Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Банк России, как субъект банковского регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Банковское регулирование: содержание регулирования и
инструменты Банка России. 7
1.1. Полномочия и нормативно-правовое обеспечение
деятельности Банка России 7
1.2 Инструменты реализации денежно-кредитной политики. 16
2. Современные тенденции в развитии банковского
регулирования. 28
2.1. Макропруденциальное регулирование современных
Центральных банков 28
2.2. Дистанционный надзор в регулятивной практике Банка
России. 45
3. Перспектива развития банковского регулирования Банка
России в современной банковской системе. 54
3.1. Перспектива развития банковского регулирования Банка
России в современных условиях. 54
3.2. Проблемы регулирования и направления развития Банка
России в реализации денежно-кредитной политики. 60
Заключение. 69
Библиографический список. 74
Приложения. 83
Введение:
Актуальность темы исследования. Вопросы банковского
регулирования чрезвычайно актуальны для Российской Федерации с учетом
фактически сложившейся макроэкономической обстановки. В тоже время важность
регулирования банковской деятельности не ослабевает в условиях стабильной
экономической ситуации. Это связано с тем, что финансовая сфера весьма
чувствительна как к факторам внешней, так и к факторам внутренней среды,
следовательно, необходимо пристальное внимание регулирующих органов ко всем
экономическим процессам.
Банк России, как публично-правовой институт, занимает особое
место не только в сфере банковского регулирования, но и в целом в регулировании
финансовой системы. Сравнительно недавно, начиная с 2013 года, функции
Центрального банка РФ были заметно расширены, в результате чего данный орган
государственного управления приобрел статус мегарегулятора. От решений
принимаемых руководством и менеджментом Банка России зависит стабильность
финансовой системы и сбалансированность финансовых потоков, как во
внешнеэкономическом пространстве, так и внутри страны. Особое значение
эффективное выполнение Банком России своих функций приобретает в современных
условиях макроэкономической нестабильности, когда в конце февраля 2022 года
правительства ряда стран мира ввели в отношении Российской Федерации финансовые
и иные санкции, что нанесло заметный урон отечественной экономике. В
сложившихся условиях пути выхода из создавшегося положения и установление
стабильности финансовой ситуации в стране будет зависеть, в том числе, и от тех
действий, которые будут приняты Банком России.
Характеризуя степень разработанности темы исследования,
можно отметить тот факт, что вопросам места и роли Банка России в регулировании
банковской системы уделяется пристальное внимание, в частности в связи с этим
можно выделить труды таких авторов: Беляев С.А., Гаджимагомедов М.Д.,
Раздорожный К.Б., Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г., Савина А.О., Карамова О.В.,
Скуратова И.Н., Елдратов Я.В., Чистюхин В.В. и др.
Особое внимание современные специалисты также уделяют
эффективности применения отдельных инструментов денежно-кредитной политики:
Скляров И.Ю., Склярова Ю.М., Латышева Л.А., Полякова И.С., Прокофьева Е.Н., Груздова
М.А., Ротанова В.А., Рыбина Е.А., Торопова А.И. и др.
В тоже время, можно отметить ограниченное количество
публикаций, которые бы оценивали эффективность деятельности Банка России как
органа макропруденциального регулирования. Помимо этого, важность представляет
систематизация современных проблем и перспектив развития банковской системы, с
учетом резко изменившихся макроэкономических условий. Все это предопределило
актуальность выбранной темы и необходимость дальнейшего ее исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – на основании
систематизации проблем регулирования банковской системы Банком России выявить
перспективы развития и применение инструментов денежно-кредитной политики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
— рассмотреть полномочия и нормативно-правовое
обеспечение деятельности Банка России;
— систематизировать инструменты реализации
денежно-кредитной политики;
— исследовать макропруденциальное регулирование
современных Центральных банков;
— провести анализ организации дистанционного
надзора в регулятивной практике Банка России;
— рассмотреть перспективы развития банковского
регулирования Банка России в современных условиях;
— систематизировать проблемы регулирования и
направления развития Банка России в реализации денежно-кредитной политики.
В качестве объекта практического исследования выступает
непосредственно Банк России, как учреждение, имеющее особый статус
мегарегулятора финансовой системы Российской Федерации.
Предмет выпускной квалификационной работы – инструменты и методы,
применяемые Центральным банком для регулирования банковской систем в частности
и финансовой системы в целом.
Методологическая база исследования. В процессе выполнения
выпускной квалификационной работы применение нашли: методы систематизации и
обобщения научной и учебной информации, статистический и математический метод
исследования, табличный и графический метод отображения экономической
информации и др.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые
акты, регулирующие функционирование банковской системы и деятельность Банка
России, данные федеральной службы государственной статистики; аналитические
данные сети интернет.
Теоретической основой исследования послужили труды
отечественных специалистов в области макроэкономики, финансов, банковского
дела, среди которых можно выделить следующее: Звонова Е.А., Акопов В.С.,
Домащенко Д.В., Казимагомедов А.А., Коробова Г.Г., Кубатко С.А., Кочетова О.А.,
Миронов В.А. и др.
Структура работы сложилась исходя из поставленной цели и
задач. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы,
заключение и библиографический список.
Во введении определяется актуальность темы и степень ее
проработанности, ставиться цель и задачи, определяются объект и предмет
исследования, методы исследования, теоретическая и информационная база.
Первая глава «Банковское регулирование: содержание
регулирования и инструменты Банка России» посвящена теоретическим аспектам
темы, здесь анализируются полномочия и нормативно-правовое обеспечение
деятельности Банка России, а также исследуются применяемые инструменты
денежно-кредитной политики на современном этапе.
Вторая глава «Современные тенденции в развитии банковского
регулирования» носит аналитический характер, в данном случае исследуется
макропруденциальное регулирование финансовой системы со стороны мировых
центральных банков, а также инструменты дистанционного надзора в деятельности
Банка России.
В третьей главе «Перспектива развития
банковского регулирования Банка России в современной банковской системе»
систематизированы проблемы банковского регулирования, а также направления и
перспективы развития. Заключение в сжатом виде включает в себя сделанные выводы
по проведенному исследованию.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Банк России – это особый публично-правовой институт, на
который возложены функции мегарегулятора финансовой сферы и денежного
обращения. Банк России играет важную роль в регулировании, как банковской
системы, так и других финансовых институтов.
Банк России наделен финансовой и имущественной
самостоятельностью в решении вопросов распоряжения имуществом, закрепленным за
учреждением. В тоже время, имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью.
Организационная структура Банка России позволила сделать
вывод о масштабах деятельности учреждения. Сфера регулирования не
ограничивается только банковской системой, ЦБ РФ также осуществляет
регулирование страховых организаций, микрофинансовых организаций, финансовых
рынков и некоторые другие отраслевые направления финансовой сферы.
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и
реализует денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика – это
государственная политика в области стабилизации отдельных экономических
процессов, в том числе и за счет обеспечения низкого уровня инфляции. Ценовая
стабильность позволяет обеспечить экономическую безопасность государства,
способствует развитию экономики, защищает доходы и сбережения, выраженные в
национальной валюте.
На современном этапе развития макроэкономической сферы в
целом и банковской системы в частности, Банк России в основном использует такие
инструменты денежно-кредитной политики как: установление ключевой ставки,
установление нормативов обязательных резервов, прямые количественные
ограничения. Такие инструменты как валютные интервенции и выпуск облигаций от
имени Банка России не применяются.
Значимость применения инструментов денежно-кредитной
политики связана с тем фактом, что за последние годы наблюдается значительное
наращивание денежной массы, что, помимо прочих факторов приводит к росту
инфляции в Российской Федерации.
В результате введения финансовых санкций после начала
военной операции 24 февраля 2022 года ЦБ РФ вернулся к использованию таких
инструментов денежно-кредитной политики как валютные интервенции, прямые
валютные ограничения, помимо этого значительно была повышена ключевая ставка
(до 20%). Тем не менее, по мере стабилизации ситуации ключевая ставка снизилась
до 11% (на 26.05.2022 г.), а отдельные валютные ограничения отменены (снижено
требование по продаже валютной выручки с 80 до 50%).
Финансовая стабильность государства обеспечивается путем
реализации эффективной макропруденциальной политики, проводником которой выступает
Банк России. Макропруденциальное регулирование приобретает все большую важность
в координировании и организации функционирования финансовой сферы и
определяется как спектр предупреждающих мероприятий, учитывающих максимальное
количество рисков финансового сектора и минимизирующих возможность проявления
финансового кризиса в принципе, при котором подавляющее большинство участников
финансового рынка теряет платежеспособность.
Цель макропруденциального регулирования – оптимизация
взаимодействия между финансовой инфраструктурой мирового рынка и ее
непосредственными участниками, финансовой системой и конкретными потребителями.
Для оценки результатов макропруденциального регулирования
был проведен анализ отдельных показателей, отражающих эффективность проводимой
макропруденциальной политики, который позволил установить следующее.
За три года рост собственных средств банковского сектора,
составил 1 624 млрд. руб. и достиг на 01.01.2022 г. 12 605 млрд. руб.
Можно констатировать стабильность банковской системы с позиций выполнения
обязательных нормативов достаточности собственных средств.
Отмечается рост кредитного портфеля банковского сектора,
причем увеличение показателя за последние три года весьма значительное –
18 317 млрд. руб. или 34,29%. В целом по кредитному портфелю доля
просроченной ссудной задолженности сократилась с 6,59 до 5,49%, что,
несомненно, выступает в качестве позитивной тенденции.
