Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Активизация познавательной активности старший дошкольников с задержкой психического развития средствами коррекционно-развивающих занятий по формированию целостной картины мира и расширению кругозора

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
Научно-теоретические аспекты изучения познавательной активности старших
дошкольников с задержкой психического развития. 9

1.1.
Основные концепции «познавательной активности» в научной литературе  9

1.2.
Развитие познавательной активности  детей
старшего  дошкольного возраста  17

1.3.
Специфика познавательной активности старших дошкольников с задержкой
психического развития. 26

Глава
2. Роль и значение коррекционно-развивающих занятий по формированию целостной
картины мира и расширению кругозора в активизации познавательной активности
старших дошкольников с задержкой психического развития. 35

2.1.
Диагностические методики, направленные на активизацию познавательной активности
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 35

2.2.
Результаты констатирующего эксперимента, отражающие актуальный уровень
активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. 37

2.3.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по применению коррекционно-развивающих
занятий по формированию целостной картины мира и расширению кругозора,
направленной на  активизацию
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития  43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 78

  

Введение:

 

Проблема познавательной активности дошкольников — одна из
самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку
активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей,
их самостоятельности и инициативности. Формирование у детей активного отношения
к окружающей действительности, окружающему миру, является одним из основных
направлений воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним
из условий его полноценного развития.

Феномен познавательной активности как один из важнейших
факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку
взаимодействие человека с окружающим миром, формирования  целостной картины мира и расширению кругозора возможно
только благодаря его активной познавательной деятельности. Под познавательной
активностью следует понимать самостоятельную, инициативную деятельность
ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление
любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед
ним в конкретных жизненных ситуациях.

В частности, в ФГОС ДОО говорится о том, что ребенок
должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии,
интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, воображения, мышления;
владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно
изучать окружающий мир.

Проблема познавательной активности дошкольников — одна из
самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку
активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей,
их самостоятельности и инициативности. Дошкольное детство – это очень особый
возраст, когда ребенок открывает для себя мир в различных видах деятельности, в
этот период жизни важно научить ребенка успешно использовать информацию. Каждый
ребенок по — своему входит в период «почемучки» и по – своему его переживает,
поэтому все компоненты жизнедеятельности ребенка влияют на развитие его
познавательной активности.

Одна из главных задач дошкольного учебного заведения —
это эффективная организация учебно-воспитательного процесса, благодаря которому
будет развиваться работоспособность дошкольников и будет укрепляться их
здоровье. Дошкольное образование и воспитание осуществляется в семье и
дошкольных учебных заведениях во взаимодействии с различными социальными
институтами и имеет целью обеспечение физического, психического здоровья детей,
их всестороннего развития, приобретения жизненного опыта, выработка умений,
навыков, необходимых для дальнейшего обучения [1].

В ФГОС ДОО говорится о том, что ребенок должен иметь
представление о познавательной активности в собственном развитии,
интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, воображения, мышления;
владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно
изучать мир» [2].

Целесообразно обратить внимание на то, что во ФГОС ДОО заложен
подход к личности как к субъекту собственной деятельности. Ребенок
рассматривается как ценность, как активная творческая личность (эта мысль
проходит через весь документ красной нитью). Поэтому перед педагогами
дошкольной отрасли ставится задача: воспитание гармоничной, всесторонне
развитой творческой личности, а познавательная активность рассматривается как
одна из черт личности.

Особое внимание в современной науке уделяется развитию
познавательной активности детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Для детей с ЗПР характерно нарушение всех познавательных
процессов: памяти, внимания, воображения, речи. У детей с ЗПР ярко выражена
общая психическая незрелость, дети не могут сопоставлять, анализировать,
нарушены представления об окружающем мире в целом.

На формирование познавательной активности старших
дошкольников указывали многие педагоги: Л.А, Венгер, М.П. Емельянова, А.Р.
Лурия, Н.Н. Поддьяков, А.И. Саенков и многие другие.

Однако, многие аспекты формирования познавательной
активности к формированию целостной картины мира и расширению кругозора у детей
с задержкой психического развития (ЗПР) до сих пор в научной литературу не было
уделено достаточного внимания.

