Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Адаптация ребёнка к школе проблемы и пути их преодоления на примере школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем адаптации первоклассников к школе 8
1.1. Понятие и специфика адаптации первоклассников к школе 8
1.2. Понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников 19
Глава 2. Диагностическое исследование уровня адаптированности первоклассников к школе 31
2.1. Общая характеристика и методология исследования 31
2.2. Диагностика уровня адаптированности учащихся первого класса к школе 40
Глава 3. Практическая работа по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации 50
3.1. Разработка и апробация комплекса адаптационных занятий для первоклассников 50
3.2. Анализ результатов практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Главная задача образования – гармоничное развитие личности человека, приобретение им навыков и умений, которые он сможет использовать на благо общества. Современная школа находится в постоянном поиске таких систем обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Поступление ребенка в школу является переломным моментом в жизни в жизни каждого первоклассника и его семьи. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что учеба для него является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Приходя в школу и попадая в новую для себя ситуацию, практически все первоклассники переживают и волнуются, испытывают эмоциональный дискомфорт. Период адаптации к школе для них является очень сложным, связанным со стрессом, приводящим к общему ослаблению организма, повышению риска заболеваний. Тема адаптации обучающихся к школе представляется одной из важнейших образовательных проблем в силу значительного влияния первичного вхождения в образовательный процесс на последующие годы обучения, которое, может быть, как благоприятным увлекательным процессом в жизни ребенка, так и предметом для страданий, переживаний и избегания места и деятельности ставших причиной негативных впечатлений. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. На сегодняшний день довольно повсеместным явлением в младших классах массовых школ можно назвать те или иные трудности школьной адаптации учащихся. По имеющимся данным, от 15 до 40% младших школьников общеобразовательной школы испытывают нарушения школьной адаптации, а также отмечается выраженная тенденция к дальнейшему росту их количества . Поэтому в начальной школе необходимо создать педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка к современной школе.
Таким образом, проблема адаптации учащихся первых классов к условиям современной школы требуют детального изучения и осмысления, поскольку от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья и успешность дальнейшего обучения.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросы адаптации младших школьников к учебному процессу исследовали С.К. Баланина, О.А. Воскрекасенко, Т.Н. Кочеткова, О.А. Сопочкина, П.А. Федорова, Т.С. Хазыкова и др. На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к учебному процессу и условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, социологии, педагогики, физиологии, медицины, теории и методики физического воспитания (М.Р. Битянова, Л.Л. Половина, Б.Г. Ананьин, Л.И.Лубышева и др.).
В научной литературе отмечается, что обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Поступление ребенка в первый класс является самым важным и одновременно трудным периодом в его жизни. У ребенка меняется почти весь его образ жизни – новый режим дня, новое окружение (педагоги и одноклассники), новые требования и обязанности. У многих детей возникают проблемы с адаптацией к учебному процессу. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие на психолого-педагогическом уровне между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей. Из данного противоречия вытекает проблема исследования – каким образом организовать и наполнить содержанием процесс адаптации современных детей к началу обучения, учитывая психологические особенности в их развитии.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к современной школе.
Предметом исследования являются содержание, методы, средства и формы адаптации первоклассников к процессу обучения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс адаптации первоклассников к процессу обучения будет проходить наиболее успешно при условиях:
− определения значения адаптации к обучению в системе жизнедеятельности первоклассников;
− выполнения следующих задач: создание эмоционально благоприятной атмосферы; согласованность действий педагогов и родителей; организация учебного процесса с учетом готовности детей к обучению в начальной школе;
− если будут разработан и экспериментально обоснован комплекс адаптационных занятий для первоклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс адаптационных занятий для первоклассников как элемента образовательного процесса в начальной школе.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и специфику адаптации первоклассников к школе;
2) определить понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников;
3) дать общую характеристику и определить методологию исследования;
4) провести диагностику уровня адаптированности учащихся первого класса к школе ;
5) разработать и апробировать комплекс адаптационных занятий для первоклассников;
6) Проанализировать результаты практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников.
Методы исследования:
− анализ психологической, педагогической литературы;
− наблюдение за деятельностью педагогов;
− наблюдение за детьми;
− проведение педагогического эксперимента;
− обработка полученных результатов;
− методы математической статистики.
Теоретической основой исследования послужили труды выше перечисленных ученых и практиков.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича, с. Алексеевка, Алексеевского муниципального района Самарской области (сокращенное название: ГБОУ СОШ с. Алексеевка), в исследовании приняли участие 40 обучающихся первых классов.
