Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагог-психолог в образовании

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Адаптация детей к условиям детского сада

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6

1.1 Адаптация детей к детскому саду как объект научных исследований 6

1.2 Психолого-педагогические условия адаптации детей к детскому саду 14

Выводы по 1 главе 25

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27

2.1 Организация исследования адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации и анализ полученных результатов 27

2.2 Опыт работы детского сада по созданию психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей 31

Выводы по 2 главе 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время ежегодно увеличивается приток детей, которые впервые приходят в детские сады. Многие дети сложно переносят даже небольшой временной промежуток разлуки с родителями в новых условиях жизни.

В результате ребенок дошкольного возраста в период привыкания к детскому саду получает стрессовое воздействие, которое может иметь длительные негативные последствия. Из этого следует, что проблема формирования успешной адаптации детей в период поступления в дошкольную образовательную организацию (далее — ДОО) имеет серьезное педагогическое и социальное значение.

Для эффективного воспитания и развития детей дошкольного возраста следует осуществлять комплексное сопровождение индивидуального развития малыша, способствующего процессу благоприятной адаптации и формированию у него первоначального социального опыта, основанного на удовлетворении жизненных потребностей.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), приоритетными задачами дошкольного учреждения являются:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

3) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром;

4) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

5) обеспечение психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Перечисленные задачи особенно актуальны в период адаптации ребенка к детскому саду.

Степень разработанности проблемы в трудах исследователей: В общем процессы адаптации, а также основные особенности адаптации к школе отражены в работах Л.Г. Голубевой, Р.В. Тонковой-Ямпольской, К. Грош. Педагоги исследователи А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская подчеркивали особую роль семьи в период адаптации ребенка к ДОО.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольной образовательной организации детей (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.).

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике проблема адаптации ребенка к условиям детского сада.

Е.П. Арнаутовой, Н.Н. Андреевой, Т.Н. Дроновой были рассмотрены и проанализированы виды и фазы адаптации детей раннего дошкольного возраста; выявлены факторы, влияющие на течение и протяженность периода адаптации, разработаны методические пособия и рекомендации для специалистов дошкольного учреждения по организации адаптационного периода ребенка к ДОО.

Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей к дошкольной образовательной организации и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей к условиям детского сада».

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: адаптация детей к дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия адаптации детей к детскому саду.

В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:

1) изучить теоретические основы исследования процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;

2) проанализировать психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;

3) изучить и описать опыт работы детского сада по созданию психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, теоретический анализ, синтез, обобщение, сравнение, беседа с воспитателями, наблюдение, изучение и анализ документации по адаптации детей, изучение опыта работы педагога-психолога по адаптации детей к детскому саду.

База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Ручеек».

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные программные мероприятия могут быть применены в регулярной работе дошкольных организаций.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

1) проанализированы теоретические основы исследования процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;

2) осуществлен анализ психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;

3) описан опыт работы детского сада по созданию психолого-педагогических условий, способствующих адаптации детей.

Становлению комфортного нахождения ребенка в дошкольной образовательной организации способствует выполнение следующих задач:

1) сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей в изменившихся условиях;

2) оказывать родителям практическую и консультативную помощь и поддержку в определении методов воспитания ребенка;

3) создавать специальные педагогические условия с целью сохранить психологическое благополучие детей.

Иначе говоря, невозможно оптимально формировать и совершенствовать систему дошкольного образования и воспитания без учета вышеназванных особенностей. Указанное положение в полной мере касается и развития процессов адаптации детей на основе использования потенциала игр у детей дошкольного возраста как ведущего вида деятельности.

Важным прикладным фактором создания оптимальной социальной ситуации развития подрастающего ребенка представляется взаимодействие с родителями по вопросам образования, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Можно утверждать, что адаптация к условиям дошкольной организации является особым по сложности периодом, в первую очередь, для детей дошкольного возраста, во вторую очередь, для их родителей и педагогов. С целью быстрой и безболезненной адаптации необходима предварительная подготовка ребенка к новым условиям жизни. Успешность адаптации детей к новым условиям дошкольной организации базируется на комплексном подходе к ее решению.

