Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ реализации государственной политики в сфере образования на территории Ханты-Мансийского района
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1 Концептуально-теоретические основы реализации
государственной политики в сфере образования. 7
1.1
Теоретические и нормативные правовые основы реализации государственной политики
в сфере образования. 7
1.2 Инструменты реализации государственной
политики в сфере образования в муниципальных образованиях. 15
2 Реализация государственной политики в сфере
образования на территории ханты-мансийского
района. 20
2.1 Системная характеристика сферы образования
Ханты-Мансийского района 20
2.2 Анализ результатов реализации муниципальных
программ в сфере образования на территории Ханты-Мансийского района. 24
2.3 Основные проблемы сферы образования
Ханты-Мансийского района. 38
3 Совершенствование реализации государственной
политики в сфере образования на территории ханты-мансийского района. 46
3.1 Концептуальные направления развития сферы
образования на территории Ханты-Мансийского
района. 46
3.2 Рекомендации по совершенствованию
реализации государственной политики в сфере образования на территории
Ханты-Мансийского района. 52
Заключение. 55
Список использованных источников. 59
Приложения. 66
Введение:
Воспроизводство человеческого капитала как основного ресурса
социально-экономического развития любой страны всегда вызывало
исследовательский интерес с практической и теоретической точки зрения. При этом
основной сферой его формирования выступает система образования, от которой
находятся в зависимости будущее страны, темпы развития экономики, благополучие
граждан. Формирование основных человеческих ресурсов в РФ осуществляется на
муниципальном уровне, на котором происходит реализация около 80% всей деятельности
в сфере образования.
Для государства, которое направлено
на инновационные цели развития, значимым становится создание условий для
развития образовательной сферы, что выступает приоритетом, который определен в
национальной программе «Развитие образования на 2018-2025 гг.» [8].
Актуальности
темы также обуславливается ее связью с реализацией права на образование, с
гарантиями общедоступного и бесплатного дошкольного и основного общего
образования в образовательных учреждениях муниципальных образований.
В связи с этим развитию образования
уделено значительное внимание на всех уровнях власти (федеральном,
региональном, муниципальном). Однако в деятельности учреждений образования, как
показывает практика, имеет место ряд проблем.
Все это обуславливает актуальность и
значимость исследования реализации государственной политики в сфере образования
органами муниципального управления, необходимость в разработке путей
совершенствования их деятельности.
Объект исследования: государственная
политика в сфере образования на муниципальном уровне.
Предмет исследования: особенности и перспективы реализации
государственной политики в сфере образования на территории Ханты-Мансийского
района.
Цель работы заключается в разработке
рекомендаций по совершенствованию реализации государственной политики в сфере
образования на территории Ханты-Мансийского
района
Для достижения поставленной цели
предполагается решить следующие задачи:
—
определить сущность, цели и принципы государственной политики в сфере образования,
нормативно-правовые основы ее реализации;
— выделить инструменты реализации
государственной политики в сфере образования в муниципальных образованиях;
— охарактеризовать сферу образования
Ханты-Мансийского района;
— проанализировать результаты реализации
муниципальных программ в сфере образования на территории Ханты-Мансийского района;
— выявить проблемы сферы образования
Ханты-Мансийского района;
—
определить направления повышения эффективности реализации
государственной политики в сфере образования на территории Ханты-Мансийского
района.
Методы исследования: а)
теоретические: теоретический анализ управленческой литературы, нормативных
документов, законодательных актов; системный анализ проблем управления
и управленческой деятельности на анализируемом уровне; анализ и синтез
продуктов управленческой деятельности (статистические сведения, аналитические
материалы, приказы); сравнение; обобщение; б) эмпирические: обобщение и систематизация опыта; в) методы
математической статистики и информационных технологий: статистическая обработка
данных; графическое отображение результатов.
Практическая значимость
исследования: предложенные мероприятия по совершенствованию реализации
государственной политики в сфере образования на территории Ханты-Мансийского района могут быть включены в программу
развития системы образования Ханты-Мансийского района и использованы
сотрудниками Комитета по образованию Администрации Ханты-Мансийского района для
повышения эффективности их деятельности.
Теоретическая база исследования: вопросы
государственной политики в сфере образования, особенности ее реализации
органами управления управления отражены в трудах: Д.А. Агарковой, М.В.
Беспаловой, С.Н. Братановского, Н.Я. Головецкого, В.А. Котеневой, С.Я. Кочерги
и др. Однако, несмотря на это остаются недостаточно изученными вопросы
совершенствования государственной политики в сфере образования в частности на
муниципальном уровне.
Структура работы: работа состоит из
введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных
источников, приложений. Общий объем работы составляет 68 страниц.
Заключение:
В результате проведенного
исследования по теме «Анализ реализации государственной политики в сфере
образования на территории Ханты-Мансийского района» можно сделать следующие
выводы:
По итогам решения первой
задачи исследования определена сущность, цели и принципы государственной
политики в сфере образования, нормативно-правовые основы ее реализации.
Стратегическая цель
политики государства в образовательной сфере направлена на повышение глобальной
конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в
число ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично
развитой и социально ответственной личности.
Приоритеты политики
государства в сфере образования определяются необходимостью достижения ее
стратегической цели, которая ориентирована на повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, создание
условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека
и задекларированы в документах, которые имеют долговременный, стратегический
характер, в частности в Прогнозе социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2036 года, Государственной программе РФ «Развитие
образования» на 2018-2025 гг., а также государственной программе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 гг. и на период до 2030
года».