По оценкам ЦБ РФ, в 2021 году (по результатам трех
кварталов) наблюдалось наращивание долговой нагрузки населения, показатель
достиг максимального значения за все время наблюдений и составил 10,24%. Еще
одной негативной тенденций выступил тот факт, что увеличение ссудной
задолженности физических лиц во многом связано с ростом необеспеченных
потребительских кредитов. В результате Банк России предпринял ряд мер
макропруденциального характера, которые делают нерентабельным наращивание
объема необеспеченных потребительских кредитов.
Можно констатировать заметный рост доли валютных вкладов в
общем объеме вкладных операций, показатель увеличился с 4,47 до 8,01%. С
позиций динамики данного показателя валютизация банковской системы выросла, что
увеличивает валютные риски банковского сектора.
Для оперативного выявления существующих проблем и
недостатков кредитных организаций, в структуре Центрального банка РФ
функционируют следующие структурные подразделения: Комитет банковского надзора;
Департамент банковского регулирования и аналитики; Департамент надзора за
системно значимыми кредитными организациями; Службы текущего банковского
контроля.
Те прогнозы и перспективы развития инструментов и подходов к
формированию и реализации денежно-кредитной политики Банком России, которые
были составлены ранее, можно считать недействительными. Политические события 24
февраля 2022 года практически перечеркнули все планируемые мероприятия и
прогнозируемые параметры развития финансового сектора. В сложившихся условиях
Банк России вынужден действовать и реагировать практически в режиме онлайн, не
опираясь ни на какие макроэкономические прогнозы.
Перспективы развития банковского регулирования Банка России
в современных условиях будут определяться следующими факторами: динамика
развития отечественной экономики на фоне жесткого санкционного давления;
уровень конкуренции на отечественном рынке; восстановление и адаптация
отечественной финансовой системы к новой волне финансовых санкций, способность
банковской системы работать в условиях отключения от ведущих международных
платежных систем; адаптация отечественных предприятий к новым процентным ставкам
по кредитам.
Предполагается, что в сложившихся условиях, Банк России
предпримет следующие шаги: отказ от стратегических прогнозов развития
банковского сектора; применения прямых количественных ограничений в
регулировании финансовой системы; приоритет будет отдаваться оперативному
управлению; Банк России станет проводником реализации мер поддержки реального
сектора; возможна разработка новых инструментов на финансовых рынках.
В процессе исследования были установлены ключевые проблемы,
которые усложняют эффективность применения инструментов денежно-кредитной
политики Банком России, это: структурные диспропорции экономики РФ; высокая
доля нефтегазовых доходов в доходах государственного бюджета; неустойчивость
национальной валюты, чувствительность экономики России к реализуемым на мировом
уровне рискам, сохраняющийся высокий уровень инфляции и др.
Однако основной проблемой на современном этапе остается
высокий уровень санкционного давления на банковскую системы и экономику в
целом. Основные санкции коснулись системно-значимых коммерческих банков, однако
общий пакет санкций отразился и на стабильности функционирования других
коммерческих банков.
Учитывая современное состояние банковской системы, был
сделан вывод, что основные меры денежно-кредитной политики должны быть
направлены на поддержание стабильности банковской системы, недопущения
банкротства банков, которые испытывают лишь временные трудности, возникшие в
связи с введением финансовых санкций.
Фрагмент текста работы:
1. Банковское регулирование: содержание
регулирования и инструменты Банка России
1.1. Полномочия и нормативно-правовое обеспечение
деятельности Банка России Банк России (Центральный банк Российской Федерации) – это
особый публично-правовой институт, на который возложены функции мегарегулятора
финансовой сферы и денежного обращения. Банк России играет важную роль в
регулировании, как банковской системы, так и других финансовых институтов.
Реальность такова, что принимаемые ЦБ РФ нормативно-правовые документы
оказывают существенное влияние не только на деятельность финансового сектора
экономики, но и на эффективность функционирования всей экономической системы.[1]
С одной стороны, Банк России не является органом
государственной власти, однако выполняемые им функции позволяют сделать вывод о
том, что по своему содержанию они относятся к мерам государственного принуждения.
Издаваемые Банком России нормативно-правовые акты обязательны к применению на
территории Российской Федерации всеми кредитными и финансовыми учреждениями.
Еще один фактор, который свидетельствует об особом статусе
Банка России – это применение к нему принципа независимости, что связано с
закрепленной за банком функции защиты и обеспечения устойчивости рубля. Тем не
менее, Банк России подотчетен Государственной Думе РФ. Также можно выделить
такую особенность Банка РФ – банк не преследует коммерческие цели, вся его
деятельность направлена на обеспечение стабильности банковской системы и
экономики Российской Федерации в целом.[2]
Банк России наделен финансовой и имущественной
самостоятельностью в решении вопросов распоряжения имуществом, закрепленным за
учреждением. В тоже время, имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью. [1] Лунева У.С. Особенности
правового статуса Центрального банка РФ // Известия Института систем управления
СГЭУ. — 2021. — № 2(24). — С. 113 [2] Беляев С.А. Место и роль
Центрального Банка в рыночной экономике Российской Федерации // Азимут научных
исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10. — № 2(35). — С. 81.