Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Административная ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Юридическая ответственность 6
1.1. Понятие и виды юридической ответственности 6
1.2. Принципы юридической ответственности 19
1.3. Цели, задачи и стадии юридической ответственности 25
Глава 2. Правовая характеристика института административной ответственности за нарушение требований и мероприятий в области гражданской обороны 33
2.1. Основные понятия и задачи гражданской обороны 33
2.2 Права, обязанности и надзор в области гражданской обороны 45
2.3. Анализ правоприменительной и судебной практики по делам об административных правонарушениях в области гражданской обороны 56
Заключение 65
Список использованных источников 67
Введение:
В последние десятилетия волны экономического кризиса, которые время от времени сотрясают все без исключения страны, дестабилизируют и политические отношения между государствами. У нас опять появился потенциальный внешний враг.
Кроме того, природные катаклизмы (наводнения, пожары, засухи и т.д.) и техногенные катастрофы в нашей стране также происходят с завидной регулярностью.
Все это стало причинами того, что гражданская оборона вновь стала актуальной, а меры, предпринимаемые в этой области – чрезвычайно важными. Важно само понимание, что такое гражданская оборона в наши дни, каковы ее цели и какие меры принимаются для ее укрепления.
Перед гражданской обороной ставится множество задач и целей, выполнение которых должно осуществляться при военном конфликте, природных или техногенных катастрофах, т.е. при возникновении любой чрезвычайной ситуации.
Под правилами в области гражданской обороны понимают специальные условия, требования эксплуатации технических систем управления и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные требования и мероприятия, обязательные к осуществлению в области гражданской обороны, установлены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействия, связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны.
Готовность сил и средств к гражданской обороне имеет сегодня особое значение, а совершенствование мер, предпринимаемых при ее осуществлении, является одной из первостепенных задач. Это очевидно при условии понимания назначения гражданской обороны. Оно состоит в решении ряда важнейших задач в случае начала военных действий или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, среди которых:
обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим;
сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей.
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» во второй статье дает вполне конкретные ориентиры на этот счет. Первоочередная задача заключается в подготовке населения в области гражданской обороны. Она в соответствии со статьей 1 этого же закона заключается в обучении населения действиям в ситуациях, связанных с возникновением различного рода опасностей.
Ценой ошибок, неграмотных действий по решению перечисленных задач могут стать многочисленные жертвы среди населения и колоссальный ущерб экономике страны. Понимая это, многие руководители государственных органов и организаций совершенно справедливо задаются вопросом: что нужно для обеспечения эффективной гражданской обороны?
Объектом данной работы является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в связи с нарушениями требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Предметом исследования являются научно-теоретические и нормативно-правовые аспекты административно-правового регулирования в области гражданской обороны.
Цель работы — исследовать понятие и основания административной ответственности за нарушение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Для достижения цели необходимо решать ряд следующих задач:
дать определение понятию и видам юридической ответственности; изучить принципы юридической ответственности;
охарактеризовать цели, задачи и стадии юридической ответственности;
раскрыть понятие и обозначить задачи гражданской обороны;
рассмотреть права, обязанности и надзор в области гражданской обороны;
изучить принципы формирования административной ответственности за нарушение требований и мероприятий в области гражданской обороны;
провести анализ правоприменительной и судебной практики по делам об административных правонарушениях в области гражданской обороны.
Методологическая и теоретическая основа работы. Методологической основой исследования явились такие методы, как исторический, логико-юридический и системный методы познания, анализ материала, его обобщение, сравнение различных точек зрения и выделение из них наиболее предпочтительных. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, административное уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, федеральные законы РФ.
Степень научной разработанности темы исследования. В сфере гражданской обороны много лет проводится научно-исследовательская работа по различным направлениям. Некоторые известные труды ученых в указанной области включают в себя: «Организация гражданской обороны» В.А. Казанцева, А.Н. Терентьева, В.Н. Трубникова, где подробно описывается система организации гражданской обороны, ее задачи, принципы и методы работы; «Гражданская оборона в условиях угрозы терроризма и экстремизма» В.П. Галкина — в монографии рассматривается вопрос об угрозах терроризма и экстремизма и о том, как справляться с ними в рамках гражданской обороны; «Теория и методика противодействия чрезвычайным ситуациям» Е.А. Шульженко, А.В. Русинова, где рассматриваются теоретические и методические аспекты противодействия чрезвычайным ситуациям, включая вопросы организации деятельности по гражданской обороне; «Гражданская оборона и проблемы безопасности граждан в условиях глобализации» Л.В. Меркулова — в книге рассматриваются вопросы безопасности граждан в условиях глобализации и о том, как гражданская оборона может помочь защитить людей и имущество от возможных угроз; «Оценка уязвимости объектов и территорий к техногенным и природным опасностям» А.В. Русинова, В.А. Шпакова — в работе рассматривается методика оценки уязвимости объектов и территорий к техногенным и природным опасностям, что позволяет определить меры по улучшению их защиты.
Заключение:
В заключении дипломной работы можно отметить, что данная тема является актуальной и важной для общества. В работе было проведено исследование правовых основ и нормативных актов, регулирующих вопросы гражданской обороны и административной ответственности за невыполнение требований и мероприятий в установленной сфере области. Также были проанализированы случаи нарушения законодательства в данной области и рассмотрены меры административной ответственности, применяемые к правонарушителям.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что эффективность мер административной ответственности за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны напрямую зависит от их строгости и соответствия реальности. Кроме того, важно не только установление ответственности за нарушения, но и предупреждение возможных рисков и снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Автором сделан вывод, что юридическая ответственность — это многогранная правовая концепция, касающаяся нарушений в различных сферах общественных отношений. Характер и метод производства в обществе определяют общественные отношения, которые соответствуют частным и общественным методам производства. Институт административной ответственности направлен на защиту и восстановление общественных интересов, а не частных. Действующая система административной ответственности в России не в полной мере соответствует изменившимся условиям жизни общества, и существует необходимость в переменах. Однако развитие новых видов юридической ответственности поверхностно связано с административной ответственностью, и по мере развития общественных отношений, основанных на частной собственности, может наблюдаться обострение противоречий между содержанием правовых норм и содержанием норм, устанавливающих ответственность за соответствующие правонарушения, что приводит к выделению отдельных подвидов юридической ответственности. ответственность.
Таким образом, дальнейшее совершенствование законодательства и мероприятий в области гражданской обороны и административной ответственности за их невыполнение является важной задачей государства и общества в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Юридическая ответственность
1.1. Понятие и виды юридической ответственности
В современном обществе функционируют различные виды социальной ответственности: моральная, политическая, семейная, религиозная и т.д. Особое место в системе социальной ответственности отводится юридической ответственности. Юридическая ответственность вбирает в себя общие характеристики социальной ответственности, и одновременно обладает собственными специфическими признаками. В юридической литературе вопрос о понятии юридической ответственности является дискуссионным. В законе отсутствует четко установленное определение понятия юридической ответственности, что создает сложности для анализа этой правовой категории, которая трактуется исследователями по-разному.
Одни авторы под ней подразумевают процесс применения санкций . Другие представляют ее в виде охранительного правоотношения, возникающего между нарушителем и государственными органами . Но, в тоже время, все они отмечают, что юридическая ответственность – это специфическая обязанность претерпевания лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Здесь возникает еще один подход: юридическая ответственность означает применение санкций правовых норм, указанных мер ответственности .
Наиболее распространенной в литературе о юридической ответственности является ее трактовка как меры государственного принуждения, как реакции на совершенное правонарушение. Так, О.С.Иоффе и М.Д.Шаргородский утверждали, что юридическая ответственность есть сочетание трех элементов: они определяют юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка .
По мнению С.С. Алексеева, юридическая ответственность представляет собой одно из проявлений общесоциальной ответственности – «такое проявление, которое в соответствии с особенностями права прямо выражает его государственно-властную природу и, не перекрываясь другими правовыми явлениями (правосознанием, законностью), касается главным образом последствий за неправомерное, безответственное, с точки зрения закона, поведение». С.С. Алексеев отмечает, что понятие «юридическая ответственность» появилось в связи с необходимостью закрепить применение таких санкций, которые будут выражать общественное осуждение поведения правонарушителя и будут преследовать цель воздействия на него, на его сознание и на ценностные ориентиры его поведения.
И.С.Самощенко полагал, что юридическая ответственность есть особое, предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице определенных его органов .
Таким образом, можно определить, что юридическая ответственность – это юридическая обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения – обязанность правонарушителя претерпеть ограничение прав материального, правового или личного характера .
В юридической литературе выделяются следующие признаки юридической ответственности:
1. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением. Никакие другие меры общественного или иного принуждения (например, общественное осуждение), даже если они и осуществляются в связи с правонарушением, не являются юридической ответственностью.
А.С. Шабуров отмечает, что «юридическая ответственность – не само по себе принуждение, а «мера» этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф – в рублях, лишение свободы – в годах и т.д.)» .
Государственное принуждение выступает содержанием юридической ответственности. Государственное принуждение – специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе . Но это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.
Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность – это одновременно и претерпевание лишений, она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнять предписанное. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами. Так, лицу, совершившему административное или гражданское правонарушение, дается возможность добровольно исполнить меру государственного принуждения – заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако если такие действия не будут совершены к определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным исполнителем, или иным органом .
1. Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Только состав правонарушения является единственным фактическим основанием для юридической ответственности. «По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от правонарушений» . Но если государственное принуждение применяется к субъектам вне связи с правонарушением, то это не будет являться мерой ответственности. Не являются правонарушениями и, соответственно, не могут выступать в качестве основания юридической ответственности деяния, хотя внешне и сходные с правонарушениями, но не являющиеся таковыми в силу своей общественной значимости. К таким деяниям действующее законодательство относит институты необходимой обороны, крайней необходимости, а также обоснованный риск. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности.