Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психолого-педагогическая учитель начальных классов

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Адаптация ребёнка к школе проблемы и пути их преодоления на примере школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем адаптации первоклассников к школе 8

1.1. Понятие и специфика адаптации первоклассников к школе 8

1.2. Понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников 19

Глава 2. Диагностическое исследование уровня адаптированности первоклассников к школе 31

2.1. Общая характеристика и методология исследования 31

2.2. Диагностика уровня адаптированности учащихся первого класса к школе 40

Глава 3. Практическая работа по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации 50

3.1. Разработка и апробация комплекса адаптационных занятий для первоклассников 50

3.2. Анализ результатов практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

ПРИЛОЖЕНИЯ 85

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Главная задача образования – гармоничное развитие личности человека, приобретение им навыков и умений, которые он сможет использовать на благо общества. Современная школа находится в постоянном поиске таких систем обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Поступление ребенка в школу является переломным моментом в жизни в жизни каждого первоклассника и его семьи. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что учеба для него является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Приходя в школу и попадая в новую для себя ситуацию, практически все первоклассники переживают и волнуются, испытывают эмоциональный дискомфорт. Период адаптации к школе для них является очень сложным, связанным со стрессом, приводящим к общему ослаблению организма, повышению риска заболеваний. Тема адаптации обучающихся к школе представляется одной из важнейших образовательных проблем в силу значительного влияния первичного вхождения в образовательный процесс на последующие годы обучения, которое, может быть, как благоприятным увлекательным процессом в жизни ребенка, так и предметом для страданий, переживаний и избегания места и деятельности ставших причиной негативных впечатлений. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. На сегодняшний день довольно повсеместным явлением в младших классах массовых школ можно назвать те или иные трудности школьной адаптации учащихся. По имеющимся данным, от 15 до 40% младших школьников общеобразовательной школы испытывают нарушения школьной адаптации, а также отмечается выраженная тенденция к дальнейшему росту их количества . Поэтому в начальной школе необходимо создать педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка к современной школе.

Таким образом, проблема адаптации учащихся первых классов к условиям современной школы требуют детального изучения и осмысления, поскольку от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья и успешность дальнейшего обучения.

Степень изученности проблемы исследования. Вопросы адаптации младших школьников к учебному процессу исследовали С.К. Баланина, О.А. Воскрекасенко, Т.Н. Кочеткова, О.А. Сопочкина, П.А. Федорова, Т.С. Хазыкова и др. На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к учебному процессу и условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, социологии, педагогики, физиологии, медицины, теории и методики физического воспитания (М.Р. Битянова, Л.Л. Половина, Б.Г. Ананьин, Л.И.Лубышева и др.).

В научной литературе отмечается, что обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Поступление ребенка в первый класс является самым важным и одновременно трудным периодом в его жизни. У ребенка меняется почти весь его образ жизни – новый режим дня, новое окружение (педагоги и одноклассники), новые требования и обязанности. У многих детей возникают проблемы с адаптацией к учебному процессу. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие на психолого-педагогическом уровне между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей. Из данного противоречия вытекает проблема исследования – каким образом организовать и наполнить содержанием процесс адаптации современных детей к началу обучения, учитывая психологические особенности в их развитии.

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к современной школе.

Предметом исследования являются содержание, методы, средства и формы адаптации первоклассников к процессу обучения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс адаптации первоклассников к процессу обучения будет проходить наиболее успешно при условиях:

− определения значения адаптации к обучению в системе жизнедеятельности первоклассников;

− выполнения следующих задач: создание эмоционально благоприятной атмосферы; согласованность действий педагогов и родителей; организация учебного процесса с учетом готовности детей к обучению в начальной школе;

− если будут разработан и экспериментально обоснован комплекс адаптационных занятий для первоклассников.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс адаптационных занятий для первоклассников как элемента образовательного процесса в начальной школе.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятие и специфику адаптации первоклассников к школе;

2) определить понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников;

3) дать общую характеристику и определить методологию исследования;

4) провести диагностику уровня адаптированности учащихся первого класса к школе ;

5) разработать и апробировать комплекс адаптационных занятий для первоклассников;

6) Проанализировать результаты практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников.

Методы исследования:

− анализ психологической, педагогической литературы;

− наблюдение за деятельностью педагогов;

− наблюдение за детьми;

− проведение педагогического эксперимента;

− обработка полученных результатов;

− методы математической статистики.

Теоретической основой исследования послужили труды выше перечисленных ученых и практиков.

База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича, с. Алексеевка, Алексеевского муниципального района Самарской области (сокращенное название: ГБОУ СОШ с. Алексеевка), в исследовании приняли участие 40 обучающихся первых классов.

Проведенное исследование имеет теоретическую значимость – это, прежде всего, определяется актуальностью исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления об особенностях процесса адаптации ребенка к условиям современной школы, обоснована необходимость разработки модели педагогического процесса адаптации учащихся 1-х классов к обучению в современной школе.

Практическая значимость состоит в возможности применения исследовательского материала педагогами и родителями при организации процесса адаптации ребенка к современной школе.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам, работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы в количестве 62 источников и 5 приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начало обучения в школе вносит серьёзные перемены в жизнь первоклассника. Переход в школу как новый этап социального развития личности первоклассника сопровождается серьезными психофизиологическим изменениями, бурным ростом познавательных процессов, личностными изменениями, а также может совпасть с возрастным кризисом. При этом начало систематического обучения ребенка в школе выдвигает множество важнейших задач нового типа, с которыми ребенок ранее не сталкивался. Адаптация к условиям начальной школы представляется особым и сложным периодом в жизни ребенка. Первоклассники осваивают новую социальную роль ученика, появляются новые межличностные отношения с одноклассниками, учителями, изменяется социальное окружение, наконец, меняется образ жизни.

Анализ теоретических основ адаптации ребенка к школе позволил отметить разнообразие подходов к определению этого понятия.

Адаптация ребенка к школе представляет собой сложный процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация – это процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни, общим правилам и требованиям, активной познавательной деятельности, приобретению учебных навыков, полного усвоения картины мира. В процессе школьной адаптации формируются отношения ребенка с миром и к собственной личности; устойчивые формы отношений со сверстниками и взрослыми; базовые установки, характеризующие успешность обучения ребенка; эффективное общение; возможности самоутверждения в школьной среде. От того, насколько ребенок готов к школе, будут зависеть его учебные достижения, успешный вход в режим школьной жизни, а также психологическое самочувствие и успешность процесса адаптации.

Адаптированным считается тот ребенок, который полностью раскрывает свой личностный, физический и умственный потенциал в данной педагогической среде.

На адаптацию ребенка влияет его социальное окружение, то есть общение со сверстниками, по содержание и глубине личностных связей отличается от общения со взрослыми. Первая адаптация (кроме адаптации в детском саду) осуществляется в школе, где происходит становление личности первоклассника, предполагающее активное усвоение действий в общности норм и овладении формами и средствами учебной деятельности.

Процесс адаптации к обучению в начальной школе, а также трудности, которые могут возникать у ребенка в этот период, связаны с воздействием большого числа факторов: как личностных особенностей индивидуума, так и влияния на него внешних обстоятельств. Поэтому очень важно в адаптационный период создать организационно-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школе. Такими условиями являются: комплексное диагностирование личности на этапе адаптации; физическое воспитание; разработка и реализация индивидуальных программ адаптации личности.

В начальной школе происходит становление личности первоклассника, предполагающее активное усвоение действий в общности норм и овладении формами и средствами учебной деятельности. Готовность к обучению в школе, является важнейшим фактором успешной адаптации ребенка к обучению в современной школе и, прежде всего, определяется как наличие соответствующих мотивов учения: понимание значимости учения, стремление и интерес к знаниям, проявляемый ребенком.

Для того чтобы адаптация первоклассников происходила наиболее успешно необходимо обеспечить равные условия для их развития, создать систему педагогических воздействий на личность в соответствии с уровнем готовности ребенка в школе, а так же систему адаптации ребенка к процессу обучения, используя педагогические условия, для того чтобы ребенок получил возможность успешно пройти процесс адаптации к обучению в школе.

Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:

 проведена первичная диагностика уровней адаптированности детей к школе; результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента подтвердили важность и необходимость организации психолого-педагогической работы по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации.

 в ходе формирующего эксперимента реализован комплекс занятий по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации.

 на контрольном этапе проведена повторная диагностика, направленная на определение эффективности комплекса адаптационных занятий для первоклассников; результаты повторной диагностики показали, что младшие школьники экспериментальной группы значительно улучшили показатели адаптированности.

Таким образом, уровень адаптации ребенка к школе можно изменять в положительную сторону посредством организации занятий, направленных на преодоление проблем адаптации первоклассников и профилактику школьной дезадаптации. Цель занятий: помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе. Занятия ориентированы на развитие у первоклассников учебной мотивации, уверенности в себе и своих учебных возможностях, снижение школьной тревожности и снятии эмоционального напряжения, повышение коммуникативной культуры.

В основе содержания деятельности по адаптации младшего школьника к школе лежит его разностороннее развитие, которое объединяет его физиологическое, психологическое развитие, уровень здоровья и различные внешние и внутренние факторы, приводящие к успешной адаптации к условиям школы. В ходе формирующего эксперимента использовались различные способы, которые можно условно разделены на три основные группы: способы, связанные с содержательной стороной занятия (новизна, наглядность, занимательность, практическая значимость и др.); способы организации занятия (использование игровых технологий, психотехнологий); способы, определяющие отношения между участниками (создание благоприятного эмоционального фона и психологического микроклимата в классе и др.). На практике оптимальное сочетание и способов способствует адаптации ребенка к школе.

Полученные результаты на контрольном этапе исследования позволили определить наличие более высокого уровня адаптации обучающихся, с которыми были проведены адаптационные занятия в рамках формирующего эксперимента, в сравнении с участниками контрольной группы.

Первоклассниками из экспериментальной группы были продемонстрированы более высокие результаты по преобладанию положительных эмоций в отношении школы. Также у детей экспериментальной группы показатели сформированности внутренней позиции школьника были значительно выше, чем в контрольной. Низкого уровня по данному показателю не было выявлено.

Комплекс адаптационных занятий дал положительную динамику по всем аспектам адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, а значит, его можно рекомендовать к применению в образовательном процессе начальной школы.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем адаптации первоклассников к школе

1.1. Понятие и специфика адаптации первоклассников к школе

В настоящее время в работе общеобразовательной организации особый акцент уделяется созданию условий для успешной социальной адаптации, социализации и развития детей. Поскольку сегодняшние первоклассники являются залогом здоровья целой нации, проблема адаптации ребенка к школе приобретает глобальную значимость. Во многом успешность обучения будет зависеть именно от того, как войдет в учебный процесс и начнет учиться ребенок .

Переход ребенка от детского сада к школе сопряжен с многочисленными трудностями как для родителей, так и будущего младшего школьника. С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется кардинально. Вместо знакомой игры, позволяющей ребенку приобрести социальные навыки, но носящей свободный характер, учебная деятельность требует от ученика мотивированности и волевых усилий, необходимых для выполнения требований, предъявляемых новой школьной жизнью. На смену игровой деятельности в его жизнь приходит обучение, представляющее собой новую для него обязательную и ответственную деятельность. Теперь перед ребенком встает задача усваивать знания и формировать умения и навыки не в ходе научения через наблюдение, а целенаправленно, последовательно и систематично усваивать теоретические знания и формировать практические умения и автоматизированные навыки. Новая для ребенка учебная деятельность требует систематической и специально образом организованной работы с включением произвольного и после произвольного внимания предполагающие напряжение сил и приложение волевого усилия. Весь повседневный ход жизни ребенка перестраивается под влиянием появления нового ведущего вида деятельности .

Вместе с новыми атрибутами взрослости приходят и новые обязанности, связанные с учебной работой: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой и т. д.

Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения, высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и многому другому. Адаптацию исследователи трактуют как приспосабливание, привыкание к новым условиям, однако качественное характеристика состоит в преодолении трудностей, формировании личностных характеристик, отношения к происходящим изменениям. Адаптация – это понятие, не относящееся к какой-либо одной области знаний, это межпредметная категория. Она описывается социологами, медицинскими работниками, педагогами, философами, однако говорить о комплексном изучении адаптации пока не приходится, так как каждая наука рассматривает только какой-то конкретный аспект и использует свой понятийный аппарат. Адаптация заключается в конструктивном взаимодействии личности и социальной среды, выраженное в оптимальном соотношении целей и ценностей, потребностей и интересов личности и группы, когда происходит раскрытие и развитие индивидуальности человека при вхождении в социальное окружение. Сформированность личностно-психологических особенностей и положительных характеристик эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной, поведенческой сферы, а также социальная активность является результатом адаптации .

Взаимодействие ребенка с социальной средой и как следствие полная его интеграция в социальную систему, в ходе которого происходит его приспособление называется «адаптация». Приспособление к новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе – значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника .

Адаптированным считается ребенок, вовлеченный в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Также важно, чтобы процесс адаптации не вызвал у ребенка серьезных внутренних потерь, переживаний, перепадов настроения, заниженной самооценки. Школьная адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию .

Школьная адаптация – это процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни, общим правилам и требованиям, активной познавательной деятельности, приобретению учебных навыков, полного усвоения картины мира. Школьная адаптация связана с психологической готовностью учеников к обучению .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы