Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Агрессивность у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические предпосылки исследования проблемы профилактики агрессивного поведения младших школьников 7

1.1. Проблема агрессии в теориях зарубежной и отечественной психологии 7

1.2. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 16

1.3. Классификация и формы проявлений агрессии у младших школьников 22

Глава 2. Исследование агрессивности у детей младшего школьного возраста 34

2.1. Диагностика агрессивного поведения младших школьников 34

2.2. Разработка программы по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 36

2.3. Оценка эффективности психокоррекционной программы в коррекции агрессивности детей младшего школьного возраста 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 73

  

Введение:

 

Одна из самых актуальных проблем сегодня для психологов, учителей и родителей — возрастающая агрессивность современной молодежи.

Такая антисоциальная ориентация связана прежде всего с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Мы наблюдаем переход к рыночным отношениям, которые по своей структуре ведут к индивидуализации каждого члена общества и, в то же время, к изоляции друг от друга, что приводит к усилению кризиса всей социальной системы. Гнев, жестокость, бессердечие нашего поворотного момента можно понять, но нельзя примирить или оправдать.

Наряду с тем, что в подростковом возрасте такие проявления уже воспринимаются как норма, у младших школьников это становится практически патологическим для учителей и родителей.

Следует рассматривать реакцию каждого человека не только под разными углами, но и прослеживать, на чем она основана. Агрессивное поведение — это не всегда непослушание. По мнению многих современных психологов (Л. Выготский, Л. Данилова, С. Зинченко, Ю. Коломинский), период начальной школы возраст очень важен для закрепления основных тенденций поведения, в том числе агрессивного [1; 4]. Знание механизмов формирования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста позволяет описать способы педагогического и психологического воздействия на ребенка. Явление агрессивного поведения детей довольно сложное, но очень эмоциональное. Агрессивное поведение в целом не соответствует ожиданиям или нормам общества. При этом однозначно определить, какие нормы морали являются критерием здоровой личности, невозможно.

Существует несоответствие образовательных тенденций в семье и школе. Родители могут подчеркнуть, что навязчивость, жестокость — это средства стать счастливым, независимым человеком, игнорируя понятия «публичное», «обычное». Для учителей иногда внешнее поведение становится решающим для оценки личности в целом, включая психические качества. Таким образом, ребенок сам страдает от собственного состояния, агрессивное поведение как бы интегрируется в деструктивную силу, нарушая отношения с близкими [2; 3]. Таким образом, мы видим неоднозначность обозначенной проблемы.

Феноменом агрессии и агрессивным поведением интересовалось большое количество ученых, в частности К. Дарвин, З. Фрейд, Л. Берковиц, А. Басс, Х. Лоренц, Д. Доллард, Д. Зилман, А. Бандура, Д. Тедеши, Р. Б. Фельсон, К. Мюлер, В. Коннекни, С. Смит, Д. Доннерштейн, Дж. Перри, Д. Зильман, Р. Берон, Л. Фридман, Ф. Спеласи, А. Фурманов, П. Ильин и другие внесли свой вклад в развитие науки.

Особое внимание этой проблеме уделялось в работах таких авторов, как Л. Берковиц (агрессия: причины, последствия и контроль), Р. Бэрон, Д. Ричардсон (агрессия), К. Бютнер (детская агрессия и конфликтное поведение). Проблема агрессии освещена в трудах А. Реана (агрессия и агрессивность личности), Л. Семенюк (психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции), Т. Румянцевой (агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке), И. Фурманова ( агрессивность и ее проявления в детском возрасте). При этом отечественные исследователи рассматривали агрессивного субъекта как такового, интегрирующий в себе внутренние и внешние воздействия, тогда как зарубежные ученые сосредоточивали внимание на поиске отдельных детерминант проявления агрессивного поведени.

Однако, многие многие вопросы об особенностях проявлении агрессивного поведения младших школьников, причинах и способах его коррекции до сих пор остались дискуссионными.

Таким образом, существует необходимость в комплексном анализе причин и проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, а так же поиска коррекционного воздействия по снижению уровня агрессивности у детей.

Одним из самых эффективных методов психологической коррекции и профилактики агрессивного поведения в младшем школьном возрасте является арт-терапия. Сегодня происходит становление нового направления ее развития — педагогического, заключающийся в определенной «социальной терапии» личности и коррекции стереотипов его поведения средствами художественной деятельности. Благодаря использованию методов арт-терапии у ребенка снимаются внутренняя напряженность и усталость, устраняется замкнутость, развивается способность адекватно воспринимать себя и окружающих, появляется возможность свободного самовыражения и самопознания. Кроме того, арт-терапевтические практики создают положительный эмоциональный настрой и формируют у школьника уверенность в собственных силах. При том, что в арт-терапии сегодня есть много разработок для работы с агрессивностью, в частности подростковой, не хватает теоретических обобщений по этой теме, что делает исследование актуальным.

В следствии чего возникают противоречия между:

— возросшим уровнем агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и отсутствием системного подхода к его профилактике и коррекции;

— между теоретической проработанностью проблемы агрессии и агрессивного поведения и недостаточностью методического обеспечения педагогов, психологов по предотвращению и снижению уровня агрессивности;

— между теоретической обоснованностью использования различных средств арт-терапии в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей и отсутствием практических разработок в их использовании.

Объект исследования — агрессивное поведение у младших школьников.

Предмет исследования — процесс коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Цель исследования — проанализировать влияние арт-терапии на коррекцию агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования:

1. мы предположили, что внутрениие и внешние фаторы младшего школьникоа накладывают отпечаток на формирование эмоциональной сферы детей, что влечет за собой вспышки проявления агрессии в поведении,

2. коррекционная программа, основанная на арт-терапии, способствует коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы уточнить понятие агрессивного поведения.

2. Определить основные научно-теоретические подходы к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста

3. Определить специфику акт-терапии как средства профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей.

4. Провести исследование, направленное на изучение влияния арт-терапии как средства коррекции и профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

5. Разработать практические рекомендации для психологов по коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, метод математической статистики.

База исследования. Исследование было проведено на базе МОУ СОШ 13. В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Проделанная работа может внести вклад в дальнейшее изучение особенностей факторов возникновения и проявления агрессивного поведения у младших школьников.

Основные выводы могут способствовать выработке коррекционных программ по снижению агрессивного поведения младших школьников. Полученные результаты и сформулированные на их основе рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, родителей с целью снижения агрессии детей.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, агрессия — это форма поведения, направленная на оскорбления или оскорбления, нанесение вреда другим живым существам или объектам. Агрессия — это ситуативное, эмоциональное, психологическое состояние.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте создает дискомфорт не только для внешнего окружения ребенка (родителей, воспитателей, учителей, сверстников). Оно прежде всего вызывает трудности для самого ребенка по установлению взаимоотношений с окружающими. Агрессивное поведение определяет не только статус ребенка в системе общественных связей и взаимоотношений, ее влияние на развитие личности имеет долговременный характер: результаты лонгитюдных исследований свидетельствуют о том, что агрессивное поведение достаточно стабильна во времени, существует высокий уровень вероятности того, что агрессия в младшем школьном возрасте может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у детей. Стоит заметить, что агрессивное поведение ребенка этого возраста не всегда является патологией. В период развития лиц этой возрастной категории наблюдается интенсивное развитие когнитивной, эмоциональной, а также волевой сфер ребенка. Соответственно, агрессивное поведение может быть нормой выражения и проявления эмоциональной сферы как непосредственного или опосредованного выражения недовольства ребенком собственных нужд. Младший школьник может проявлять агрессию в норме через эмоции гнева, раздражения, злости как реакцию на возбуждающие факторы, которые нарушили физический или психологический комфорт ребенка. Однако, когда агрессивное поведение младшего школьника вызывает дискомфорт для него самого и окружающих, возникает потребность предоставления ему психологической помощи с осознания объектов собственной агрессии, нейтрализации негативных эмоций и чувств и ослабление агрессии.

В научной психологической литературе агрессивное поведение определяется как мотивированное поведение, акт, который может оказать физическую или психологическую ущерб объектам, вызывая в них депрессию, психологический дискомфорт, напряжение, страх, состояние подавления.

Анализ различных научных концепций позволяет утверждать, что агрессивное поведение в детском возрасте может быть вызвано причинами физического, психического или социального характера, и выделить определенные виды агрессии: по направленности: направлена на конкретного человека, направлена на социальное окружение; внутренняя (аутоагрессия, самообвинения) по характеру проявления, физическая (избиение, угрозы); материальная (разрушение или уничтожение вещей другого), психологическая (словесные издевательства, прозвища).

Агрессивное поведегние, создавая психологический дискомфорт определенным объектам, вызывает их психологическое истощение. Поэтому педагоги, психологи, родители должны искать средства и методы ее предупреждения и преодоления.

Рисуночная терапия — один из самых эффективных психодиагостичних и психокоррекционных средств, заключается в использовании приемов графики, живописи. Основой реализации задач рисуночной терапии есть разные методы изобразительного искусства. Именно его относят к наиболее распространенных видов арт-терапии.

Рисуночная терапия как средство психологической коррекции помогает гармонизировать эмоции ребенка, адаптирует ее к учебному заведению, способствует как развитию творческих способностей, так и снижению агрессивности у детей разного возраста. В то же время ее можно рассматривать и как метод. В частности, рисуночная терапия выступает продуктивным методом диагностики и психологической коррекции особенностей проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Изобразительная деятельность помогает осуществлению человеком психологической саморегуляции, свободному выражению эмоций, мыслей и чувств, а также освобождению от негативного эмоционального опыта. Этот метод психокоррекционной работы способствует отражению в сознании человека окружающего мира и социальной действительности, ее моделированию, выражению собственного отношения к ней. Поэтому через рисунки можно основательно понять причины возникновения агрессивных состояний и поведения детей, способы их выявления, разновидности, а также интересы детей, причины их глубоких переживаний, которые не всегда раскрываются других средств коррекции. Важно учитывать это при работе с проявлениями агрессивного поведения у младших школьников.

Рисование развивает эмоционально-двигательную координацию, поскольку требует согласованной участия многих психологических функций. Оно вызывает координации взаимодействия полушарий головного мозга, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие.

Рисование создает естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Художественные средства могут использоваться в психодиагностике, консультировании и психокоррекции с различными типами клиентов, в сочетании с различными другими арт-терапевтическими подходами и на разных этапах психокоррекции, особенно с детьми, которые демонстрируют проявления агрессивного поведения, в частности вербальной агрессии и аутоагрессии.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что после проведения коррекционной программы с использованием арт-терапии у детей в экспериментальной группе снизились проявления агрессивного поведения. Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность арт-терапевтических методов как средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

На констатирующем этапе было обнаружено, что более 80% исследуемых имеют повышенный уровень агрессивного поведения; при этом они более склонны к вербальной и косвенной агрессии, чем в физической. Согласно результатам эмпирического исследования была разработана программа преодоления агрессивного поведения с использованием средств арт-терапии. Программа состоит из 10 занятий продолжительностью по 45 минут.

В ней использованы арт-терапевтические упражнения (лепка, сказкотерапевтической и рисунку техники), а также информационные сообщения, мозговой штурм, ролевые игры, упражнения-демонстрации.

Предложенная программа может быть очень актуальной и целесообразной в работе психологической службы рекреационных заведений. Ожидаемые результаты по программе нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранения вербальной и невербальной агрессии.

Апробация программы показала ее эффективность. В частности, повторное исследование выявило уменьшение показателей агрессивного поведения в экспериментальной группе. В контрольной группе существенных изменений не выявлено.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Установлено, что проблема агрессивного поведения наиболее остро проявляется в младшем школьном возрасте. Это связано с кризисными особенностями данного возраста.

2. Выявлено, что современные дети характеризуются высоким уровнем физической и вербальной агрессии, враждебности, конфликтности.

3. Предложена коррекционная программа по преодолению агрессивного поведения для внедрения в работу психологических служб рекреационных заведений.

Перспективы дальнейших исследований усматриваются в изучении влияния средств арт-терапии на преодоление агрессивных проявлений в других возрастных группах, сравнении результатов в девчачьей и мальчишечьей подвыборкам.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические предпосылки исследования проблемы профилактики агрессивного поведения младших школьников

1.1. Проблема агрессии в теориях зарубежной и отечественной психологии

В рамках психологической науки феномен агрессии начали изучать с конца XIX века. Первые психологические взгляды на проблему агрессии были несколько упрощены. Так, У. Джеймс считал, что агрессивное поведение вызывается инстинктом враждебности, У. Макдугалл также выделил среди основных человеческих инстинктов инстинкт агрессии.

Научные изыскания в начале ХХ века дали два мощных психологических направления (психоанализ и бихевиоризм), которые привели к двум основным подходам к человеческой агрессии: как врожденному свойству и как реакции на неблагоприятный внешний раздражитель.

С. Фрейд в своих работах указывал на наличие инстинкта «Танатос», действие которого проявляется в подсознательном стремлении к разрушению и самоуничтожению. А. Адлер, создавший теорию комплексов неполноценности, указывал на агрессию как на один из способов преодоления таких комплексов. Однако практически все «ранние» взгляды на агрессию и ее природу характеризовались отсутствием эмпирической основы.

Одной из первых более или менее фундаментальных теорий агрессии, основанной на результатах ряда эмпирических исследований, можно считать теорию взаимосвязи между фрустрацией и агрессивным поведением (теория «фрустрация-агрессия»), автором которой является группа американских исследователей во главе с Д. Доллард и Н. Миллер [3].

Значительные успехи в изучении этой проблемы были достигнуты в послевоенный период и особенно в 60-е годы. XX век в результате синтеза знаний ряда естественных и гуманитарных наук (психология, биология, социология, экология), а также развития научной методологии. Метод эксперимента получил широкое распространение при изучении агрессии. Именно в эти годы был накоплен значительный объем эмпирических знаний и сформулированы основные теоретические принципы изучения агрессии.

Появились работы виднейших исследователей в этой области — А. Басса, Л. Берковица, А. Бандура и других. Методологической основой большинства исследований был необихевиоризм, хотя были и исключения. Таким образом, К. Лоренц создал близкую к Фрейду теорию врожденного инстинкта агрессии. Э. Фромм в своих работах рассматривал агрессию с позиций неофрейдизма. Вопросы агрессии и агрессии личности рассматривались в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) [7].

В 80-е гг. в западной психологии появились новые направления и перспективы в изучении человеческой агрессии. К особенностям изучения агрессии в западной науке можно отнести то, что она не воспринималась как явно негативное явление. В отечественной науке агрессия изучается в основном как признак девиантного и делинквентного поведения.

Смена в конце 80-х — начале 90-х гг. политическая и социальная ориентация в обществе, развитие и распространение социальных конфликтов, рост насилия привели к тому, что феномен агрессии стал фокусом отечественной психологии. В трудах Т. Румянцевой, С. Завражина, О. Бовта, С. Васьковской и других исследователей феномен агрессии отражен в контексте возрастной и педагогической психологии, затрагивающей проблему детской и подростковой агрессии и агрессии. Это привело к появлению новых направлений в изучении факторов агрессивного поведения.

В настоящее время в психологической науке предпринимаются попытки объединить разные подходы, теории агрессии в единую концепцию изучения этого сложного явления. Сложность и разнообразие форм агрессии (особенно в отношении поведения человека) приводит к тому, что сегодня в науке нет однозначной трактовки и определения этого явления. Все это позволяет разным авторам в зависимости от цели и задач исследования вкладывать в понятие агрессии разные смыслы.

Учитывая, что проявления агрессии у человека разнообразны, многие исследователи пытались трактовать агрессию по-своему и создавать определенные типологии агрессивных действий.

А. Басс считает, что агрессия — это любое поведение, которое угрожает другим или причиняет им вред. Г. Левин и Б. Флейшман, указывая на разнообразие феномена агрессивного поведения, определили его как «выученные реакции на возбуждение, вызванное фрустрацией, или инструментальные действия, направленные на достижение различных целей».

Л. Берковиц и С. Фешбах считают, что одним из основных атрибутов агрессии является намерение нанести ущерб, а не только сам ущерб.

Д. Зильман ограничивает использование термина «агрессия» попытками причинить или нанести телесные или физические повреждения другим людям.

Э. Фромм использует понятие агрессии только в отношении поведения, связанного с самообороной, с соответствующей реакцией на угрозу, и, как следствие, различает понятия «доброкачественная агрессия» и «деструктивная агрессия» — жестокость.

Х. Хекхаузен определяет агрессию как «совокупность различных действий, которые нарушают физическую или психическую неприкосновенность другого человека (или группы людей), причиняют материальный ущерб, препятствуют реализации его намерений, противоречат его интересам или приводят к его разрушению».

Д. Майерс дает более лаконичное определение этого явления: «агрессия — физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда».

Известные исследователи этой проблемы Р. Барон и Д. Ричардсон предлагают определение, учитывающее ряд нюансов. По их мнению, агрессия — это «любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не хочет такого поведения». Это определение используется большинством западных экспертов [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы