Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Преподавание английского языка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Аудирование как эффективное средство обучения устной и письменной речи по иностранному языку в СОШ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Роль аудирования в обучении иностранному языку в СОШ 7

1.1. Аудирование как цель и средство обучения иностранному языку 7

1.2. Связь аудирования с другими видами речевой деятельности 13

1.3. Методика обучения аудированию на среднем этапе в средней школе 20

Выводы по главе 1…………………………………………………………………………………….29

Глава 2. Формирование аудитивных навыков и умений при обучении иноязычной устной и письменной речи на среднем этапе 31

2.1. Методические рекомендации по разработке системы упражнений при обучении аудирования в средней школе 31

2.2. Система упражнений для развития аудитивных навыков на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения 39

2.3. Апробация и анализ комплекса разработанных упражнений по развитию аудитивных навыков в экспериментальной группе 5го класса СОШ 52

Выводы по главе 2…………………………………………………………………………………….59

Заключение 61

Список литературы 64

Приложение………………………………………………………………………………………………69

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования по ФГОС направлено на достижение речевой компетенции, то есть развития коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). При изучении иностранного языка в школе у выпускника должна быть сформирована коммуникативная компетентность, позволяющая ему общаться на изучаемом языке с его носителями. Подобная компетентность означает способность осуществлять иноязычное общение и строить взаимопонимание с носителями языка и включает умение воспринимать иноязычную речь на слух. В аспекте школьного образования, аудирование позволяет учителям иностранного языка реализовать воспитательные и развивающие цели: оно учит учащихся слушать собеседника, развивает способность делать прогнозы по содержанию высказывания, и так воспитывает культуру общения.

Аудирование – сложный вид речевой деятельности, часто учащиеся средней школы не понимают, почему они, отлично зная предмет «иностранный язык», зная много слов и грамматических правил, все-таки не могут понять звучащую речь на иностранном языке. Дело в том, что понимание иноязычной речи – такой же навык, как чтение, которому надо учить отдельно, не ожидая, что он появится у учащихся сам по себе. В состав аудитивных навыков входит несколько компонентов: восприятие на слух, удержание в памяти, узнавание звуков, идентификация лексем, прогнозирование, синтез – то есть воссоздание и понимание того, что сказал собеседник.

Аудирование как вид речевой деятельности связано с другими ее видами, такими как говорение и письмо. Аудирование и говорение, в целом, можно назвать единым процессов, так как говорить без понимания чужой речи невозможно, а аудитивные навыки позволяют контролировать собственную речь. И поскольку общение – это двусторонний процесс, то недооценка аудитивных навыков ведет к тому, что учащиеся не понимают иностранную речь и соответственно не в состоянии вступать в диалог. Задачу усложняет еще то, что на практике учащиеся должны уметь понимать разную речь, с разной интонацией, своими грамматическими особенностями, не всегда совершенно правильную и разборчивую. Поэтому обучать аудировании. необходимо отдельно.

Овладение умением аудирования зависит от методики обучения, времени на обучение и мотивации учащегося. Формируются навыки в соответствующей деятельности, то есть формирование аудитивных навыков происходит во время восприятия звучащей речи на слух. Для эффективного обучения аудированию важен грамотный выбор аудиотекста, который будет соответствовать уровню учеников. Тексты для аудирования должны быть значимыми для учащихся, и сопровождаться выполнением упражнений. В настоящее время появляется много новых исследований и практических рекомендаций для учителя иностранных языков, поэтому выбранная тема является актуальной. Актуальность проблемы определила выбор темы исследования «Аудирование как эффективное средство обучения устной и письменной речи по иностранному языку в СОШ».

Научная разработанность темы. Анализ научных исследований показывает, что многие исследования обучения аудированию в школе относятся к 1970-1990 годам (Н.В. Елухина, И.А. Зимняя и др.), то есть эти работы не всегда применимы к современным условиям обучения иностранному языку. Основой современной методики обучения аудированию являются научные идеи И.Л. Бим, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой и других. Г.В. Рогова, на определение которой мы опирались в данной работе, считает, что аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, которое представляет собой сложную деятельность, которая состоит из восприятия, анализа и сличения звуковых образов с эталоном, хранящимся в памяти. Современные исследования представлены работами Е.Н. Владимировой, А.Г. Соломатина и многих других ученых и методистов.

Объект исследования – аудирование как средство обучения устной и письменной речи по иностранному языку на среднем этапе в школе.

Предмет исследования – эффективность разработанной системы упражнение по развитию аудитивных навыков на среднем этапе обучения.

Цель исследования – проанализировать научно-методическую литературу по обучению аудированию, разработать и апробировать систему упражнений по формированию аудитивных навыков, выявляя специфику и эффективность их применения на уроках иностранного языка на среднем этапе.

Гипотеза: анализ и разработка стратегий понимания иноязычного текста и подбор текстов, которые учитывают возраст учащихся, приведут к созданию эффективной системы упражнений по формированию аудитивных навыков.

Задачи

— изучить и проанализировать теоретические и прикладные работы по методике обучения аудированию;

— изучить методические рекомендации и существующие программы по обучению аудированию в средней школе;

— рассмотреть специфику процесса обучения аудированию на среднем этапе обучения;

— разработать и апробировать систему упражнений для развития аудитивных навыков на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ источников по методике обучения иностранным языкам, психологии, педагогике, изучение ФГОС, анализ учебно-методических комплексов, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Теоретическая база исследования включает теорию речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.), положения общей методики обучения иностранным языкам в трудах таких ученых, как И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, А.Н. Щукин и др., и положения методики развития аудитивных навыков (О.А. Моисеенко, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова и другие ученые и методисты).

Материалы исследования. ФГОС по английскому языку, УМК «Spotlight» для 5 класса (Ю.Е. Ваулина и др.), интернет-сайты с материалами для аудирования.

Апробация исследования: 5 «А» и 5 «В» классы СОШ.

Теоретическая значимость работы в том, что аудирование рассматривается как методическая проблема, методика аудирования изучается с позиции взаимосвязей между различными видами речевой деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные и разработанная система упражнений для развития аудитивных навыков могут быть использованы учителями на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. В введение представлен научный аппарат исследования, в первой главе рассматриваются теоретические основы обучения аудированию, во второй главе изучаются методические вопросы, приводится система упражнений для развития аудитивных навыков и анализируется ее эффективность. В заключении делаются выводы по всему исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе было рассмотрено аудирование как эффективное средство обучения устной и письменной речи по иностранному языку в СОШ. Аудирование относится к одному из видов речевой деятельности, под ним имеют в виду понимание воспринимаемой на слух речи, которое представляет собой сложную деятельность, которая состоит из восприятия, анализа и сличения звуковых образов с эталоном, хранящимся в памяти. В современной методике аудирование понимается не только как цель, но и как средство обучения, дающее учащимся возможность сформировать навыки говорения, фонетические, лексические и грамматические навыки. Одного знания лексики и грамматики недостаточно, эффективность понимания иноязычной речи зависит от навыков учеников воспринимать звуки другого языка и от их слуховой памяти, поэтому обучение аудированию связано с развитием аудитивных навыков, слуховой памяти и реакции, обучением анализировать информацию и прогнозировать содержание высказывания. Кроме аудитивных навыков и умений, учащимся необходимы и коммуникативные умения, такие как способность внимательно слушать, определять ситуацию общения, прогнозировать развитие событий, уточнять информацию и др.

Аудирование нельзя отделить от других видов речевой деятельности, особенно от говорения и письма. Говорить на иностранном языке невозможно, если отсутствует умение понимать речь на слух, учащийся не поймет то, что он говорит. Умения аудирования включают восприятие, прогнозирование, декодирование сообщения, обобщение информации, эти умения важны и для формирования умений письменной речи. Поэтому аудирование играет важнейшую роль при изучении иностранного языка, особенно если целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Говорить с собеседником без понимания того, что он сказал, невозможно, так что упускать аудирование из вида при обучении детей в СОШ нельзя, это обязательное направление работы учителя иностранного языка.

Работа в классе над текстами предполагает наличие у учителя иностранного языка схемы действий. Сначала учителем ставится перед собой цель аудировании и соответственно с этим отбирается текст. Текст должен быть несложным, коротким, включать в основном знакомую лексику. До прослушивания текста учителем до прослушивания проводится снятие трудностей (объяснение незнакомой лексики и грамматики), дается установка на аудирование, которая должна быть понятной. Далее проводится первое прослушивание, после которого учитель проверяет понимание учащимися основного смысла текста. Затем учащиеся слушают текст еще раз, с новой установкой, обычно включающей понимание деталей содержания. После второго прослушивания еще раз проверяется степень понимания текста. После этого учитель плавно переходит к другим видам речевой деятельности.

В методической литературе подчеркивается, что работа учителя иностранного языка, направленная на развитие аудитивных навыков, включает подготовительные и речевые упражнения. Подготовительные упражнения направлены на формирование конкретных навыков – способности вслушиваться в звучащую речь, различать отдельные слова, понимать грамматическую структуру предложения на слух и т.д. Речевые упражнения направлены на развитие общих коммуникативных умений, таких как способность предугадывать содержание высказывания по контексту, умение прогнозировать развитие ситуации. Тексты для обучения должны соответствовать уровню знаний учащихся, быть понятными и интересными, детей надо учить слушать внимательно и стремиться понимать основное содержание.

В работе было проведено исследование уровня сформированности аудитивных навыков у учащихся, данная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В работе участвовали два класса СОШ – 5 «А» и 5 «В». Констатирующий этап исследования показал, что в обоих классах большинство учащихся с трудом воспринимает текст на слух. Затем на формирующем этапе эксперимента в 5 «А» классе, выступавшим непосредственным объектом исследования, проводился ряд уроков с использованием разработанной нами системы упражнений по формированию аудитивных навыков. При практической работе с классом нами использовались разнообразные виды упражнений на формирование аудитивных навыков, на смысловую и контекстуальную догадку. Кроме того, учащимися выполнялись упражнения на основе подобранных текстов, взятых с методических сайтов, тексты отражали разработанные нами требования к учебному материалу. Работа в классе была организована так, чтобы ученики обучались стратегиям понимания иноязычного текста, аудирование присутствовало на каждом уроке английского языка.

Контрольный этап показал, что в результате в 5 «А» классе стало больше учащихся с высоким и средним уровнем сформированности аудитивных навыков. Число учащихся с низким уровнем снизилось, а учащихся с очень низким сформированности аудитивных навыков не осталось. Уровень сформированности аудитивных навыков учащихся 5 «В» класса на констатирующем и контрольном этапе эксперимента заметно не изменился. В результате проведенной работы подтвердилась эффективность разработанной программы, ее использование позволило повысить мотивацию учащихся и их активность на уроке иностранного языка, научило анализировать и систематизировать получаемую на слух информацию.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что гипотеза исследования доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Роль аудирования в обучении иностранному языку в СОШ

1.1. Аудирование как цель и средство обучения иностранному языку

Аудирование играет важную роль в обучении иностранным языкам, поэтому оно изучается в методике. Вопросами аудирования занимались такие исследователи, как Е.Н. Владимирова, а также Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, А. Кочкина, А.Г. Соломатина и другие ученые. Аудирование как вид речевой деятельности имеет свои особенности, по этой причине его в методике часто изучают отдельно.

Единого определения термина «аудирование» не существует. Доцент МГПУ З.А. Кочкина одной из первых в России стала заниматься проблемой аудирования. Она определила термин «аудирование» как процесс восприятия и понимания слышимой речи [28, с. 20]. Аудирование в российской методике – это слушание и понимание иноязычной речи [32, с. 215]. Г.В. Рогова предлагает следующее определение: аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, которое представляет собой сложную деятельность, которая состоит из восприятия, анализа и сличения звуковых образов с эталоном, хранящимся в памяти [40, с. 117].

Роль аудирования в обучении иностранным языкам значительная. В реальной жизни часто возникает необходимость слушать звучащую речь. Это происходит в следующих ситуациях:

— телевизионные новости;

— разговор по телефону;

— лекции;

— диалоги;

— инструкции и т.п. [44, с. 110].

Можно выделить и некоторые другие ситуации реального устно-речевого общения, подразумевающие использование аудитивных умений. К ним относятся: обсуждение различных тем / проблем со сверстниками / коллегами или членами семьи; обмен новостями; процесс обсуждения организации мероприятия; «светская» беседа на приеме, организованном мероприятии; участие в семинаре; лекции по предметам; участие в интервью / собеседовании; лекции гидов во время посещения музеев / проведения экскурсий; инструкции-объяснения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы