Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Адаптация детей к условиям детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Адаптация детей к детскому саду как объект научных исследований 6
1.2 Психолого-педагогические условия адаптации детей к детскому саду 14
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Организация исследования адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации и анализ полученных результатов 27
2.2 Опыт работы детского сада по созданию психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей 31
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время ежегодно увеличивается приток детей, которые впервые приходят в детские сады. Многие дети сложно переносят даже небольшой временной промежуток разлуки с родителями в новых условиях жизни.
В результате ребенок дошкольного возраста в период привыкания к детскому саду получает стрессовое воздействие, которое может иметь длительные негативные последствия. Из этого следует, что проблема формирования успешной адаптации детей в период поступления в дошкольную образовательную организацию (далее — ДОО) имеет серьезное педагогическое и социальное значение.
Для эффективного воспитания и развития детей дошкольного возраста следует осуществлять комплексное сопровождение индивидуального развития малыша, способствующего процессу благоприятной адаптации и формированию у него первоначального социального опыта, основанного на удовлетворении жизненных потребностей.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), приоритетными задачами дошкольного учреждения являются:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
3) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром;
4) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
5) обеспечение психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Перечисленные задачи особенно актуальны в период адаптации ребенка к детскому саду.
Степень разработанности проблемы в трудах исследователей: В общем процессы адаптации, а также основные особенности адаптации к школе отражены в работах Л.Г. Голубевой, Р.В. Тонковой-Ямпольской, К. Грош. Педагоги исследователи А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская подчеркивали особую роль семьи в период адаптации ребенка к ДОО.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольной образовательной организации детей (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.).
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике проблема адаптации ребенка к условиям детского сада.
Е.П. Арнаутовой, Н.Н. Андреевой, Т.Н. Дроновой были рассмотрены и проанализированы виды и фазы адаптации детей раннего дошкольного возраста; выявлены факторы, влияющие на течение и протяженность периода адаптации, разработаны методические пособия и рекомендации для специалистов дошкольного учреждения по организации адаптационного периода ребенка к ДОО.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей к дошкольной образовательной организации и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей к условиям детского сада».
Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: адаптация детей к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия адаптации детей к детскому саду.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:
1) изучить теоретические основы исследования процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;
2) проанализировать психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;
3) изучить и описать опыт работы детского сада по созданию психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, теоретический анализ, синтез, обобщение, сравнение, беседа с воспитателями, наблюдение, изучение и анализ документации по адаптации детей, изучение опыта работы педагога-психолога по адаптации детей к детскому саду.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Ручеек».
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные программные мероприятия могут быть применены в регулярной работе дошкольных организаций.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1) проанализированы теоретические основы исследования процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;
2) осуществлен анализ психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;
3) описан опыт работы детского сада по созданию психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей.
Становлению комфортного нахождения ребенка в дошкольной образовательной организации способствует выполнение следующих задач:
1) сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей в изменившихся условиях;
2) оказывать родителям практическую и консультативную помощь и поддержку в определении методов воспитания ребенка;
3) создавать специальные педагогические условия с целью сохранить психологическое благополучие детей.
Иначе говоря, невозможно оптимально формировать и совершенствовать систему дошкольного образования и воспитания без учета вышеназванных особенностей. Указанное положение в полной мере касается и развития процессов адаптации детей на основе использования потенциала игр у детей дошкольного возраста как ведущего вида деятельности.
Важным прикладным фактором создания оптимальной социальной ситуации развития подрастающего ребенка представляется взаимодействие с родителями по вопросам образования, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Можно утверждать, что адаптация к условиям дошкольной организации является особым по сложности периодом, в первую очередь, для детей дошкольного возраста, во вторую очередь, для их родителей и педагогов. С целью быстрой и безболезненной адаптации необходима предварительная подготовка ребенка к новым условиям жизни. Успешность адаптации детей к новым условиям дошкольной организации базируется на комплексном подходе к ее решению.
