Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 8) Методические приемы использования наглядности на уроках истории и обществознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы использования наглядности на уроках истории и
обществознания. 7
1.1.
Наглядность в процессе обучения. 7
1.2. Роль
наглядных средств в повышении эффективности обучения истории и обществознания. 16
1.3.
Классификация наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания. 23
Глава 2.
Методические аспекты использования наглядности на уроках истории и
обществознания. 28
2.1. Методика
использования средств наглядного обучения на уроках истории и обществознания. 28
2.2.
Разработка уроков по истории и обществознания посредством наглядности 45
Заключение. 54
Список
литературы.. 57
Приложения. 61
Введение:
Актуальность исследования.
Современный мир меняется настолько стремительно, что объём необходимой
информации увеличивается практически ежеминутно. В связи с этим остро встает
вопрос – как сделать так, чтобы ребенок не потерялся в огромном потоке
информации и сохранил интерес к получению знаний? Задачей школы в таких
условиях становится – использование огромного многообразия имеющихся и вновь
появляющихся методов и средств обучения для того, чтобы заинтересованность
ребят изучением тех или иных предметов.
Проблема использования
средств наглядности на уроках истории и обществознания относится к «вечным»
проблемам. Дети при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с
объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории и
обществознания вынужден руководствоваться «подручными» средствами
(историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске,
картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать различные
наглядные средства ввиду их отсутствия в школе. Сложности возникают у
начинающих молодых учителей, которые ранее не сталкивались со старыми пособиями
и иногда не имеют возможности использовать на уроке современные технические
средства обучения.
Использование на уроках
истории и обществознания различных визуальных источников (рисунка, картины,
фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа.
Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим
обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в
качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции
актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и
проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.
На ряду с прежними наглядными
средствами обучения возникла необходимость использования презентаций,
мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря
современным компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные
материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность
создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп
и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся.
Привлекая обучающихся к
организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных
презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной
исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной
компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и
формирует социально значимые умения и навыки.
Таким образом, в свете
развития современной системы образования использование наглядных средств
обучения приобрело еще большую актуальность. Использование наглядных средств
обучения – мощнейшим активизатор учебной деятельности – занимает важное место в
системе методических приёмов обучения, его изучение поможет учителю достичь
высоких результатов. Без использования визуальных источников невозможно
провести урок истории на должном уровне. Благодаря им исторический материал
становится боле понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их память,
внимание и мышление (в результате исследований психологи доказали, что люди
запоминают 50% увиденного, услышанное же воспроизводится всего на 20%), заставляя
переключать внимание школьника с одного элемента урока на другой, не утомляя
его.
Заключение:
Наглядность – это
свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов
объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа
восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ
воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек
анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него
знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной
познавательной деятельности человека.
Наглядность в обучении –
дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных
образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную
способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое
место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие
органы чувств. Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли
не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Не всякое
восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном
мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.
В современном мире
учитель имеет возможность в процессе обучения использовать огромную массу
различных видов наглядных средств, особенно при изучении дисциплины истории и
обществознания. Это имеет важное значение для итоговых результатов обучения
школьников и достижения ими поставленных задач обучения. Именно курс новейшей
истории содействует формированию у обучающихся интегрированного и целостного
представления о тенденциях развития мировой цивилизации. Без этого дети не
смогут ориентироваться в текущих событиях общественной и политической жизни,
определить свою гражданскую позицию.
Педагогическая практика и
опыт работы учителей доказали значимость и необходимость применения принципа
наглядности в процессе преподавания истории. Образное мышление обучающихся
будет развиваться наиболее эффективно только в том случае, когда применение
наглядности в образовательном процессе происходит систематично, целенаправленно
и методически продуманно. Для эффективной
организации образовательного процесса необходимо изучать и применять основные
принципы наглядности, теоретические основы разработки наглядных материалов,
проанализировать существующие наглядные средства в обучении истории, которые
способствуют активизации образного мышления.
Вопрос использования
наглядности в образовательном процессе совсем не нов. Использование наглядных
средств в процессе обучения имеет свою историю, неотрывно связанную с зарождением
и распространением общей идеи по применению наглядности в обучении. Наглядные пособия
способствуют формированию у обучающихся понятий и представлений, развивающих
внимание и целенаправленное наблюдение. Визуальные источники, демонстрируемые
на уроке, в процессе обучения сильно привлекает внимание школьников, развивают
творческое воображение учащихся, развивают память, возбуждают эмоции,
содействуют прочному закреплению конкретного учебного материала.
Сложности для педагога
возникают в связи с тем, что он должен четко знать отличительные особенности
каждого типа используемых наглядных пособий, преимущества и ограничения их
использования, требования, которым они должны удовлетворять как средства
обучения.
Мы рассмотрели ведущие
принципы диалектики наглядности, а также теоретические основы разработки
наглядных средств. Это позволило сделать вывод о том, что принцип наглядности в
качестве одного из важнейших принципов дидактики показывает необходимость
чувственного восприятия тех или иных явлений и предметов как основы формируемых
представлений. Наглядность – это одно из условий основательности и глубины
знаний.
В случае отсутствия
наглядных материалов при первом знакомстве с изучаемой темой все сводится к
получению учащимися формальных знаний. Это связано с тем, что при использовании
языка мы не опираемся на непосредственное восприятие детьми процессов и
предметов, а также их изображений.
При использовании
наглядных средств у учащихся активно развивается образное и творческое
мышление. Благодаря доступности и понятности материала, у детей появляется
интерес к творчеству. Чтобы ребенок мог успешно решить поставленные перед ним
учебные задачи, он должен активизировать свои мыслительные процессы: прежде
всего, сформировать и понять суть и содержание задачи, самостоятельно найти
пути решения, и в конечном итоге оценить полученный результат. Преимущества
наглядных пособий в том, что благодаря им в процессе решения учебных задач
ребенок учится внимательно слушать пояснения учителя, последовательно выполнять
действия для правильного решения всякой задачи. Регулярное и
систематическое применение наглядных пособий в процессе обучения развивает
пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными объектами.
Можно сделать вывод, что использование разных способов наглядного обучения
определяется также воспитательными и образовательными задачами школы.
В практической части
разработаны уроки по истории с применением наглядных средств обучения.
Подготовлена презентация к уроку. В ней представлена изобразительная
наглядность (портреты, иллюстрации), условно-графическая наглядность (схема,
карты).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы использования наглядности на уроках истории и обществознания 1.1. Наглядность в
процессе обучения
Наглядность – показатель,
характеризующий простоту и доступность для понимания образа объекта, который
был создан человеком в итоге функционирования процессов восприятия, памяти,
мышления и воображения. Наглядность как признак ясности и лёгкости образа, прямо
зависит от специфики личности, создающей образ, степени когнитивных
возможностей и способностей, склонностей и интересов, необходимости и явного
намерения увидеть, услышать, почувствовать данный объект, сформировать у себя
его образ [23].
Идея наглядного освоения
материала берет своё начало в 17 веке, когда под влиянием демократических
движений и Реформации резкой критике подвергалась школа средневековья с ее
догматизмом и вербально-абстрактным стилем преподавания [4,6].
Один из наиболее значимых
дидактических принципов ‒ принцип наглядности изучения материала ‒ обусловлен
крайне значимостью восприятия анализируемых предметов и явлений органами чувств
как основы для формирования представлений и понятий. Поэтапно проанализировал
применение наглядных материалов в процессе обучения Я.А. Коменский, чешский
педагог-гуманист, который настаивал на применение принципа наглядности на
занятиях посредством наблюдений за существующими предметами или наблюдений за
моделями (если нет реальных предметов), рисунками, схемами. При этом ученый
провозгласил «золотым правилом» дидактики следующее утверждение: «… все, что
только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для
восприятия ‒ зрением, слышимое ‒ слухом, запахи ‒ обонянием, подлежащее вкусу ‒
вкусом, доступное осязанию ‒ путем осязания. В случае если какие-либо предметы
сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются
несколькими чувствами…» [4].
Принцип наглядности
заключается в том, что обучающиеся движутся к достоверным знаниям, используя
сами предметы и явления как источник познания. Так, к примеру, рисование с
натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования
с натуры берёт начало с чувственного, зрительного восприятия изображаемого
предмета͵ с живого эмоционального наблюдения. По этой причине следует обратить
внимание на то, чтобы сама натурная постановка позирующего привлекала внимание
художника к главному.
Наглядность тесно
взаимосвязана с верной организацией наблюдения и оценки натуры, что главным
образом влияет на правильную интерпретацию выводов о предметах и явлениях, и
как следствие – на качество построения изображения. Особенно важное значение
принцип наглядности имеет на первой ступени обучения.
Принцип наглядности несет
в себе такое преподнесения учебного материала, при котором знания и
представления обучающихся становятся более осмысленными и конкретными.
Все правила, законы
должны быть наглядно объяснены студентам. Использование наглядных материалов
помогает лучшему восприятию и изучению многих абстрактных положений, т. е.
несет за собой развитие абстрактного мышления.
Далее представим
некоторые важные правила осуществления принципа наглядности:
1. Системное применение
разнообразных приемов наглядности.
2. Использование обратной
связи (срочной – зеркало, пульсометр, хлопки; отсроченной – видео, фото,
эскизы, схемы).
3. Использовать с учетом
особенностей психического развития обучающихся разного возраста:
— младший возраст –
чувственное осмысление (зрительная, слуховая, двигательная наглядность),
— старший возраст –
образное и логически-смысловое осмысление (словесная, образная наглядность).
Средства наглядности
применяются на всех ступенях процесса познания: при объяснении нового
материала, закреплении изученных данных, формировании умений и навыков, при
выполнении домашних заданий, при проверке полного усвоения учебного материала
[6,11].
Принцип наглядности
обучения помогает освоению осознанных знаний, способствует увеличению
познавательной активности обучающихся, является связующим звеном теории и
практики, доступности обучения и других дидактических принципов.