Следует отметить, что дошкольники, имеющие диагноз — ЗПР,
отличаются в развитии от нормотипичных детей, а именно, у данной категории
детей заметно отличаются представления об окружающем мире, нет целостной и
более полной картины восприятия окружающей действительности, так же заметно
отстают в развитии все когнитивные процессы. Именно поэтому для формирования
целостной картины мира и расширению кругозора необходима специальная
коррекционная работа, направленная на формирование всех этих процессов.

Таким образом, были сформулированы следующие противоречия
между:

— требованиями ФГОС ДОО в формировании у ребенка
дошкольного возраста познавательной активности и отсутствием таких требований
по отношению к детям с ЗПР,

— необходимостью в формировании у ребенка с ЗПР
представлений о целостной картины мира и расширению кругозора и отсутствием
необходимого методического инструментария и практики.

Таким образом, возникает проблема исследования: каковы особенности
(условия) активизация познавательной активности старших дошкольников с ЗПР
средствами коррекционно-развивающих занятий по формированию целостной картины
мира и расширению кругозора.

Объектом данного исследования выступила познавательная
активность детей с ЗПР.

Предмет исследования — процесс активизации познавательной
активности старших дошкольников с ЗПР средствами коррекционно-развивающих
занятий по формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Цель исследования — проанализировать особенности активизации
познавательной активности старших дошкольников с ЗПР средствами
коррекционно-развивающих занятий по формированию целостной картины мира и
расширению кругозора.

Гипотеза исследования: считаем, что эффективным условиями
для активизации познавательной активности старших дошкольников с ЗПР по
формированию целостной картины мира и расширению кругозора будут служить
специально разработанные занятия, совместная работа с родителями, привлечение
всех участников педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. раскрыть
понятие «познавательная активность » и охарактеризовать особенности активизации
познавательной активности  у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

2. описать
методические основы использования коррекционно- развивающих занятий в
активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития;

3. представить
результаты констатирующего эксперимента, отражающего актуальный уровень
активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития;

4. разработать методические
рекомендации для педагогов  по
активизации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития по формированию целостной картины мира и
расширению кругозора.

Для решения поставленных задач применялись следующие
методы исследования:

— теоретические – системно-структурированный анализ
научных источников по проблеме исследования, синтез, систематизация, сравнение,
сопоставление и обобщение теоретических данных;

— эмпирические – наблюдение, беседа, экспериментальные
игровые задания, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент;

— математические — статистические и методы качественной
обработки результатов.

Методологической основой исследования выступили:

— системный подход к пониманию личности (Б.Г. Ананьев, Л.С,
Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.);

— системно-деятельностная парадигма в исследовании
психики (В.В. Давыдов, А.А. Лурия и др.);

— сущность активности личности как субъекта деятельности
(К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Д. Леонтьев и др.);

— концептуальные разработки в области возрастной
психологии и психологии развития в отношении содержания и динамики возрастного
развития в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др.);

— научно-психологические представления о сущности и
закономерности становления личности в дошкольном возрасте, как сензитивний период
развития (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.),

— зависимость познавательной активности в дошкольном
возрасте от контактов с окружающей средой (А.В. Запорожец, М.И. Лисина);

— теоретические положения о структуре познавательной
активности (Ж. Пиаже, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, и др.),

— закономерностей развития ребенка в норме и при
психофизических нарушениях (Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский,
М.С. Певзнер и др.).

Научная новизна и теоретическое значение полученных
результатов заключается в том, что: уточнено содержание понятий «активность»,
«познавательная активность», «индивидуальные особенности познавательной
активности старших дошкольников с ЗПР»; расширены и углублены научные
представления о содержании и особенностей взаимосвязи между структурными
компонентами познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР и развивающих возможностей коррекционно-развивающих занятий по формированию
целостной картины мира и расширению кругозора.

Практическое значение исследования заключается в том, что
представленная диагностика, а так же разработанные занятия, совместная работа с
родителями и привлечение воспитателей, может быть использована в практике ДОУ.