Для этого необходимо целенаправленное управление системой педагогического воздействия в условиях дошкольной организации, где основное место занимает такая организация жизнедеятельности детей, которая в наибольшей степени отвечает их насущным потребностям. В данном случае педагоги и родительские семьи должны хорошо знать психологию возрастных особенностей детей, чтобы учитывать их в работе и в постоянном общении с ребенком.
На основе проведенного эксперимента также можно сформулировать определенные рекомендации, связанные с основными проблемами детей, поступающих на адаптацию в ДОО:
— с целью снижения тревожности и эмоционального дискомфорта большая часть времени на этапе адаптации должна уделяться игровым мероприятиям;
— одна из основных проблем на первоначальном этапе – несоответствие оценки детей родителями и воспитателями (дома зачастую дети получают завышенную оценку). С целью корректировки данной проблемы необходима работа с родителями, направленная на разъяснение стратегий поведения, снижающих разницу в оценке ребенка родителями и воспитателем;
— для снижения эмоционального дискомфорта ребенка и повышения уровня спокойствия при посещении детского сада необходим комплекс мероприятий, направленных на формирование у родителей правильного поведения, демонстрирующего ребенку позитивные стороны нахождения в ДОО и отсутствие тревоги у родителей;
— с целью более эффективной адаптации и минимизации стрессовых ситуаций предпочтительна адаптация детей в небольших группах (не более 10 человек).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Адаптация детей к детскому саду как объект научных исследований
В настоящее время в научной и научно-методической литературе можно встретить большое количество интерпретаций термина «адаптация». С одной стороны, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к среде; установление равновесия между организмом и средой. С другой стороны, адаптация является результатом процесса приспособления [3, с.17]. Говоря об адаптации как о процессе, ее принято рассматривать в контексте биологического, психологического, социального приспособления.
Β широком смысле, адаптация (от латинского adatare – приспособлять) – процесс приспособления к меняющимся внешним и внутренним социальным и биологическим условиям [6, с. 22].
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал наличие большого числа различных направлений, концепций и подходов к раскрытию сущности понятия «адаптация» в разных отраслях, это непосредственным образом обусловлено спецификой задач, поставленных исследователями, а также особенностями в подходах некоторых научных обществ.
Впервые термин «адаптация» ввел Х. Ауберт «для характеристики процесса приспособления чувствительных органов (слуха и зрения) к воздействию соответствующих раздражителей» [9, с. 57]. И.Д. Калайков говорит об адаптации, как о «универсальном выражении специфике биологической формы движения материи» [17, с. 87].
Необходимо отметить, что большинство исследователей биологическую адаптацию раскрывают как процесс приспособления «биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды и в организме (сенсорная, световая адаптация и др.); механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Благодаря данному процессу достигается сбалансированность в процессе «человек – среда» [27, с. 14].
Процесс психической адаптации – «наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды и частным условиям» [7, с. 58]. Ф.Б. Березин под психической адаптацией понимает процесс формирования адекватного соответствия индивида окружающей его действительности в ходе непосредственной деятельности человека, в результате которого он получает возможность удовлетворять необходимые ему потребности, достигая поставленные цели, связанные с этим процессом [19, с. 116].
А.А. Реан полагает, что процесс адаптации явление комплексное и рассматривать его следует во взаимосвязи трех критериев:
1) процессуальный;
2) результативный;
3) критерий, связанный с возникновением различных новообразований.
Данный исследователь считает, что с точки зрения процессуального критерия адаптация опирается на ее временные характеристики (длительность адаптационного процесса), а также стадии. Основные компоненты адаптационного процесса образуют единую закономерную и временную последовательность [57, с. 346].
Результативный критерий адаптации обычно является основным при анализе успешности адаптационного процесса и положен в основу большинства современных подходов к определению понятия «адаптация», от элементарных «адаптация» – «дезодаптация», до более дробных и многогранных теорий [58, с. 82].