Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Бухгалтерский учет и анализ потребительского кредитования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ. 8
1.1 Сущность,
функции и виды потребительских кредитов. 8
1.2 Бухгалтерский
учет кредитных операций коммерческого банка. 15
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПАО СБЕРБАНК.. 24
2.1 Общая
экономическая характеристика ПАО Сбербанк. 24
2.2
Особенности бухгалтерского учета кредитных операций в ПАО Сбербанк. 29
2.3 Анализ
организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк. 36
ГЛАВА 3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПАО СБЕРБАНК.. 40
3.1 Проблемы
и возможные направления по совершенствованию бухгалтерского учета кредитных
операций в банке. 40
3.2
Предложения по развитию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и оценка
их эффективности. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 54
Введение:
Современное общество невозможно
представить без развитой системы банковских продуктов, в частности банковских
кредитов. Существенное место в их структуре приходится на кредиты физическим
лицам, так называемые потребительские кредиты. От развития данного сегмента во
многом зависит потребительский спрос на товары длительного пользования и
способность населения удовлетворить свои потребности в данных товарах.
Потребительский кредит — это одна из
наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В современной России в
условиях увеличения выдач потребительских кредитов вопросы управления портфелем
потребительских кредитов и его государственного регулирования становятся особенно
значимыми.
Актуальность выбранной темы выпускной
квалификационной работы обусловлена тем, что кредитование является одним из
главных направлений размещения банковских ресурсов, содействующее развитию
национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг.
При этом кредитование с одной стороны, способствует улучшению
финансово-экономического положения самих банков и развитию строительной,
автомобильной и др. отраслей экономики, а с другой — повышению качества жизни
населения.
Целью выпускной квалификационной
работы является разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского
учета кредитных операций и развитию потребительского кредитования в коммерческом
банке.
Достижение цели выпускной
квалификационной работы осуществляется посредством выполнения следующих задач:
— раскрыть сущность кредитных
операций коммерческого банка;
— рассмотреть бухгалтерский учет
кредитных операций коммерческого банка;
— дать общую экономическую
характеристику ПАО Сбербанк;
— исследовать особенности
бухгалтерского учета кредитных операций в ПАО Сбербанк;
— провести анализ организации
потребительского кредитования в банке;
— представить возможные направления
по совершенствованию бухгалтерского учета кредитных операций;
— определить основные перспективы по
развитию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Объектом исследования настоящей
выпускной квалификационной работы является ПАО Сбербанк.
Предметом исследования выступают
финансово-экономические процессы, связанные с кредитованием клиентов и
организацией кредитного процесса.
Методологической основой для
написания выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и
зарубежных ученых в области банковской деятельности, законы и нормативные
документы Банка России, а также материалы периодических изданий.
При выполнении выпускной
квалификационной работы использовались следующие методы: монографический,
экономико-статистический, структурно-логический, сравнение показателей,
табличный и графический.
Информационная база исследования. В
процессе исследования была использована нормативная, научная и
учебно-методическая литература по оценке финансовых результатов как зарубежных,
так и отечественных авторов, в частности таких, как: А.С. Бражников, Д.И.
Жиляков, А.П. Иванов, И.В. Ларионова, В.А. Леонгардт, Г.В. Меняйло и др., а
также данные финансовой отчетности анализируемой организации.
Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены кредитные
операции банка, бухгалтерский учет кредитных операций коммерческого банка.
Заключение:
По итогам проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
В теоретической части исследования рассмотрены сущность, понятие,
представлена классификация потребительских кредитов. Кредит
— это самый распространенный и самый простой способ получения денежных средств
для краткосрочных проектов или для пополнения оборотных средств. При получении
кредитов все затраты организации сводятся только к выплате процентов по займу.
Процентная ставка по кредитам варьируется от 10% до 25% годовых в зависимости
от надежности заемщика и сроков кредитования.
Изучены особенности бухгалтерского
учета кредитных операций коммерческого банка.
