Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Актуализация знаний и рефлексия как этапы современного урока истории в условиях реализации современных образовательных стандартов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы актуализации знаний обучающихся. 10
1.1
Актуализация знаний как этап современного урока. 10
1.2 Основные
формы актуализации знаний на уроках истории в школе. 17
Выводы по первой главе. 25
Глава 2. Рефлексия на уроке истории как условие реализации
современных образовательных стандартоов. 26
2.1 Сущность рефлексивной деятельности и ее специфика в
процессе обучения 26
2.2 Виды рефлексии учащихся на уроке истории. 33
Выводы по второй главе. 41
Глава 3. Экспериментальная проверка современных методов
обучения обучения, стимулирующих
актуализацию знаний и рефлексию на уроке истории. 42
3.1 Фрагмент современного урока истории с элементом
актуализации знаний учащихся. 42
3.2 Опыт использования рефлексии на уроке истории. 50
Выводы по третьей главе. 53
Заключение. 60
Список использованных источников и литературы.. 62
Приложения………………………………………………………………………66
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема полноценного и разностороннего
развития личности школьника, проявления его индивидуальности является
центральной в педагогической науке. Процессы
реформирования образовательной системы РФ, внедрение в образовательных
учреждениях стандартов ФГОС и предоставление системе образования
гуманистической, личностно-ориентированной направленности требуют от педагогов
поиска новых путей качественного совершенствования образовательного процесса,
создания и реализации такой модели обучения, которая позволит оптимально решать
сложные образовательные задачи. В современных условиях перед учителями истории
стоит задача ориентации процесса обучения, обеспечивающего активизацию
познавательной системы, формирование и развитие личности каждого ребенка. При
этом, приоритетной целью образовательного процесса становится формирование у
детей умения учиться, а именно: формированию у школьников способностей
самостоятельной постановки учебных целей, проектированию пути их реализации,
развитию самоконтроля и оценки своих достижения. Особое внимание при этом
обращается на совершенствование содержания и структуры современных уроков,
разработку новых образовательных технологий, форм, методов и средств обучения,
стимулирующих актуализацию знаний и рефлексию на уроках истории.
Характеристика
источников. Использованные в процессе проведения
данного исследования источники были разделены на нормативно-правовые документы
и учебно-методические пособия.
Первую группу источников
составили нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»[1].
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в [1] Закон об
образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от
29.12.2012 (ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс]. – URL:
//http://base.garant.ru (дата обращения:
20.03.2021).
Заключение:
В процессе исследования проблемы актуализации знаний и рефлексии как
этапов современного урока истории в условиях реализации современных
образовательных стандартов нами были решены поставленные задачи и получена
возможность для формулировки выводов:
1. Актуализация знаний является важным подготовительным этапом каждого
урока, на котором удается восстановить, оживить в памяти учащихся ранее
усвоенные знания, которые будут нужны для понимания, осмысления и лучшего
запоминания нового учебного материала. Актуализация опорных знаний формирует у
учащихся устойчивую мотивацию познания.
2. Формы, методы и приемы актуализации опорных знаний и способов
действий на уроке истории выбираются в зависимости от логики процесса обучения,
сложности материала, типа урока.
3. Современные технологии предусматривают, что ученик должен не только
понять содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы,
уметь выбрать наиболее рациональные. Полноценная рефлексия на уроках истории
позволяет школьникам выстроить четкую цепочку, приводить знания, полученные в
ходе урока, в единое целое, учит сравнивать собственные достижения с успехами
своих одноклассников, выявлять проблемы и успешно их преодолевать.
4. Было представлено практическое использование различных форм,
методов и средств обучения, стимулирующих актуализацию знаний и рефлексию на
уроке истории и выполнены следующие задачи: разработаны фрагменты современного
урока истории с элементом актуализации знаний учащихся; представлен
практический опыт использования рефлексии на уроке истории.
5. Для подтверждения ранее выдвинутой гипотезы нами были
проанализированы показатели успеваемости по истории на констатирующем и
контрольном этапах исследования. Результаты анализа свидетельствуют о том, что
на контрольном этапе у учащихся наблюдается положительная динамика показателей
успеваемости по предмету. Активизация познавательной деятельности учащихся на
уроках истории является переходом к более высокому уровню активности и
самостоятельности школьников в процессе обучения, который стимулируется
развитием познавательного интереса, и происходит благодаря внедрению в
структуру уроков этапа актуализации знаний и рефлексии, совершенствованию
методов и приемов организации учебного процесса,
6. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется
технология проектирования образовательного процесса. В результате проведения
исследования, нами были сформулированы рекомендации к проектированию уроков
истории. Проектирование уроков и внеурочных занятий в условиях реализации ФГОС
НОО должно осуществляться с позиций его методологической основы —
системно-деятельностного подхода.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы актуализации знаний обучающихся
1.1
Актуализация знаний как этап современного урока На
сегодняшний день в научной литературе сложилось несколько определений понятия
«актуализация». Психологическая энциклопедия определяет понятие «актуализация»
как «…действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из
долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования»[1].
В
работах Г.М. Коджаспировой понятие «актуализация» трактуется как «…перевод
знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния
в явное, действующее»[2]. Г.А.
Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова, А.М. Матюшкин характеризуют
актуализацию как «…процесс непреднамеренного воспроизведения и использования
знаний и действий при поиске неизвестного в проблемной ситуации, который осуществляется
по сложившимся ассоциативным связям»[3]. М.Н. Бурмистрова, Л.Л.
Васильева, Л.Ю. Петрова и др. авторы отмечают, что актуализация – это процесс
перевода «…знаний, навыков, чувств в процессе обучения из скрытого (латентного)
состояния в активное, действующее»[4].
Одной из наиболее
значимых задач современного урока истории, которую должен поставить педагог на
первых этапах урока является формирование активной позиции школьника. Смысл термина
«актуализация состоит в том, что необходимо актуализировать знания, сделать их нужными для учащихся в данный момент, на
данном уроке, «…вспомнить прежние [1] Психологическая
энциклопедия. 3-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2019.
— 1096 с. [2] Коджаспирова Г.М.
Педагогический словарь. 2-е изд./ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. — М.:
Академия, 2017. — 176 с. [3] Андреева Г. А.
Краткий педагогический словарь / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. —
М.: В. Секачев, 2012. — 192 c. [4]
Социально-педагогический словарь/ Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова
Л.Ю., Кащеева А.В. и др. – М.: Академия, 2016. – 622с.