Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ и совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы формирования организационной структуры органов местного самоуправления 7

1.1. Понятие и принципы формирования организационной структуры органов местного самоуправления 7

1.2. Современные подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления 15

Глава 2. Оценка эффективности организационной структуры Управы района Проспект Вернадского 23

2.1. Общая характеристика Управы района Проспект Вернадского 23

2.2. Анализ функционирования организационной структуры Управы района Проспект Вернадского 27

2.3. Проблемы и недостатки организационной структуры Управы района Проспект Вернадского 33

Глава 3. Направления совершенствования организационной структуры Управы района Проспект Вернадского 50

3.1. Предложения по оптимизации организационной структуры Управы района Проспект Вернадского 50

3.2. Анализ эффективности предложенных мероприятий 64

Заключение 69

Список использованных источников и литературы 75

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Эффективность функционирования органов местного самоуправления обусловлена целым рядом факторов. Одним из основных факторов, определяющих эффективность функционирования этих органов, является грамотно построенная организационная структура. От грамотности построения организационной структуры зависит распределение обязанностей, уровень исполнительной дисциплины, показатели реализации государственных задач и многое другое.

Несмотря на актуальность исследования данного вопроса, единый подход к построению структуры органов местного самоуправления отсутствует. Более того, как показывает практика, построение и совершенствование структуры органов местного самоуправления базируется, преимущественно, на эмпирических подходах. Отчасти поэтому в настоящее время организационным структурам большинства администраций муниципальных образований присущи крупные недостатки. Одним из наиболее распространенных недостатков является перегрузка главы администрации необходимостью решения множества текущих вопросов.

Без сомнения, уровень эффективности муниципального управления зависит от профессиональной деятельности муниципальных служащих. Однако, не менее важно и то, насколько развито правовое регулирование в сфере правовых отношений по поводу муниципальной службы. К сожалению, на данный момент следует констатировать наличие некоторых проблемных моментов в правовом регулировании муниципальной службы в РФ. Указанное обусловило актуальность данной темы данной работы.

При формировании социально устойчивых обществ, наделенных свойствами по созданию условий социальной стабильности и достойного существования граждан, необходим учет модели национальной экономики России при общемировой тенденции. Данная проблема актуальна потому, что при сложившихся обстоятельствах существования муниципальных систем органы местного самоуправления обязаны быть ответственны за развитие подведомственной им территории. Когда отсутствует единый общегосударственный подход к управлению социально-экономическими системами муниципальных образований, создаются условия для развития конкретных территориальных единиц с разнонаправленным характером. Основная причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии системы управления, которая могла бы обеспечить устойчивое развитие социально-экономических муниципальных систем.

Бесспорно, базовой основой разработки стратегических программ и проектов устойчивого развития территории муниципального образования выступает законодательство и нормативные правовые акты. Важно отметить, что практически все законодательные акты своим содержанием наделяют органы местного самоуправления полномочиями по управлению и регулированию социальных отношений, как в рамках стратегического планирования развитием социально-экономических процессов, так и в части градостроительной деятельности по территориальному планированию, размещению объектов инфраструктуры, правилам застройки, размещения объектов капитального строительства и инфраструктуры и т.д.

Таким образом, очень важно взаимодействие государственных органов и органов муниципального управления, равно как государственных и муниципальных служащих, в осуществлении государственной политики в области здравоохранения, образования, культуры, экологии, в социальной сфере и многих других.

Следовательно, система муниципального управления стратегическим развитием социальной, экономической сферы и территориального планирования объектов градостроительства предполагает программно-прогнозный подход на основе правового механизма, согласованного взаимодействия участников процесса при разработке документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля их реализации с использованием административного, информационного, научно методического, финансового и другого ресурсного обеспечения. Законодательство России устанавливает обязательное публичное обсуждение и одобрение программ стратегического и территориального планирования, что обеспечивает активное включение в процесс институтов гражданского общества муниципалитетов, открытость органов местного самоуправления. Именно поэтому разработка проектов программ стратегического планирования и территориального развития по вопросам, отнесённым к полномочиям местного самоуправления, должна учитывать специфические особенности муниципального образования, мнения его населения.

Целью данной работы является исследование основных направлений совершенствования организационной структуры органов местного самоуправления.

Задачи исследования:

— рассмотреть сущность, принципы и основы формирования организационной структуры органов местного самоуправления;

— охарактеризовать современные подходы к организационным структурам органов государственного и муниципального управления.

Объектом исследования является – организационная структура органов местного самоуправления.

Предмет исследования – направления и содержание оптимизации организационной структуры органов местного самоуправления.

Методологической основой исследования служит совокупность методов, к которым относятся диалектический, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование; специально-научные методы – системный, сравнительный, функциональный, статистический и т.д.

Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам организации и функционирования органов местного самоуправления. Особое внимание уделено работам таких авторов, как М.Б. Гоный, О.В. Гуренкова, И.В. Бабичев, Н.С.Бондарь, Р.А. Абрамов, В. И. Васильев – которые рассматривали особенности муниципального управления в России. Особенности организации местного самоуправления в зарубежных странах отражены в трудах В.Б. Зотова, К.Е. Кухарского, У.Г. Давидовича и других авторов. Так же проанализирована литература по вопросам организации управленческой деятельности (А.В. Андрейчиков, В.Р. Веснин, С.Г. Попов и др.).

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в учебном процессе, а также в практической деятельности органов местного самоуправления.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.

Структура является центральным понятием для теории организации и управления.

В самом элементарном понимании организационная структура – это строение организации.

Любая организация формирует определенную структуру для более эффективного обеспечения координации и контроля деятельности структурных подразделений и работников.

Структура — это связь составных элементов чего-либо, строение объекта.

Так, в теории менеджмента под организационной структурой понимается внутреннее строение организации, совокупность взаимосвязей между структурными подразделениями и отдельными работниками.

Организационная структура является важнейшим элементом управления организацией, который характеризуется распределением задач, полномочий между отделами, управлениями, а также отдельно взятыми лицами, работающими в данной организации.

Так, существует несколько иное определение организационной структуры, которое характеризует ее как совокупность различных управленческих звеньев, находящихся в строгой последовательности и подчиненности и связывающих управляющую и управляемую системы.

Помимо этого, организационная структура выступает так называемым «скелетом» организации. Она является отражением уровня социально-экономического развития предприятия, учреждения и т.д., степени технико-технологической зрелости, философии, стратегии и миссии организации и др.

В этом смысле организационная структура выступает как упорядоченная совокупность различных подразделений с их взаимосвязями, как по вертикали, так и по горизонтали, а также форма разграничения и кооперации управленческой деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей.

Под организационной структурой следует понимать систему взаимоотношений структурных подразделений предприятия в процессе производства

Составные компоненты, подразделения или должности в организационной структуре образуются для исполнения конкретного количества функций управления или работ, которые приводят к достижению целей организации в общем. Для исполнения данных функций должностным лицам необходимо обладать конкретными правами, связанными с распоряжением ресурсами. Помимо этого, они должны нести определенную ответственность за исполнение данных функций. Наиболее распространенные разновидности иерархических структур:

— линейные;

— функциональные;

— штабные;

— линейно-штабные;

— линейно-функциональные;

— дивизионные.

Организационная структура управления включает в себя большое число форм и видов. Делятся они на: формальные и неформальные организационные структуры.

Формальными структурами являются выбранные и установленные высшим руководством, путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр.

Неформальными структурами, являются отражением межличностных отношений в рамках формальных структур. Неподвластны приказам и распоряжениям, возникают на основе взаимоотношений участников коллектива, схожих или разных их интересов, взглядов, целей и пр.

Формальные структуры управления разделяют на органические и механические.

Особенностью механической структуры является сложность, высокая степень формализации, большое число подразделений, ограниченная информационная сеть.

А особенностью органической структуры, наоборот, является простой, менее формализованной, так же, она имеет широкую информационную сеть и управление в таких структурах децентрализовано.

Виды механистических структур: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональные организационные структуры.

Линейная организационная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Руководитель находится во главе каждого подразделения, который наделенный всеми полномочиями, осуществляет руководство подчиненными и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

В линейной структуре разделение идет по производственному признаку с учетом степени технологических особенностей, широты номенклатуры продукции, концентрации производства и т.д. В таком построении придерживается принцип единовластия: когда одно лицо фокусирует в своих руках управление всех действий; подчиненные выполняют указания только одного руководителя. Каким-либо исполнителям вышестоящий орган не имеет право отдавать указания.

Линейная структура пользуется популярностью у малых и средних организаций, которые осуществляют несложное производство и оставляют при отсутствии широких кооперационных связей.

Линейно-штабная структура включает в себя отдельно созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением.

Мировая практика свидетельствует, что современный рынок требует перестроения существующих организационных структур с учетом следующих ключевых параметров:

1. снижение степени иерархичности, осуществление перехода к более плоским структурам, имеющим минимальное число уровней управления между высшим и низшим звеном;

2. моноцентрический тип руководства заменяется полицентрическим, предполагающим наличие множества центров принятия решений и периодическое изменение лидера;

3. сокращение степени формализованности отношений менеджеров и непосредственных исполнителей, а также введение более гибких стандартов и норм;

4. полный отказ от жёсткого функционального разделения как базовой основы трудовой организации, случаи временного закрепления определенной работы за группами сотрудников.

Правовая регламентация института муниципальной службы в нашей стране в последние годы претерпевает значительные изменения. Об этом факте убедительно свидетельствует появление в течение нескольких лет ряда важных законов. Однако, замечу, что далеко не всякое изменение законодательства влечет повышение качества регулируемой сферы общественных отношений и улучшает непосредственно саму деятельность по реализации функций государственного управления; не влечет оно и автоматического улучшения положения в кадровой работе на государственной гражданской службе. Однако очевидно, что только одними лишь законами не изменить нравственный облик российского муниципального служащего, равно как и его профессиональные качества.

Мотивация и стимулирование труда в системе муниципального управления является процессом, обеспечивающим эффективное, бесперебойное и стабильное выполнение муниципальным служащим всех поставленных задач.

Необходимо отметить, что в данном случае речь идет о тех инструментах мотивации, которые руководители в сфере муниципального управления могут использовать самостоятельно.

Например, социальные гарантии, которые выступают одним из ключевых мотиваторов при поступлении на муниципальную службу, не могут быть инструментом управления мотивацией, которыми пользуются руководители, так как они не имеют возможности изменять законодательство.

В рамках Управы района Проспект Вернадского отсутствуют проблемы квалификации кадров, поскольку полностью соответствуют требованиям и укомплектован кадровый состав. В обязанности всех работников входит прохождение обучения в трудовой специи по вопросам трудового законодательства, также ими сдается квалификационный экзамен по пожарному минимуму, изучаются акты МЧС и ГО.

В процесс усовершенствования организационную структуру возможно разделить на три этапа, каждому из которых соответствует ряд выполняемых работ:

 организационная диагностика;

 создание новой организационной структуры;

 проведение организационных преобразований.

Итеративно возможно выполнение вышеназванных этапов в зависимости от масштабов изменения в организационной структуре.

Организационная диагностика проводится с целью выявления и формализации уже имеющихся проблем в организационной структуре, а также проведения первичного анализа причин появления данных проблем и способов их решения. Когда инициируются процесс организационных изменений основные проблемы организационной структуры, требуемые устранения, уже имеется, но вызывающие их причины не всегда возможно определить. Для выявления причин появления проблем возможно использование таких инструментов как:

 проведение анализа организационной структуры и штатного расписания, в результате чего изучается рациональность имеющейся структуры управления органов местной власти и ее количественный состав;

 проведение анализа организационно-функциональной модели, в результате чего определяются выводы рациональности распределения сферы ответственности функций по сотрудникам и подразделениям. Как правило, при этом происходит изучение положений о подразделениях, должностных инструкций и иной регламентирующей документации;

 проведение оценки персонала, в результате чего происходит изучение ключевых компетенций сотрудников и определяется их соответствие предъявляемым требованиям органов местной власти.

На современном этапе местное самоуправление стало одним из основ общества в виде действующего с высокой эффективностью института Российского государства. В нашей стране идет процесс формирования местного самоуправления, а также его развитие и совершенствование. Помимо этого, осуществляется активный поиск и исследование различных юридических норм, которые обеспечили бы корректную реализацию планов и защиту конституционных прав населения, имея возможность на самостоятельное решение вопросов местного значения. Но, несмотря на это, существует ряд факторов, создающих проблему развития в России подлинного местного самоуправления и на сегодняшний день этот вопросов до сих пор остается открытым, что, тем самым, вызывает интерес исследователей к проблеме реформирования местного самоуправления в России.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы формирования организационной структуры органов местного самоуправления

1.1. Понятие и принципы формирования организационной структуры органов местного самоуправления

Структура является центральным понятием для теории организации и управления.

В самом элементарном понимании организационная структура – это строение организации.

Любая организация формирует определенную структуру для более эффективного обеспечения координации и контроля деятельности структурных подразделений и работников.

Структура — это связь составных элементов чего-либо, строение объекта.

Так, в теории менеджмента под организационной структурой понимается внутреннее строение организации, совокупность взаимосвязей между структурными подразделениями и отдельными работниками.

Организационная структура является важнейшим элементом управления организацией, который характеризуется распределением задач, полномочий между отделами, управлениями, а также отдельно взятыми лицами, работающими в данной организации.

Так, существует несколько иное определение организационной структуры, которое характеризует ее как совокупность различных управленческих звеньев, находящихся в строгой последовательности и подчиненности и связывающих управляющую и управляемую системы.

Помимо этого, организационная структура выступает так называемым «скелетом» организации. Она является отражением уровня социально-экономического развития предприятия, учреждения и т.д., степени технико-технологической зрелости, философии, стратегии и миссии организации и др.

В этом смысле организационная структура выступает как упорядоченная совокупность различных подразделений с их взаимосвязями, как по вертикали, так и по горизонтали, а также форма разграничения и кооперации управленческой деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей.

Организационные структуры различных предприятий, учреждений отличаются друг от друга сложностью, формализацией, а также соотношением централизации и децентрализации.

Основными понятиями структуры управления выступают элементы, связи, уровни и полномочия.

Что касается элементов организационной структуры организации, то ими могут выступать как отдельные работники, так и отделы, службы, органы аппарата управления, в которых осуществляют свою профессиональную деятельность специалисты, выполняющие установленные служебные обязанности.

Отношения между данными элементами поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям. Горизонтальные носят характер согласования и выступают одноуровневыми. Вертикальные, в свою очередь, носят характер подчинения и необходимы в случае наличия различных уровней управления, каждый из которых выполняет соответствующие задачи.

Помимо этого в организационной структуре выделяют линейные и функциональные связи между элементами.

При этом если линейный руководитель предоставил право тому или иному работнику принимать решения, то он получает функциональные полномочия.

Разнообразие функциональных связей и различных методов их разграничения между работниками и подразделениями обуславливает наличие нескольких типов организационных структур:

 линейная;

 функциональная;

 линейно-функциональная;

 дивизиональная;

 адаптивная.

Сущность линейной структуры заключается в том, что воздействие на объект может осуществляться только одним лицом – руководителем, получающим информацию от непосредственно подчиненных ему лиц, принимающим решения по всем вопросам, которые относятся к его компетенции, а также несущим ответственность за деятельность его организации.

То есть, все управленческие функции сосредоточены у руководителя, и сформирована вертикальная линия подчинения и прямой путь воздействия на других работников организации.

Следующий тип организационной структуры – функциональная структура. Особенностью данного вида выступает то, что при соблюдении принципа единоначалия по некоторым функциям управления, создаются специальные подразделения, обладающие навыками и знаниями в соответствующих сферах. То есть формирование данной структуры обуславливает группировку персонала по различным задачам, которые он исполняет. При этом определенные характеристики и особенности функционирования того или иного отдела соответствуют важнейшим направлениям деятельности всей организации.

Руководители функциональных подразделений несут ответственность за выполнение соответствующих функций и в рамках своей компетенции отдают распоряжения нижестоящим подразделениям или работникам.

В данном случае обеспечивается более высокий уровень специализации, который позволяет разрабатывать более обоснованные и высококвалифицированные решения. Также данная структура подразумевает наличие большого количества подразделений и каналов, по которым отдаются распоряжения и приказы.

Данный тип структуры рекомендуется использовать в организациях, которые функционируют в стабильных внешних условиях и для своей деятельности требующих стандартных управленческих решений.

К преимуществам данного вида можно отнести стимулирование профессиональной и деловой специализации, уменьшение дублирования функций и потребления ресурсов, а также улучшение координации деятельности. Помимо этого к ним также относится высокая компетентность работников, которые несут ответственность за реализацию конкретных задач.

Также помимо линейных руководителей в данной структуре подразумевается наличие руководителей функциональных подразделений, которые и подготавливают проекты официальных документов для подписания линейным руководством.

Данный тип структуры эффективно использовать в организациях, реализующих рутинные, часто повторяющиеся функции.

Основным преимуществом данного типа структуры выступает возможность специализировать выполнение определенных функций и тем самым компетентность управления в целом.

Что касается недостатков, стоит сказать, что они усугубляются на практике за счет:

 несоответствия ответственности и полномочий руководителей различных уровней;

 формирования нерациональных информационных потоков;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы