Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Автоматизация свистящих звуков в словах у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы автоматизации свистящих
звуков в словах у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи. 7
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе. 7
1.2. Характеристика нарушений свистящих звуков у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 12
1.3. Особенности использования игровых методов и приемов
в работе логопеда. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по автоматизации
свистящих звуков в словах у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 27
2.1. Обследование состояния звукопроизношения свистящих
звуков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 27
2.2. Автоматизация свистящих звуков в словах у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по
автоматизации свистящих звуков в словах у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 37
Заключение. 42
Список литературы.. 44
Введение:
Актуальность
исследования. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи.
Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга,
способность детей все превращать в игру, что способствует более быстрым
достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и
непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного
внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий
дефект.
Одним
из недостатков звукопроизношения у дошкольников c общим недоразвитием речи
является нарушение произношения свистящих звуков. Недостатки звукопроизношения
свистящих звуков у данной категории детей имеют специфическую окраску:
нарушение тембра, проявление назальности, смазанность, нечеткость
звукопроизношения.
Логопедическая
работа по исправлению нарушений звукопроизношения проводится в определенной
последовательности и состоит из нескольких этапов: подготовительный этап,
постановка звука, автоматизация звука и его дифференциация. Самым важным,
сложным, длительным и трудоемким является процесс автоматизации правильного
произношения звука в речи. Автоматизация звука представляет собой закрепление
правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного
звука и заключается в постепенном и последовательном введении поставленного
звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. В процессе автоматизации
свистящих звуков, мы в целом повышаем качество развития речи, с помощью этого
увеличиваем и словарный запас, расширяем представление об окружающем мире,
закрепляем грамматический строй речи.
Автоматизация
свистящих звуков в словах у детей с нарушениями речи может занимать довольно
длительное время. Повторение однообразных упражнений не вызывает у ребенка
интереса и может привести к нежеланию посещать логопедические занятия. Задача
логопеда – превратить скучные упражнения в занимательную игру и заинтересовать
ей ребенка. Для этого на логопедических занятиях используются игровые методы и приемы.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического
развития детей. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период,
поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики
дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. Использование игровых методов
и приемов на занятиях позволяет логопеду повысить познавательную активность и
работоспособность детей, что значительно влияет на эффективность коррекционной
работы. Кроме этого, в процессе игры у детей задействованы обе языковые функции
– экспрессивная и коммуникативная. С помощью игровых приемов логопед побуждает
детей к речевой активности, что способствует ускорению введения исправленного
звука в детскую речь, а также преодолевает речевой негативизм и коммуникативные
проблемы детей с нарушениями речи.
На
логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями,
сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами
и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта,
возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Степень
разработанности проблемы исследования. Вопросами логопедической работы по
автоматизации свистящих звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
занимались Р.Е. Левина [15], Р.И. Лалаева [18], Н.С. Жукова [11], Е.В. Маркова [17], М.С. Семушева [23] и др.
Успешную
коррекцию и развитие речевой, познавательной, эмоционально волевой сферы через
игровую деятельность экспериментально доказали И.Б. Агаева [1], Л.П. Зернова [12], В.В. Самойлова [22], Т.Б. Филичева [27]. Организацию коррекционного процесса с применением дидактических игр и
игровых упражнений исследовали Н.А. Андриенко [2], Л.Б. Веревкина [5], К.Е. Глазунова [8] и другие. Данные исследователи считают, что игровые приемы несут в себе
мощный развивающий педагогический и логопедический потенциал, следовательно,
будет способствовать более эффективному формированию и развитию речи. Изучением
проблемы использования дидактических игр в работе по автоматизации звуков
занимались такие авторы как Р.Е. Левина [15], Р.И. Лалаева [18], Т.Б. Филичева [27] и другие.
Э.М.
Бахметова, Н.Ю. Костылева, О.В. Шичанина в своих работах указывают на то, что
игровые методы и приемы – это эффективное средство автоматизации звуков, так
как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности
детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков
[3]. Они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь,
формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение
выражать свои мысли.
Однако
процесс автоматизации свистящих звуков в словах у дошкольников с общим
недоразвитием речи посредством игровых методов и приемов представлен
фрагментарно и требует дополнительного изучения и структурирования.
Объект
исследования: процесс автоматизации свистящих звуков в словах у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет
исследования: автоматизация свистящих звуков в словах у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игровых методов и приемов.
Гипотеза
исследования: использование игровых методов и приемов на логопедических
занятиях будет результативным в процессе автоматизации свистящих звуков.
Цель
исследования – теоретически обосновать, практически доказать положительное
влияние игровых методов и приемов на процесс автоматизации в словах у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать специальную научную теоретическую и практическую
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.
Провести экспериментальное исследование с целью изучения нарушения свистящих
звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.
Определить основные направления и содержание логопедической работы по
автоматизации произношения свистящих звуков в словах у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.
4.
Выявить результативность экспериментальной работы по автоматизации свистящих
звуков в словах у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи.
Методы
исследования:
— теоретические —
изучение и анализ литературы по теме исследования, синтез, сравнение,
обобщение;
— эмпирические
–беседа, наблюдение.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание
работы по автоматизации свистящих звуков в словах у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи может быть использовано
учителями-логопедами и воспитателями групп компенсирующей и комбинированной
направленности дошкольных образовательных организаций, и родителями.
База
исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного детского
сада №71 «Кораблик». В группе, состоящей из 10 детей в возрасте пяти-шести лет,
с логопедическими заключениями: общее недоразвитие речи III уровня.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений.
Заключение:
В рамках решения первой
задачи, мы изучили и проанализировали особенности формирования
звукопроизношения в онтогенезе. Формирование звукопроизношения в онтогенезе у
ребенка осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и
характеризуется рядом черт, общих для всех детей: в первую очередь у детей в
онтогенезе формируются гласные и согласные звуки, в возрасте от 3 до 5 лет
происходит усвоение сначала свистящих звуков, а потом шипящих. К шестилетнему
возрасту дошкольники с нормальным развитием речи в состоянии, верно,
произносить все звуки родной речи и слова с разной слоговой структурой.
Особенности
сформированности произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста с
ОНР обусловлены недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройствами
артикуляции. Нарушение произносительной стороны речи весьма разнообразны и
проявляются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты);
смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), самое распространённое
нарушение у таких детей – это искажение звуков. Наиболее распространено
нарушение произношения свистящих звуков.
Коррекционно-логопедическое
воздействие имеет ряд специфических этапов. Осуществляется последовательно, при
этом на каждом из этих этапов решается определённая педагогическая задача,
подчиненная общей цели логопедического воздействия. Работа над произнесением
слога с автоматизируемыми свистящими звуками проводится в следующей
последовательности: в прямых открытых слогах; в обратных слогах; в слогах со
стечением согласных звуков; в словах в начале слова, в конце, в середине; в
словосочетаниях; во фразе; в связной речи. При устранении дефектов артикуляции
используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать
вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени,
чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.
В работе, нами была
подобрана различные методики для обследования звукопроизношения у детей
дошкольного возраста. Было проведено обследование 10 детей старшего дошкольного
возраста с ОНР. Проанализировав результаты констатирующего исследования, можно
сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР присутствуют нарушения в
моторики артикуляционного аппарата, влияющие на состояние речевых функций, а
именно: нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. Также у всех детей
имеются в той или иной степени нарушения звукопроизношения. Из 10 (100%) детей
наряду с другими видами нарушений звукопроизношения имеется сигматизм свистящих
звуков.
На формирующем этапе
исследования был разработан и проведен комплекс занятий, направленный на
автоматизацию свистящих звуков в словах посредством игровых методов и приемов.
На занятиях использовались настольные, словесные игры, игры с картинками,
подвижные игры, а также игры посредством информационно-компьютерных технологий.
Систематически применяемые разнообразные виды игр вызывают огромный интерес у
детей, повышают их мотивацию и способствуют получению положительных результатов
в коррекционном обучении.
Результаты контрольного
эксперимента показали, что у всех обследованных детей были поставлены и
автоматизированы свистящие звуки. Кроме того, были отмечены значительные
улучшения в состоянии артикуляционной моторики.
Таким образом, благодаря
проведенной логопедической работе были достигнуты поставленные цель и задачи по
автоматизации свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы автоматизации свистящих звуков
в словах у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе Звукопроизношение – это
процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой отделов
периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и
артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы. Правильное
звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука
речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и
словах [8].
В логопедии, Л.П. Зернова
утверждает, что «в понятие произносительная сторона речи, или произношение,
включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных
навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и
их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами,
соблюдения норм орфоэпии» [12].
И.Б. Агаева определяет
звукопроизношение, как «процесс производства звуков речи, осуществляемый
согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата
(голосообразовательного, дыхательного, артикуляционного) при регуляции со
стороны центральной нервной системы» [1].
Можно сделать вывод о
том, что звукопроизносительная сторона речи состоит из правильного
звукопроизношения и умения владеть интонационной выразительностью. Четкость
звукопроизношения развивается в прямой зависимости от сформированности
артикуляционной моторики и фонематического слуха. Звукопроизношение оснащает
речь смысловым значением, а интонация эмоциональной окраской.