Предложенные практические реклмендации так же могут
применяться в практике работы дошкольного звена образования; преподавателями в
подготовке специалистов дошкольного образования во время преподавание
дисциплин: «Детская психология», «Коррекционная педагогика»

Объем
и структура работы. Настоящая работа состоит из страниц текста и имеет
традиционную структуру, состоящую из введения, двух глав, разделенных на
параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы, а также
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования были сделаны
следующие выводы:

1. Было
раскрыто понятие
«познавательная активность» и охарактеризованы особенности активизации
познавательной активности  у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Выявлено, что познавательная
активность тесно связана с деятельностью и когнитивными процессами и
представляет собой избирательную направленность деятельность, которая
направлена на явления и предметы окружающей действительности. Ученые трактуют
активность и как деятельность, и как результат деятельности, и как черту
личности, и как ее особое психическое состояние. В ряде источников указано, что
активность проявляется в способности изменять окружающую действительность в соответствии
с собственными потребностями, взглядами, целями. Активность выражается в
энергичной инициативной деятельности.

Познавательная активность является закономерной
потребностью дошкольников в познании окружающего мира. Особенностью дошкольного
возраста является преимущество образных форм познания
действительности-содействия, мышления, воображения. Именно дошкольный возраст
является сенситивным периодом развития личности ребенка.

2. Описаны методические основы
использования коррекционно- развивающих занятий в активизации познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.

Развитие познавательной активности приходится на старший
дошкольный возраст. На данном возрастном 
этапе у детей появляется умение к планированию в процессе различных
видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, речевой). Таким
образом, во время деятельности дети появляются замыслы, планирование,
воображение, ребенок стремиться познавать, мыслить, запоминать.

Подавляющее большинство психических функций у
дошкольников с ЗПР находится на начальном уровне, что, безусловно осложняет
воспитательную работу. У детей уровень познавательных и речевых процессов
находится на низком уровне, дети не стремятся познавать окружающий мир, отсутствуют
механизмы усвоения социального опыта.

Типичными
особенностями личности детей с ЗПР, является отсутствие инициативы,
самостоятельности, детям присущи вялость и склонность к подражанию другим.
Следовательно, дети нуждаются в постоянном побуждении со стороны взрослых. Мы выяснили, что для детей старшего
дошкольного возраста познавательная активность является существенным фактором
их развития, формирование представлений и знаний об окружающем мире, которую
они реализуют в познавательной деятельности.

Основной целью
коррекционно-развивающих занятий по формированию целостной картины мира и
расширению кругозора, направленных на активизацию познавательной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, является
создание благоприятной развивающей среды, за счет использования возможностей
средств, форм, методов и приемов организации жизни ребенка старшего дошкольного
возраста для повышения уровня его познавательной активности, гармонизации ее
структурных компонентов, развития творческих способностей в процессе речевой
деятельности

3. Представлены результаты
констатирующего эксперимента, отражающего актуальный уровень активизации
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Основываясь
на анализе научной литературы. Было проведено исследование, целью которого
стало выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия
формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР.

По результатам
констатирующего этапа, было выявлено, что у детей обеих групп интерес детей
неустойчив, дети не умеют сделать выбор привлекательных для
них видов деятельности; не умеют обосновать свой выбор, дети не всегда умеет
проявлять инициативу в творческом процессе, при решении проблемных задач, не
умеют решать проблемные задачи, самостоятельно найти проблему, выбрать
необходимые инструменты и способы действий для ее решения. Умеет действовать по
плану, дети не проявляют интерес в процессу экспериментирования, самостоятельно
не умеют рассуждать, не проявляют смекалку и сообразительность, к
экспериментированию не проявляют интереса, не задают вопросы, не всегда
проявляют интерес к различным видам деятельности.

Определено, что состояние практики учреждения образования
не вполне отвечает современным требованиям к проведению учебной и
воспитательной работы с детьми перед их поступлением в школу, что должно
развивать у них познавательную сферу через проведение эффективных и интересных
для детей форм работы

Итак, учитывая результаты констатирующего этапа
исследования, с целью повышения уровня познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития, гармонизации его структурных
компонентов, развитию творчества нами была разработана система работы.

4. Были разработаны методические рекомендации для педагогов  по активизации познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по
формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Было организовано методическое сопровождение этого
направления работы через разработку и реализацию системы профессиональной
подготовки педагогов с целью организации работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Важно указать, что особенности организации формирующего
эксперимента вытекали из выдвинутых ранее рабочих гипотез конкретных задач
исследования. Результаты констатирующего эксперимента, были изложены во втором
разделе, показали: познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития исследуемых детей характеризовалась различными уровнями развития (высоким,
средним, низким), в основном невысокими и несбалансированностью проявления ее
структурных компонентов.

Это дало нам возможность в группах исследуемых детей
указанного возраста выявить различия в отношении уровней развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития и уровней проявления
особенностей взаимосвязи между структурными компонентами в дифференциации
эмоционально-мотивационных, процессуально-операционных, контрольно-оценочных
признаков познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе речевой деятельности определить шесть подгрупп.

Оптимизация индивидуальных особенностей познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития в условиях современного ДОУ
осуществлялась через проведение развивающей работы с детьми экспериментальной
группы. Итак, если интересы направляют личность старшего дошкольника на
осознание цели деятельности и ориентируют на новые факты, на наиболее глубокое
отражение действительности, то создание условий для организации такой
познавательной деятельности способствует развитию как интересов ребенка, так и
его познавательной активности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Научно-теоретические аспекты изучения познавательной активности старших
дошкольников с задержкой психического развития 1.1. Основные
концепции «познавательной активности» в научной литературе Во многих словарях и энциклопедиях термин «активность»
(от лат. «aktyvus») означает деятельный, энергичный, инициативный,
противоположное пассивности…который проявляет особую энергию в какой-то
деятельности.

С.Л. Рубинштейн указывал на необходимость различать, а не
отождествлять понятия «активность» и «деятельность» [36]. Он говорил о том, что
активность происходит из потребности в деятельности. Ее основным свойством
является принадлежность человеку, вне которой он не может существовать [59].

К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что посредством активности решается вопрос о согласованности, совместимости объективных
и субъективных факторов деятельности [1]. Активность является формой выражения
потребностей личности, ее характеристикой как субъекта жизнедеятельности.

Принцип активности является основополагающим в
дидактической системе, ведь обучение является эффективным, если дети проявляют
познавательную активность, осознают потребность и цель обучения, планируют
собственную деятельность, способны к самоконтролю и самооценке. То есть
овладение знаниями происходит лишь в собственной активной деятельности, а учение
– специфическая форма познавательной деятельности. Специалистами в области
дошкольного образования и детской психологии было доказано, что именно в
дошкольном возрасте происходит интенсивное становление познавательной
активности.

Психологический словарь определяет активность как
определенную общность свойств личности, определенное состояние человеческого
индивида, который оказывается в интенсивной деятельности [56].

По определению Ю.Г. Тамберга, активность находит
выражение в готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, качестве ее
осуществления, выборе оптимальных путей для достижения поставленной цели,
выказывая тем самым свое отношение к конкретной деятельности и ее результатов»
[73].

Итак, в исследовании рассматриваем активность как потребность
в деятельности. Соответственно разные стороны активности отражены в следующих
терминах:

1) двигательная (моторная, физическая);

2) познавательная активность;

3) умственная активность в структуре познавательной
активности в связи с проблемой умственной одаренности;

4) психическая активность как мера взаимодействия
субъекта с окружающей действительностью;

5) психомоторная активность детей в обучении;

6) как страсть к поиску, которая имеет определенные
компоненты;

8) социальная;

9) речевая и коммуникативная;

10) творческая активность, где творчество является
фактором активности личности.

Главный признак проявления активности человека – реализация
в целесообразной для дошкольного этапа жизни деятельности.

Так же познавательная активность тесно связана с
когнитивной и интеллектуальной активностью, которые связаны с приобретением,
организацией и использованием знания, как свойство личности, отражающее
процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их
единстве. Так Д.Б. Богоявленская [4] и М.И. Лисина[22] рассматривают познавательную
активность как мыслительную деятельность.

Стоит указать, что в последние годы используется более
узкий термин «активности» — «психической активности» — «умственной активности»,
под которыми понимается мысленная и когнитивная деятельность личности, которая
начинает процесс своей активизации в процессе решения интеллектуальной задачи,
то есть в процессе поиска нового способа действия и усвоения знания [5].

Отечественная психология исходит из того, что быть
активным — значит находиться в состоянии действия. Основными формами проявления
активности ребенка являются деятельность, поведение, общение с людьми посредством
речи. Познавательная активность формируется либо под влиянием социального
окружения, либо собственной деятельности личности, в процессе обучения и
воспитания, поэтому она не является врожденным качеством. Именно благодаря
развитой познавательной активности, ребенок вступает в жизненно необходимые
отношения с окружающей средой и в общение с людьми, познавательная активность является
основой усвоения культурного опыта человечества, необходимым условием
формирования самостоятельности, творчества.

В современных исследованиях психологов подчеркивается,
что познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и
как средство ее достижения, и как результат; как сам факт использования
имеющихся знаний для овладения новым материалом; как «сложное психологическое
образование, которое является процессом инициативного преобразования… предметом
и явлением с целью его более глубокого познания, способствующего совершенствованию,
проявлению «Я» личности в познавательной деятельности» [32]; как выборочную
познавательную направленность человека на предметы и явления, как сложное
психологическое образование, которое объединяет эмоциональную, познавательную и
волевую сферы личности.

Б.Г. Ананьев познавательную активность трактует как
систему свойств субъекта, который интегрирует важные качественные
характеристики типичного для него проявления познавательной деятельности [2].

В педагогическом словаре познавательная активность
трактуется как «черта личности, которая проявляется в ее отношении к процессу
познания, что предполагает состоянии готовности, стремления к самостоятельной
познавательной деятельности, направленной на овладение индивидом социального
опыта, накопленных человечеством знаний, способов деятельности, а также ее
качества» [35].

В психологических исследованиях познавательную активность
трактуют как выборочную познавательную направленность человека на предметы и
явления, как сложное психологическое образование, которое объединяет
эмоциональную, познавательную и волевую сферы личности. Активность будет
проявляться только тогда, когда ребенок демонстрирует самостоятельность в переосмыслении
знаний, творчески подходит к решению задач. В противном случае его действия
будут указывать на проворность личности, что не является аналогичной активности
детского познания.

Стоит указать, что познавательная активность
рассматривается как потребность человека заниматься именно такой деятельностью,
которая будет приносить ему удовольствие. То есть она является хорошим
стимулятором активности личности, под влиянием которой особенно интенсивно и
напряженно протекают все психические процессы, а деятельность становится
продуктивной и творческой, которая рассматривается многими авторами как высшая
степень проявления познавательной активности.

Т. Шамова различает три степени познавательной активности:

1) репродуцирующую;

2) интерпретирующую;

3) творческую [4].

А.Н. Поддьяковым охарактеризованы основные черты, присущих
познавательной активности дошкольников, динамика их протекания и направленность
[49].

Анализируя работы психологов, можем выявить следующие
типы познавательной активности:

— адаптивный и продуктивный, которые обеспечивают
приспособление; составляют основу возникновения и становления различных
психических новообразований;

— тип внешней познавательной активности, который
направлен на адаптивное поведение и деятельность как целенаправленное
поведение;

— потенциальная познавательная активность,
характеризуется любознательностью, желанием познать что-то новое;

— собственная активность. Этот тип лежит в основе
детского творчества.

Так же в научной литературе нет единого подхода, по
критериям познавательной активности.

Чаще всего авторами называются следующие показатели
познавательной активности ребенка: инициативность, энергичность, интенсивность
деятельности, положительное отношение к деятельности (интерес, любопытство);
самодеятельность, саморегуляции, осознание деятельности, воля (настойчивость,
рвение в достижении цели); целеустремленность деятельности, творчество.

В зависимости от проявления этих показателей различают
три уровня познавательной активности, которые имеют разные названия, но
определяются почти одинаковыми показателями: репродуктивный (стимульно-продуктивный,
исполнительский), интерпритационный (поисково-исполнительский, эвристический,
реконструктивный), творческий (креативный).

В.А. Сластенин выделяет два уровня развития
познавательной активности: репродуктивный и продуктивный (творческий). И три
этапа ее развития в онтогенезе которыми являются любопытство, любознательность
и познавательный интерес, которые являются смыслообразующим мотивом познавательной
деятельности [65].

Следовательно, по характеру деятельности в исследовании
определяем три этапа познавательной активности.

Так первый этап связан с возникновением у ребенка
интереса к познанию, основой которого является эмоционально-мотивационный
компонент; второй этап связан с влиянием активности на
процессуально-операционный (содержательный) компонент; на третьем этапе работа
педагога направляется на совершенствование познавательной активности и
гармонизации ее структурных компонентов, отдельных волевых качеств ребенка –
настойчивости, инициативности и т. п.

Стоит указать, что во многих исследованиях ученых было
установлено, что в течение дошкольного возраста показатели уровней развития
познавательной активности в целом увеличиваются. По данным ученых качественный
всплеск активности в познании окружающего мира приходится на пятый год
жизни  [19] и др.

В исследованиях Д.Б. Богоявленской представлено несколько
видов познавательной активности, присущих ребенку:

1) репродуктивная активность, в основе которой лежит
сотрудничество со взрослым;

2) поисково-исполнительская активность носит более
сложный характер, поскольку предусматривает более самостоятельное отношение
ребенка к выполняемой деятельности; сознательное отношение к выдвинутым задачам,
поисковая деятельность относительно путей их решения и др.;

3) творческая активность ребенка проявляется в
способности ребенка к самостоятельной постановке задач и творческого подхода к
их решению[4].

Говоря о структуре познавательной активности, то в целом
различают три ее вида: биологическая, социальная, психологическая.

Биологическая активность обеспечивает приспособление
организма к окружающей среде и является условием формирования социальной
активности.

Социальная активность рассматривается как инициативность,
деловитость, творческое отношение к разным сторонам жизни общества, настрой на
целенаправленное, планомерное выполнение профессиональных обязанностей [4].

Психологический аспект активности человека в
познавательной деятельности можно найти в работах Д.Б. Богоявленской. Под
данным видом познавательной активности автор употребляет по меньшей мере четыре
дополнительных ее составляющих: психическая активность, умственная активность,
интеллектуальная активность, познавательная активность. Определения этих
терминов схожи, но имеют различия, они тесно связаны с интеллектом и его
развитием в течение человеческой жизни. Термин «психическая активность» в самом
общем виде определяется почти синонимично к активности вообще как степени
взаимодействия субъекта с окружающей действительностью[4].

Понятие «умственная активность» имеет более узкое
значение, по сравнению с предыдущим термином, раскрывается как потребность в
умственной деятельности (Д.Б. Богоявленская), она в основном выражается
естественно обусловленной потребностью в умственных впечатлениях и умственных
усилиях.

«Интеллектуальная активность» определяется как
мыслительная деятельность, которая разворачивается в своеобразных условиях и
является интегральным свойством некоторой составляющей  гипотетической системы, основными компонентами
интеллектуальных (общие умственные способности) и неинтеллектуальных (прежде
всего мотивационные) факторов умственного развития (Д.Б. Богоявленская) [4]

Определенные компоненты в определенной степени
конкретизируют специфику функционирования, механизм протекания и развития
познавательной активности.

Наряду с этим, как показывают многочисленные
исследования, познавательная активность имеет множество форм проявления в
процессе деятельности человека. Так, Л.И. Божович выделяет следующие формы
проявления познавательной активности:

— умение видеть и самостоятельно формулировать
познавательную задачу;

— умение составлять план, выбирать средства решения
задачи с использованием надежных и эффективных приемов; умение достигать
результат и понять необходимость его проверки [5].

Итак, познавательная активность тесно связана с
деятельностью и когнитивными процессами и представляет собой избирательную
направленность деятельность, которая направлена на явления и предметы
окружающей действительности. Ученые трактуют активность и как деятельность, и
как результат деятельности, и как черту личности, и как ее особое психическое
состояние. В ряде источников указано, что активность проявляется в способности
изменять окружающую действительность в соответствии с собственными
потребностями, взглядами, целями. Активность выражается в энергичной
инициативной деятельности.

Познавательная активность выступает весомым фактором
развития личности дошкольника.

Познавательная активность является закономерной
потребностью дошкольников в познании окружающего мира. Особенностью дошкольного
возраста является преимущество образных форм познания
действительности-содействия, мышления, воображения. Именно дошкольный возраст
является сенситивным периодом развития личности ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы