Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Аудиальные средства изображения мужского и женского голоса (на материале романов И.А. Гончарова «Обломов»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3 Глава I. Речь героя как предмет научного исследования. 5
1.1.Идейные, религиозные и политические взгляды И.
Гончарова. 5
1.2 Речь как средство отражения картины мира
лирического героя. 9
Выводы по первой главы.. 24 Глава II. Аудиальные средства изображения мужского и женского голоса в романе
И.Гончарова «Обломов». 25
2.1. Аудиальные средства
изображения мужского голоса в романе И. Гончарова «Обломов». 25
2.1. Аудиальные средства изображения женского
голоса в романе И. Гончарова «Обломов». 31
Выводы по второй главе. 35 Глава III. Изучение аудиальных средств в русской литературе в средней
школе (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»)
3.1 Характеристика умения выделять аудиальные
средства в художественной литературе.
3.2 Методические рекомендации по использованию
текста И. Гончарова «Обломов» при изучении аудиальных средств изображения
голоса.
3.3. Программа факультативного курса «Аудиальные
средства изображения голоса в русской литературе» в 10 классе.
Выводы по третьей главе.
Заключение.
Список используемой литературы..
Приложение.
Введение:
Изучение речи героев дает
обширные возможности исследователям понять мотивы поступков героя, намерения
автора. И. А. Гончаров - один из величайших мастеров реалистического романа, «эпоса
нового мира» [65, с. 27]. Произведения И. А. Гончарова «являют собой итог
становления реалистического романа первой трети XIX, завершают этап, начатый
Пушкиным, продолженный Лермонтовым и Гоголем, и одновременно открывают
следующий, второй, этап, представленный романами Тургенева, затем Толстого и
Достоевского» [69, с. 177]. Художественные тексты прозаика в первую очередь
отличаются особым стилем, который, по мнению исследователей, трудно определить.
Критики и литературоведы писали о необычайной ровности, плавности и спокойствии
языка И. А. Гончарова.
Исследователи речевой структуры
художественного текста отмечают, что чужая речь представляет собой «основной
конструктивный компонент структуры образа персонажа» [2, с. 238]. В то же время
образ героя является фундаментальной категорией литературного произведения,
поскольку любой художественный текст имеет абсолютно антропоцентрический
характер. Это позволяет Л. Г. Бабенко сделать вывод о том, что «выбор
центральных персонажей, их расстановка, создание речевых партий – один из самых
важных моментов порождения литературного произведения, а изучение чужой речи в ткани
художественного текста является одной из главнейших проблем лингвистики текста»
[2, с. 238].
Актуальность исследования.
При всем многообразии исследовательских работ, посвященных творчеству И.
Гончарова, нами не было найдено специального серьезного исследования аудиальных
средств, применяемых писателем в качестве выразительных средств в своих
произведениях.
Объект исследования – роман И.А.
Гончарова «Обломов».
Предмет исследования – аудиальные средства
изображения мужского и женского голоса в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Цель работы – проанализировать аудиальные средства
изображения мужского и женского голоса на материале романа И.А. Гончарова
«Обломов».
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть речь литературного
героя как предмет научного исследования;
2) проанализировать
аудиальные
средства изображения мужского и женского голоса в романе И. Гончарова «Обломов»;
3) рассмотреть изучение
аудиальных средств изображения голоса в русской литературе в средней школе (на
материале романа И.А. Гончарова «Обломов».
Методы исследования. В работе
использованы описательный, биографический, культурно-исторический, формальный
методы, а также метод структурализма.
Гипотеза. Мы предполагаем, что,
используя аудиальные средства выразительности для характеристики героев, автор
транслирует таким образом свои интенции, элементы собственной языковой картины
мира.
Теоретическая значимость. В работе
рассмотрены такие понятия, как речь и аудиальные средства, отмечены их различия
в анализе художественных текстах. Анализ научной литературы по вопросу показал
недостаточное освещение проблемы. Мы пришли к выводу, что образ героя или
героини во многом определяется не только тем, что он или она говорит, но прежде
всего – как. И.А. Гончаров – мастер слова, тонко чувствующий интонацию,
обертоны, перепады голоса. Автор очень музыкален. И мастерство его как писателя
заключается во многом и в том, что ему удается, описывая особенности голоса,
передать настроение героев, заставить читателя поверить в реальность
происходящего. Читательское воображение начинает работать так же, как оно
работает при прослушивании музыки. В сознании возникают образы, ассоциации;
мысли, озвученные героями, получают свою оформленность и завершенность. Более того, и сами герои становятся
реалистичными, читателю кажется, что он слышит их голоса, кажется, что он может
вступить с ними в диалог, что-то ответить или даже возразить. Только
внимательному исследователю заметны те художественные (прежде всего языковые)
приемы, которые использует автор для того, чтобы заставить читательское
воображение работать. Приемы эти используются с тонким расчетом, не вычурно, но
навязчиво и латентно. Именно поэтому выразительные средства, органично
включенные в ткань текста, не диссонируют с общим ходом повествования, но
дополняют его, делают более реалистичным.
Практическая значимость исследования определяется
возможностью использования ее теоретических положений и эмпирического материала
при изучении проблем русской литературы. Использование положений и выводов
возможно при составлении программ по литературе для учащихся старших классов
общеобразовательных школ.
Основные результаты исследования. В ходе данного
исследования рассмотрен и проанализирован ряд научных работ, связанных с аудиальными
средствами как с образными приемами художественной литературы; разработан и
описан школьный факультативный курс для учащихся 11 класса.
Структура исследования: работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В работе нами были
рассмотрены вопросы, связанные с изучением произведения И.А. Гончарова
«Обломов» в 10 классе средней школы в лингвистическом и историко-культурном
контексте. Нас интересовали прежде всего аудиальные средства изображения
мужских и женских голосов в романе.
Нами был сделан вывод о том, что понятия «речь» и
«аудиальные средства» не синонимичны, хотя и близки, второе понятие включает не
только речь персонажей, но и различные сопутствующие развитию действия шумы,
звуки, музыку и значимое отсутствие звуков (молчание, тишину). В этой связи
необходимо отметить, что основным критерием, отличающим речь персонажей от
аудиальных изобразительных средств мы предлагаем считать трансляцию интенций
автора, то есть незримое авторское присутствие в речи его героев, в окружающих
звуках и даже в молчании.
В процессе анализа мы
увидели, как с помощью речи героев Гончаров выражает свои религиозные,
исторические и политические взгляды.
Анализ опыта
отечественных методистов в аспекте данной проблемы показал, что разработаны
различные подходы, методы и приемы, позволяющие рассматривать работу в
контексте истории и культуры: использование сравнительного анализа, устного
словесного рисунка, комментария (исторического, общекультурного, литературного
и др.), использование различных форм регулярной и внеклассной деятельности,
привлечение межпредметных и внутрипредметных связей и др.
Мы рассмотрели
литературоведческие традиции исследования творчества И.А. Гончарова и пришли к
выводу, что отечественное литературоведение насчитывает огромное количество
исследований наследия писателя в виде литературно-критических статей,
монографий, обзоров.
Мы считаем, что
учащиеся 10 класса готовы к аналитической и ассоциативной деятельности на уроке
литературы, к глубокому чтению художественного текста и к активному мышлению
через анализ, сравнение, структурирование, обобщение. Произведения Гончарова
поднимают многие проблемы, представляющие интерес для старшеклассников, а
значит, тексты должны быть востребованы и актуальны в молодежной среде.
В данном исследовании
были решены следующие задачи:
— изучен роман И.
Гончарова «Обломов» как культурный феномен;
— рассмотрена речь
героя как средство изображения индивидуальной картины мира;
— изучены женские и
мужские образы романа и их интерпретацию;
— представлено
молчание как коммуникативный жест;
— определены диалоги
как форму общения в романе;
— выявлена речь
женского и мужского персонажей и авторская модальность в романе И. Гончарова
«Обломов».
Речь героя в
современном научном дискурсе рассматривается как основное средство демонстрации
характерологических особенностей в образах героев. В частности, обращается
внимание на то, что речь позволяет определить и внешнее пространство, и
внутреннюю составляющую характеров героев, их особенности и характер.
Соответственно, аудиовизуальные средства изображения – это основа передачи
образов героев литературного произведения.