Проведенное исследование имеет теоретическую значимость – это, прежде всего, определяется актуальностью исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления об особенностях процесса адаптации ребенка к условиям современной школы, обоснована необходимость разработки модели педагогического процесса адаптации учащихся 1-х классов к обучению в современной школе.
Практическая значимость состоит в возможности применения исследовательского материала педагогами и родителями при организации процесса адаптации ребенка к современной школе.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам, работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы в количестве 62 источников и 5 приложений.
Заключение:
Начало обучения в школе вносит серьёзные перемены в жизнь первоклассника. Переход в школу как новый этап социального развития личности первоклассника сопровождается серьезными психофизиологическим изменениями, бурным ростом познавательных процессов, личностными изменениями, а также может совпасть с возрастным кризисом. При этом начало систематического обучения ребенка в школе выдвигает множество важнейших задач нового типа, с которыми ребенок ранее не сталкивался. Адаптация к условиям начальной школы представляется особым и сложным периодом в жизни ребенка. Первоклассники осваивают новую социальную роль ученика, появляются новые межличностные отношения с одноклассниками, учителями, изменяется социальное окружение, наконец, меняется образ жизни.
Анализ теоретических основ адаптации ребенка к школе позволил отметить разнообразие подходов к определению этого понятия.
Адаптация ребенка к школе представляет собой сложный процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация – это процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни, общим правилам и требованиям, активной познавательной деятельности, приобретению учебных навыков, полного усвоения картины мира. В процессе школьной адаптации формируются отношения ребенка с миром и к собственной личности; устойчивые формы отношений со сверстниками и взрослыми; базовые установки, характеризующие успешность обучения ребенка; эффективное общение; возможности самоутверждения в школьной среде. От того, насколько ребенок готов к школе, будут зависеть его учебные достижения, успешный вход в режим школьной жизни, а также психологическое самочувствие и успешность процесса адаптации.
Адаптированным считается тот ребенок, который полностью раскрывает свой личностный, физический и умственный потенциал в данной педагогической среде.
На адаптацию ребенка влияет его социальное окружение, то есть общение со сверстниками, по содержание и глубине личностных связей отличается от общения со взрослыми. Первая адаптация (кроме адаптации в детском саду) осуществляется в школе, где происходит становление личности первоклассника, предполагающее активное усвоение действий в общности норм и овладении формами и средствами учебной деятельности.
Процесс адаптации к обучению в начальной школе, а также трудности, которые могут возникать у ребенка в этот период, связаны с воздействием большого числа факторов: как личностных особенностей индивидуума, так и влияния на него внешних обстоятельств. Поэтому очень важно в адаптационный период создать организационно-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школе. Такими условиями являются: комплексное диагностирование личности на этапе адаптации; физическое воспитание; разработка и реализация индивидуальных программ адаптации личности.
В начальной школе происходит становление личности первоклассника, предполагающее активное усвоение действий в общности норм и овладении формами и средствами учебной деятельности. Готовность к обучению в школе, является важнейшим фактором успешной адаптации ребенка к обучению в современной школе и, прежде всего, определяется как наличие соответствующих мотивов учения: понимание значимости учения, стремление и интерес к знаниям, проявляемый ребенком.
Для того чтобы адаптация первоклассников происходила наиболее успешно необходимо обеспечить равные условия для их развития, создать систему педагогических воздействий на личность в соответствии с уровнем готовности ребенка в школе, а так же систему адаптации ребенка к процессу обучения, используя педагогические условия, для того чтобы ребенок получил возможность успешно пройти процесс адаптации к обучению в школе.
Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:
проведена первичная диагностика уровней адаптированности детей к школе; результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента подтвердили важность и необходимость организации психолого-педагогической работы по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации.
в ходе формирующего эксперимента реализован комплекс занятий по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации.
на контрольном этапе проведена повторная диагностика, направленная на определение эффективности комплекса адаптационных занятий для первоклассников; результаты повторной диагностики показали, что младшие школьники экспериментальной группы значительно улучшили показатели адаптированности.
Таким образом, уровень адаптации ребенка к школе можно изменять в положительную сторону посредством организации занятий, направленных на преодоление проблем адаптации первоклассников и профилактику школьной дезадаптации. Цель занятий: помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе. Занятия ориентированы на развитие у первоклассников учебной мотивации, уверенности в себе и своих учебных возможностях, снижение школьной тревожности и снятии эмоционального напряжения, повышение коммуникативной культуры.
