Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Активизация познавательного интереса учащихся к техническому творчеству в процессе обучения технологии в школах Московской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы активизации познавательного интереса учащихся к
техническому творчеству в процессе обучения технологии в школах. 7
1.1.
Психолого-педагогические особенности активизации познавательного интереса у
учащихся. 7
1.2.
Особенности технического творчества в процессе обучения технологии. 17
1.3. Анализ
опыта работы учителей Московской области по активизации познавательного
интереса учащихся к техническому творчеству в процессе обучения технологии в
5-9 классах. 24
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательного интереса
учащихся к техническому творчеству в процессе обучения технологии в школах
Московской области. 34
2.1.
Диагностика начального уровня познавательного интереса учащихся. 34
2.2.
Содержание работы по активизации познавательного интереса учащихся к
техническому творчеству в процессе обучения технологии в школах Московской
области. 43
2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 55
Заключение. 64
Список
литературы.. 67
Введение:
Актуальность исследования. Проблема развития
познавательной активности и творческих способностей учащихся составляет
фундамент процесса обучения, является именно той проблемой, которая интересует
долгое время педагогов и исследователей. Данная проблема нуждается в определенном
внимании со стороны педагогики. На сегодняшний день достаточно актуальной
является задача в педагогике – воспитание творческой личности. Необходимость в обеспечении эффективности обучения
всегда волновала педагогов и учителей. Для обеспечения эффективного процесса
обучения педагогу следует использовать различные техники, приемы, методы.
Эффективный процесс обучения способствует быстрому обучению и повышению
качества знаний, в то же время при этом возможности педагога и учащихся
используются в соответствии с должным уровнем.
Актуальность
данной темы можно проследить в нормативно – правовых документах (федеральный
закон «Об образовании РФ», ФГОС). В ФГОС перед педагогами ставится задача
развития и повышения познавательного интереса учащихся к обучению активными,
интерактивными средствами, ИКТ, привлечению к проектной и исследовательской
деятельности.
Одним из
интересных процессов в образовании является развитие познавательной
деятельности учащегося. Познавательная активность учащегося состоит из множества
факторов, на нее оказывают влияние, как внешние обстоятельства, так и
внутренние условия. Познавательная деятельность, а также в частности
познавательная активность, несомненно, складывается под влиянием внешних
факторов. Однако с течением времени, а также в соответствии с взрослением
учащихся их действия становятся более осмысленными и осознанными,
соответственно, внутренние факторы с большей степенью будут влиять на познавательную
активность. К числу внутренних факторов можно отнести: взгляды на мир,
жизненный опыт, заинтересованность в чем-либо, определенные нужды.
Перечисленные обстоятельства формируют направления деятельности учащихся, а
также воздействуют на их психическое состояние.
Познавательная
активность, несомненно, является движущей силой. Поэтому на основе данной силы
учащиеся формируют свою систему ценностных ориентаций.
Способы
активизации познавательного интереса учащихся на уроках раскрывали Д.Ф.
Ильясов, Т.А. Лопатик, Г.К. Селевко, М.А. Кубышева. Ученые отмечали, что
необходимо пересмотреть
содержание, формы и методы научно-технического творчества учащихся. Однако в
средних общеобразовательных школах Московской области наблюдается недооценка
технического творчества учащихся как действенного фактора обучения и воспитания
будущих специалистов.
Зачастую основу технического творчества составляет
репродуктивная работа. Другими словами такое творчество заключается в
разработке и создании модели или фигуры в соответствии с определенным образцом,
а также в копировании определенных предметов. Стоит отметить, что такая
деятельность способствует развитию навыков трудовой деятельности, способствует
повышению познавательного интереса к техническим предметам, усиливает
трудоспособность учащихся. Но в то же время для творчества будущих специалистов
потребуется большее углубление в техническое творчество. В рамках уроков
«Технологии» следует уделить особое внимание творчеству детей. Для эффективного
построения образовательного процесса следует поддерживать познавательную
активность учащихся на должном уровне и для этого использовать определенную
методику.
Вопросы технического творчества учащихся с учетом
возрастных особенностей, а также эффективные пути формирования технических
знаний и умений исследовали такие ученые: В. Е. Алексеев, П. М. Андрианов, П.
Р. Атутов, Ю.К. Васильев, А. Я. Матвейчук, А. А. Пермяков Е. А. Фарапонова.
Однако, несмотря на интерес
педагогов к данной проблеме, методика активизации
познавательного интереса учащихся к техническому творчеству в процессе обучения
технологии в школах Московской области представлена фрагментарно и нуждается в
дополнительных исследованиях. Этим
Заключение:
В ходе проведённого исследования были сделаны
следующие выводы:
Особой и важной областью общего феномена «интереса» является
познавательный интерес. Познавательный интерес является сознательной целью
человека, отличающейся эмоционально-чувственным окрасом, а также
ориентированной на определенный объект. Данный процесс может реализоваться с
чувством удовлетворенности от определенной деятельности. Познавательный интерес
формируется на основе нескольких составляющих. К числу таких составляющих можно
отнести: интеллект, эмоции, волю. Центральным организующим звеном для развития
познавательного интереса можно назвать мышление. Наличие познавательного
интереса у ученика формирует благоприятную основу для обучения, которая нужна
для педагога. А также важно отметить, что появление интереса способствует
дальнейшему исследованию, формирует поисковую деятельность.
Познавательный интерес классифицируют по устойчивости, направленности,
уровню деятельности. У учащихся интерес проявляется в любознательности,
заинтересованности, самостоятельности, активности, эмоциональности.
Познавательный интерес способствует развитию В соответствии с анализом
педагогического опыта, а также в соответствии с работами педагогов и
исследователей можно отметить, что в рамках школьного обучения на уроках
технологии можно реализовать подготовку и знакомства школьников с творчеством и
техническим творчеством. Данный вид творческих проявлений детей является
основой для развития технического творчества взрослых людей, и эти процессы
обладают многими общими чертами, однако и имеют свои различия.
Процесс технического творчества, как и любой другой процесс,
реализуется в соответствии с определенными стадиями своего развития. Этот процесс может
происходить в течение 3 стадий. Данные стадии включают: получение либо
образование самой концепции, изобретательную стадию, стадию контроля.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы активизации
познавательного интереса учащихся к техническому творчеству в процессе обучения
технологии в школах
1.1. Психолого-педагогические особенности
активизации познавательного интереса у учащихся
Суть познавательной деятельности, а также познавательного интереса
учащихся раскрывается во многих педагогических работах и трудах по психологии.
Проанализируем данные источники.
Интерес к процессу обучения издавна считается предметом обсуждения в
области педагогики. Стоит также отметить, что у каждого человека есть свои определенные
интересы, в том числе это касается и учащихся. В соответствии с этим важно
заметить, что образовательный процесс должен быть построен на интересах самих
учащихся и стремлении к их развитию.
Понятие
«интерес» раскрывается в трудах и исследованиях многих авторов, ученых,
педагогов. Определения некоторых авторов представим в виде таблицы 1.
Таблица 1
Определение понятия «интерес» в исследованиях различных авторов и
педагогов ФИО Определение Даль В.И. В словаре представлены несколько толкований. Одно из
них характеризует определенное благо, выигрыш, пользу. Другое характеризует
увеличение прибыли в денежном эквиваленте. Третье характеризует определенные
ценности, увеселение, радость. Выготский Л.С. Автор изучал и рассматривал понятие интереса в
качестве определенного воздействия на различные человеческие стороны, на
взгляды человека, на его отношение к различным сторонам жизни, а также на
свободное определение целей и подбор методов деятельности.