Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ конкурентной среды ИП Сахнина Яна Александровна
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты анализа конкурентной среды 8
1.1 Понятие конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия 8
1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на адаптивность предприятия к конкурентной среде 16
1.3 Методические подходы к анализу конкурентной среды компании 23
Глава 2. Оценка и анализ конкурентной среды ИП Сахнина Я.А. 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИП Сахнина Я.А. 33
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 39
2.3 Оценка конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А. и эффективности деятельности по ее обеспечению 51
Глава 3. Основные направления совершенствования конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А. на основе анализа конкурентной среды 58
3.1 Выбор конкурентной стратегии предприятия и ее обоснование 58
3.2 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А. 60
3.3 Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Введение:
Актуальность представленной темы работы заключена в том, что в современной рыночной экономике конкуренция выступает основополагающим фактором оценки эффективности функционирования экономического субъекта.
В настоящее время для успешного существования предприятия требуется, чтобы оно было конкурентоспособным. Конкурентоспособность выступает необходимым условием осуществления деятельности фирмы, что связано с присутствующей уже долгое время борьбой между за рыночные сегменты между хозяйствующими субъектами. В таких условиях предприятиям важно проводить оценку конкурентоспособности и поддерживать ее на высоком уровне.
Изменение потребительского спроса в темпах роста, появление на российских рынках иностранных компаний формирует необходимость в создании конкурентной стратегии для хозяйствующего субъекта. Опыт различных зарубежных хозяйствующих субъектов свидетельствует о значимости создания конкурентной стратегии для крупных корпораций и для небольших и средних компаний, производящие различные товары и оказывающие различные услуги.
Основным условием долгосрочной конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, для стабильного ее положения в стране становится необходимость создания эффективной конкурентной стратегии.
Актуальность анализа конкурентной среды заключается в определении возможностей, которые есть у предприятия и у отрасли, определении сильных и слабых сторон, путей их сохранения и преодоления, а так же усилении позиций на рынке.
Цель исследования: провести анализ конкурентной среды и разработать основные направления повышения конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия;
— охарактеризовать факторы внешней и внутренней среды, влияющие на адаптивность предприятия к конкурентной среде;
— рассмотреть методические подходы к анализу конкурентной среды компании;
— представить организационно-экономическую характеристику ИП Сахнина Я.А.;
— провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
— дать оценку конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А. и эффективности деятельности по ее обеспечению;
— обосновать выбор конкурентной стратегии предприятия;
— разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А.;
— произвести расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает ИП Сахнина Яна Александровна.
Предмет исследования: конкурентная среда ИП Сахнина Я.А.
Методологической основой исследования являются методы анализа литературы, сравнительного анализа, а также анализа внутренней документации компании, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности, табличные и графический метод отображения экономической информации, статистические методики анализа данных и др.
Нормативно-правовой базой исследования послужили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а также внутренние правовые документы коммерческих предприятий, регулирующие вопросы конкурентоспособности предприятий.
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные понятиям конкуренции и конкурентной среды. При рассмотрении понятий конкурентной среды используются теоретические подходы таких авторов, как: Арутюнова Д.В., Багиев Г.А., Кривошеева Е.В., Бекетов Н.В., Корнеева И.В., Ноздрева Р.Б, Фатхутдииов Р.А., Майкл Портер, Друкер П.Ф., Огилви Д., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Ж-Ж. Ламбени и др.
Информационной базой исследования послужили фактические материалы предприятия, выбранного в качестве объекта исследования, а именно: бухгалтерская (финансовая) отчетность, маркетинговые отчеты и др.
Эмпирической базой исследования послужила отечественная и зарубежная экономическая литература, посвященная исследованиям в области конкурентоспособности предприятия, а также материалы отчетности ИП Сахнина Я.А.
В качестве методологической основы в исследовании использован системный подход, метод логического и сравнительного анализа. В аналитической части применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, экономико-статистического, анализа, метод экспертных оценок комплекс специализированных инструментов (PEST, SNW, SWOT анализ).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована цель и задачи работы, предмет и объект. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа конкурентной среды. Во второй главе проведен анализ и оценка конкурентной среды ИП Сахнина Я.А. В третьей главе разработаны основные направления совершенствования конкурентоспособности ИП Сахнина Я.А. на основе анализа конкурентной среды. В заключении сделаны выводы.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Чтобы выжить в современных условиях финансово-экономического кризиса, различные российские компании вынуждены постоянно повышать свою конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности требуется для завоевания позиций лидера и удержания своих позиций на рынке. Каждое предприятие целью своей деятельности считает получение прибыли. Проблема повышения конкурентоспособности организации актуальна для любой организации. Для создания конкурентоспособного предприятия требуется знать, что делать, четко понимать, какую цель поставить, и как ее достигнуть.
Виды факторов влияния на конкурентную способность хозяйствующего субъекта:
1. Внешние – заданные факторы, которые невозможно изменить, но следует учитывать во время принятия управленческих решений, а также во время выработки стратегии развития.
2. Внутренние факторы подлежат изменению, это: сбалансированность ассортимента, качество сервиса, стоимость товаров, уровень затрат и пр. Именно при помощи управления существующими внутренними факторами появляется возможность у каждого хозяйствующего субъекта повысить конкурентную способность.
Постоянные изменения на рынке и обострение конкуренции вызывает у производителей необходимость постоянного совершенствования продуктов и услуг. Улучшение и создание конкурентных преимуществ — одна из самых сложных и фундаментальных задач, с которыми сталкиваются производители. В то же время именно конкурентоспособность товара или услуги становится ключевым фактором коммерческого успеха на рынке продукта и компании.
Объект практического исследования — ИП Сахнина Я.А., основная деятельность которого – продажа мобильной техники через интернет-магазин i-One:Store. Предприятие стабильно развивается, в динамике наблюдается наращивание объемов продаж, на протяжении 2019-2021 гг. деятельность ИП Сахнина Я.А. была прибыльной, однако эффективность функционирования в динамике несколько снизилась.
Проведенный анализ внутренней и внешней среды ИП Сахнина Я.А. позволил выделить следующие недостатки: отсутствие планирования коммуникационной деятельности, рекламный бюджет не составляется, данных по его объему и структуре по статьям расходов (по инструментам продвижения) нет. Анализ эффективности не осуществляется. На основании данных совмещенной матрицы ABC- и XYZ-анализа ассортимента товаров ИП Сахнина Я.А. можно сделать вывод о достаточно высокой стабильности ассортимента. Обновление не является одним из основных направлений ассортиментной политики данной организации. Ставка делается на постоянные предпочтения клиентов.
Основные конкуренты ИП Сахнина Я.А. — интернет-магазины мобильной техники Apple: store77 (https://store77.net/), XCOM-SHOP (https://www.xcom-shop.ru), re:Store (https://re-store.ru). Действующая стратегия ИП Сахнина Я.А. направлена на внутренний рост. Были выделены следующие сильные стороны компании: наличие широкого ассортимента продукции, удобство сайта (легкость заказа и доставки), работа с проверенными поставщиками, что является гарантией качества и оригинальности продукции. Основные слабые стороны деятельности ИП Сахнина Я.А. связаны с маркетинговой деятельностью и стратегией формирования ассортимента.
В качестве основных угроз рассматриваются такие внешние факторы как усиление конкуренции и ухудшение макроэкономической обстановки, что приведет к снижению спроса на поставляемую продукцию. Возможности рынка связаны с появлением новых поставщиков продукции, а также со снижением уровня конкуренции, активизация рекламной деятельности.
К внедрению стратегия постоянных улучшений, включающая следующие мероприятия:
— расширение ассортимента продукции (в структуру ассортимента ввести такие позиции, как смартфоны и мобильную технику других зарубежных производителей, исходя из успешного опыта конкурентов);
— разработка ассортиментной стратегии (использование при формировании ассортиментной матрицы такого инструмента как классификационный анализ товарного ассортимента; разработка Положения об ассортиментной политике ИП Сахнина Я.А.);
— активизация рекламной и выставочной деятельности (участие в выставке «Связь 2023», размещение рекламы в журнале «Мобильные телекоммуникации», разработка и изготовление так называемого «рекламного портфеля»).
Бюджет затрат на мероприятия в рамках предложенной конкурентной стратегии составляет 835,91 тыс. рублей. Оценка эффективности предложений показала, что реализация предложенных мероприятий позволит предприятию увеличить выручку на 5% или на 8710,6 тыс. руб. Экономический эффект составит 7874,69 тыс. руб., а эффективность внедрения предложенных мероприятий 9,4 руб./руб.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты анализа конкурентной среды
1.1 Понятие конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия
Современная организация как объект управления представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества взаимосвязанных, постоянно меняющихся элементов. Любое предприятие, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности является открытой экономической системой, схематично изображенной на рисунке 1.
Рисунок 1 — Рыночная модель предприятия
Все коммерческие организации осуществляют свою деятельность с целью получения прибыли. Но современные рыночные условия предполагают наличие на рынке конкуренции. Поэтому, для того, чтобы реализовать свой товар или услуги необходимо убедить покупателей в том, что именно это продукция лучшая. Сделать это можно различными способами: предложить привлекательную цену, разработать уникальную упаковку, провести агрессивную рекламную компанию, предложить эксклюзивные свойства товара, узнать предпочтения потребителей и т.п.
Маркетологи не случайно ввели понятие «конкурентные войны» в конкурентной среде, поскольку конкуренция близка к военным действиям: существуют разведка, аналитика, проработка стратегии и тактики закрепления своих позиций в определенном рыночном сегменте. Можно говорить и об атакующих или оборонительных действиях, глобальном наблюдении за противником и временами о диверсии. Соперники в рыночной среде не всегда находятся в состоянии противостояния друг с другом, но нужно всегда иметь точное представление о том, есть ли на рынке кто-то, занимающийся близкой к своей деятельности. Оценка и анализ конкурентной среды позволят смоделировать схему роста бизнеса, определить цели и ориентиры.
Составить максимально точный прогноз и анализ потенциальных действий конкурентов довольно проблематично. Причем это еще больше усложняется, когда речь идет о небольших организациях. При этом действия больших организаций предугадать несколько легче. Это рыночная гибкость – способность быстро откликнуться на изменения конкурентной среды и предпринять адекватные действия.
Конкурентная среда представляет собой все то окружение предприятия, как внешнее, так и внутреннее, что оказывает воздействие на его деятельность и предопределяет перспективы ее развития. Иначе, окружающую конкурентную среду определяют как совокупность условий, факторов, субъектов и сил, воздействующих на процесс управления и поддержание отношений успешного сотрудничества с целевой группой потребителей.
По своему составу конкурентная среда состоит из двух базовых компонентов – внешнего окружения и внутреннего потенциала. Иначе их называют внешне и внутренней средой.
Внешняя среда делится на дальнее и ближнее окружение, то есть макро- и микросреду. Первое представлено глобальными факторами природно-географического, политического, экономического, научно-технологического и социально-демографического характера. Второе же формируется за счет субъектов непосредственного окружения фирмы – потребителей, конкурентов, рыночных посредников, поставщиков и иных контактных аудиторий.
Внутренняя среда определяется элементами маркетинг-микса и характером их развития на предприятии, а также прочими организационно-ресурсными характеристиками, такими как кадровый потенциал, управление маркетинговой службой, финансовые возможности и пр.
Конкурентная среда выступает объектом постоянного анализа и оценки. Под оценкой среды следует понимать целенаправленный процесс по установлению значимости факторов внешней и внутренней среды маркетинга на деятельность предприятия и перспективы ее развития. Нередко она связана с необходимостью определения его параметров и количественном и качественном отношении.
Основополагающей целью оценки конкурентной среды является определение характера и степени воздействия среды на предприятия. При этом основными задачами ее проведения можно считать:
— анализ и оценку факторов внешней и внутренней среды;
— выявление преимуществ и недостатков маркетинговой деятельности предприятия;
— определение общего уровня конкурентоспособности бизнеса;
— определение возможностей и угроз развития предприятия.
В конечном счете, оценка конкурентной среды направлена на формирование стратегии реагирования как ответа на постоянно изменяющиеся условия внешней и внутренней среды. Необходимым условием оценки среды выступает ее количественно-качественный анализ.
Конкурентоспособность представляет набор качеств, которые дают компаниям преимущество над конкурентами, что позволяет предприятиям предлагать своему целевому рынку продукт или услугу с более высокой ценностью, чем у отраслевых конкурентов и в долгосрочной перспективе способствует укреплению позиции бизнеса на рынке.
Составляющие конкурентоспособности динамичны и постоянно меняются, бизнес должен опережать такие тенденции, всегда адаптировать свои предложения к постоянно развивающемуся рынку посредством совершенствования процессов управления конкурентоспособностью.
Развитие конкуренции позволило ввести в хозяйственный оборот ряд производных терминов, одним из которых является конкурентоспособность, сущность этого понятия зависит от объекта хозяйствования, его целей, а также других специфических характеристик, отражающих многомерность и иерархичность развития.
Сегодня одной из центральных задач является повышение конкурентоспособности экономики, обязательным условием которой является рост конкурентоспособности непосредственно отраслей, регионов и предприятий.
В зависимости от уровня функционирования объектов различают конкурентоспособность [31, с. 48]:
— продукции;
— предприятий (микроуровень);
— отрасли, региона (мезоуровень);
— страны (макроуровень).
С обострением конкуренции на рынках концепция конкурентоспособности привлекла особое внимание ученых и экономистов.
Конкурентоспособность является наиболее употребительным термином в экономике, существует множество определений относительно этой концепции, которая очень сложна и происходит это понятие от слова конкурировать, состязаться, а значит стремиться к тому же объекту, положению к которым стремится другой субъект рынка, означает умение или способность бороться за одну и ту же цель, не обязательно означает способность побеждать всех соперников, а скорее жажду и готовность участвовать в соревновании, чтобы остаться в соревновании и не быть изгнанным или полностью превзойденным. Концепция конкурентоспособности используется в политических и научных обществах, поэтому имеет много значений.
Множество ученых рассматривали в своих работах теорию конкуренции и конкурентоспособность. Самым первым, кто изучил конкуренцию, является А. Смит. Так, известные представители теории классической экономики, как Смит и Рикардо, определяют конкурентоспособность как использование конкурентных преимуществ с целью увеличения производственной мощности, которая различается в зависимости от страны или отрасли производства из-за различной технологии, которая используется в производстве, разделении работы и специализации. Смит в своей теории абсолютного преимущества подчеркивал, что производство с наименьшими затратами обеспечивает конкурентные преимущества в торговле, уровень развития экономик и различия в потенциале зависят от распределения работы и выгоды, которая предоставляется за счет специализации, то есть инвестиций в капитал. Предприятия конкурируют между собой за лучших работников, сырья, клиентов и т.д., пытаясь использовать различные средства, чтобы оставаться конкурентоспособными.