В основе содержания деятельности по адаптации младшего школьника к школе лежит его разностороннее развитие, которое объединяет его физиологическое, психологическое развитие, уровень здоровья и различные внешние и внутренние факторы, приводящие к успешной адаптации к условиям школы. В ходе формирующего эксперимента использовались различные способы, которые можно условно разделены на три основные группы: способы, связанные с содержательной стороной занятия (новизна, наглядность, занимательность, практическая значимость и др.); способы организации занятия (использование игровых технологий, психотехнологий); способы, определяющие отношения между участниками (создание благоприятного эмоционального фона и психологического микроклимата в классе и др.). На практике оптимальное сочетание и способов способствует адаптации ребенка к школе.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования позволили определить наличие более высокого уровня адаптации обучающихся, с которыми были проведены адаптационные занятия в рамках формирующего эксперимента, в сравнении с участниками контрольной группы.
Первоклассниками из экспериментальной группы были продемонстрированы более высокие результаты по преобладанию положительных эмоций в отношении школы. Также у детей экспериментальной группы показатели сформированности внутренней позиции школьника были значительно выше, чем в контрольной. Низкого уровня по данному показателю не было выявлено.
Комплекс адаптационных занятий дал положительную динамику по всем аспектам адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, а значит, его можно рекомендовать к применению в образовательном процессе начальной школы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем адаптации первоклассников к школе
1.1. Понятие и специфика адаптации первоклассников к школе
В настоящее время в работе общеобразовательной организации особый акцент уделяется созданию условий для успешной социальной адаптации, социализации и развития детей. Поскольку сегодняшние первоклассники являются залогом здоровья целой нации, проблема адаптации ребенка к школе приобретает глобальную значимость. Во многом успешность обучения будет зависеть именно от того, как войдет в учебный процесс и начнет учиться ребенок .
Переход ребенка от детского сада к школе сопряжен с многочисленными трудностями как для родителей, так и будущего младшего школьника. С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется кардинально. Вместо знакомой игры, позволяющей ребенку приобрести социальные навыки, но носящей свободный характер, учебная деятельность требует от ученика мотивированности и волевых усилий, необходимых для выполнения требований, предъявляемых новой школьной жизнью. На смену игровой деятельности в его жизнь приходит обучение, представляющее собой новую для него обязательную и ответственную деятельность. Теперь перед ребенком встает задача усваивать знания и формировать умения и навыки не в ходе научения через наблюдение, а целенаправленно, последовательно и систематично усваивать теоретические знания и формировать практические умения и автоматизированные навыки. Новая для ребенка учебная деятельность требует систематической и специально образом организованной работы с включением произвольного и после произвольного внимания предполагающие напряжение сил и приложение волевого усилия. Весь повседневный ход жизни ребенка перестраивается под влиянием появления нового ведущего вида деятельности .
Вместе с новыми атрибутами взрослости приходят и новые обязанности, связанные с учебной работой: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой и т. д.
Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения, высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и многому другому. Адаптацию исследователи трактуют как приспосабливание, привыкание к новым условиям, однако качественное характеристика состоит в преодолении трудностей, формировании личностных характеристик, отношения к происходящим изменениям. Адаптация – это понятие, не относящееся к какой-либо одной области знаний, это межпредметная категория. Она описывается социологами, медицинскими работниками, педагогами, философами, однако говорить о комплексном изучении адаптации пока не приходится, так как каждая наука рассматривает только какой-то конкретный аспект и использует свой понятийный аппарат. Адаптация заключается в конструктивном взаимодействии личности и социальной среды, выраженное в оптимальном соотношении целей и ценностей, потребностей и интересов личности и группы, когда происходит раскрытие и развитие индивидуальности человека при вхождении в социальное окружение. Сформированность личностно-психологических особенностей и положительных характеристик эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной, поведенческой сферы, а также социальная активность является результатом адаптации .
Взаимодействие ребенка с социальной средой и как следствие полная его интеграция в социальную систему, в ходе которого происходит его приспособление называется «адаптация». Приспособление к новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе – значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника .
Адаптированным считается ребенок, вовлеченный в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Также важно, чтобы процесс адаптации не вызвал у ребенка серьезных внутренних потерь, переживаний, перепадов настроения, заниженной самооценки. Школьная адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию .
Школьная адаптация – это процесс адаптации ребенка к условиям школьной жизни, общим правилам и требованиям, активной познавательной деятельности, приобретению учебных навыков, полного усвоения картины мира. Школьная адаптация связана с психологической готовностью учеников к обучению .