Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ механизмов формирования и поддержки института семьи в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы формирования и
поддержки института семьи в Российской Федерации.. 6
1.1 Исторические аспекты формирования и поддержки
института семьи. 6
1.2 Законодательное регулирование формирования и
поддержки института семьи в Российской Федерации. 9
1.3 Реализация подходов к формированию и поддержке
института семьи. 13
Глава
2. Анализ и оценка формирования и поддержки
института семьи в Российской Федерации и Республике Крым.. 23
2.1 Характеристика социально-экономического
положения семей в Российской Федерации и Республике Крым. 23
2.2 Оценка действующих мер по поддержке семей с
детьми в Российской Федерации и Республике Крым. 29
2.3 Проблемы формирования и поддержки института
семьи в Российской Федерации и Республике Крым. 43
Глава
3. Совершенствование формирования и
поддержки института семьи в Российской Федерации и Республике Крым 49
3.1 Предложения по совершенствованию формирования
и поддержки института семьи в Российской Федерации и Республике Крым. 49
3.2 Перспективы социального контракта как
инструмента государственной поддержки семей с детьми. 52
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
для повышения уровня социально-экономического развития Республики Крым. 55
Заключение. 69
Список
использованных источников.. 72
Введение:
Важнейшим
условием решения демографической проблемы в нашей стране является правовое
сопровождение семьи и детства. Через социальную и правовую защиту здоровья и
благосостояния семей, женщин и детей обеспечивается прирост здорового населения
страны. Семья и детство, несомненно, нуждаются в особой охране. Правовая защита
со стороны государства гарантируется статьями 7 и 38 Конституции РФ, согласно
которым, Российская Федерация — социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства. К тому же в Конституции РФ отмечается, что материнство,
детство и семья находятся под защитой государства.
Несомненно,
основным препятствием, стоящим перед рождаемостью в современных условиях
являются экономические проблемы, при всем притом, что экономика России
постепенно справляется с кризисными явлениями, доход семей с детьми все также
остается недостаточным. Для улучшения демографической ситуации в стране
необходимо стимулирование граждан создавать многодетные семьи. Однако,
многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а
современные инфляционные процессы бьют по ним, несомненно, больше, чем по
другим категориям граждан.
В
начале 2021 года число многодетных семей в России составило 1 млн. 566 тыс. К
сожалению, такие данные совсем не радуют. Интересную статистику привел
заведующий кафедрой социологии и демографии семьи социологического факультета
МГУ Анатолий Иванович Антонов: «Сегодня 65 % российских семей имеют одного
ребенка, 28 % — двоих, и только 7 % — троих и более». Государство, вне всякого
сомнения, защищает права семьи, проводя политику поддержки семьи и детства:
развивая охрану здоровья матери и ребенка, расширяя социальное обеспечение и
охрану труда работающих матерей, пересматривая законодательство о браке и семье
и так далее.
Основными
направлениями государственной поддержки семьи и детства являются такие меры
как: материальная поддержка малоимущих семей и индексация размеров пособий по
уходу за ребенком, государственный и региональный «Материнский капитал» и
расширение целей расходования этих капиталов, различные льготы для оплаты услуг
в детских дошкольных учреждениях и школах, льготы для оплаты услуг ЖКХ. Однако
при всем разнообразии форм и направлений государственной поддержки семьи и
детства, все вышеперечисленные меры носят заявительный характер, и
предоставляется по их заявлениям и требованиям, а не по факту того, что у них
есть право на данную социальную поддержку. В связи с имеющимся положением,
проблема социальной поддержки семьи и детства, в свете сложившейся
демографической ситуации, на сегодняшний день является актуальной.
Объектом
исследования являются отношения, касающиеся социальной поддержки семьи и
детства.
Предметом
работы является реализация государственной социальной политики в сфере
социальной поддержки семьи и детства в Республике Крым.
Целью
данной работы является выявление проблем, связанных с осуществлением социальной
поддержки семьи и детства в Республике Крым и разработка путей их решения.
Исходя
из поставленной цели исследования, были поставлены следующие задачи работы:
1.
Раскрыть сущность и основные направления государственной социальной политики в
сфере социальной поддержки семьи и детства.
2.
Определить механизм реализации государственной политики по поддержке семьи и
детства.
3.
Охарактеризовать приоритетные направления государственной социальной политики в
области семьи и детства на уровне субъекта РФ.
4.
Провести анализ проблем в сфере социальной поддержки семьи и детства в Республике
Крым.
5.
Предложить пути решения проблем, связанных с осуществлением социальной
поддержки семьи и детства в Республике Крым.
Для
решения поставленных задач в работе использовались следующие методы
исследования: методы системного и сравнительного анализа, качественной и
количественной характеристики рассматриваемых явлений и статистической
обработки эмпирических данных, синтеза, обобщения, сравнения, индукции,
дедукции, гипотетический и исторический метод.
Теоретической
базой исследования являются труды отечественных исследователей по вопросам социальной
защиты семьи и детства Т.С. Базаровой, Н.Ф. Дементьевой, М.Н. Коныгиной, Н.М.
Платоновой и др.
Методологической
основой исследования в выпускной квалификационной работе явилось изучение и
анализ общетеоретической и специальной литературы, исследования научных,
периодических трудов, учебной и справочной литературы российских и зарубежных
ученых по охране семьи и детства.
Информационной
базой исследования послужили Конвенции МОТ, Конституция РФ, Законы РФ, Указы
Президента РФ, Постановления Правительства РФ, материалы Министерства
здравоохранения и социального развития и Фонда социального страхования РФ, а
также показатели статистики в области демографии, здравоохранения и уровня
жизни населения.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Современная
семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха сменяла эпоху,
менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними
изменились и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение
родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго
вертикальной постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря на все
изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот
социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных
для человека институтов общества.
Социальная защита семьи и детства —
это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями
нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям
социального риска, и т.д. Социальная защита семьи и детства это одно из
важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в
установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального
положения всех членов общества.
Сегодняшняя молодая семья
является потенциальным клиентом социальных услуг. Тем не менее, нет никаких
специальных служб для молодых семей, или их недостаточно, поэтому социальная
работа с молодыми семьями в основном осуществляется через службы поддержки молодежи.
Меры государственной
поддержки семьи регулируются федеральным законодательством и законодательством
субъектов РФ. На федеральном уровне создана правовая база, то есть
формально-правовые функции закона и других высших органов власти. На
региональном уровне поддержка предоставляется в соответствии с федеральным
законом и оказывает поддержку на основе компетенции субъектов Российской
Федерации и демографических характеристик региона.
По
итогам 2020 года в Республики Крым произведено 20,4 млрд кВтч 2 электроэнергии
(из которых более 90% приходятся на тепловые электростанции), 66,8 млн Гкал
тепловой энергии (из них 77% отпущено котельными). Объем выполненных работ и
услуг в 2020 году по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, сбор и
вывоз мусора, ликвидация загрязнения» составил 80,7 млрд рублей, в том числе
водозабор, очистка и распределение воды. — 15,9 млрд рублей, сбор и очистка
сточных вод — 15,3 млрд рублей. руб., сбор, обработка и утилизация отходов,
переработка вторичного сырья — 49,2 млрд руб., оказание услуг по очистке и
утилизации отходов — 0,3 млрд руб.
Социальная
защита — это форма индивидуальной социальной поддержки и оказания необходимых
услуг семьям и детям, которые находятся в сложной, даже опасной кризисной
ситуации, но не имеют возможности или утратили возможность самостоятельно ее
преодолеть. Для реализации социальной защиты уполномоченные органы заключают
договор с родителями. После этого составляется индивидуальный план действий с
использованием различных методов для нормального воспитания и развития ребенка
(детей) в семье.
Государственная
система социальной защиты населения в Республике Крым, обеспечивает
равную доступность мер социальной поддержки и услуг для граждан. Для получения
государственных услуг, семье достаточно подать документы через:
многофункциональные центры; портал государственных и муниципальных услуг;
социальный портал Министерства труда и социальной политики.
Современные
молодые семьи в Российской Федерации нуждаются в жилье, но зачастую не имеют
достаточно средств для его приобретения. Молодая семья к тому же не имеет достаточного
профессионального и социального опыта на рынке труда. Молодые супруги относятся
к социальной группе – «молодежь» и, как правило, сегодня молодой специалист
сталкивается с довольно жесткими условиями рынка. Все это обуславливает
проблематику и необходимость государственной поддержки молодой семьи в
обеспечении жильем.
Центром социальной
поддержки населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением
заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, на основании
отчета заявителя о выполнении программы социальной адаптации, а также контроль
за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с
условиями социального контракта.
Предоставление
государственной социальной помощи на основании социального контракта направлено
на решение определенных задач, результатом которых должно стать увеличение
среднедушевого дохода семьи; преодоление сложившейся трудной жизненной
ситуации; обеспечение заявителя и членов его семьи дополнительными продуктами
питания; реализация трудового потенциала заявителя и членов его семьи;
повышение социальной ответственности получателей государственной социальной
помощи и улучшение психологического климата в семье.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования и поддержки
института семьи в Российской Федерации 1.1 Исторические аспекты формирования
и поддержки института семьи В
данном параграфе необходимо раскрыть историю формирования и поддержки института семьи в России.
С
XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в
компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти
отношения. Правовое регулирование семейных отношений сугубо патриархальное.
Трансформация
семьи в современной России (XX-XXI вв.). Основным изменением в семейно-брачных
отношениях начала XX века является установление равенства полов, их
равноценность для общества. Характерными для него являются равноправие
супругов, созидательное регулирование деторождения. Возникшие в связи с этим
проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже
веков стали не просто актуальной, но трудно разрешимой проблемой. В своем
развитии семья стремительно идет от многодетности к малодетности. После 1987
года рождаемость стала падать, смертность — увеличиваться. Появилось много
бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.
Популярны семьи, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время
имеет еще и любовницу. И так же ее содержит, причем обе семьи знают о
существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в
отдельных квартирах, уже созданные семейные союзы подвержены действию
разрушительных факторов, воздействующих на прочность брака и семьи в
современном обществе, среди которых приводятся следующие [12]:
-рост
алкоголизации общества.
-конфликт
поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и
приспосабливаться друг к другу в условиях потери власти отца
Основные положительные изменения
демографической ситуации в России связаны с новой Концепцией, разработанной на
период до 2025 года и утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года
№ 1351. Концепция определяет задачи для повышения рождаемости и увеличения
продолжительности жизни россиян. На сбережение и рост населения направлены
такие национальные проекты как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная
программа «Дети России», выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.
Федеральные законы направлены на улучшение материального положения женщин в
период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи
и детей. В реальности эффективность демографической поддержки населения в целом
не особо заметна на фоне увеличения расходов на содержание ребенка, ухудшения
социально-экономических условий жизни населения и других факторов [5].
Для
сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент
рождаемости около 2,1, но сейчас рождаемость в стране не достигает этого
уровня. Появление современного кризиса относят к 1960-м годам, когда сформировалось
суженное воспроизводство населения, и серьёзно усугубилось в начале 1990-х
годов, когда резко сократилась рождаемость. В целом аналогичные тенденции
характерны для индустриального общества и развитых стран, где завершился
демографический переход [6].
При
этом основной нормой поведения, для нашего современника, продолжает быть
образец родительской семьи с её основными функциями, к которым относятся:
репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая; экономическая;
социально-статусная; эмоциональная и духовная. Важной частью регулирования
кризисных явлений в демографии является социальная политика государства
направленная на поддержание благополучия, повышение уровня и качества жизни,
развития социальной сферы. В полной мере социальная политика проявляется в
помощи решения вопросов семьи, брака и рождаемости. Основные меры,
обеспечивающие социальную поддержку семьи, материнства и детства, гарантирующие
гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей,
содержатся в законах и нормативно-правовых актах, посвященных проблемам
образования, социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного
обеспечения, налогообложения и т. д.
В
современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности
не на семью, а на индивида. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения
между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение
родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети
перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют ни
без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе [32].
Таким
образом, современная семья представляет собой продукт социальной эволюции.
Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные
ориентиры. Вместе с ними изменились и отношения между мужем и женой, положение
женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из
строго вертикальной постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря
на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно
этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых
важных для человека институтов общества.