Реализация государственной политики в сфере
образования осуществляется органами управления всех уровней (федеральными
органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъектов и
органами муниципального управления). Нормативно-правовая база деятельности
органов управления по реализации государственной политики в сфере образования
представлена документами федерального, регионального, муниципального уровней.
Ее основой является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
По итогам решения второй
задачи исследования уточнены инструменты реализации
государственной политики в сфере образования в муниципальных образованиях.
Основная часть вопросов управления в сфере
образования решается на муниципальном уровне. Инструментом реализации
государственной политики в сфере образования в муниципальных образованиях
выступают государственные региональные программы и целевые муниципальные
программы.
По итогам решения третьей
задачи исследования охарактеризована сфера образования
Ханты-Мансийского района.
Образованием
Ханты-Мансийского района руководит специально созданный орган — структурное
подразделение администрации — Комитет по образованию администрации
Ханты-Мансийского района.
Структура Комитета по образованию
включает: руководителя, его заместителей, управление общего образования,
управление по финансово-экономическому обеспечению, отдел общего образования,
отдел обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, отдел по
дополнительному образованию, воспитательной работе и проектной деятельности,
отдел по прогнозированию, анализу и перспективному планированию.
Ханты-Мансийский район
располагает развитой сетью дошкольных и общеобразовательных учреждений,
учреждением дополнительного образования детей, обеспечивающей реальную
возможность гражданам города получить образование соответствующего уровня.
Структура муниципальной системы образования на протяжении последних лет
остается стабильной.
По итогам решения четвертой
задачи исследования проанализированы результаты реализации
муниципальных программ в сфере образования на территории Ханты-Мансийского района.
В результате анализа реализации
государственной политики в сфере образования Ханты-Мансийского района установлено,
что, данная сфера находится в процессе развития, однако при этом
остаются проблемы, подлежащие решению.
По итогам решения пятой задачи
исследования выявлены проблемы сферы образования
Ханты-Мансийского района, среди которых:
проблема предоставления дошкольного образования детям, возраст которых
составляет от 2 месяцев до 3 лет; отсутствие эффективной аттестации педагогов;
слабая динамика охвата детей с 5 до 18 лет
системой дополнительного образования; невысокое качество обучения; необходимость
в обновлении кадрового состава системы образования; потребность в ремонте
(капитальном и текущем) части зданий
общеобразовательных учреждений; формирование системы работы с одаренными
детьми; проблема расписания занятий в школах; предоставления информации,
которая связана с деятельностью учреждения, в частности перечня услуг и
программ дополнительного образования; омоложения педагогических кадров в
дошкольных образовательных организациях; недостаточное количество открытых
уроков для родителей; недостатки обратной
связи с педагогами; отсутствие учреждений дополнительного образования,
нехватка квалифицированных кадров в сфере дополнительного образования.
По итогам решения шестой
задачи исследования определены направления повышения
эффективности реализации государственной политики в сфере образования на
территории Ханты-Мансийского района.
Разработаны конкретные предложения по
совершенствованию реализации государственной политики в сфере образования в
Ханты-Мансийском районе, среди которых: привлечение внебюджетного
финансирования для улучшения материально-технической оснащенности
образовательных организаций (посредством фандрайзинга, спонсорства, патронажа, стимулирования
частной и корпоративной меценатской деятельности, создания муниципального фонда
развития образования, муниципально-частного партнерства); предоставление
единовременной субсидии молодым педагогам на приобретение жилого помещения один
раз за весь период работы на должности, а также бесплатное медицинское
обеспечение, в том числе после выхода на пенсию, в медицинских организациях
муниципальной системы здравоохранения в связи с потребностью в омоложении
кадров в сфере образования; создание единой системы подготовки и переподготовки
кадров муниципального уровня, совершенствование системы морального и
материального стимулирования для сохранения в образовательных организациях лучших
педагогов, внедрение системы профессионального роста педагогических работников для повышения уровня
профессиональной компетентности педагогов в связи со снижением качества
образования и обучения; развитие инновационной деятельности в
общеобразовательных школах; разработать новые программы кружковой деятельности
на основе предпочтений обучающихся; осуществить интеграцию общего и
дополнительного образования, учреждений образования, культуры и спорта с целью
увеличения охвата детей дополнительным образованием; разработать План
мероприятий по открытию дополнительных мест для детей дошкольного возраста от 2
месяцев до 3 лет; организация социокультурных центров при общеобразовательных
учреждениях, с целью развития системы
работы с одаренными детьми.
Таким образом, задачи, поставленные во введении, решены, а,
значит, цель исследования: «разработка предложений по повышению
эффективности реализации государственной политики в сфере образования на территории
Ханты-Мансийского района» – достигнута и,
следовательно, тема работы «Анализ реализации
государственной политики в сфере образования на территории Ханты-Мансийского
района» — раскрыта.
Фрагмент текста работы:
1 Концептуально-теоретические основы реализации государственной политики в
сфере образования
1.1 Теоретические и
нормативные правовые основы реализации государственной политики в сфере
образования Политика
государства в сфере образования представлена деятельностью государства в
обозначенной сфере, которая имеет направляющий и регулирующий характер [34].
Рассмотрим
основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов власти
в исследуемой сфере, среди которых:
—
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16
декабря 1966 года;
—
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года;
—
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
В Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года задекларировано право на
получение начального образования на безвозмездной основе.
Правовые
аспекты государственного управления в данной сфере закреплены в Конституции Российской
Федерации, в которой обозначены функции федеральных органов и субъектов [1].
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] приведена
трактовка термина «образование». В соответствии с анализируемым документом сфера
образования в России представлена:
— организациями, реализующими образовательную деятельность,
педагогическими сотрудниками, учащимися и родителями обучающихся, которые являются
несовершеннолетними,