группах, состоящих из однозначных терминологических
слов.

Наиболее типичными для бытовой сферы являются
лексико-тематические группы, состоящие из двузначных слов.

Домашняя лексика, как лексика, отражающая материальную
культуру, используется в повседневной жизни. Этот лексический слой включает
только слова, обозначающие предметы или явления.

Отметим, что в своё время, лексическая семантика
интересовалась значением предметных слов, т.е. слов описывающих объекты
материального мира. Была выделена идея интегральная и дифференциальных
признаков, т.е. описание того общего значения этих слов и того, чем они отличаются.
Проводились исследования какие значения люди считают типическими и что они
выделяют в качестве того или иного объекта, сравнивались, например такие
предметы как чашки и кружки, но данные исследования практического применения не
получили и до словаря дело не дошло. Часто 
говорится о том, что описание таких предметных слов сложны и невозможны,
так как нереально перечислить все существенные признаки бытовой сферы.

Бытовая речь имеет свои лексические и грамматические
особенности. Характерной чертой бытовой речи является ее лексическая
разнородность. Здесь можно найти самые разнообразные тематически и
стилистически группы лексики: общая книжная лексика, термины и заимствования из
иностранных языков, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые
факты из разговорного языка, диалектов и жаргонов.

Объясняется это, во-первых, тематическим разнообразием
разговорной речи, которое не ограничивается рамками бытовых тем, бытовых
реплик, а во-вторых, реализацией разговорной речи в двух тональностях —
серьезной и игривой, а во втором случае, возможно использование различных
элементов.

Для разговорной речи характерны
эмоционально-выразительные оценки субъективного характера, поскольку говорящий
выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение.

Порядок слов в бытовой речи отличается от письменной,
потому что здесь основная информация конкретизируется в начале высказывания.
Спикер начинает свою речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы
сосредоточить внимание слушателей на основной информации, а также использует
интонационные акценты. В целом порядок слов в разговорной речи сильно
варьируется.

Итак, доминанта бытовой речи, которая существует в устной
форме неофициального личного общения, призвана свести к минимуму беспокойство о
форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность,
синтаксическая небрежность, и широкое использование местоимений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы