Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Менеджмент организации

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Анализ и оценка конкурентных преимуществ фирмы на примере АО «ТД Партнёр»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность исследования. В современной рыночной экономике конкуренция выступает основополагающим фактором оценки эффективности функционирования экономического субъекта.

Конкуренция является всеобщей категорией и присуща всем явлениям природы и общества. В настоящее время для успешного существования предприятия требуется, чтобы оно было конкурентоспособным. Конкурентоспособность выступает необходимым условием осуществления деятельности фирмы, что связано с присутствующей уже долгое время борьбой между за рыночные сегменты между хозяйствующими субъектами. В таких условиях предприятиям важно проводить оценку конкурентоспособности и поддерживать ее на высоком уровне.

Изменение потребительского спроса в темпах роста, появление на российских рынках иностранных компаний формирует необходимость в создании конкурентной стратегии для хозяйствующего субъекта. Опыт различных зарубежных хозяйствующих субъектов свидетельствует о значимости создания конкурентной стратегии для крупных корпораций и для небольших и средних компаний, производящие различные товары и оказывающие различные услуги. Предприятия соревнуются между собой за завоевание большей доли рынка для своей продукции и получения максимально возможной прибыли, привлечения инвестиций, более дешевых кредитов и т. д.

Конкурентоспособность предприятия является относительным показателем, различающимся для разных субъектов рынка: для поставщиков сырья и материалов, покупателей продукции и услуг, банков и финансовых организаций, работников предприятия. Для всех конкурентоспособность выступает в различных ипостасях, оцениваются ее разные стороны, которые им особенно важны. Рыночные условия развития экономики требуют от предприятия строго учитывать эти дефиниции конкурентоспособности для успешного функционирования на рынке и востребованности продукции и услуг.

Наличие преимуществ составляет сущность конкуренции, а степень их использования определяет конкурентоспособность. Основным условием конкурентной долгосрочной способности хозяйствующего субъекта, для стабильного ее положения в стране становится необходимость создания конкурентной стратегии.

Цель исследования – проанализировать и оценить конкурентные преимущества организации и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.

Задачи исследования:

1. исследовать понятие конкуренции на рынке и конкурентоспособности фирмы;

2. выявить ключевые элементы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ организации;

3. исследовать методы и критерии оценки конкурентных преимуществ фирмы;

4. провести анализ и оценку факторов конкурентоспособности фирмы;

5. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы;

6. провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Объект исследования – АО «ТД Партнёр». Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия.

Предприятие осуществляет поставки цемента различных марок. Продукция поставляется навалом и в тарированном виде. Для оперативного выполнения заказа используется собственный парк специализированного автотранспорта, а также осуществляется доставка железнодорожным транспортом.

В целом представленная работа посвящена разработке предложений по формированию и разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы. Содержащиеся в ней рекомендации могут содействовать повышению конкурентоспособности аналогичных предприятий.

Методы исследования. В качестве методологической основы в исследовании использован системный подход, метод логического и сравнительного анализа. В аналитической части применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, экономико-статистического, анализа, метод экспертных оценок комплекс специализированных инструментов (PEST, SNW, SWOT анализ).

Информационную базу исследования составляют материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области стратегического менеджмента, а также смежных научных областей.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в данной работе предлагаются направления по повышению конкурентоспособности фирмы.

Практическая значимость работы заключается в том, что определенные аспекты данного исследования могут применять на практике при организации своей деятельности различные торговые организации.

Структура и объем работы. Структура работы сформирована с учетом указанной цели и поставленных задач исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав исследования, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит рисунки таблицы и формулы.

Во введении отражается актуальность работы, степень разработанности проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентных преимуществ фирмы. Во второй главе проведен анализ конкурентных преимуществ фирмы на примере АО «Торговый дом «Партнер». В третьей главе разработаны предложения по развитию конкурентных преимуществ АО «Торговый дом «Партнер».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конкурентоспособность — это продемонстрированная способность разрабатывать, производить и коммерциализировать предложение, которое полностью, уникально и постоянно удовлетворяет потребности целевых сегментов рынка, при этом взаимодействуя с бизнес-средой и извлекая из нее ресурсы, а также обеспечивая устойчивую отдачу от используемых ресурсов.

Виды факторов влияния на конкурентоспособность: внешние – заданные факторы, которые невозможно изменить, но следует учитывать во время принятия управленческих решений, а также во время выработки стратегии развития; внутренние факторы подлежат изменению, это: сбалансированность ассортимента, качество сервиса, стоимость товаров, уровень затрат и пр.

Ключевые элементы конкурентоспособности — качество товаров и услуг, эффективная конкурентная стратегия. Элементы конкурентных преимуществ ученые рассматривают в зависимости от подхода к их оценке. Так, среди конкурентных преимуществ фирмы выделяют: состав персонала, менеджмента, средства и предметы труда, применяемые в бизнесе, бизнес-коммуникации, финансовое состояние и др.

Улучшение и создание конкурентных преимуществ — одна из самых сложных и фундаментальных задач, с которыми сталкивается бизнес. В то же время именно конкурентоспособность товара или услуги становится ключевым фактором коммерческого успеха на рынке продукта и компании. Единого для всех предприятий метода оценки конкурентоспособности не существует, каждая фирма выбирает метод оценки, исходя из своих потребностей и возможностей.

Объект практического исследования – АО «ТД «Партнер», основной вид деятельности — торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, управляющей организацией является Общество с ограниченной ответственностью «Группа Партнер».

Таким образом, несмотря на значительный рост выручки и чистой прибыли, показатель рентабельности продаж АО «ТД «Партнер» в динамике снижается с 1,19% до 1,16%, что обусловлено ростом себестоимости, отраженном в отчетности предприятия. В результате проведенного анализа деятельности АО «ТД «Партнер» за 2019-2021 гг. можем сделать выводы о том, что наблюдается нестабильное значение показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ финансово-экономической деятельности фирмы показал, что в деятельности компании было выявлено несколько проблемных вопросов. Список вопросов можно разделить на две части: общие проблемы, влияющие на конкурентоспособность; частные проблемы, влияющие непосредственно на конкурентоспособность.

К общим проблемам относятся: снижение количества заказов и рентабельности продаж. В группу частных проблем входят такие вопросы как: низкая эффективность использования социальных сетей, как рекламного инструмента; отсутствие отдельной рекламной стратегии; высокая загруженность руководителя, отсутствие в рекламных кампаниях акцента на некоторые сильные стороны, малоэффективный способ расчёта рекламного бюджета, высокий уровень явных и неявных издержек на рекламную деятельность.

На основе анализа описанных проблем были разработаны направления развития конкурентных преимуществ АО «ТД «Партнер», включающие в себя следующие направления совершенствования:

— кадровый потенциал;

— финансовый потенциал;

— виды рекламы;

— рекламные инструменты;

— рекламная стратегия.

Общие затраты на мероприятия по развитию конкурентных преимуществ АО «ТД «Партнер» составили 1 306,45 тыс.руб. Для того, чтобы определить целесообразность данных мер, целесообразность финансовых вложений в их реализацию в работе была определена их эффективность.

Внедрение предложенных мероприятий повысит выручку компании на 3% (по реалистическому прогнозу), что составит 146 608,08 тыс. руб. Планируемый размер выручки составит 26 245,43 тыс.руб. Экономический эффект составит 145 301,63 тыс. руб. Эффективность мероприятий по развития конкурентных преимуществ АО «ТД «Партнер» оказалась равна 111,2 руб./руб., что более, чем в 27 раз превышает единицу. Такие показатели говорят не только о высокой эффективности предлагаемых мероприятий по развитию конкурентных преимуществ, но и об их быстрой окупаемости.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентных преимуществ фирмы

1.1. Понятие конкуренции на рынке и конкурентоспособности фирмы

Современную экономическую систему нельзя представить без существования конкуренции, так как она является фундаментом рыночного хозяйства. Даже сама сущность рынка, рыночного регулирования связана с понятием конкуренции.

Применительно к субъектам рынка конкуренция означает, что при взаимодействии эти субъекты соревнуются друг с другом так, чтобы каждый из них мог достичь больше выгоды для себя.

В определении конкуренции говорится о создании и использовании преимуществ. Именно их наличие, их уровень определяют сущность конкуренции в рыночных условиях. Для предприятия это опережающее качество продукции и услуг, более стабильное финансовое состояние, высокий уровень социального развития работающих через высокую, опережающую оплату труда, возможности творческого роста, отдыха и сохранения здоровья и всего другого, что определяет благоприятные условия производства и успехи его в рыночной среде.

В процессе руководства предприятиями, регионами, государствами всегда идет процесс создания и развития каких-либо преимуществ, чтобы сравняться и, по возможности, опередить конкурентов.

По многим пищевым и другим товарам есть специальные ГОСТы или ОСТы (государственные или отраслевые стандарты), в которых определена структура и количественный состав продуктов. При проверке специальных органов предприятие может указывать это на упаковке или использовать их в рекламе. По многим другим изделиям существуют так же свои ГОСТы, или, в крайнем случае, технические условия, которые организации разрабатывают сами, гарантируя определенное качество. В рыночных условиях ориентиром может стать качество продукции конкурента, особенно, если его доля на рынке является лидирующей. Если предприятие достигло по какому-либо параметру такого же уровня, оно может в прайс-листах на это смело указывать. Если оно даже превысило этот уровень, то может в рекламе без сравнительного аналога указать его.

Конкурентоспособность рассматривают как совокупность и использование преимуществ. Во-первых, совокупность преимуществ полностью определяет качество общей конкурентоспособности: полная она или неполная. Полная она может быть лишь тогда, когда по большинству основных видов преимуществ она занимает передовые позиции, хотя достигнуть этого достаточно сложно. Если хотя бы по одному преимуществу она находится на низком уровне, нельзя констатировать, что предприятие имеет высокую конкурентоспособность

Соотношение преимуществ может иметь самые разнообразные варианты. Высокое преимущество по одним, среднее – по другим, низкое – по третьим. Такая совокупность и определяет качество общей конкурентоспособности. Однако, встает еще один вопрос, связанный с базой сравнения. Например, по качеству продукции изделие имеет высокие преимущества в России, но не конкурентоспособно для зарубежных покупателей (ситуация, характерная для России). Исходя из этого, все преимущества можно поделить на три вида, определив общую конкурентоспособность для каждой группы: по продукции, финансовому состоянию, социальной политике. Именно агрегирование состояния конкурентоспособности каждой группы определяет общую конкурентоспособность, хотя бы по российскому стандарту.

Необходимо отметить, что такой подход очень широко используется за рубежом, через проведение SWOT-анализа, Бостонской матрицы, где даётся перечень недостатков и достоинств уровня развития предприятия, правда без количественных их оценок.

Конкурентоспособность выступает в качестве способности хозяйствующего субъекта опережать соперников с использованием своих преимуществ для того, чтобы достичь поставленные цели.

На сегодняшний день практически в каждой отрасли экономики происходит развитие конкуренции, что повышает интерес к проблемам, связанным с оцениванием и с управлением конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов. Регулярно в РФ и за ее пределами происходит публикация большого количества научных трудов в данной области. Большое количество проводимых исследований, использование разных подходов к анализу конкурентной способности, наличие существенного количества методик свидетельствует о том, что такое явление, как «конкурентоспособность бизнеса» является сложным.

При анализе публикаций по вопросам, связанным с конкурентоспособностью, можно утверждать, что основное количество авторов, на основании направления исследований, требований субъектов хозяйствования, оцениваемых объектов предпочитает давать свои определения, что представляет собой конкурентоспособность организации.

Конкурентоспособность выступает в качестве способности хозяйствующего субъекта опережать соперников с использованием своих преимуществ для того, чтобы достичь поставленные цели. Данное определение в определенной степени соответствует характеристикам данного понятия основного количества авторов.

Наиболее общее понятие конкурентоспособности отражает соотношение эффективной деятельности и преимуществ, из-за которых предприятие будет конкурентоспособным по отношению к другим. В качестве базового определения в данной работе будем использовать следующее: конкурентоспособность – способность бизнеса выпускать продукцию с исключительными свойствами, направленное на полное удовлетворение потребности потенциальных покупателей, имеющее преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами и приносящую прибыль.

Также необходимо отметить, что конкурентоспособность предприятия является относительным показателем, различающимся для разных субъектов рынка: для поставщиков сырья и материалов, покупателей продукции и услуг, банков и финансовых организаций, работников. Для всех конкурентоспособность выступает в различных аспектах, оцениваются ее разные стороны, которые им особенно важны. Рыночные условия развития экономики требуют от бизнеса строго учитывать эти дефиниции конкурентоспособности для успешного функционирования на рынке и востребованности продукции и услуг.

Согласно Майклу Портеру конкурентоспособность характеризуется как свойство товара или услуги выступать на рынке наравне с аналогичным конкурирующим товаром или услугой. В данном определении свойство товара или услуги называется главной чертой конкурентоспособности, при этом не учитываются другие факторы. Жан-Жак Ламбен в своем учебнике о стратегическом маркетинге дал определение конкурентоспособности фирмы, как удовлетворение нужд потребителей лучше, чем это делают конкуренты.

На конкурентоспособность бизнеса оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды. Характер последствий, которые возникают под их влиянием, напрямую зависит от специфики организации.

Бизнес можно рассматривать через призму процессов, имеющих отношение к внешней и внутренней среде. Это получение ресурсов, их переработка в продукт и возврат потребителям. При этом, первый и последний относятся к внешней среде, второй – к внутренней.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы