Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История и обществознание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 7) Использование художественных произведений в курсе отечественной и зарубежной истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические подходы использования художественных произведений в курсе
отечественной и зарубежной истории. 5

1.1. Формирование
исторических представлений у обучающихся. 5

1.2. Теоретические
подходы к использованию наглядности при изучении произведений искусства на
уроках истории. 13

Глава 2.
Использование художественных произведений в школьном курсе история  17

2.1. Методический
аспект визуализации прошлого на уроках истории в современной школе. 17

2.2. Работа с
художественными произведениями на уроках истории. 24

Заключение. 34

Список
использованных источников и литературы.. 37

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Одной из задач реализации учебной программы по
истории является воспитание чувства гражданственности и патриотизма на основе
усвоения мирового историко-культурного наследия (личностные компетенции).
Личностные результаты изучения истории позволяют учащимся саморазвиваться,
ставить цели и строить жизненные планы, занимать активную жизненную позицию,
сохранять национальную самоидентичность в поликультурном обществе.

История как учебный
предмет занимает особое место в формировании мировоззрения учащихся,
ценностного отношения к культурному наследию, воспитании гуманной, эстетически
развитой личности. Формирование мировоззренческих основ происходит, в том
числе, через «погружение в культуру», которое обеспечивается различными формами
и приемами работы со средствами изобразительной наглядности, педагогическими
условиями, стимулирующими творческие, аналитические способности учащихся,
реализацией культурологического аспекта в преподавании истории.

Принципиально важно и то
обстоятельство, что организация работы со средствами изобразительной
наглядности, использование заданий культурологического характера, помогает
создавать яркие и точные образы исторического прошлого, благодаря чему учащиеся
на более качественном уровне усваивают исторический материал.

Принципиально важным
считаем подбор средств изобразительной наглядности. Каждый стиль в искусстве
для учащихся необходимо иллюстрировать наиболее характерными его образцами,
яркими и запоминающимися, сопровождать историей создания того или иного произведения
искусства, интересными фактами, эмоциональными деталями. Кроме того, «понять»
художественный стиль может помочь презентация его через проявление в различных
видах искусства: живописи, архитектуре, литературе, музыке.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня
в российской системе исторического образования исторический источник является
неотъемлемой частью учебного процесса. Учителя активно используют их на своих
занятиях, часто организовывают урок так, чтобы познавательная и
исследовательская деятельность учащихся опиралась на тесную работу с
историческими источниками. Это определяется тем, что такой вид работы позволяет
решать учителем образовательные и воспитательные задачи, например, такие как
формирование полных предметных знаний у учащихся, способствование развитию
мышления школьников, формирование самостоятельности учащихся, а также
воспитание в них чувств патриотизма, гражданственности, уважение к мировой и
Отечественной истории.

История России связана со всемирной историей. Именно поэтому, при
изучении истории наших предков, важно осознать роль России в мировом процессе
цивилизации. У России были своя собственная история, история неудач и
героических достижений, уникальная история, не подобная истории развития других
стран.

Мы изучаем историю, чтобы: во-первых, узнавать о жизни людей в далеком
прошлом; во-вторых, извлекать уроки и не повторять ошибок прошлого; в-третьих,
почувствовать себя наследниками великой культуры и осознавать свою
ответственность перед потомками; в-четвертых, знать историю своих предков и
гордиться их достижениями.

В настоящее время актуальной проблемой является повышение интереса
подрастающего поколения к изучению истории своей страны. Для этого необходимо,
чтобы учителя применяли новые формы проведения занятий, новые современные
технологии в обучении истории. На уроках использовали больше наглядности, организовывали
виртуальные экскурсии.

Формирование
исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ осуществимо,
если на уроках истории идут в ход такие принципы, как нацеленность на
воспитание, наглядность, научность. Кроме этого, неотъемлемыми элементами
образования представлений по истории являются связь с реальностью и опытом
прошлого, а также креативность и инициативность обучающихся.

Мы выяснили, что
исторические источники и документы играют важную роль в изучении истории в
школе. Нами были выделены классификации исторических источников и документов и
представлены методы работы с художественными произведениями, которые могут быть
применимы в классе.

Также следует отметить
тот факт, что успешность самостоятельной работы ученика с художественными
произведениями будет более успешной, если в ее основе лежит определенный
алгоритм действий, составленный в соответствии с определенной дидактической
задачей и содержанием учебного материала.

Современный урок истории
трудно представить без работы с художественными произведениями, ведь сейчас все
это находится в открытом доступе и без проблем может быть применено в школе.

Визуальные источники, как
правило, всегда считались лучшими для восприятия обучающегося. Как было
рассмотрено, их использование возможно на различных этапах урока, независимо от
изучаемой темы.

В целом можно утверждать,
что методика применения визуальных исторических источников соответствует целям
современного исторического образования, которое сориентировано на развитие
личности обучающихся, на освоение ими метапредметных умений работать с
информацией, представленной в различных знаковых формах.

Обращение к
художественным произведениям на уроках истории способно увеличить
воспитательный потенциал уроков по этой дисциплине в основной школе.
Способность учащихся анализировать не только историческое событие, но и жизнь
конкретного человека определенной эпохи может помочь в формировании
критического анализа современной реальности и своей жизни, предоставить
возможность задуматься над сложными вопросами духовного и нравственного
характера.

Таким образом, мы видим, что существует
многообразие методов и приемов, в рамках которых можно эффективно применять
художественные произведения на разных этапах урока. Стоит отметить, что
использование художественных произведений направлено на формирование всего
комплекса коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных УУД.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы использования художественных
произведений в курсе отечественной и зарубежной истории 1.1. Формирование исторических представлений у обучающихся Колоссальную
роль на протяжении образования и воспитания обучающихся общеобразовательных
учреждений играет деятельность, нацеленная на становление исторических
представлений на уроках истории. Их ценность состоит в том, что благодаря им
можно более продуктивно решать и образовательные, и воспитательные задачи на
уроках истории.

О
необходимости формирования у обучающихся исторических представлений писал даже
Константин Дмитриевич Ушинский. Педагог
ратовал за обучение, строящееся не на абстрактных представлениях и фразах, а на
четких образах, непринужденно воспринятых учеником[1].

С
усвоения фактов берет свое начало процедура обучения истории обучающихся
общеобразовательных школ. С целью
становления представлений о том или ином историческом факте не обойтись без
ассоциативных взаимосвязей с уже сформированными у учеников понятиями о нынешних происшествиях и царящей в мире атмосфере.

Не
допускается оторванность процедуры усваивания учащимися подлинных фактов от их
осмысливания. Ведь ее нельзя отнести всего лишь
к транслированию знаний, при котором проявляет активность лишь один учитель, а
ученики пассивно улавливают преподносимую им информацию. В целях усвоения
преподносимых педагогом фактов обучающиеся должны собрать в кулак волю,
сконцентрировать внимание и заставить функционировать фантазию, формирующую в
сознании образы из транслируемой информации. Особенно об этом стоит помнить при
использовании учениками пособий в целях поиска потребовавшейся им информации.
Помимо этого, обучающиеся могут пользоваться и историческими источниками при
условии владения методами работы с ними[2].

Если
заострить внимание на какой-либо группе фактов с полным отсутствием взаимосвязи
между ними, то этим можно добиться лишь формализации знаний (без всякого их
осмысления). Исходя из этого, можно прийти к выводу, что факты требуются не для
зазубривания, а в целях сопоставления и раскрытия внутренних взаимосвязей тех
или иных явлений[3].

Нельзя
не добавить, что с отсутствием деятельности, нацеленной на формирование четких
представлений по истории, немыслим познавательный процесс у учащихся на
наиболее высоких ее уровнях. Если не обращать внимание на такого рода проблему,
то в итоге сформировываются знания, далекие от реальности. Кроме того, не
хранящиеся долго в памяти, поскольку обучающиеся заучивают определения, не
разобравшись в их смысле. Поэтому деятельность, нацеленную на формирование
представлений по истории, лучше проводить на всех уроках и для обучающихся всех
возрастов.

Использование исторических источников на уроках
истории получило свое начало в XIX веке. Сначала работа с источниками
основывалась лишь комментированием учителем текста. Во второй половине XIX века
произошел значительный прогресс в данном направлении. Так, в 1863 году
профессор Санкт – Петербургского университета Михаил Матвеевич Стасюлевич
высказал мысль о том, что на уроках истории необходимо больше уделять внимание
историческим источникам, так как работа с ними является основой исторического
образования. М.М. Стасюлевич предложил вести занятия по «реальному методу», где
учащиеся должны были работать [1] Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Наука, 1949. – Т.
6. – 394 с. С. 265-266 [2] Коровкин Ф.П. Методика обучения истории в средней школе. Пособие
для учителей. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 1978. – Ч. 1. – 288 с. С. 60-61 [3] Методика начального обучения истории / под ред. М.С.
Васильевой. – М.: Просвещение, 1964. – 271 с.
С. 75.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы