Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ научного и религиозного способов познания мира человеком
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1. Религия и ее роль в деятельности человека на разных этапах развития
общества 7
1.1. Религия. Сущность, структура и функции. 7
1.2. История развития религии.
Христианское понимание мира. 16
1.3. Анализ роли религии в деятельности выдающихся учёных. 20
1.4. Религия как обоснование результатов научных исследований. 24
1.5. Единство науки и религии в жизни христианских миссионеров. 27
Глава 2. Научное познание. Роль и
значение науки. 31
2.1. Методология научного познания. Сущность и значение. 31
2.2. Краткое описание этапов развития науки. 36
2.3. Проблема истинности и полезности научных знаний в XXI веке. 38
2.4. Роль Европейского христианства в развитии высокоразвитой науки
построенной на правилах логики. 42
2.5. Изучение роли передовых учёных и религиозных деятелей в борьбе за
вечные духовные приоритеты человеческого бытия. 44
Глава 3. Наука и религия. Формы сосуществования. Перспективы и условия
успешного взаимодействия. 49
3.1. Способы познания мира человеком с точки зрения науки и религии. 49
3.2. Повышение в научной среде роли этики и профессиональной
ответственности (благодаря взаимодействию с религией) 56
3.3. Научные и религиозные истины, как два взаимно дополняющих взгляда на
один и тот же предмет исследования. 61
3.4. Перспективы взаимодействия науки и религии в свете единства таких
категорий, как дух, душа и тело. 67
Заключение. 75
Список литературы. 77
Введение:
Введение Все мы окружены бесконечным
миром, причем бесконечным в обоих направлениях. И мы, как существа разумные,
постоянно пытаемся изучить мир, в котором живем. На протяжении всей истории
человечества менялось представление как о микро, так и о макро мире. С одной
стороны, еще со времен древнегреческих философов, все были уверены, что нашли
конечную, не делимую частицу вещества – атом, а в конце ХIX в. появились первые представления о структуре атома и субатомных
частицах. С другой – стремление человека в освоении космоса до сих пор
продолжается так и не достигнув «края вселенной».
Однако, не только
материальный мир волнует умы и сердца людей. Человечество так же ставит перед
собой бесконечные вопросы, касающиеся внутреннего мира и смысла самого
существования. Очевидно, что в каждом человеке, в той или иной степени,
пытаются сосуществовать два способа познания одной и той же реальности. И у
кого-то получается сочетать в себе две, на первый взгляд, разные системы
изучения мира, а у кого-то нет, и он становиться приверженцем какой-то одной
крайности.
Изучение окружающего нас
мира обусловлено также и Божиим на то заветом. «И сотворил Бог человека по
образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт. 1:27-28). Бог
заповедовал человеку эту землю, для того что бы он ею обладал. А обладать
чем-либо и не знать то, чем обладаешь, попросту не разумно.
Так же следует отметить
очень важную особенность: изучение видимого мира является одним из способов
богопознания. Апостол Павел писал: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и
Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).
Значит через рассмотрение и изучение вещей и процессов окружающего нас
материального мира человек не редко приходит к осознанию существования некоего
высшего сознания – Творца. А значит, через научные знания человек может прийти
и к религиозному воззрению.
В настоящей работе мы
постараемся изучить вопрос — могут ли два способа познания одной окружающей нас
реальности сосуществовать в человеке синергийно. Ведь есть не мало живых
примеров людей, которые были частью как научного, так и религиозного миров – а именно
верующие ученые и ученые клирики, как яркие представители двух этих каст. Сюда
можно отнести таких представителей как:
-физики — Галилео Галилей,
Исаак Ньютон, Роберт Гук, Майкл Фарадей, Анри-Мари Ампер, Георг Ом;
-математики — Рене Декарт,
Карл-Фридрих Гаусс, Пьер Ферма, Вильгельм-Готфрид Лейбниц;
-биологи и химики —
Жан-Батист Ламарк, Луи Пастер, аббат Георг Мендель;
-святитель Лука
(Войно-Ясенецкий) – доктор медицинских наук, тайный монах Андроник (Лосев) —
религиозный философ, иерей Сергий Кривовичев —
доктор геолого-минералогических наук.
Это лишь малый перечень
известных представителей религиозного и научного сословий, являющие собой яркое
доказательство того, что вполне возможно совмещать в себе веру в Творца и
желание изучать Его творения.
Несмотря на то, что в последнее время в научной
среде появился интерес к теме изучения взаимоотношений науки и религии, но, мы
считаем, что эту тему можно исследовать в новом свете, с привлечением новых
источников и новых современных разработок по данной тематике. Также существует
много актуальных вопросов связанных, как с определением роли религии и науки в
культуре развития человеческого общества, так и с изучением сосуществования
двух этих систем вместе.
Проблема исследования: условия и формы
соотношений науки и религии как способов миропознания
Цель
исследования: теоретически изучить сущность и содержание понятий науки и
религии, условия и формы их взаимодействия,
как способ объяснения способов познания мира человеком.
Объект
исследования – процесс взаимодействия науки и религии
Предмет
исследования – сущность и содержание понятий науки и религии, условия и формы
их взаимодействия
Задачи:
· Выявить сущностные черты понятий «религия», «наука», «способов познания мира
человеком»;
· Рассмотреть взаимодействие религии и науки на разных исторических и
философских уровнях;
· Изучить роль религии и науки в деятельности человека на разных этапах развития
человеческого общества;
· Выявить условия взаимодействия науки и религии в единстве таких
категорий, как: дух, душа, тело;
Обзор литературы.
В связи с тем, что вопрос сосуществования религиозного и научного
мировоззрений до сих пор не потерял своей актуальности, можно найти не мало
научных исследований и философских размышлений на эту тему.
Также в ходе работы мы ссылались на свидетельства, найденные в творениях
святых отцов и других ранних христианских авторов.
Мы также пришли к решению не выделять отдельные «важные» труды, которые
были использованы при написании данной работы: все материалы в той или иной
степени оказались важными для проведения анализа по данному вопросу. Условно
перечень изданий, на которые мы ссылались в ходе работы, можно поделить на
следующие группы:
-Священное Писание, творения
святых отцов и других ранних христианских авторов;
-научные труды
дореволюционных и современных исследователей;
-материалы современной
периодической печати и сети Internet, посвященные исследованиям взаимоотношений
науки и религии.
Теоретическая и практическая значимость работы:
-теоретическая и
практическая значимость исследования заключается в комплексном обобщении
существующего историко-теоретического материала по выбранной тематике.
-материалы и выводы данной
работы могут быть использованы в качестве лекций, в разработках семинаров,
специальных курсов, факультативных занятий, сопрягающихся по тематике данного
исследования.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ исторической и методической литературы по проблеме
исследования
Эмпирические методы: наблюдение, беседа.
Структура
работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой
литературы
Заключение:
Заключение Сегодня отношения современной науки и религиозного мировоззрения в
российском образовательном пространстве находятся в состоянии некоторого
противостояния.
Наука и религия представляют собой разные способы освоения действительности
человеком и обществом. Религия возникла раньше, чем наука, которая долгое время
существовала в тени религии, поскольку последняя давала более убедительную
картину мира. Однако с развитием секуляризации общества, накоплением
рациональных знаний об окружающем мире наука все больше отодвигала религию на
периферию человеческих знаний.
Тем не менее религия — одна из основных социальных сил в современном мире.
Если науке известен естественный, объективный мир, окружающий человека, то
религия объясняет сверхъестественный мир. Наука и религия должны сосуществовать
в диалоге друг с другом. Каждый, кто живет в современном мире, должен иметь
возможность выбирать, как взаимодействовать с окружающим миром: научным,
религиозным или грамотно сочетать их.
Чтобы понять отношения между наукой и религией, важно найти общее
пространство, в котором они взаимодействуют и равны. Культура — такое
пространство. Чтобы подтвердить эту точку зрения, возьмем часть определения
термина «наука» из Новейшего философского словаря: «Наука — это особый вид
познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами
познавательной деятельности: бытовым, художественным, религиозным, мифологическим,
философским постижением мира. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь
одно из сечений разнообразия человеческого мира. Следовательно, не исчерпывают
всю культуру, но только одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами
культурного творчества — мораль, религию, философию, искусство и т. д. «.
Таким образом, мы видим, что пространство, объединяющее науку и религию, —
это культура.
Сферы науки и религии вступают в контакт и взаимодействуют различными
способами. Исследователи таких взаимодействий выбирают разные подходы к их
типологии и классификации.
Учитывая все вышесказанное, мы можем сказать только одно — наука и религия
должны начать быстрое и активное сотрудничество, потому что нынешнее развитие
цивилизации принимает все более угрожающий характер для жизни на Земле. Что
религия может дать науке? Во-первых, ясная цель и конечный смысл научного
исследования; во-вторых, приоритет духовно-нравственных критериев при
определении полезности (истинности) творческой деятельности человека;
в-третьих, защита науки от страсти «знания ради знания»; в-четвертых, религия
помогает найти более полные и морально обоснованные направления развития
научного, философского и гуманитарного образования; в-пятых, религия поможет
создать здоровый климат как в научной среде, так и в обществе в целом.
Изоляция науки и философии от религии неизбежно ведет к разрушению
целостности и многомерности видения как мира, так и самого человека, что
приводит, как показывает история, к катастрофическим последствиям.
На данном историческом этапе научно-образовательное пространство России
имеет все необходимые условия для плодотворного диалога науки и религии, и мы
должны правильно управлять этими возможностями.
Фрагмент текста работы:
Религия. Сущность, структура и функции Религия как одна из древних видов мировоззрения постоянно находится в
центре внимания философов, ученых разных направлений общественно-гуманитарной
науки.
Выдающиеся умы истории научной мысли оставили после себя разнообразные
характеристики о вере в бога и религии, что, с одной стороны, раскрывает
большой спектр мнений о проблеме, с другой стороны, порождает комплекс
вопросов, которые касаются теоретико-методологических ее аспектов. Приведем
некоторых из них. «Удивительно, как все эти жрецы и предсказатели, глядя друг
на друга, могут удерживаться от смеха» – Цицерон. «Пока человек не выгонит Бога
из своей головы, он никогда не станет свободным» – Дени Дидро; «Полагаю, я был
бы хорошим христианином, но церковь сделала все, чтобы превратить меня в
законченного безбожника» – Фридрих Шиллер; «В Библии нельзя переменить ни одной
буквы, но смысл ее изменчив, как изменчив смысл человечества[1].
Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое, каждая эпоха имеет свою,
самодельную Библию» – Людвиг Фейербах; «В понятии истинной религии, то есть
той, содержанием которой является абсолютный дух, существенным образом заложено
то, что она есть религия откровения и притом такая, в которой источником
откровения является бог» – В. Гегель[2].
Сегодня, в ХХI веке, в веке высоких информационных и цифровых технологий,
колоссального научно-технического прорыва религия остается одной из главных тем
социосферы, а событие, которые происходят в воздействии религиозных факторов
вновь заставляет проводить новые исследования философскорелигиозном направлении[3]. [1] Антес П. Религии современности : История и вера /
Петер Антес ; пер. с нем. С. Червонной. М. : Прогресс-Традиция, 2018, С.55. [2] Богдан, С.С. Наука и религия как автономные формы
познания / С.С. Богдан // Современные исследования социальных проблем. – 2016.
– №3-2 (27). – С. 272-293. [3] Гаврилова Ю. В. Социальные изменения как фактор
синкретизма религий // Общество: философия, история, культура. 2017. № 11. С.
29-33