Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ использования методов повышения мотивации в процессе дистанционного обучения английскому языку у взрослых
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 7
1.1 Мотивация как важная часть процесса обучения 7
1.2 Дистанционное обучение и его особенности 14
1.3 Роль мотивации и дистанционном обучении взрослых 19
Выводы по главе 22
Глава 2 24
2.1 Эффективные методы повышения мотивации 24
2.2 Использование методов повышения мотивации на индивидуальных онлайн-занятиях по английскому языку у взрослых (эксперимент) 26
2.3 Результаты 44
Выводы по главе 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 1 57
Введение:
Система образования во все времена должна отвечать актуальным общественным запросам и организовывать учебный процесс, исходя из текущих реалий и возможностей. Современный этап развития мирового общества характеризуется всеобщей цифровизацией и ориентацией на максимально оптимизированный образовательный процесс. Ход развития событий диктует свои условия, существенным фактором, повлиявшим на образовательный процессе стала пандемия короновируса 2019–2022 гг., которая обусловила всеобщий переход на дистанционный формат обучения и, как следствие, вынужденное использование дистанционных образовательных ресурсов. Использование в образовании, в том числе в иноязычном, электронных технологий и источников информации в настоящее время, в условиях вынужденной необходимости организации дистанционного формата образования, набирает популярность, так как позволяет формировать регулятивные и аналитические умения, навыки работы в информационном пространстве, а также способствует формированию коммуникативной компетенции и оптимизации учебного времени, что особо актуально при обучении взрослых.
Взрослые студенты не похожи на учащихся средней школы или студентов-подростков. По сравнению со школьниками, взрослые не нуждаются в стольких демонстрациях, но требуют большего пояснения и формулирования принципов. Взрослые уже прошли целую систему образования и обладают богатым личным опытом. Они также выработали определенные привычки и имеют определенные ожидания. Взрослых во многих случаях на самом деле интересует не язык, а то, что они с ним делают. Иными словами, взрослые студенты рассматривают язык как инструмент для выполнения других действий. Они знают, что им нужно учить английский по какой-то причине – они обладают высокой степенью внешней мотивации.
Благодаря вышеперечисленным аспектам в последнее время стали очень популярными онлайн-курсы английского языка. Стиль частных уроков таких больше подходит для студентов, у которых есть особые требования, ожидания, трудности в обучении или проблемы любого рода (организация времени, проблемы со здоровьем, застенчивость, пр.) или которые просто предпочитают иметь учителя только для себя [40, с. 307].
Вопросы обучения иностранному языку с применением цифровых технологий ранее изучались многими зарубежными и отечественными методистами: J. Ainslee, К.М. Armstrong, C. Chao, N. Chomsky, M. Dooly, F. Esteve-Mon, M.K. Francis, G. Göran Karlsson, A.M. Kaplan, M. Lessard-Clouston, D. Marsh, N. Schmitt, D.A. Wilkins, Л.Л. Беляевой, Е.И. Воробьевой, О.В. Даниленко, П.В. Сысоевым, В.В. Чупиной и др. Исследователи отмечали, что применение ИКТ позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, найти новые интересные формы работы на уроке, подготовить максимально интегрированный урок, также применение цифровых ресурсов значительно облегчает труд учителя и оставляет больше времени для творческой компоненты урока. Вместе с тем, в наше быстроменяющееся время возможности ИКТ при формировании иноязычных коммуникативных навыков постоянно совершенствуются и требуют изучения и актуализации.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения разнообразных методов преподавания иностранного языка во взрослой аудитории, для существенного повышения уровня мотивации студентов к изучению языка, что, в свою очередь, повысит эффективность обучения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что есть методы и техники, с помощью которых преподаватель онлайн-курсов английского языка может эффективно повысить мотивацию взрослых учеников.
Объект работы – процесс иноязычного образования во взрослой аудитории при дистанционном обучении.
Предмет работы – методы повышения мотивации в процессе дистанционного обучения английскому языку во взрослой аудитории.
Цель исследования – экспериментально доказать, что определенный набор приемов или методик может значительно повысить мотивацию при организации дистанционного обучения английскому языку для взрослых.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
— рассмотреть подходы методистов к определению мотивации как важной части процесса обучения;
— описать процесс дистанционного обучения и выделить его особенности;
— установить роль мотивации и дистанционном обучении взрослых;
— охарактеризовать эффективные методы повышения мотивации;
— провести эксперимент, направленный на установление эффективных методов повышения мотивации на индивидуальных онлайн-занятиях по английскому языку у взрослых;
— описать полученные результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— анализ имеющихся цифровых ресурсов и для организации дистанционного обучения;
— анализ педагогической, лингвистической и методической литературы по методике организации занятий иностранному языку во взрослой аудитории;
— эксперимент.
Научно-теоретической базой работы послужили труды исследователей в следующих областях:
— изучение особенностей цифровизации образования (А. Афанасьев (2019), С. Д. Еникеева (2017), М. А. Маниковская (2021), Н. А. Мачехина (2021), J. Ainslee (2019), F. Esteve-Mon (2020) и др.)
— актуальные проблемы современной методики преподавания иностранного языка (В. П. Жежерова (2010), М. С. Ильин (1975), В. М. Монахов (1995), В. А. Сухомлинский (1996),
— изучение педагогических технологий (Н. Ф. Талызина (1977) и др.)
Практическая значимость работы определяется возможностью применения заданий, которые показывают реальную эффективность в повышении мотивации и положительно влияют на нее в процессе онлайн-обучения английскому языку взрослых.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав с последующими выводами, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрываются цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе дается общая характеристика таких понятий, как мотивация при изучении иностранного языка, дистанционное обучение.
Во второй главе проведен эксперимент, направленный на установление эффективных методов повышения мотивации на индивидуальных онлайн-занятиях по английскому языку у взрослых, описаны его результаты.
В заключении подведены итоги и сформулированы выводы исследования.
Список использованной литературы включает 29 наименований на русском языке и 20 – на английском.
Заключение:
Взрослые учащиеся – это группа состоявшихся личностей, которые готовы и полностью способны вести деятельность по получению образования, а также осознанно выбирать характер его продолжения.
Дистанционное обучение активно набирает популярность в образовательной среде. Исследователи считают, что представленный вид обучения более эффективен для человека, потому что учебные материалы сделаны на базе передовых медиа в сочетании со свежими технологическими заключениями, а также прогрессивным методическим обеспечением. Это дает возможность автономно осваивать необходимые знания.
ProgressMe – это платная для педагогов платформа (с бесплатным доступом для обучающихся) для изучения иностранных языков, где можно создать виртуальные классы с интерактивными упражнениями. Преимуществом платформы является ее доступность с любых электронных устройств и наличие большого набора встроенных инструментов, объединяющих несколько сервисов в одно целое: тренажер слов, переводчик, чат, расписание занятий и другие.
Возможности электронных ресурсов в условиях дистанционного обучения позволяют учителю творчески подходить к разработке заданий и тренажеров с использованием элементов игры, что способствует повышению уровня мотивации учащихся.
В ходе исследования нами использовалась методика, связанная с изучением психологических особенностей сфер личности обучающегося как субъекта межличностного взаимодействия, стратегий взаимодействия в процессе обучения иностранному языку.
Таким образом, рассмотрев роль мотивации в изучении иностранных языков и проанализировав результаты опроса взрослых, мы приходим к выводу, что мотивационный компонент характеризуется наличием или отсутствием интереса к иностранному языку как к предмету, системой ценностных ориентаций личности, потребностью личности в самопознании, самосовершенствовании, самореализации в процессе овладения иностранным языком. Чтобы изучение иностранного языка было интересным, продуктивным, приносящим положительные эмоции, необходимо задействовать интерактивные и креативные формы работы.
Были разработаны методические рекомендации, которые учитывают три этапа организации и проведения деятельности, направленной на повышение уровня мотивации обучающихся – подготовка; проведение; заключительная часть. На этапе подготовки важно ориентироваться на изученный ранее учебный материал, что позволит учесть уровень языковой подготовки учащихся; нужно удостовериться, что учащиеся владеют необходимым лексическим минимумом, что позволит им свободно высказываться по обсуждаемой проблематике; необходимо систематизировать заранее по семантическому признаку слова и выражения, которые могут использоваться в ходе выполнения заданий; необходимо ориентироваться на возрастные и личностные интересы учащихся. В ходе проведения онлайн-занятия важно следить за тем, чтобы учащиеся не отклонялись от сути проблемного вопроса. На заключительном этапе, важно подвести итоги и наглядно представить все полученные результаты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
1.1 Мотивация как важная часть процесса обучения
Мотивация (от лат. motivatio) – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека [8].
Вопрос о мотивации в учебном процессе появился тогда, когда человек осознал необходимость и важность целенаправленного обучения подрастающего поколения для определенной деятельности. И сегодня проблема мотивации в учебной деятельности является одной из важнейших в психологии и педагогике обучения, так как учителя знают и понимают, что невозможно научить чему-либо школьника, который относится равнодушно, без интереса к изучаемому предмету.
Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желание прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка.
Иностранный язык можно успешно выучить только если только сам почувствуешь необходимость в этом, то есть будешь мотивирован. Для полного «включения» учащегося в процесс изучения английского языка необходимо, чтобы он четко понимал и принимал задачи, которые стоят перед ним в ходе учебной деятельности, а значит, осознавал всю важность и значимость изучения английского языка [24].
Именно поэтому учителю английского языка важно создание условий по формированию внутренней мотивации учащихся, формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка. С этой целью необходимо разрабатывать такие технологии обучения, которые способствовали бы повышению мотивации к изучению английского языка, формированию метапредметных компетенций.
Для этого необходимо наличие яркой эмоциональной составляющей, которая бы пробуждала интерес к обучению, то есть мотивировала учащегося.
Мотивация – одна из составляющих достижения успеха в любой сфере. Мотивация учебной деятельности – деятельность, которая побуждает получать новые знания. Можно говорить о том, что мотивация – система, которая включает в себя такие составляющие как мотивы (то есть то, что побуждает к достижению поставленных целей) и цели учебной деятельности, реакция учащегося на неудачи и готовность к ним, настойчивость и установки ученика, ощущение успешности [30].
Можно выделить несколько функций мотивации:
— побуждает к деятельности, а именно – к получению новых знаний;
— направляет и организует учебную деятельность;
— придает учебной деятельности смысл и значимость [43].
Можно утверждать, что мотивация – тот фактор, который регулирует активность учащихся, их желание получать новые знания и улучшать полученные ранее. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся становится эффективным только с учетом мотивации последних [42].
Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Такого рода мотивы могут побуждаться разными источниками: внешними (учебными ситуациями), внутренними (социальными потребностями, потребностью в активности, в получении информации), личностными (успех, удовольствие, самоутверждение).
Мотивы создают положительное отношение к учебной деятельности. Среди мотивов учения можно выделить, доминирующий. Наибольшей силой среди мотивов учебной деятельности учащихся пятых классов обладает познавательный интерес, то есть интерес к познанию. Побуждение познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру. Единство интереса, чувства и воли – мощный стимул учения.
Мотивационная основа учебной деятельности представляет собой последовательность мотивов, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Мотивационная основа деятельности учащегося организует учебную деятельность в одно целое. Система мотивационной основы учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
— сосредоточение внимания на учебной ситуации (осознание смысла предстоящей деятельности)
— осознанный выбор мотива (целеполагание)
— стремление к цели (осуществление учебных действий)
— стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
— самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности) [49].
Учебная деятельность – ведущая для школьников – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).
Таким образом, можно говорить о двух типах мотивации:
— внешняя
— внутренняя.
Внешняя мотивация.
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (например: получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу/ одобрение учителя/ родителей и так далее). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.
Такая мотивация условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
Внутренняя мотивация.
Мотивация, имеющая положительный характер, выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.
Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес – сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу.
Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: «Я – говорящий на родном языке», «Я – говорящий на иностранном языке».
Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось [25].
Три компонента учебной мотивации – это:
— ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;
— ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат;
— ощущение свободы выбора.
Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес учащегося к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше.
Ощущение успешности (компетентности).