Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Адаптационные характеристики студентов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ.. 5
1.1. Понятие адаптации и адаптационных характеристик
человека. 5
1.2. Психологические особенности студенческого возраста. 16
1.3. Адаптационные характеристики обучающихся вуза. 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 28
2.1. Описание выборки. 29
2.2. Описание методик исследования. 31
2.3. Метод математико-статистической обработки данных. 36
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА.. 37
3.1. Анализ и интерпретация результатов диагностики. 37
3.2.
Разработка рекомендаций по
повышению уровня адаптации студентов 52
Выводы по третьей главе. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
ВЫВОДЫ.. 60
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Введение:
Актуальность темы
исследования. Поступив в ВУЗ, студенты сразу
становятся участниками динамического учебно-воспитательного процесса, который
требует от них высокой активности в самостоятельной учебно-познавательной
деятельности, развитых навыков самоконтроля и саморегуляции, рационального
распределения времени, внимания, терпения и коммуникации. Новые социальные
условия, новая среда непременно провоцируют потребность в приспособлении и
формировании такого поведения, которое позволит эффективно функционировать для
достижения поставленных задач и удовлетворения собственных потребностей.
«В последние годы система
высшего образования находится в ситуации динамичных изменений, что вносит свои
коррективы в подходах к организации работы со студентами. На фоне длительного
снижения числа выпускников школ в вузах, увеличилось количество студентов, чей
выбор сместился с выбора профессии на выбор «места обучения», и, как следствие,
возросло количество немотивированных, случайных студентов» [12].
Вопросу адаптации
студентов в высших учебных заведениях за последнее десятилетие посвящено немало
научных трудов. Например, в исследованиях Т.П.
Браун [6], В.Г. Васяновича [8], С.А. Гуры [13], С.С. Избаша [21], Е.Н. Овчаренко [41], Ю.М. Пасовца [46] и др. проанализированы и обобщены
основные теоретические подходы к проблеме адаптации в современной
психолого-педагогической науке, определена сущность понятия «адаптация» и
сформулированы дефиниции адаптации к обучению в ВУЗе экономического,
педагогического и военного профиля.
Адаптация и способность к
ней – залог активной и творческой деятельности личности; необходимое условие
успеха человека в жизни, который находит равновесие во внешнем и внутреннем
равновесии личностных ожиданий и возможностей, равновесие гармоничной личности
с профессиональной и социальной средой.
Цель исследования
– определить адаптационные характеристики студентов.
Объект исследования
– процесс адаптации студентов в вузе.
Предмет исследования
– адаптационные характеристики студентов.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что студенты факультета филологии обладают более
высокими адаптивными возможностями индивида и мотивацией достижения успеха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия
адаптации и адаптационных характеристик человека.
2. Выявить уровень общего
интеллектуального развития студентов каждого направления.
3. Изучить адаптивные
возможности студентов первого курса.
4. Сравнить адаптационные
характеристики студентов различных направлений.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; тестирование;
количественный и качественный анализ результатов исследования; метод
математической статистики.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что нами была обобщена
информация относительно адаптационных характеристик студентов.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал может быть использован в дальнейших
разработках данной проблемы; в возможности использования собранного материала в
качестве лекционного для студентов социально-психологического направления.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, выводов и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута его цель – определены адаптационные характеристики
студентов.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач:
1. Рассмотрены понятия
адаптации и адаптационных характеристик человека. Установлено, что адаптация –
это процесс
приспособления индивидуальных и личностных качеств в жизни и деятельности
человека в изменяющихся условиях; изменения, сопровождающие на уровне
психической регуляции, становления (и восстановления), сохранения динамического
равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда». Адаптационные
способности личности – это совокупность индивидуально-психологических и
интеллектуальных характеристик, которыми обусловливается успешность и
эффективность адекватного «ответа» индивида на воздействие психогенных факторов
окружающей среды. Эти психологические особенности взаимосвязаны и составляют
одну из интегральных характеристик психического развития личности – личностный
адаптационный потенциал.
2. Выявлен уровень общего
интеллектуального развития студентов каждого направления.
3. Изучены адаптивные
возможности студентов первого курса.
4. Проведено сравнение
адаптационных характеристик студентов различных направлений. Базой для исследования
послужило Государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина».
В исследовании приняли
участие 60 студентов первого курса разных направлений: факультет филологии – 20
студентов (10 девушек и 10 парней); факультет математики и информатики – 20
студентов (10 девушек и 10 парней); факультет физической культуры – 20
студентов (10 девушек и 10 парней).
В качестве методик
исследования были определены следующие: анкета студента; Тест структуры
интеллекта «КР-3-85» Л.Н. Кулагин, М.М. Решетников; МЛО «Адаптивность» А.
Г. Маклаков и С.В. Чермянин; тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.
Реан; Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланд.
Проведенное эмпирическое
исследование показало, что студенты факультета филологии являются более
адаптированными к обучению в вузе. Они обладают более высоким уровнем
успеваемости, более высоким адаптационным потенциалом и мотивацией достижения
успеха, их тип профессиональной направленности соответствует выбранной
профессии.
Таким образом, цель
исследования была достигнута, гипотеза подтверждена. Практическая значимость
результатов исследования состоит в возможности их использования в работе
представителей «Психологической службы» и преподавателей во взаимодействии со
студентами разных направлений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие адаптации и
адаптационных характеристик человека Адаптация является одной из важнейших научных
проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые появился в научном
мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал
использоваться в литературе. Сначала под адаптацией понимали изменение
чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к
действующим раздражителям [Цит. по: 53].
Указанное свидетельствует о том, что к зарождению научной психологии, вопросы
об актуальности адаптации изучали ведущие физиологи того времени. И
неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования,
указанный вопрос получил широкое и основательное изучение.
Большинство исследователей адаптации
соглашаются с тем, что адаптация – это довольно сложный феномен. Так, адаптацию
в широком смысле трактуют:
‒ как процесс приспособления индивидуальных и
личностных качеств в жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях [19];
‒ как активное взаимодействие личности и среды
в зависимости от степени ее активности [15];
‒ как преобразование среды в соответствии с
потребностями, ценностями и идеалами личности, или как преимущества зависимости
личности от среды [20];
‒ как изменения, сопровождающие на уровне
психической регуляции, становления (и восстановления), сохранения динамического
равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» [30, с. 878].
Одновременно широта исследований приобрела
такой размах, что сформировались принципиально разные подходы к изучению этого
вопроса. Так, последние теоретические исследования указывают на значительное
расхождение во взглядах относительно выделения научных подходов. Поэтому
существует необходимость короткого обобщения последних теоретических
исследований.
Исследователи отличают следующие основные
подходы: биофизиологический, психологический, информационно-коммуникативный [5; 7; 51]. Эти
направления представлены в таблице 1. Таблица 1
Подходы в изучении адаптации Направления и подходы в
изучении адаптации Сущность подхода Вид адаптации, которая
исследовалась Биолого-физиологический
подход Приспособление и активное
поддержание необходимого уровня соответствия строения организма к внутренним
и внешним изменениям, возникающим под влиянием среды биологических,
химических, экологических, физиологических (температуре, атмосферном
давлении, освещению и др.) факторов. биологическая,
физиологическая,
анатомическая,
медицинская,
экологическая,
эргономичная Психологический подход Формирование
индивидуального стиля деятельности.
Диалектическое единство
деятельностных и социально-психологических отношений субъектов адаптации и
социальной среды.
Вхождение человека в
систему внутригрупповых отношений и приспособление к ним.
Выработка образцов мышления
и поведения, которые отражают систему ценностей и норм конкретного
производственного коллектива.
Приобретение, закрепление и
развитие умений и навыков межличностного общения в таком коллективе. психологическая,
социальная,
социально-психологическая,
личностная,
профессиональная Информационно-коммуникативный
подход Изменение структуры или
функции системы и управляющих воздействий, на основе полученных данных и
текущей информации с целью достижения оптимального состояния при недостаточной
априорной информации или измененных условиях деятельности. Поиск, восприятие
и переработка информации в контактах. взаимная адаптация
психосемантических систем