Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Антикоррупционные технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы (на материалах Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы противодействия коррупции в органах государственной власти 6
1.1. Понятие и сущность коррупции 6
1.2. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции 12
1.3. Передовой отечественной и зарубежный опыт противодействия коррупции в органах государственной власти 17
Глава 2. Реализация антикоррупционной политики в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области 28
2.1. Общая характеристика Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области 28
2.2. Нормативно-правовые и организационные основы противодействия коррупции в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области антикоррупционной политики 34
2.3. Совершенствование антикоррупционной политики в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области 40
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 1 58
Введение:
Проблема коррупции — одна из самых актуальных тем, которая всегда волновала различные государства. Коррупция в условиях современного общества не только для России, но для зарубежных стран. Коррупция в самых разнообразных видах и формах представляет собой сложное явление: развивается с течением времени; носит конкретно-исторический характер; в большой степени зависимо от различных социальных условий; особенностей развития сознания нации; исторически сложившихся культурных традиций страны.
Согласно отчету Генпрокурора РФ в 2020 году было зарегистрировано 30 813 преступлений коррупционной направленности. По данным Генпрокурора РФ, ущерб от коррупционных преступлений в России за год составил 58,4 млрд рублей. Это 11,4% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений .
В настоящее время в Российской Федерации сложилась нормативная правовая база по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как единая и целостная правовая система, формирующая антикоррупционную политику государства и на долгосрочную, и на краткосрочную перспективы. На основе нормативного правового элемента антикоррупционной политики установлены ее структурно-организационные компоненты в виде должностных лиц, органов, организаций и взаимосвязей между ними.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации коррупция отнесена к числу основных угроз национальной безопасности. Масштабы распространения и пагубные последствия указывают на высокую общественную опасность этого негативного социального явления и необходимость поиска эффективной модели противодействия ему уголовно-правовыми средствами. Кроме этого, обращают внимание произошедшие в 2016 году в области противодействия коррупции изменения уголовного законодательства России, существенным образом повлиявшие на дифференциацию уголовной ответственности за взяточничество.
Общественная опасность и распространенность преступлений коррупционной направленности обусловливают появление дополнительных требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов, получающих высшее юридическое образование.
Объектом исследования является государственная антикоррупционная политика в Российской Федерации.
Предмет исследования – система противодействия коррупции в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
Целью данной работы является исследование системы противодействия коррупции в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность коррупции.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы противодействия коррупции.
3. Рассмотреть передовой отечественной и зарубежный опыт противодействия коррупции в органах государственной власти.
4. Дать общую характеристику Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
5. Изучить нормативно-правовые и организационные основы противодействия коррупции в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области антикоррупционной политики.
6. Выявить проблемы в реализации антикоррупционных кадровых технологий в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
7. Определить пути повышения эффективности применения антикоррупционных кадровых технологий в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
8. Оценить эффективность и результативность предложенных мероприятий.
Методы исследования: структурно-функциональный и системный подход к анализу общественно-политических явлений, факторный, статистический анализ, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы.
Теоретическая основа работы. В настоящее время имеется значительное число работ по антикоррупционной проблематике, включая труды таких авторов как Барциц И.Н., Бошно С.В., Куракин А.В., Мамитова Н.В., Ноздрачев А.Ф., Охотский Е.В., Тихомиров В.А., Хабриева Т.Я. и др.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования антикоррупционной политики на примере Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при совершенствовании системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Под коррупцией понимается совокупность противоправных деяний, связанных с злоупотреблением служебного положения или полномочий, дачей или получением взятки, коммерческим подкупом и иными проявлениями незаконного использования физическим лицом своего должностного положения. Причинами возникновения коррупции выступают экономические, институциональные и социально-культурные причины.
На сегодняшний день нормативно-правовая основа противодействия коррупции в России является достаточно обширным и проработанным на всех уровнях власти, начиная с федерального и заканчивая местным уровнем власти и уровнем отдельных организаций и учреждений. При этом, антикоррупционное законодательство в России является динамическим: постоянно происходит совершенствование правовых норм в области противодействия коррупции.
Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции показал, что в каждой стране данные механизмы различны в силу устоявшихся правовых норм, менталитета и особенностей государственного устройства. Для формирования эффективной антикоррупционной политики в России является необходимым изучение зарубежного опыта противодействия коррупции.
Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области создан в целях реализации отдельных направлений государственной политики в области противодействия коррупции в Свердловской области.
Анализ работы Департамента по вопросам противодействия коррупции показал, что Департаментом проводится достаточно активная работа по противодействию коррупции.
В рамках анализа эффективности работы Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области по реализации антикоррупционных мероприятий показал наличие следующих проблем: недостаточная осведомленность служащих о мерах по регулированию конфликтов интересов, ошибки в заполнении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В целях совершенствования деятельности Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области по противодействию коррупции можно предложить следующие рекомендации:
1. Проведение мероприятий по укреплению авторитета власти в глазах населения района. В рамках данного направления предлагается увеличить информационную прозрачность процесса принятия каких-либо управленческих решений, а также упростить доступ граждан к информации путем периодической публикации данных на официальном сайте Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области, а также в различных СМИ.
2. Обеспечение неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, а также объективное применение законодательства РФ.
3. Оказание содействия СМИ в широком и объективном освещении дел, связанных с противодействием коррупции.
4. Уменьшение возможности принятия единоличных решений в сложных случаях.
5. Осуществление более тщательного отбора кадров при приеме на службу, в частности, внедрение методик выявления склонности к коррупционному поведению с помощью тестирования по специальным методикам при осуществлении конкурсного отбора.
Результаты проведенного экспертного опроса позволяют отметить, что все участники экспертного опроса без исключения показали эффективность предлагаемых мер по совершенствованию антикоррупционной политики в Департаменте противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы противодействия коррупции в органах государственной власти
1.1. Понятие и сущность коррупции
Коррупция по времени своего существования не уступает человеческой цивилизации. Как отмечает М.С. Качелин, она является одной из самых старых форм общественно опасного человеческого деяния, а её появление неразрывно связано с образованием государства и возникновением группы лиц, профессионально выполняющих властные функции . Наличие феномена коррупции и её большая опасность (причём не только для отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом) в настоящее время признаны всеми организациями (и внутри всех государств, и на международном уровне).
Как у любого сложного социально-экономического явления, у термина «коррупция» не существует базисного определения. Чаще всего данный термин ассоциируется с бюрократическим аппаратом и политической деятельности.
Термин «коррупция» (лат. corruption – подкуп) раскрывается в качестве преступной деятельности, которая заключается в использовании полномочий должностных лиц для личного обогащения .
Сorrumpire в римском праве было определено как разрушение, подкуп и представляло собой незаконные действия чиновников. Данный термин означал сговоры нескольких участников, с целью ненадлежащего влияния на судебное разбирательство и нарушение обычного управления государственными делами .
Термин «коррупция» обозначает использование должностным лицом своей официального статуса, что сопровождается нарушением законодательства .
С.И. Ожеговым данный термин определяется как «взяточничество», «взяточничество чиновников и политических деятелей» . В.В. Лунеев считает коррупцию «социально-правовым или криминологическим явлением, охватывающим совокупность социально опасных деяний, как преступных, так и (по разным причинам) не преступных в нашей стране, а признанных преступными в мировой практике» .
В соответствии с мнением П.А. Чебоксарова, коррупция определяется в качестве совокупности негативных явлений, происходящих в обществе и государстве. Это в первую очередь проявляется в пренебрежении нравственностью и действиями государственных служащих в личных интересах, направленными против государственной власти, интересов государственной службы .
Г. Мюрдаль пишет: «…из-за плохих законов мы стали плохими людьми» . В этой связи некоторые эксперты считают, что действующие здесь законы не имеют ничего общего с коррупцией, что отражает вечное несовершенство человеческой природы. Другие называют основной причиной коррупции бюрократию жизни, увеличение числа чиновников, усиление роли государства и т.д.
Позиция международного сообщества при определении коррупции состоит в том, что это не конкретное преступление, а собирательное понятие, охватывающее правонарушения самого различного вида. В первую очередь – это ряд должностных преступлений, таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, незаконный протекционизм, служебный подлог и многое другое . Соответственно, в самом общем виде коррупция выражает отношения, складывающиеся между отдельными членами общества и должностными лицами государства по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Характерной особенностью коррупции является противоборство между действиями должностных лиц и лиц, заинтересованных в нарушении этими должностными лицами своих властных полномочий, например, при распределении ресурсов, устройства родственника на работу, получение прямой экономической выгоды и т.д.
Международная организация Transparency International, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды .
Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т. д.) или используют более строгие юридические формулировки.
Согласно российскому законодательству «коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» .
Несмотря на наличие нормативного закрепления термина «коррупция», исследователи раскрывают данный термин с различных аспектов данного явления, что существенно затрудняет установление её сущности, а значит и создание эффективной системы противодействия ей. Причина в том, что коррупция – комплексный межотраслевой институт, который исследуется и понимается представителями самых различных наук (юристы, управленцы, социологи, политологи, экономисты и т.д.) по-разному .
Прежде, чем перейти к анализу механизмов противодействия коррупции, следует обозначить причины возникновения данного явления. Всю совокупность причин возникновения коррупции в России можно свести в следующие группы:
1. Экономические причины (низкая заработная плата и высокие полномочия влиять на деятельность граждан и организаций).
2. Институциональные причины (закрытость работы органов власти, отсутствие прозрачность законодательства, громоздкая система отчетности т.д.) .
3. Социально-культурные причины (деморализация общества, общественная пассивность и др.) .
На рисунке 1 представлены наиболее распространенные причины возникновения коррупции.