Для этого необходимо целенаправленное управление системой педагогического воздействия в условиях дошкольной организации, где основное место занимает такая организация жизнедеятельности детей, которая в наибольшей степени отвечает их насущным потребностям. В данном случае педагоги и родительские семьи должны хорошо знать психологию возрастных особенностей детей, чтобы учитывать их в работе и в постоянном общении с ребенком.

На основе проведенного эксперимента также можно сформулировать определенные рекомендации, связанные с основными проблемами детей, поступающих на адаптацию в ДОО:

— с целью снижения тревожности и эмоционального дискомфорта большая часть времени на этапе адаптации должна уделяться игровым мероприятиям;

— одна из основных проблем на первоначальном этапе – несоответствие оценки детей родителями и воспитателями (дома зачастую дети получают завышенную оценку). С целью корректировки данной проблемы необходима работа с родителями, направленная на разъяснение стратегий поведения, снижающих разницу в оценке ребенка родителями и воспитателем;

— для снижения эмоционального дискомфорта ребенка и повышения уровня спокойствия при посещении детского сада необходим комплекс мероприятий, направленных на формирование у родителей правильного поведения, демонстрирующего ребенку позитивные стороны нахождения в ДОО и отсутствие тревоги у родителей;

— с целью более эффективной адаптации и минимизации стрессовых ситуаций предпочтительна адаптация детей в небольших группах (не более 10 человек).


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Адаптация детей к детскому саду как объект научных исследований

В настоящее время в научной и научно-методической литературе можно встретить большое количество интерпретаций термина «адаптация». С одной стороны, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к среде; установление равновесия между организмом и средой. С другой стороны, адаптация является результатом процесса приспособления [3, с.17]. Говоря об адаптации как о процессе, ее принято рассматривать в контексте биологического, психологического, социального приспособления.

Β широком смысле, адаптация (от латинского adatare – приспособлять) – процесс приспособления к меняющимся внешним и внутренним социальным и биологическим условиям [6, с. 22].

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал наличие большого числа различных направлений, концепций и подходов к раскрытию сущности понятия «адаптация» в разных отраслях, это непосредственным образом обусловлено спецификой задач, поставленных исследователями, а также особенностями в подходах некоторых научных обществ.

Впервые термин «адаптация» ввел Х. Ауберт «для характеристики процесса приспособления чувствительных органов (слуха и зрения) к воздействию соответствующих раздражителей» [9, с. 57]. И.Д. Калайков говорит об адаптации, как о «универсальном выражении специфике биологической формы движения материи» [17, с. 87].

Необходимо отметить, что большинство исследователей биологическую адаптацию раскрывают как процесс приспособления «биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды и в организме (сенсорная, световая адаптация и др.); механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Благодаря данному процессу достигается сбалансированность в процессе «человек – среда» [27, с. 14].

Процесс психической адаптации – «наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды и частным условиям» [7, с. 58]. Ф.Б. Березин под психической адаптацией понимает процесс формирования адекватного соответствия индивида окружающей его действительности в ходе непосредственной деятельности человека, в результате которого он получает возможность удовлетворять необходимые ему потребности, достигая поставленные цели, связанные с этим процессом [19, с. 116].

А.А. Реан полагает, что процесс адаптации  явление комплексное и рассматривать его следует во взаимосвязи трех критериев:

1) процессуальный;

2) результативный;

3) критерий, связанный с возникновением различных новообразований.

Данный исследователь считает, что с точки зрения процессуального критерия адаптация опирается на ее временные характеристики (длительность адаптационного процесса), а также стадии. Основные компоненты адаптационного процесса образуют единую закономерную и временную последовательность [57, с. 346].

Результативный критерий адаптации обычно является основным при анализе успешности адаптационного процесса и положен в основу большинства современных подходов к определению понятия «адаптация», от элементарных «адаптация» – «дезодаптация», до более дробных и многогранных теорий [58, с. 82].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы