Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ,оценка и совершенствование системы государственного управления образованием в субъекте РФ (на примере Хабаровского Края)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5 1 Теоретические основы государственного
управления образованием РФ 7 1.1 Организационные правовые
основы управления образованием в РФ 7 1.2 Роль государственного участия
в управлении образовательной сетью региона 11 2 Анализ и оценка системы
государственного управления образованием Хабаровского края 26 2.1 Анализ состояния и динамики
показателей образования в Хабаровском крае 26 2.2 Анализ и особенности
организационно-управленческого механизма реализации образовательной политики в
Хабаровском крае 34 3 Направления совершенствования
системы государственного управления образованием Хабаровского края 46 3.1 Оценка и основные направления
совершенствования системы государственного управления образованием в
Хабаровском крае 46 3.2 Мероприятия, направленные на
развитие образования в Хабаровском крае 57 Заключение 63 Список использованных источников 67 Раздаточный материал:
Текстовая часть на 12 отдельных
листах 74
Введение:
Данная работа посвящена проведению анализа, оценки и разработке
направлений совершенствования системы государственного управления образованием
в субъекте РФ (на примере Хабаровского края). Актуальность исследования
государственной политики в области образования обусловлена необходимостью
воплощения ее в нормативно-правовых актах об образовании, объективного
теоретического анализа роли органов управления образованием в реализации
государственной политики в области образования, влияния внутренних и внешних
факторов и процесса ее формирования и внедрения.
Анализ научной литературы по проблемам формирования и
реализации государственной политики в области образования свидетельствует о
том, что, несмотря на большой круг исследований, в научном плане проблема
формирования и реализации государственной политики в области образования в
России все еще остается малоисследованной. Не сформирован единый
категориально-понятийный аппарат, что приводит к использованию различных
подходов к толкованию самого терминов «государственная политика в области
образования Российской Федерации», «государственное управление образованием»,
«программы развития образования» и др. В большинстве работ освещается история
развития образования, состояние современного образования, определение
образовательной политики и ее основные характеристики, основы анализа
образовательной политики и механизмы ее внедрения, при этом остается без
внимания анализ тенденций формирования системы государственного управления
образованием, влияние внутренних и внешних факторов, особенности
государственного управления образованием в Российской Федерации на
общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях.
Вопросы формирования и функционирования системы
государственного управления образованием, модернизации системы государственного
управления освещаются в научных трудах отечественных и зарубежных ученых А.Н.
Акимовой, Е.Г. Бабелюк, Д.А. Галимовой, Т.Ю. Дышловой, А.А. Жакиеновой, Д.В.
Завальского, А.В. Лубина, Т.Г. Луковенко, И.А. Межина, И.А. Никитина, Т.В.
Новицкой, Ю.В. Серебрениковой, Н.А. Тимохиной и др. В них рассматриваются
сущность, методологические основы и различные аспекты функционирования системы
государственного управления образованием, механизмы модернизации
государственного управления образованием, влияние нормативно-правовых актов по
вопросам образования на процессы формирования и реализации государственной
политики в области образования в Российской Федерации, ее перспективы и
противоречия.
Цель работы – провести анализ, выявить положительные
тенденции и проблемные области в системе государственного управления
образованием в Хабаровском крае и разработать направления его совершенствования.
Задачи исследования:
1) рассмотреть организационно-правовую систему
управления образованием в РФ и выявить роль государства в управлении образованием
региона;
2) провести анализ и выявить особенности
организационно-управленческого механизма реализации образовательной политики в
Хабаровском крае;
3) проанализировать показатели состояния и динамики
образования Хабаровского края;
4) дать оценку системы государственного управления
образованием в Хабаровском крае;
5) разработать направления совершенствования системы
государственного управления в сфере образования Хабаровского края.
Объект исследования – региональная система
образования. Предмет исследования – организационно-методические и
управленческие условия функционирования системы образования на региональном
уровне. В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция,
дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
Заключение:
ровно 1 стр
(остальное уберите в текст)
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы: точка
Рассмотрены основные особенности
организации и управления образовательным процессом на территории российского
государства. Рассмотрена организационно-правовая система образования на всех
уровнях управления, которая представляет собой совокупность всех
образовательных программ и государственных образовательных стандартов разной
направленности и сложности.
Рассмотрена роль государственного
участия в управлении образовательной сетью региона. При выстраивании стратегии
модернизации сферы образования, постановке его задач и планировании результатов
следует исходить из нужд общества и, создавая основу для устойчивого
благополучия страны в целом, учитывать потребности ее отдельных территорий. Роль
государственного участия в управлении образовательной сетью региона
характеризуется эффективностью выполнения государственного образовательного
заказа. Государственный образовательный заказ — официально разработанное
органами власти задание на производство конкретного образовательного продукта.
Государственный образовательный
заказ играет значимую роль в воспроизводстве социально-экономического
потенциала регионов, определяя вектор и характер всестороннего развития
территорий. От запроса государства на качественное образование, выраженного в
федеральных стандартах, а также в моделях взаимодействия ведущих агентов
образовательного пространства, зависит создание базы подготовки кадров для
промышленно-экономической поддержки территорий. При этом выбором региональными
властями конкретных механизмов и способов реализации государственной
образовательной политики будут обусловлены темпы наращивания человеческого
капитала территорий и объемов макроэкономических показателей.
Проведен анализ состояния и
динамики показателей образования в Хабаровском крае. Выявлены потребности
Хабаровского края в подготовке профессиональных кадров по укрупненным группам
специальностей и направлений подготовки, а также потребности экономики Хабаровского
края в подготовке профессиональных кадров для предприятий по видам
экономической деятельности на ближайшую перспективу.
В Хабаровском крае сформирована
устойчивая, с многолетними традициями, динамично развивающаяся система
образования. В образовательном комплексе Хабаровского края представлены все
уровни, виды и формы образования, что позволяет предоставлять населению широкий
спектр образовательных услуг. Система образования и воспитания Хабаровского
края по состоянию на 01 сентября 2020 г. включает 919 организаций с
контингентом 302 тысячи обучающихся и воспитанников. Рассмотрен образовательный
потенциал Хабаровского края. Обоснован вывод о том, что система образования
способна производить конкурентоспособные кадры, обеспечивающие инновационное развитие
региона. Конкурентоспособная экономика будет являться фундаментом динамичного и
комплексного развития края в предстоящей перспективе.
Рассмотрен механизм реализации
образовательной политики Хабаровского края, который имеет свою структуру
управления, субъекты и объекты.
Рассмотрен порядок реализации
образовательной политики Хабаровского края. Ответственным органом за проведение
федеральных положений образовательной политики в Хабаровском крае является
Министерство образования и науки Хабаровского края. Министерство образования и
науки Хабаровского края ведет контрольно-надзорную деятельность в рамках своих
компетенций, разрабатывает и реализует проекты в области общего образования,
государственной аттестации, дополнительного образования и воспитания, профессионального
образования, организации отдыха и оздоровления, государственной аккредитации и
лицензирования образовательной деятельности, проводит независимую оценку
качества образования, осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса, в числе
видов деятельности которого находится образовательная деятельность.
Исполнительная власть Хабаровского
края реализует систему мер, направленных на повышение качества образования,
улучшения условий оказания образовательных услуг в соответствии с национальными
целями, прописанными в федеральных проектах, и стратегическими задачами,
которые ставит РФ в долгосрочной перспективе.
Инновационное
социально-экономическое развитие Хабаровского края требует адекватного
реагирования образовательной системы Хабаровского края на изменение
потребностей экономики, ожидания работодателей и населения. В связи с этим в
Хабаровском крае применяется программно-целевой метод управления системой
образования. На основе задач развития системы образования, поставленных на
федеральном уровне, на территории Хабаровского края разрабатываются собственные
проекты, исходя из конкретных условий и показателей развития образования и
требований рынка труда, а также с учетом долгосрочных перспектив инновационного
развития экономики Хабаровского края. Проекты федерального уровня и краевые
проекты образуют единый механизм, в рамках которого проводятся решения
социального развития государства и образования населения.
Рассмотрены направления
совершенствования системы государственного управления образованием в
Хабаровском крае в рамках портфельного проектирования и представлена оценка
достигнутых результатов. Основные направления заложены в портфеле проектов
Министерства образования и науки Хабаровского края в рамках национального
проекта «Образование». Дана оценка достигнутых результатов в рамках
региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая
образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (повышение
конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для
каждого». Рассмотрен портфель проектов Министерства образования и науки
Хабаровского края в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Портфель
проектов в рамках развития цифровизации экономики Хабаровского края в контексте
образовательной политики представлен региональным проектом «Кадры для цифровой
экономики». Основной задачей в рамках реализации проекта является обеспечение
подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
В рамках образовательной политики
Хабаровского края также разрабатываются и реализуются ведомственные проекты:
«Одаренный ребенок = одаренный учитель», «Эффективная школа». Ведомственный
проект Хабаровского края «Образование для будущего» имеет несколько
подпроектов: подпроект «Обновление содержания и технологий общего образования»;
подпроект «Обновление дошкольного образования»; подпроект «Образование для
будущего для детей с ОВЗ».
В Хабаровском крае определенные
успехи достигнуты в рамках подготовки и реализации ведомственного проекта «Педкластер27».
Проект имеет долгосрочные перспективы и ряд целевых направлений, которые
предусматривают межведомственное взаимодействие.
Министерством образования и науки
Хабаровского края в рамках межведомственного взаимодействия проводится
выверенная образовательная политика стратегической направленности, между тем,
стремительно развивающаяся по инновационному пути экономика Хабаровского края
требует более ускоренных темпов развития образования и подготовки кадров,
способных решать задачи инновационного развития промышленности и производства
края, а также управления образованием.
Необходимо повышать эффективность
управления системой образования. Для этого разработан и предложен ряд
мероприятий в рамках проектного предложения «Практика эффективного управления
системой образования Хабаровского края». Результатом реализации мероприятий в
рамках проектного предложения станет совершенствование системы государственного
управления образованием Хабаровского края и повышение эффективности.
Фрагмент текста работы:
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
РФ 1.1 Организационные правовые основы управления образованием в РФ Важнейшим
социальным правом личности является право на образование. По сути, это базовая
ценность, которая определяет уровень развития политико-правового,
социально-экономического и культурного развития любого развитого государства.
На современном этапе государственно-правовое развитие характеризуется таким
правом на образование, которому придается важнейшее значение, обусловленное включением
России во все мировые интеграционные процессы, в «новую реальность», в которой
основная роль определена процессам глобализации. Это указывает на необратимость
реформирования всей системы образования РФ [44, с. 335].
Как
известно, под образованием чаще всего понимается целенаправленный процесс
обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства,
сопровождающийся констатацией достижения обучающимся заранее определенных
государством образовательных уровней. Право на образование — это одно из
основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации, закрепленных в
действующей Конституции [1]. В настоящий момент времени в районе 50 миллионов
россиян разных возрастов учится или повышает свою квалификацию [19, с. 21].
Можно сказать, что одной из самых важных функций российского государства
является образовательная функция, так как образование любого уровня можно
считать неотъемлемой частью деятельности государства.
В Российской Федерации система управления
образования осуществляется посредством определенных действий разного рода,
которые выражают ее содержание и направленность, и совершаются какими-либо
уполномоченными государственными органами. По сути, система управления
образованием в России