Бухгалтерский учет в банке ведется на
основании и в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» и Положение Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане
счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его
применения».
К документам, регламентирующим учет
кредитных операций банка, относятся:
1. Федеральный закон «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (редакция
текущего периода).
2. Положение ЦБРФ «О правилах ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории
Российской Федерации» от 27.02.2017г. № 579-П; 3. Положение ЦБРФ «О порядке
формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам,
по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 28.06.2017, N 590-П.
На основании перечисленных
нормативных документов коммерческие банки в соответствии со своей спецификой,
разрабатывают общие принципы кредитной политики, формируют её главные цели,
основные направления кредитования и процедуру организации кредитного процесса.
В практической части выпускной квалификационной работе проведен
анализ развития потребительского кредитования в ПАО Сбербанк. В работе представлены
особенности организации бухгалтерского учета кредитных операций в ПАО Сбербанк.
На протяжении всего анализируемого
периода банк работал, получая прибыль до налогообложения. Чистый финансовый
результат – это финансовый результат за вычетом налога на прибыль. На
протяжении всего анализируемого периода банк работал, получая положительный
чистый финансовый результат (чистую прибыль). В 2017 г. чистая прибыль
составила 499млрд. руб.; в 2018 г. чистая прибыль – 654млрд. руб. (темп
изменения = +31,16% по сравнению с предыдущим годом); в 2019 г. чистая прибыль
– 811млрд. руб. (темп изменения = +19,68% по сравнению с предыдущим годом). В
итоге в целом за рассматриваемый период сумма чистого финансового результата
увеличилась на 56,97.
По результатам исследования организации
потребительского кредитования в ПАО Сбербанк, был предложен новый вид кредита
«Ювелирный». Этим видом кредита можно воспользоваться в ювелирных магазинах,
которые сотрудничают с ПАО Сбербанк. Новая форма кредитования позволит
увеличить объемы проводимых операций за счет расширения розничного
кредитования, задействуя магазины ювелирных изделий. По-моему мнению, это будет
выгодно с одной стороны для физических лиц, а с другой стороны для Банка и
ювелирного магазина, так как новый вид кредита будет способствовать увеличению
числа клиентов. Соответственно у ювелирного магазина, во-первых, за счет
увеличения оборота естественным образом увеличивается прибыль, во-вторых, при
закупке большего количества товара розничная сеть получит дополнительную скидку
у поставщика.
Заемщик получит возможность
приобрести необходимые ювелирные изделия по «беспроцентному» кредиту. Следует
отметить, что на самом же деле кредит для покупателя выглядит беспроцентным
лишь на первый взгляд. Проценты, которые розничная сеть платит банку за то, что
покупатель пользуется кредитом, включены в цену товара.
Для магазина, такой вид кредита будет
то же выгоден, ведь с помощью «Ювелирного» кредита увеличивается число
клиентов, так как ювелирные изделия всегда имели спрос, а при таких условиях,
как предложенный новый вид «Ювелирного кредита» клиентов станет еще больше.
Практическая значимость результатов
исследования определяется актуальностью сформулированных задач и конкретной
направленностью на решение проблем развития кредитования физических лиц.
Выработанные в работе предложения и заключения могут быть использованы
коммерческим банком при формировании собственной стратегии развития в сфере
потребительского кредитования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И
АНАЛИЗА КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 1.1 Сущность,
функции и виды потребительских кредитов На современном этапе экономического развития важное место в поиске путей
выхода России из кризисного состояния занимает дальнейшее совершенствование
форм кредита, формирование эффективной кредитной системы.
Значительную роль в удовлетворении возникающих потребностей населения,
повышении его жизненного уровня, обеспечение социально-экономического развития
страны играет такая форма кредита, как потребительский кредит, предоставляемый
населению для удовлетворения потребительских нужд.
Природу формирования и реализации потребительских расходов тщательно
изучали экономисты в разное время в разных странах. Существенный вклад в
исследование данной проблемы внесли Дж. М. Кейнс, С. Кузнец, И. Фишер, Ф.
Модильяни, А. Андю, Р. Брумберг, М. Фридмен, Г. Холл и др. Теории поведения
потребителей, разработанные этими учеными, дают возможность сравнить разные
подходы в анализе закономерностей потребительского кредитования.
М.С. Ефимова и другие, под потребительскими расходами понимают «суммарные
расходы домашних хозяйств на товары и услуги, за исключением покупки домов» [21,
с. 39]. По их мнению, расходы на покупку домов относятся к инвестициям, а не к
потребительским расходам.
Потребительские расходы, с одной стороны, позволяют удовлетворить
потребности населения потребительского характера, с другой стороны, лежат в
основе формирования платежеспособного спроса населения, что является важными
фактором роста ВВП.
Главным побудительным мотивом, толкающим людей на пользование потребительским
кредитом, является потребность в предметах потребления и услугах, которая
возникает при недостатке собственных сбережений и текущих доходов. Основными
пользователями кредита выступают или люди с низкими доходами, или люди, которые
надеются на увеличение своих доходов. Наиболее активно пользуются
потребительским кредитом семьи с возрастом главы от 25 до 34 лет — 67%,
наименее — с возрастом 65 и более лет — 28% [19, с. 27].
Итак, наибольшую потребность в потребительском кредите имеют молодые люди
и, наоборот, наиболее значительными накоплениями обладают люди в пожилом
возрасте.
Потребительские расходы индивида в течение его жизни носят неравномерный
характер, что объясняется не только разным уровнем текущего дохода, но и
меняющейся потребностью в товарах и услугах. Ведь покупка товаров длительного
пользования (автомобили, бытовая техника, и т.д.), требует больших средств в
момент покупки, хотя их использование в хозяйстве человека носит
продолжительный характер. Причем некоторые товары могут быть куплены
единовременно, а потребляться в течение всей жизни. Основная масса таких
покупок приходится на момент создания семьи, когда существует недостаточный
уровень сбережений и текущего дохода, но есть уверенность в будущем росте
доходов. Практически единственной возможностью покрытия этих расходов и
является потребительский кредит [14, с. 263].
Положительное значение потребительского кредита заключается, прежде
всего, в более полном удовлетворении потребностей населения в промышленных
товарах, предметах культурно-бытового назначения и услугах. Особенно большую
роль играет потребительский кредит в приобретении населением дорогих товаров
длительного пользования. Наиболее широко к потребительскому кредиту прибегают
люди с невысоким уровнем дохода, хотя часто без потребительского кредита не
могут обойтись и граждане с высокими доходами, стремящиеся выйти на новый,
более высокий уровень потребления [12, с. 131].
Развитая система реализации торговыми предприятиями товаров в рассрочку
способствует не только более полному удовлетворению потребностей населения в
существующих товарах народного потребления, но и создает условия для
формирования новых потребностей, что в конечном итоге сказывается на росте
общественного производства.
Большое значение потребительский кредит имеет в решении жилищной
проблемы путем кредитования индивидуального и кооперативного жилищного
строительства, покупки квартир и домов в личную собственность.
Потребительский кредит влияет на повышение уровня жизни населения. С
помощью кредита граждане получают возможность удовлетворить назревшие
потребительские нужды до того момента, когда будут сделаны соответствующие
денежные накопления. Так, люди, сталкивающиеся с нехваткой доходов сегодня и
надеющиеся на постоянство и достаточность доходов в будущем, желают повысить
свой нынешний уровень потребления с помощью потребительского кредита. В первую
очередь, к этой категории людей нужно отнести студентов, которые практически не
имеют текущих доходов в период обучения в учебном заведении, но потенциально имеют
существенные доходы после будущего трудоустройства.
Например,
в Великобритании студенты получают банковские кредиты на без лимитной основе,
их сумма определяется по согласованию банка с клиентом в кредитном договоре.
Первый платеж