Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных ИКТ(информационно- компьютерных) технологий на примере дисциплины экономических дисциплин
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
активизации познавательной деятельности обучающихся посредством использования
современных информационно-компьютерных технологий в процессе изучения
экономических дисциплин. 9
1.1 Раскрытие основных понятий активизации познавательной
деятельности студентов в профессионально образовательной организации. 9
1.2. Использование информационных технологий в
образовательном процессе и принципы их внедрения. 18
1.3 Методика активизации познавательной деятельности
обучающихся посредством использования современных ИКТ в процессе изучения
экономических дисциплин 25
Глава 2. Характеристика сферы
профессиональной деятельности Института непрерывного
образования. 36
2.1 Анализ структуры
профессиональной деятельности Института непрерывного образования. 36
2.2 Диагностика
уровня развития познавательной
деятельности обучающихся 39
Глава 3. Опытно —
экспериментальная работа по активизация познавательной деятельности обучающихся
посредством использования современных информационно-компьютерных технологий в
процессе изучения экономических дисциплин. 45
3.1 Разработка комплекса занятий с применением
ИКТ, как средства активизации познавательной деятельности обучающихся в
процессе изучения экономических дисциплин. 45
3.2. Анализ результатов исследования. 52
Заключение. 59
Список
литературы 61
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день система образования
находится в процессе динамичного развития и преобразования. Век современных
быстро развивающихся технологий не дает возможности стоять на месте всем сферам
общества, в том числе образовательной сфере. Несомненно, современная
действительность ставит перед сферой профессионального образования новые
вызовы, заключающиеся не только в том, чтобы подготовить грамотного
компетентного специалиста, но и в том, чтобы будущий выпускник обладал
способностью оперативно совершенствовать свои компетенции. Эти требования
заложены в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования (ФГОС СПО).[1] При этом один из ведущих инструментов, который открывает
огромное количество новых возможностей, являются современные информационные
(компьютерные) технологии.
Современное
информационное общество – это общество, в котором главным богатством и ресурсом
является информация. Массовая компьютеризация, мобильная связь, внедрение и
развитие новейших информационных технологий привели к поразительному рывку
вперед в различных сферах, в том числе и в сфере образования. Электронные
образовательные ресурсы, несмотря на некоторые организационные и
научно-методические сложности, сегодня внедряются в образовательный процесс в
рамках самых разных учебных дисциплин.
Одной из самых задач профессионального образования – обучение студента
колледжа компетенции, позволяющей свободно ориентироваться в быстро меняющихся
и совершенствующихся информационных технологий – от простой компьютерной
грамотности до свободной ориентации в информационных потоках, умения
функционально использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и
других средств связи.
Поскольку современное российское образование ставит задачу интеграции
обучения в электронную образовательную среду, данный процесс подразумевает
использование в образовании средств информационно-коммуникативных
технологий (ИКТ).
Поскольку современное профессиональное образование ставит задачу интеграции
обучения в электронную образовательную среду, данный процесс подразумевает
использование в образовании ИКТ.
С
другой стороны, высокое качество освоения и использования информационных
(компьютерных) технологий невозможно без активизации и развития познавательной
деятельности обучающегося. В условиях постоянно обновляющихся социальных и
профессиональных запросов не всегда понятно, какой именно багаж знаний и умений
необходим для успешной профессиональной деятельности сегодня и завтра. С этой
позиции важным становится формирование умения самостоятельного овладевания
необходимыми ресурсами для успешной жизнедеятельности специалиста.
Исходя
из этого, ФГОС СПО предъявляет требования к актуализации познавательной
деятельности выпускника, которая способствует интенсивному поиску и
совершенствованию необходимых профессиональных и иных знаний в течение всей
жизни, т.е. не столько дать профессиональные знания, сколько наделить студента
инструментарием к его самостоятельному получению и преобразованию в
соответствии с запросом времени.
В
соответствии с социальным заказом, политикой в области образования,
требованиями ФГОС колледж должен готовить конкурентноспособных специалистов,
владеющих современными технологиями самообразования, адаптированных к
изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющих принимать решения. Однако существующая проблема на сегодняшний
день, обозначенная снижением интереса к обучению, интеллектуальной пассивностью
студентов ставит задачу перед преподавателем найти наиболее эффективные
инструменты к активизации познавательной деятельности обучающихся, к
преодолению неумения и нежелания обучающихся включаться в активную
познавательную деятельность.
Одним
из эффективных приемов, направленных именно на развитие познавательной
деятельности, является использование современных информационных технологий в
образовательном процессе.
Степень
разработанности исследования. В отечественной науке исследованием проблемы развития познавательной
деятельности обучающихся занимались Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, А.К.
Маркова, Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др. В западной науке
проблема деятельности представлена в работах Ж. Пиаже, Э. Фромма, К. Роджерса и
др.
Впервые
дал целостную картину развития познавательной деятельности обучающихся К.Д.
Ушинский, которая, по его мнению, становится решающим фактором его
интеллектуального, эстетического и этического воспитания и развития.
Вопросы
создания и функционирования электронной образовательной среды при изучении
характеристик и свойств информационных образовательных, дидактических
компьютерных средств рассматриваются в исследованиях О.А. Михайленко,
А.Г. Абросимова, О.А. Козлова, И.В. Роберт. В них рассмотрены
различные аспекты электронной образовательной среды: ее структура, оптимизация
и анализ компонентов, принципы формирования среды, разработки и применения
электронных образовательных ресурсов.
Интеграция
информационных технологий в образовании также является наиболее изучаемым
предметом в настоящее время (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов и др.), но до сих пор
остается мало изученной проблема влияния высокотехнологичных средств обучения
на уровень познавательной деятельности обучающихся при обучении конкретным
учебным дисциплинам профессионального образования.
Проблеме разработке электронных образовательных ресурсов посвящены
исследования многих ученых-педагогов и психологов, среди них: Я.А. Ваграменко,
С.Г. Григорьев, В.В Гриншкун, С.А. Жданов, A.A. Кузнецов, Э.И. Кузнецов,
Т.А. Лавина, М.П. Лапчик, C.B. Панюкова, Е.К. Хеннер и др.
Вопросы создания и функционирования электронной образовательной среды при
изучении характеристик и свойств информационных образовательных, дидактических
компьютерных средств рассматриваются в исследованиях О. А. Михайленко, А. Г.
Абросимова, О. А. Козлова, И. В. Роберт. В них рассмотрены различные аспекты
электронной образовательной среды: ее структура, оптимизация и анализ
компонентов, принципы формирования среды, разработки и применения электронных
образовательных ресурсов.
Таким
образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной
педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной деятельности.
Педагогические исследования последних десятилетий показали неуклонное снижение
интереса к обучению в целом, частности, что делает проблему развития
познавательной деятельности обучающихся актуальной на современном этапе.
Объект
исследования.
Познавательная деятельность обучающихся среднего профессионального образования. Предмет
исследования. Реализация
познавательной деятельности посредством использования современных ИКТ в системе
среднего профессионального образования. Гипотеза
исследования.
Формирование познавательной деятельности обучающихся на занятиях экономического
цикла будет осуществляться эффективнее при использовании современных ИКТ
(информационно-компьютерных) технологий
Цель
исследования.
Выявление, описание и реализация педагогических условий активизация познавательной деятельности обучающихся посредством
использования современных ИКТ (информационно-компьютерных) в образовательном
учреждении СПО.
В
соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
— рассмотреть
теоретические основы понятия и формирования познавательной деятельности
студентов в профессионально образовательной организации;
— дать
характеристику условий и методов применения информационных технологий в
образовательном процессе;
— осуществить
анализ методов активизации познавательной деятельности обучающихся посредством
использования современных ИКТ в процессе изучения экономических дисциплин;
— провести
диагностическое исследование уровня развития познавательной деятельности
обучающихся организации профессионального образования; — разработать комплекса занятий с применением ИКТ, как
средства активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе
изучения экономических дисциплин;
— осуществить
контрольную диагностику и анализ уровня познавательной деятельности обучающихся
организации профессионального образования.
Методы
исследования. В
работе были использованы теоретические и эмпирические методы: метод
систематизации, который помог рассмотреть совокупность методов и форм
преподавания; теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы,
анализ нормативной и учебно-программной документации и учебной литературы,
педагогическое проектирование. Эмпирические – эксперимент,
тестирование.
Методики
исследования:
— Методика изучения познавательной деятельности
Ю.В. Бойко (определение уровня познавательной деятельности).
— Методика
Л.Ф. Тихомировой (выявление
направленности уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности).
Экспериментальная
база исследования. ИНО
Волгоградского ГАУ. В эксперименте приняло участие 46 обучающихся 2 и 3 курса,
средний возраст испытуемых 18-20 лет. В ходе констатирующего эксперимента: Э-20
— экспериментальная группа 23 студента; Э-19 — контрольная группа 23 студента,
обучающиеся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)»
Структура
дипломной работы
включает введение, две главы, каждая из которых имеет по три параграфа, выводы
по главам, заключения, списка использованной литературы. [1]Об утверждении Федерального Государственного
Образовательного стандарта среднего профессионального образования //
Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/managements/Upravlenie-attest.
