Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические и методологические аспекты
взаимосвязи мировых цен на нефть и
нефтепродукты и поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет России. 6
1.1. Доходы федерального бюджета Российской
Федерации: понятие, источники формирования, структура. 6
1.2. Особенности определения и установления
вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации. 19
1.3. Особенности нетарифных мер регулирования
вывоза нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации. 23
2. Вывоз нефти и нефтепродуктов из Российской
Федерации: современное состояние и особенности поступления доходов в
федеральный бюджет Российской Федерации 30
2.1. Экспорт нефти и нефтепродуктов из Российской
Федерации: особенности динамики и структуры.. 30
2.2. Экспорт нефти и нефтепродуктов из Российской
Федерации в страны ЕАЭС: особенности динамики и структуры.. 41
2.3. Анализ динамики поступления вывозных
таможенных пошлин от экспорта нефти и нефтепродуктов в федеральный бюджет
Российской Федерации. 44
3. Оценка взаимосвязи мировые цен на нефть и
нефтепродукты и поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет
Российской Федерации 55
Заключение. 62
Список
использованной литературы.. 64
Введение:
Нефтегазовый комплекс
(НГК) является составной ТЭК и играет решающую роль в обеспечении
энергетической безопасности страны и формировании финансово-экономических показателей.
Эффективность его функционирования зависит от многих внутренних и внешних факторов,
а также обстоятельств объективного и субъективного характера.
В условиях современных
трансформационных процессов экономики нефтеперерабатывающая отрасль занимает
одно из ведущих мест за счет обеспечения потребностей различных сфер
экономической жизни как отдельных регионов, так и страны в целом.
Проблемы ценообразования
на углеводороды в последнее время довольно актуальными как на отечественном
рынке, так и на иностранном. Это определяется особой ролью, которую нефть
играет в мире, и недостаточностью углеводородных ресурсов, их исчерпаемостью.
Постоянные колебания цен на мировых рынках нефти затрудняют возможность их прогнозирования
с целью резервирования в бюджете или иных государственных фондах средств для
стабилизации цен. Все это делает проблему исследования механизмов
ценообразования на нефть очень актуальным.
Проблемы становления и
развития мирового рынка нефти и ценообразования нефтепродуктов длительное время
исследовались как западными, так и отечественными учеными, среди которых: Алексеев
М.А., Баздникин А.С., Галанов В.А., Глубокий С.В., Зубарев А., Корнев А.К., Кузовкин А.И., Мухаметов Р.Р., Мусина Д.Р.,
Слепов В. А., Шевчук Д.А. и др.
Цель выпускной
квалификационной работы заключается в оценке взаимосвязи мировые цен на нефть и
нефтепродукты и поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет
Российской Федерации.
Заявленная цель повлекла
за собой формирование конкретных теоретико-методологических и практических
задач исследования:
1. Рассмотреть доходы
федерального бюджета Российской Федерации: понятие, источники формирования,
структуру.
2. Раскрыть особенности
определения и установления вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты
в Российской Федерации.
3. Исследовать особенности
нетарифных мер регулирования вывоза нефти и нефтепродуктов из Российской
Федерации.
4. Провести анализ экспорта
нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации.
5. Провести анализ экспорта
нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в страны ЕАЭС.
6. Провести анализ
динамики поступления вывозных таможенных пошлин от экспорта нефти и
нефтепродуктов в федеральный бюджет Российской Федерации.
7. Дать оценку взаимосвязи
мировые цен на нефть и нефтепродукты и поступлений от вывозных таможенных
пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации.
Объектом данного
исследования является вывоз нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации.
Предметом исследования
является анализ динамики поступления вывозных таможенных пошлин от экспорта
нефти и нефтепродуктов в федеральный бюджет Российской Федерации.
В качестве теоретической
базы выпускной квалификационной работы составили труды российских и зарубежных
ученых в области нефтяного дела, бюджетной и налоговой политики, научные статьи
в периодической печати по исследуемой проблеме, Интернет-ресурсы.
Информационная база
исследования включает нормативно-правовые акты, постановления и приказы в сфере
нефтяного дела, бюджетной и налоговой политики.
Практическая значимость
работы заключается в оценке взаимосвязи мировые цен на нефть и нефтепродукты и
поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской
Федерации.
Методами исследования
выступали: системно-структурный, функциональный и сравнительный анализы,
экономико-математические и графические методы обработки информации.
Объем и структура
выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников.
В первой главе работы
рассмотрены доходы федерального бюджета Российской Федерации: понятие,
источники формирования, структура, особенности определения и установления
вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации,
раскрыты особенности нетарифных мер регулирования вывоза нефти и нефтепродуктов
из Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ современного состояния
и особенностей поступления доходов в федеральный бюджет Российской Федерации. В
третьей главе дана оценка взаимосвязи мировые цен на нефть и нефтепродукты и
поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской
Федерации.
Заключение:
Нефть и нефтепродукты
являются «классическими» группами товаров, основные правила оптовой торговли
которыми складывались в течении многих десятилетий в условиях открытых рынков
(прежде всего в Западной Европе и США). В настоящее время эти правила
закрепились в стандартных условиях поставки, оплаты и ценообразования торговых
контрактов, которыми оформляются договоры и сделки по поставке нефти и
нефтепродуктов, как на внутренний рынок, так и на экспорт.
В настоящее время
основным ориентиром для цен на нефть и нефтепродукты при экспортных поставках
являются результаты биржевых торгов. Торги на нефть и нефтяные фьючерсы
проводятся на нескольких крупных биржевых площадках, но экспортеров из России и
стран бывшего СССР интересуют только результаты торгов в Европе и Азии, куда в
основном и осуществляются поставки. Результаты торгов нефтью и нефтепродуктами
и цены, которые сложились в результате этих торгов, публикуются несколькими
специализированными информационными агентствами. Наиболее популярное и известное
из них — агентство «PLATTS» которое публикует актуальные биржевые цены
(котировки). Котировки агентства «PLATTS» (в долларах США за одну тонну или
баррель) сейчас считаются «официальными» и цены конкретных контрактов поставки
нефти и нефтепродуктов часто привязаны именно к ним. Котировки публикуются с
детализацией по нескольким основным видам (сортам) нефти и нефтепродуктов
(дизельное топливо, авиационное топливо, топочный мазут и т. п.) и по базисам
поставки. Под базисами поставки условно можно считать
регионы, в которые осуществляется поставка, так для Европы это могут быть
акватория Средиземного моря (MED), акватория Северного и Балтийского морей
(NWE) и акватория вокруг порта Роттердам (ARA).
Внутри России также
проводятся биржевые торги нефтью и нефтепродуктами (на биржах в
Санкт-Петербурге и в Москве), но пока в силу закрытости внутреннего рынка и
небольшой доли объема биржевых торгов относительно объема рынка в целом, их
результаты являются лишь одним из факторов ценообразования. Несмотря на это, в
России также появились информационные агентства, которые занимаются публикацией
нефтяных котировок. Эти котировки (в рублях за одну тонну) учитывают кроме
результатов биржевых торгов и фактические отпускные цены по крупным внебиржевым
контрактам. Котировки внутреннего рынка также публикуются с детализацией по
видам (сортам) нефти и нефтепродуктов и по базисам поставки. Но под базисами
поставки в данном случае (опять же условно) можно понимать крупные узлы
отгрузки, например, это может быть группа Уфимских заводов или Володарская ЛПДС
под Москвой.
Таким образом, способы
ценообразования для нефти и нефтепродуктов при поставках на экспорт и для
внутреннего рынка очень похожи и могут быть описаны одинаковым образом:
— вид товара;
— направление отгрузки и валюта (экспорт и доллары или
внутренний рынок и рубли);
— способ формирования цены:
— фиксированная (без использования котировок);
— по котировкам:
— вид котировки и единица (тонна или баррель);
— вид товара;
На внутреннем рынке в
настоящее время преобладает фиксированное ценообразование, когда цена партии
нефти или нефтепродуктов заранее зафиксирована в контракте. При поставках на
экспорт в основном используется ценообразование по котировкам. Однако в
последние годы наметилась тенденция использования ценообразования по котировкам
и для внутреннего рынка.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические и методологические
аспекты взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступлений от вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет России 1.1. Доходы федерального бюджета
Российской Федерации: понятие, источники формирования, структура В финансовой системе любого государства основное место принадлежит
бюджету как форме образования и расходования фонда денежных средств, которые
предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства в политической,
социально-экономической и других социально значимых областях.
Структура бюджетной системы РФ состоит из доходов, расходов и
источников финансирования дефицита бюджета определённого публично-правового
образования. Благодаря привлечению доходов соответствующего бюджета формируется
основной объём финансовых ресурсов государственной власти на всех уровнях [14].
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех
уровней (Рисунок 1):
1) Федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2) Бюджеты
субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3) Местные
бюджеты.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)
«Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением
средств, признаваемых источниками финансирования дефицита бюджета». Указанный
элемент бюджета передаёт объёмы денежных средств, которые поступают из определенных
источников на финансирование различных потребностей государства [1]. Рисунок 1. Структура
бюджетной системы РФ
Источник:
составлено автором На формирование доходов бюджета оказывают влияние различные факторы
внешней и внутренней среды государства. К внешним факторам следует отнести
такие параметры как:
— зависимость товарооборота страны от импорта
товаров, работ и услуг;
— объемы прямых иностранных инвестиций в
национальную экономику;
— темпы роста мирового экспорта;
— усиление противостояния ведущих стран за
доступ к сырью и ресурсам;
— снижение конкурентоспособности основных
отраслей производства и обрабатывающей промышленности, что делает позицию
государства на мировом рынке нестабильной;
— состояние платежного баланса страны [19].
К факторам внутренней среды относятся:
— природно-ресурсный потенциал государства;
— численность населения и площадь страны;
— налоговая система государства, ее
эффективность;
— состояние национальной экономики.
На формирование доходов бюджета страны также оказывают определяющее
влияние факторы политического характера.
Необходимо отметить, что формирование доходов соответствующей страны
помимо прочего зависит от формы государственного устройства и особенностей
организации местного самоуправления.
Основополагающим фактором для формирования доходов федерального
бюджета выступают нормы Конституции различных государств. В данном аспекте
доходы федерального бюджета являются объектами бюджетных правовых отношений.
Субъекты данных отношений выполняют свои права и обязанности преимущественно
из-за формирования и расходования средств денежного фонда государства,
выступающих в качестве объекта рассматриваемых правовых отношений [26].
Сущность государственных доходов проявляется в их функциях:
— фискальной, которая заключается в максимальной
концентрации средств в бюджетную систему;
— регулирующей, которая выражается посредством
вмешательства государства в производственную деятельность с помощью налогов.
Государство занимает важное место в процессе формирования
государственных доходов, то есть, мобилизует часть доходов населения,
устанавливает величину чистого дохода предприятий.
Доходы федерального бюджета можно группировать по различным признакам
(Рисунок 2).
Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации установлены следующие виды
доходов (по форме образования) [1]:
— налоговые доходы;
— неналоговые доходы;
— безвозмездные поступления.
Налоговые доходы занимают наибольший удельный вес в общем объёме всех
доходов федерального бюджета во многих государствах. Налоговые поступления –
это совокупность общеобязательных платежей в бюджет, которые поступают в
соответствующем размере и в сроки, определённые законом. Формирование федерального
бюджета осуществляется благодаря доходам, получаемых от федеральных налогов,
сборов, а также налогов, предусмотренных специальными режимами.
Согласно ст. 50 и 51 БК в составе налоговых доходов выделяют следующие
подгруппы [1]:
— налоги на прибыль, доходы; налоги на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
— налоги на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации;
— налоги на совокупный доход;
— налоги на имущество;
— налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами;
— государственная пошлина;
— задолженность и перерасчеты по отмененным
налогам, сборам и иным обязательным платежам.
При этом нужно подчеркнуть, что в федеральный бюджет не зачисляются
налоги, которые входят в состав подгрупп налогов на совокупный доход и на
имущество. Рисунок 2. Структура доходов
бюджета
Источник: составлено автором По данным ФНС России, неналоговые доходы в разрезе структуры
федерального бюджета имеют меньший объём по сравнению с налоговыми доходами как
видно из приведенной ниже таблицы (Таблица
1). Таблица 1. Динамика структуры
доходов федерального бюджета РФ за 2018-2020 гг. (млрд. руб.) 2017 2018 2019 2020 2021 Всего доходов, млрд. руб. 15 088,9 19 454,4 20 188,8 18 719,1 25 133,6 Налоговые, млрд. руб. 9 017,9 11 742,7 12 380,2 11 544,3 17 454,5 Неналоговые, млрд. руб. 6 071,0 7 711,8 7 590,1 7 174,8 7 679,1 Источник:
данные Минфина России Неналоговые доходы не имеют сложной процедуры планирования объёмов на
плановый период в отличие от налоговых. На практике планирование данного вида
доходов реализуется на основании объёмов средств, которые фактически поступили
в предыдущие годы, исходя из текущего уровня инфляции, изменений
законодательных актов и других потенциальных факторов. В соответствии со ст. 20
БК подгруппы неналоговых доходов бюджетов делятся на [1]:
— доходы от внешнеэкономической деятельности;
— доходы от использования находящегося в
государственной или муниципальной собственности имущества;
— платежи при пользовании природными ресурсами;
— доходы от оказания платных услуг и компенсации
затрат государства;
— доходы от продажи материальных и
нематериальных активов;
— административные платежи и сборы;
— штрафы, санкции, возмещение ущерба и др.
Подробный список неналоговых доходов приведен в ст. 51 БК и в Приказе
Минфина России от 06.06.2019 №85н «О Порядке формирования и применения кодов
бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах
назначения».
Наименьшими объёмами среди источников доходов федерального бюджета обладают
безвозмездные поступления. В отличие от налоговых и неналоговых доходов
безвозмездные поступления зачисляются в бюджет на обязательной основе от
различных субъектов хозяйствования и граждан, и кроме того, в обязательном
порядке публично-правовыми образованиями в части остатков целевых межбюджетных
трансфертов. Безвозмездные поступления включают поступления средств от других
бюджетов бюджетной системы, добровольные отчисления резидентов и нерезидентов
Российской Федерации, поступления от государственных организаций, субъектов
международного права. Полный перечень безвозмездных поступлений закреплён ст.
20 БК [1].
При этом Международный Валютный Фонд предлагает другую классификацию
доходов в зависимости от метода их мобилизации:
— доходы от взимания обязательных платежей
(например, налоги и сборы, пени и штрафы, государственные пошлины, лицензионные
сборы и прочее);
— доходы в виде безвозмездных поступлений в виде
субсидий, субвенций, дотаций, пожертвований организаций и физических лиц,
поступлений международных финансовых организаций, иностранных государств;
— доходы от экономической деятельности органов
государственной власти (среди них доходы от оказания платных услуг,
использования и продажи государственного имущества) [22].
В сравнении с федеральным бюджетом в структуре доходов бюджета
субъекта РФ и местного бюджета также выделяют налоговые, неналоговые и
безвозмездные поступления, состав которых приведен в таблице ниже (Таблица
2).
Таблица 2.
Основные источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Признак Бюджет
субъекта РФ Местный
бюджет Источники дохода — Налоги и сборы субъекта РФ.
— Части федеральных налогов и сборов.
— Доходы от использования имущества субъекта
РФ.
— Дотации из бюджетов других уровней.
— Части прибыли госпредприятий унитарной
формы, имущество которых находится в собственности субъекта Российской
Федерации. — Доходы от оказания платных услуг государственными
учреждениями региона.
— Штрафы и иные поступления в соответствии с
законодательством. — Собственные доходы, к которым относятся
местные налоги, штрафы и благотворительные взносы.
— Субвенции, то есть финансирование из
вышестоящего бюджета для обеспечения переданных от субъекта РФ полномочий.
— Дотации на покрытие дефицита из бюджета
региона.
— Субсидии на содержание предметов общего
ведения.
— Заимствования местных бюджетов. Источник: составлено автором Таким образом, доходы федерального бюджета являются ведущим звеном
финансовой системы государства, выполняющим функцию перераспределения валового
внутреннего продукт в национальной экономике. За счет доходов федерального
бюджета осуществляется финансирование задач, поставленных перед государством
[27]. Эффективное и грамотное управление структурой федеральных доходов, и
качественное определение направлений их использования помогает устранить
возможности появления негативных последствий, возникающих под действием
различных макроэкономических факторов на национальную экономику и социальную
сферу. В итоге, доходы федерального бюджета являются неотъемлемым элементом
проведения эффективной государственной политики.
В контексте Основных направлений бюджетной, налоговой и
таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
ожидается уменьшение значения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП
вследствие:
— снижения цены на нефть при сравнительно
стабильном курсе национальной валюты;
— снижения доли нефтегазовых доходов
федерального бюджета в общей величине ВВП, которое обусловлено уменьшением
добычи и экспорта энергоресурсов и прочего.
В контексте определения сбалансированности показателей доходной части
федерального бюджета важную роль играет процесс прогнозирования и его
нормативно-правовое регулирование.
Прогнозирование позволяет не только определить причины несоответствия
величины доходов федерального бюджета, но и объяснить данное несоответствие
определенными колебаниями основных показателей формирования доходов
федерального бюджета.
Разработка прогнозных моделей и установление путей развития не может
обойтись без предварительного анализа и оценки потенциальных доходов
федерального бюджета, поскольку основные направления социально–экономической
политики по большей части будут зависеть от значения доходов федерального
бюджета. По этой причине необходимо понять, как прогнозируется объём доходов
федерального бюджета, который должен поступить в определённый период [26].
В рамках нормативного регулирования бюджетных правоотношений была
подготовлена специальная методика прогнозирования, которая подробно
представляет предполагаемый расчёт поступлений того или иного дохода. Данный
документ утверждён в форме Приказа Федеральной налоговой службы от 06.03.2020 №
ЕД–7–1/143@ «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в
консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной
финансовый год и плановый период».
Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 06.03.2020 №
ЕД–7–1/143@ при расчёте
параметров доходов в бюджет РФ применяются следующие методы прогнозирования:
— прямой
расчёт, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений
объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей,
определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов;
— усреднение
— расчёт, осуществляемый на основании усреднения годовых объемов доходов не
менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида
доходов в случае, если он не превышает 3 года;
— индексация
— расчет с применением индекса потребительских цен или другого коэффициента,
характеризующего динамику прогнозируемого вида доходов;
— экстраполяция
— расчёт, осуществляемый на основании имеющихся данных о тенденциях изменений
поступлений в прошлых периодах;
— иной
способ, который описывается в Методике.
В качестве примера рассмотрим расчет дохода по налогу на прибыль.
В основе расчета прогноза по объёму поступающего налога на прибыль
организаций, составляющего бюджет РФ по определенным ставкам лежит метод
прямого расчета [10].
При расчете поступлений налога на прибыль используются определенные
ставки, соответствующие агрегированному коду бюджетной классификации 182 1 01
01010 00 0000 110, который включает в себя следующие КБК:
— 182 1 01 01011 01 0000 110 и 182 1 01 01012 02
0000 110 налог на прибыль организаций, не учитывающий налоги на прибыль
консолидированных групп налогоплательщиков;
— 182 1 01 01013 01 0000 110 и 182 1 01 01014 02
0000 110 налог на прибыль организаций консолидированных групп
налогоплательщиков;
— 182 1 01 01015 01 0000 110 и 182 1 01 01016 02
0000 110 налог на прибыль организаций, поступаемый от международных холдинговых
компаний.
Налог на прибыль организации, который учитывается при прогнозировании
поступлений в бюджет РФ, рассчитывается следующим образом: , (1) где: — сумма
налога на прибыль организаций, тыс. рублей; — сумма
налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке, тыс.
рублей; —
корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства
Российской Федерации, фактические поступления, а также разовые операции
(поступления, возвраты и т.д.), тыс. рублей.
Налог на прибыль организаций, облагаемый по основной налоговой ставке , рассчитывается по формуле [21]: где: — сумма налоговой базы для
исчисления налога на прибыль по основной ставке, тыс. рублей; —
ставка налога, %; — сумма
налога по годовым перерасчетам, тыс. рублей; — сумма
поступлений по результатам контрольной работы на основании динамики
показателей, содержащихся в отчете по форме ВП «Сведения о результатах проверок
налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах»,
тыс. рублей; — сумма
налога на прибыль организаций, не поступившая в бюджет в связи с
предоставлением льгот и преференций, предусмотренных действующим
законодательством Российской Федерации, тыс. рублей; —
расчётный уровень собираемости, с учётом динамики показателя собираемости по
данному виду налога, сложившегося в предшествующие периоды, учитывает работу по
погашению кредиторской и дебиторской задолженности по налогу, %.
Расчётный уровень собираемости определяется согласно данным отчёта по
форме N 1-НМ как частное от деления суммы поступившего налога на сумму
начисленного налога [15].
Немаловажным аспектом формирования бюджетной системы в целом является
создание соответствующей законодательной базы, основным элементом которой
является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК), а также
разработанные в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах (Рисунок
3). Рисунок 3. Источники налогового права
Источник:
составлено автором НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный
бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации
(Рисунок 4).
Центральное место в НК РФ занимают следующие статьи:
— ст. 12 НК – виды налогов и сборов Российской
Федерации, которые, исходя из субъекта их администрирования, классифицируются
на федеральные, региональные и местные, а также специальные налоговые режимы;
— ст. 13 НК – перечень федеральных налогов и
сборов;
— ст. 18 НК – перечень специальных налоговых
режимов;
— иные статьи НК, в которых отражены особенности
уплаты определённых видов федеральных налогов и сборов [8]. Рисунок 4. Краткое содержание Налогового Кодекса РФ
Источник:
составлено автором Таким образом, законодательная база бюджетной системы РФ представлена
широким спектром нормативных правовых актов, основными из которых являются:
Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Немаловажным аспектом
деятельности бюджетной системы является процесс его формирования, состоящий из
пяти этапов: составление проекта бюджета, рассмотрение проекта, утверждение
бюджета и принятие соответствующего закона, непосредственное исполнение закона,
а также предоставление отчетности о его выполнении. Эффективность управления
бюджетной системой зависит, в том числе от качества прогнозирования поступления
доходов.