В произведении
Гончарова женские и мужские образы переданы достаточно точно, о них можно
судить по диалогам, монологам и внутренней речи. Женские и мужские образы в
романе Гончарова «Обломов» — это иллюстрация в том числе и авторского
мировоззрения, то есть авторской мысли, которую должен понять читатель.
Также мы выявили, что
молчание в произведении Гончарова «Обломов» является коммуникативно
нагруженным. Гончаров в романе раскрывал посредством речи мысли героев,
показывал причины молчания. В романе очень много диалогов, и они передают
динамику произведения.
Эволюция диалога при
этом совершенно точно отражает эволюцию жанра, сюжета, конфликта в творчестве
писателя.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Речь героя как предмет научного исследования
1.1. Идейные, религиозные и политические взгляды И. Гончарова Творчество И. А. Гончарова, основные мотивы произведений,
его интенции, особенности языковой картины мира будут поняты исследователями не
до конца верно вне религиозного контекста. При этом писателя не ставят в ряд
пророков или адептов религиозных истин, какими можно считать Л. Н. Толстого или
Ф. М. Достоевского. Перефразируя последнего, можно сказать, что сердце
Гончарова не было полем битвы Бога и дьявола. Он верил просто, без сомнений,
идущих от ума. Как писал Д. С. Мережковский: «Религия, как она представляется
Гончарову, — религия, которая не мучит человека неутолимой жаждой Бога, а
ласкает и согревает сердце, как тихое воспоминание детства» [37, c. 129].
В 1912 году священник Николай Ремизов так оценивал
религиозность писателя: «Иван Александрович Гончаров причисляется к людям,
которые специально о религии ничего не писали, богословскими вопросами не
задавались и не думали над ними, но которые при всем этом в существе своем, в
глубине своей души всегда бывали очень религиозны. В этом смысле Иван
Александрович был всегда, от дней детства и до конца жизни своей, глубоко
религиозным христианином; скромный во всем, избегавший славы и популярности,
едва ли не более всех наших писателей, Иван Александрович менее всего был
расположен удивлять кого-либо своей религиозностью. Но он носил в ceбе
удивительный родник религиозности, который во всех его произведениях временами
брызжет особенною теплотою веры» [38, с.16].
На рубеже веков были опубликованы некоторые материалы,
характеризующие историю формирования духовного мира Гончарова. Среди этих
изданий был «Летописец», начатый дедом писателя в 1732 году. Большую часть
«Летописца» занимает «Книга, рассказанная о свободных страстях и распятии на
кресте и трехдневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа», за которой
следуют другие религиозные произведения, а также записи о событиях политической
и семейной жизни Гончаровых.
Отец писателя был старообрядцем, и паломники и юродивые часто
находили приют в их доме, рассказывались истории о святых местах и божественных
чудесах. Вера писателя родилась и укрепилась в атмосфере, которая окружает
самые «сердечные» женские образы в романах Гончарова: матери, бабушки и т. д.
На протяжении всей своей жизни писатель нес в себе религиозное чувство,
воспитанное его матерью. В романе Обломова именно с детскими воспоминаниями
героя связаны религиозные впечатления: «Ему семь лет. Мать взяла его за руку и
подвела к образу. Там, став на колени, и обняв его одной рукой, подсказывала
ему слова молитвы.
Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда
лилась в комнату прохлада и запах сирени.
— Мы, маменька, сегодня пойдем гулять? — вдруг спрашивал
он среди молитвы.
— Пойдем, душенька, — торопливо говорила она, не отводя
от иконы глаз и спеша договорить святые слова.
Мальчик вяло повторял их, но мать влагала в них всю душу»
[14, с. 116.]
В этом отрывке через специфику речи показано отношение
героев к процессу молитвы: ребенок «вяло» повторяет слова молитвы, в то время
как его мать вкладывает всю душу.
Выросший Обломов чист душой, но ему не знакома полнота
духовных стремлений, что, опять-таки, видно из его речи, в данном случае, снова
молитвы: «…тогда он встанет с постели на колени и начнет молиться жарко,
усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю.
Потом, сдав попечение о своей участи небесам, делается
покоен и равнодушен ко всему на свете, а буря там себе, как хочет» [14, с. 66].