(дата обращения 21.02.2022).
Заключение:
Проведенная исследовательская работа по проблеме
актуализации познавательной деятельности посредством ИКТ позволяет нам сделать
следующие выводы.
Стимулирование познавательной деятельности возможно за
счет различных педагогических методов и технологий, например информационные
технологии, развивающие игры, разноуровневые задания, проблемные ситуации и
т.д. важно отметить, что стимулирование познавательной деятельности
способствует к формированию у индивида целеустремленности и достижению намеченных
результатов.
Теоретический анализ показал, что возможность применения ИКТ в
образовательном процессе способствует активизации познавательной деятельности
обучающегося, как необходимого условия формирования современной, целостной, деятельно-ориентированной
личности.
Электронная
образовательная среда богата ресурсами при помощи,
которых педагог может выстроить не только логически построенные лекции,
практические работы, самостоятельные, тестовые задания, но и заинтересовать
студентов в их изучении и прохождении. Благодаря грамотному отбору и
использованию дидактического материала электронный учебный курс повышает эффективность
образовательного процесса за счёт нетрадиционной подачи материала.
Таким образом, информационный технологии занимают в современном
образовательном процессе занимают важное место и находят достойное применение.
Огромные возможности ИКТ (систематизация учебного материала, его
занимательность, мобильность использования и красочность предлагаемой
информации), значительно повышают личностный интерес студентов не только к
занятию, но и к самой учебной дисциплине, а значит, значительно повышается и
само качество усвоения получаемых знаний.
Гипотезой
исследования являлось утверждение факта влияния использования современных икт
(информационно-компьютерных) технологий на формирование познавательной
деятельности обучающихся на занятиях экономического цикла. С целью
доказательства или опровержения данной гипотезы нами был проведена
диагностическая работа по выявлению уровня познавательной деятельности
студентов ИНО Волгоградского ГАУ. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2 и 3 курса
специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
На контрольном этапе было выявлено, что
познавательная деятельность студентов на низком уровне, исходя из этого нами
был разработан комплекс, посредством которого обучающиеся должны были
самостоятельно изучить дисциплину «Организация экономического учета в банках»
на образовательной платформе Microsoft Teams, в
течение семестра студенты должны были проходить курсы самостоятельно и в последствии проанализировать курсы.
Кроме этого, нами были разработаны и проведены занятия с использованием ИКТ
непосредственно на оффлайн уроках в колледже. На констатирующем этапе нами были
получены результаты экспериментальной группы выше первоначального, исходя их
чего можем сделать вывод, что активации познавательной деятельности студентов
можно добиться путем внедрения современных ИКТ. Таким образом, гипотеза,
выдвинутая нами в начале исследования нашла свое подтверждение.
Таким образом, современное образование отличается от традиционного тем, что
теперь в центре находится обучающийся, образование становится личностно-ориентированным,
поэтому все усилия педагогов, техники, новации направлены на то, чтобы помочь
обучающемуся развиваться практически самостоятельно, т.е. подтолкнуть его к
самообразованию. В связи с чем актуальным направлением исследований становится
разработка электронного образовательного ресурса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством
использования современных информационно-компьютерных технологий в процессе
изучения экономических дисциплин 1.1 Раскрытие основных
понятий активизации познавательной деятельности студентов в профессионально
образовательной организации В
соответствии с современным запросом общества перед педагогикой стоит задача
подготовка личности с развитой познавательной деятельностью, подразумевающей
потребность к овладению интеллектуальными умениями. Во время обучения в школе,
колледже, высшем учебном заведении происходит
активизация и формирование познавательных способностей индивида,
развиваются мыслительные операции, такие как аналитические, обобщающие,
синтезирующие, дедукционные и пр., а также память, наблюдение и внимание.
Данные операции приобретают характер осознанности в результате направленной
учебной деятельности, благодаря чему у индивида формируются основы научной
картины мира. Возрастные особенности обучающихся этого периода связаны с
широким кругозором, желанием к получению знаний и удовлетворению своих
познавательных потребностей.
В
психолого-педагогических исследованиях нет единого определения понятию
«познавательная деятельность» вследствие различности подходов ученых к изучению
данной проблематике. С нашей точки зрения наиболее содержательным является
определение, данное В.А. Сластениным, познавательная деятельность есть
«единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической
деятельности».[1] Авторитетный исследователь в области педагогики считал,
что познавательная деятельность осуществляется индивидом во всех сферах
жизненного пространства в системе социального взаимоотношения на всех жизненных
этапах. Углубляясь в тему учебной познавательной деятельности, В.А. Слестенин
видел ее в предметно-практической деятельности через экспериментирование,
конструирование, решение исследовательских задач и т. п.
Мотивацию
обучающихся характеризует социальная, учебно-познавательная для освоения
научных основ внешнего предметного мира. Волевая сфера для обучающегося
характеризуется присутствием самоконтроля: не сделать что-то недопустимое,
формирование контроля и оценки.
Познавательная сфера в этом возрасте характеризуется развитием
логического мышления, рефлексией, формированием реальной картины мира.[2]
Для
того чтобы способствовать развитию познавательной деятельности на занятиях преподаватели
используют различные педагогические приемы, формы и методы, среди которых можно
выделить проблемный, исследовательский, поисковый, интерактивные методы,
технологию развития критического мышления и др. Использование загадок, ребусов,
проблемно – конфликтных вопросов, подбор занимательного материала способствует
формированию аналитических навыков, активизации и стимулированию познавательной
деятельности обучающегося.
Таким
образом, к развивающим методам развития познавательной деятельности относятся:
информационные технологии, развивающие игры, разноуровневые задания, проблемные
ситуации и т. д. важно отметить, что стимулирование познавательной деятельности
способствует к формированию у индивида целеустремленности и достижению
намеченных результатов.
Исследователи
выделили следующие типы учебной деятельности:
[3]
— интеллектуальный;
— интеллектуально-волевой;
— эмоциональный;
— пассивный.
Рассмотрим каждый тип подробно. Высокая умственная активность является
характеристикой интеллектуального типа обучающихся. Данных обучающихся можно
охарактеризовать как имеющих пассивность в волевой сфере, низкую активность и
работоспособность в обучении, у них стабильно функционирует мозговая
деятельность, но умственная деятельность не обладает определенной
пластичностью, т.е. испытывает сложность переключаясь с одного учебного
предмета на другой. В психолого-педагогической характеристике данного типа выделяется
высокая степень обучаемости, но замедленное абстрагирование, быстрая
конкретизация, но при этом низкий учебный интерес. Психологи отмечают в
особенностях поведения таких обучающихся демонстративную конфликтность, низкий
уровень дисциплинированности, отсутствие самостоятельности в деятельности.
Обучающиеся в эмоциональном плане легко возбудимы и упрямы.
Следующий тип – интеллектуально-волевой, характеризуется высокой умственной
активностью и проявлением волевых качеств. Также как у предыдущего типа умственная
деятельность не обладает определенной пластичностью, т.е. испытывает некоторую
сложность переключаясь с одного учебного предмета на другой, данный процесс
называется ригидностью. Учебные интересы у данного типа отличаются постоянством
и глубиной, отмечается стабильность функционирования мозговой деятельности. Что
касается уровня обучаемости, то здесь исследователи характеризуют ее как
среднюю при не очень высоком темпе мыслительных операций. При всем этом такие
обучающиеся трудолюбивы и дисциплинированы, им характерна определенная
самостоятельность и рассудительность. С психоэмоциональной стороны они
проявляют внешнее спокойствие, однако по педагогическим наблюдениям за внешним
спокойствием нередко маскируется внутренняя напряжённость.
Ярко выраженной характеристикой эмоционального типа является динамичность
умственной деятельности, ее высокая пластичность и энергичность в познании
учебных предметов. Высокая степень обучаемости, но изменчивость учебных
интересов объясняется стабильным функционированием головного мозга. Обучающиеся
рациональны в суждениях, сообразительны, обладают высокой степенью
дисциплинированности и коммуникабельности. Им характерно позитивное настроение
и активная гражданская позиция.
И последний из перечисленных типов – пассивный отличается умственной
инертностью, заниженной энергичностью и невысокой лабильностью функционирования
головного мозга. С точки зрения педагогических наблюдений, данные обучающиеся
не инициативны, их поведение зачастую бывает непредсказуемым.[4]
Таким образом, суммируя проведенный выше анализ типов учебной деятельности
выявлена определённая связь, существующая между физиологическими и
психологическими особенностями обучающихся и именно обучающиеся со средним (то
есть оптимальным) уровнем относительно стабильного функционирования головного
мозга демонстрируют наиболее высокую общую учебную успеваемость.[5]
Помимо перечисленных типов учебной деятельности, исследователи делают также
акцент и на самостоятельность и формирование творческих способностей. Д.
Богоявленская, рассматривая познавательную деятельность как проявление
интеллектуальной инициативы, определяет следующие уровни интеллектуальной
активности.[6]
— репродуктивный, нижний порог которого характеризуется полной пассивностью и
инертностью, а верхний ярко выраженным интересом к деятельности,
добросовестностью, даже напряженностью, однако выхода за пределы усвоенного
способа действий не происходит;
— эвристический, характеризующееся стремлением к совершенствованию данной
деятельности, введение новых способов решения;
— креативный, склонностью к
теоретическим обобщениям.
Сформированность
познавательного интереса (характер вопросов, которые
ставят обучающиеся педагогу, участие в обдумывании учебных проблем на занятиях,
полнота ответов).
Место, которое занимает обучающиеся в группе на основе полученного им
уровня подготовки к обучению (слабый, средний, сильный). Благодаря учебным
успехам обучающиеся могут перемещаться с одного уровня на другой.
Количество источников, используемых студентом для выполнения домашних
заданий. В зависимости от проявления этих показателей различают уровни
познавательной деятельности, которые имеют иногда разные названия, но
определяются почти одинаковыми показателями. Широта применения понятия
познавательной деятельности, его недостаточная определенность и многоплановость
требует дальнейших исследований этой проблемы.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы определили, что
существуют различные толкования понятия «познавательная деятельность», поэтому
есть необходимость в их обработке и обобщении.
В своих работах А. Леонтьев придавал большое значение разработке
концептуального представления о деятельности, он говорит о том, что до сих пор
речь шла о деятельности в целом, о собирательное значение этого понятия.
Реально оказывается же, что мы всегда имеем дело с особой деятельности, каждая
из которых соответствует определенной потребности субъекта, стремится предмета
этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится
снова — возможно, уже в совершенно иных условиях, изменившихся».[7]
Рассматривая деятельность как систему, выделяют познавательную
деятельность. Познавательная деятельность активно рассматривается как процесс
отражения в психике человека предметов и явлений окружающей среды, на основе
которого формируются знания, возникают цели и мотивы деятельности.
В «Энциклопедии образования» В. Кремень отмечает, что познавательная
деятельность — это форма общечеловеческой деятельности, содержанием которой
является освоение системы знаний и методов деятельности, культурных ценностей и
общественных отношений. На этой основе происходит развитие и превращение ее
субъекта. По мнению И. Дубровина, познавательная деятельность, в отличие от
учебной деятельности, формируется как мотивационное образования.[8]
Проводя исследование познавательной деятельности, А. Назаров представляет
ее в виде макроструктуры, состоящей из локальных этапов:[9] Рисунок 1. Структура познавательной деятельности А. Назарова Несомненно, в познавательной деятельности процесс начинается не с исходного
нуля, он уже имеет фундамент в виде заложенных знаний, поэтому акцент делается
на процесс оперирования уже имеющегося материала у индивида, который необходимо
усвоить, переработать и систематизировать в его общую систему знаний.
Исходя из этого, А. Назаров делает вывод, что познавательная деятельность
является процессом постепенного и последовательно-параллельного перехода
этапов. Возможны и ее усеченные формы, например, в виде механического
запоминания воспринятого материала или его сенсорного отпечатка».[10]
Л. Марьяненко в структуре познавательной деятельности выделяет следующие
компоненты:
1. Операционный компонент является фундаментальным в структуре познавательной
деятельности. Без его сформированности познавательная деятельность не может
функционировать как психологическое образование, то есть обучающийся не сможет:
— увидеть познавательную
проблему;
— поставить цель
познавательной деятельности;
— спланировать решение
познавательной задачи.
2. Мотивационно-регуляционный компонент состоит из следующих элементов:
— внутренняя познавательная
мотивация
— познавательные стремления,
интересы, потребности;
— само детерминация – высшая
экзистенциальная саморегуляция познавательной деятельности.
Одним из главных мотивов является необходимость изучения среды, окружающей
человека. На основе этого мотива, побуждающего познавать окружающий мир,
создается сложная система познавательных мотивов. Получение информации о
неизвестном для человека, для того чтобы в дальнейшем установить связь с
известным и найти новые способы и средства для выхода из проблемной ситуации и
является целью познавательной деятельности.
3. Контрольно-оценочный
компонент познавательной деятельности включает следующие составляющие:
— самооценка;
— морально-волевые качества.
4. Содержательный компонент
включает следующие составляющие:
— знания;
— умения;
— навыки;
— уровень компетентности.
5. Результативно-личностный компонент включает результативные феномены
личности, развивающиеся в процессе деятельности: самореализация, активность,
духовность.[11]
Стоит отметить, что познавательная деятельность зависит от периода жизни
индивида и в разном возрасте она проявляет свои характерные особенности. Это
касается и учебной деятельности.
Рассматривая, например юношеский возраст, когда индивид в силу возрастных
особенностей подходит к этапу выбора профессиональной деятельности, либо
вступает на путь освоения профессиональных знаний и умений, его познавательная
деятельность направляется на формирование потребности в освоении того, что
будет ему необходимо в его будущем жизненном пространстве. Обучающийся приходит
к осознанию того, познавательная деятельность, ее эффективность напрямую
связана с успешным его участием в будущем трудовой деятельности. Данное осознание
может изменить содержание усвоения основных знаний и мотивацию к познавательной
деятельности.
В этот период меняется характер учебной мотивации, мотивы обучения
обучающихся все больше связаны с мотивами профессиональной ориентации молодых
людей. Ведущую побудительную функцию в учебной деятельности обучающихся
выполняют не учебно-познавательные мотивы, а мотивы достижения успеха.
Оценка как основной побудительный мотив обучения, теперь теряет свою
побудительную силу — обучающийся перестает учиться «за оценку», ему важны
знания как таковые, что в значительной степени будут востребованы в будущем.
Происходят изменения и в психических процессах, в частности памяти, внимании,
мышлении, воображении, речи, восприятии и др. Познавательные процессы
приобретают устойчивую произвольность, интеллектуальную сложность,
дифференцированность и интегрированность.[12]
Так, например, восприятие опирается на предыдущий опыт обучающегося; память
совершенствуется под влиянием развития воли и мышления; воображение отмечается
произвольностью, что проявляется в способности планировать свою деятельность и
дальнейший жизненный путь. Психологи, изучающие этот возраст, подчеркивают рост
интеллектуальных сил обучающихся. Их умственная деятельность характеризуется
все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, тенденцией к
причинно-следственной объяснения событий и явлений, умением аргументировать и
доказывать положения, делать обобщения и обоснованные выводы, связывать
изучаемые факты и явления в систему.
Таким
образом, теоретически анализ литературы показал отсутствие единства в подходах
определения понятия «познавательная деятельность». В соответствии с современным
запросом общества на деятельностного выпускника активизация познавательной
деятельности приобретает важное значение в педагогике. Стимулирование
познавательной деятельности возможно за счет различных педагогических методов и
технологий, например информационные технологии, развивающие игры,
разноуровневые задания, проблемные ситуации и т.д. важно отметить, что стимулирование
познавательной деятельности способствует к формированию у индивида
целеустремленности и достижению намеченных результатов. [1]Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с. [2]Шмигирилова И.Б. Познавательная
компетентность в аспекте познавательной самостоятельности и познавательной
активности / И.Б. Шмигиролова // Образование и наука, 2014. № 7 (116). – С.
134-145. [3]Данилов, М.А. Структурно-системные
исследования педагогических явлений и процессов / М.А. Данилов // Советская
педагогика, 1971. № 1. — С. 73–95. [4]Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной
системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной
деятельности школьника Б.А. Вяткие, О.С. Самбикина // Вестник Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета, 2014. №1. [5]Данилов, М.А. Структурно-системные
исследования педагогических явлений и процессов / М.А. Данилов // Советская
педагогика, 1971. № 1. — С. 73–95. [6]Денина, О. О. Развитие познавательной
активности студентов в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук:
13.00.01. / О. О. Денина. — Оренбург, 2001. – 195 с. [7]Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
Личность. / А.Н. Леонтьев. — М.: Наука,
1975. [8]Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая
психология / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2009. — 450 с. [9]Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной
деятельности индивида / А.И. Назаров // Психологическая наука и образование.
2000. №3. С. 40-60. [10]Там же С. 40-60. [11]Петунин О. В. О структурных блоках,
компонентах и уровнях сформированности познавательной самостоятельности
обучаемых / О.В. Петрунин // Омский научный вестник, 2008. [12]Жунусакунова, А. Д. Методы контроля и оценки
результатов обучения в учебном процессе / А. Д. Жунусакунова. // Молодой
ученый. — 2016. — № 20.1 (124.1). — С. 26-29.