Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История и обществознание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 6) А.Д.Сахаров: человек, ученый, политик. Формирование у учащихся ценностей демократического общества на примере жизни и деятельности А.Д. Сахарова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Д. САХАРОВА В КОНТЕКСТЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.. 6
1.1. Биография А.Д. Сахарова. 6
1.2. А.Д. Сахаров как выдающийся
гуманист XX века. 12
ГЛАВА 2.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Д. САХАРОВА В 10-11 КЛАССАХ.. 25
2.1. Учебное планирование цикла на
тему «А.Д. Сахаров как выдающийся гуманист XX века». 25
2.2. Цикл уроков для 10-11 классов
на тему «А.Д. Сахаров как выдающийся гуманист XX века». 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 43

  

Введение:

 

Актуальность.
«Он один говорил от лица всех нас. Он спас и сохранил нашу честь и достоинство,
– говорил Дмитрий Лихачев. – Он перевернул наши представления о власти именно
потому, что не боялся ее. А не боялся он потому, что никогда не думал о себе.
Он отдал всего себя другим. Он растворился во всех нас».[1] Эти строки говорят о
личности сильной, волевой. О личности, которая оказала колоссальное влияние не
только на развитие Советского государства, но и на развитие всего человечества.
Речь идет о А.Д. Сахарове.

Выдающийся советский
ученый и убежденный диссидент, один из величайших гуманистов своего времени А.Д.
Сахаров никогда не боялся открыто высказывать свое мнение. Выступление против
генетика Лысенко, которого он считал особенно ответственным за позорные, тяжелые
страницы в развитии советской науки; письма против возрождения культа личности
Сталина; сообщения в поддержку инакомыслящих; знаменитая встреча с
Солженицыным, которая позволила выявить разность их взглядов на необходимые
общественные преобразования, – это совершенно не полный перечень смелых, а по
тем временам даже дерзких поступков академика А.Д. Сахарова.

«Я не добровольный жрец
идеи, – говорил он сам о себе, – а просто человек с необычной судьбой. Я лишь
старался всегда быть на уровне собственной судьбы».[2]

А.Д. Сахаров понимал,
что без чувства сопричастности, чувства совести не бывает ученого, не может
быть вообще [1] Андрей Дмитриевич
Сахаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://nemtsov-most.org/2018/05/22/andrei-dmitrievich-sakharov/ (дата
обращения 1.10.2020). [2] Судьба человека в
судьбе Отечества [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://pamtlepse.ru/2019/06/03/sudba-cheloveka-v-sudbe-otechestva/ (дата
обращения 1.10.2020).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании, посвященном
личности А.Д. Сахарова, были решены следующие задачи:

— изучена биография А.Д.
Сахарова;

— рассмотрена личность
А.Д. Сахарова как выдающегося гуманиста XX века;

— осуществлено учебное
планирование цикла на тему ««А.Д. Сахаров как выдающийся гуманист XX века»;

— разработан цикл уроков
для 10-11 классов на тему «А.Д. Сахаров как выдающийся гуманист XX века».

В ходе решения первой
задачи было выяснено, что за свои заслуги А.Д. Сахаров трижды (в 1953, 1956 и
1962 годах) был удостоен званием Героя Социалистического Труда, в 1953 году ему
была присуждена Государственная премия СССР, а в 1956 году – Ленинская премия.
В 1953 году он вошел в состав членов Академии наук СССР.

В более поздние годы он
являлся членом ряда зарубежных академий, почетным доктором различных
университетов.

С 1995 года за выдающиеся
работы по физике ядра, физике элементарных частиц и космологии отечественным и
иностранным ученым Российской академией наук присуждается Золотая медаль имени
А.Д. Сахарова. С 2001 года российским журналистам присуждается премия имени
Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Кроме того, А.Д. Сахаров
по своей натуре являлся достаточно убежденным и активным сторонником
провозглашенной М.С. Горбачевым программы перестройки. Его социальная
деятельность была ориентирована на последовательность и активность
перестроечного процесса, на его необратимость.

В процессе решения второй
задачи было выявлено, что А.Д. Сахаров поступал именно так, как должен
поступать всякий здравомыслящий человек – по совести, в соответствии со своими
внутренними идеалами и принципами – только это доставляет ощущение
самореализованности и присутствие себя на своем месте.

Именно в этом заключалась
миссия А.Д. Сахарова как, прежде всего, Человека. Интересно, что ««Совестью
мира» называют Андрея Дмитриевича Сахарова ученые и писатели разных стран».[1]

А.Д. Сахаров также
являлся личностью легендарной, причем, совершенно заслуженно, в то время как его
морально-политическое влияние не только на территории СССР, но и в мире,
являлось колоссальным. По мнению А.Д. Сахарова только правовое и открытое
общество способно в полной мере обеспечить доверие между государствами, что, в
свою очередь, может обеспечить благоприятное сосуществование людей между собой,
обеспечив личности, Человеку с большой буквы достойную жизнь с великим
уважением к нему.

При решении третьей
задачи было осуществлено учебное планирование цикла уроков о А.Д. Сахарове в
10-11 классах. Так, цикл включает в себя 4 урока, каждый из которых – это
последовательное подведение к гуманистическим ценностям, нравственным идеалам и
демократическому мировоззрению, то и было особенно характерно личности А.Д.
Сахарова и как учебного, и как правозащитника. Цикл уроков составлен с учетом
Государственного Стандарта среднего общего образования.

В процессе решения
четвертой задачи был разработан цикл уроков для 10-11 классов на тему «А.Д.
Сахаров как выдающийся гуманист XX века». В каждом из уроков имеются локальные
цели и задачи, которые позволяют глубже понять гуманизм личности А.Д. Сахарова,
его устои и мировоззренческие особенности.

И, что достаточно важно,
его личность формировалась наиболее полно в семье, поэтому один из уроков
затрагивает аспекты духовного облика его семьи и внутрисемейные ценности.

Последовательность подачи
информации в совокупности с разными формами подачи материала и организации
уроков делает их более интересными для обучающихся 10-11 классов, в то время
как проблемные и проектные методы обучения позволяют реализовать и личностный
потенциал обучающихся, формируя при этом их личность в русле гуманистического
мировоззрения, развивая эмпатию, приверженность к общечеловеческим ценностям.
Именно это сегодня, в соответствии с ФГОС СОО, является приоритетным
направлением современного образования и развития личности, гражданина.

Таким образом, в
исследовании показана глубина личности А.Д. Сахарова как великого гуманиста,
правозащитника, человека небезразличного и сочувствующего, радеющего не только
за свою страну, но и за человечество в целом. Его идеи всегда опережали свое
время. Отсюда и берет начало провокационность его деятельности и порой глубокое
непонимание и со стороны государства, и со стороны общества и коллег.

Таким образом, задачи
данной работы решены. Цель исследования достигнута. [1] Галинская И.Л.
Андрей Сахаров — совесть мира // Вестник культурологии. – 2014. – №4 (71). – С.
206-208.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Д. САХАРОВА В КОНТЕКСТЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 1.1. Биография А.Д. Сахарова Андрей Дмитриевич Сахаров
родился в Москве 1921 году. Он – советский физик и правозащитник, являлся также
лауреатом Нобелевской премии мира в 1975 году. В 1938 году А.Д. Сахаров поступил
на физический факультет МГУ, окончив его в 1942 году. Он был призван в армию
после начала Великой Отечественной войны, но не смог пройти медицинскую
комиссию, вследствие чего был эвакуирован с МГУ в Ашхабад. Кроме того, ему
поступило предложение после окончания остаться работать на кафедре, продолжая
образование. Но, А.Д. Сахаров предложение не принял, отправившись трудиться
Наркоматом вооружений в Ульяновск на оборонный завод.

В период войны А.Д.
Сахаровым были сделаны фундаментальные изобретения и усовершенствования,
которые касались контроля качества бронебойных патронов. Тот метод контроля,
который он предложил, был включен в учебники. Период военного времени оставил очень
глубокий след на личности молодого А.Д. Сахарова. Он действительно хотел быть
полезным фронту и получил патент на изобретенный им прибор контроля.[1]

Работая инженером, А.Д.
Сахаров самостоятельно осуществлял научные исследования, а в период 1944-1945
годов написал ряд научных трудов. В 1945 году А.Д. Сахаров поступил в
аспирантуру Физического института им. П.Н. Лебедева под руководством И.Е. Тамма.
Уже осенью 1947 года он защитил диссертацию, а еще через год вошел в состав
группы ученых, которые работали над созданием ядерного оружия.

А.Д. Сахаров стал
исследовать проблему ядерного оружия не по собственному желанию.

Только позже к нему
пришло осознание необходимости заниматься данным фундаментальным вопросом. В
тот период на территории США аналогичные исследования проводились достаточно
активно, и по мнению А.Д. Сахарова нельзя было допускать американской монополии
в этом вопросе из-за угрозы мировой стабильности.

Проблематика создания
советского термоядерного оружия считалась успешно разрешенной, и именно А.Д. Сахарову
отводится выдающаяся роль в создании ядерного могущества СССР. Ему принадлежал
ряд руководящих должностей, в частности, в последние годы он занимал должность
заместителя научного руководителя специального института. Осуществляя работу
над созданием ядерного оружия, А.Д. Сахаров, в соавторстве со своим научным
руководителем И.Е. Таммом, разработал идею применения ядерной энергии в мирных
целях.

В 1950 году А.Д. Сахаровым
и И.Е. Таммом была рассмотрена идея, касающаяся магнитного термоядерного
реактора, ставшая впоследствии основой советских трудов по управляемому
термоядерному синтезу.

Первое испытание
советской водородной бомбы, прародителем которой принято считать А.Д. Сахарова,
было организовано в 1953 году. Так, А.Д. Сахаровым и его учителем был предложен
принцип магнитной термоизоляции плазмы. В 1952 году А.Д. Сахаров инициировал начало
экспериментальных работ, которые касались проектирования взрывомагнитных
генераторов, то есть таких устройств, в которых энергия взрыва химической или
ядерной реакции преобразуется в энергию магнитного поля. В 1964 году в процессе
было получено максимальное магнитное поле, которое составляло 25 млн. Гс. Так,
уже в 1953 году А.Д. Сахаров был избран действительным членом АН СССР.[2]

Производя работы, которые
касались создания ядерного оружия, А.Д. Сахаров понимал уровень его опасности. Он
убедил Н.С. Хрущева вступить в переговоры о запрещении испытаний ядерного
оружия в трех средах, завершившиеся подписанием Московского договора в 1963
году. В 1967 году А.Д. Сахаров принял участие в работе Комитета по защите
Байкала, а именно, он защищал озеро от промышленных загрязнений.[3]

В опубликованной А.Д.
Сахаровым западной статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и
интеллектуальной свободе» в 1968 году была акцентирована опасность проведения ядерной
войны. Так, А.Д. Сахаров там являлся сторонником развития демократических
обществ в СССР и США. Кроме того, в упомянутой статье говорилось о некоторых
важных проблемах, актуальных в обществе СССР, а также предложены варианты их
решения. В частности, было написано следующее: «Разобщенность человечества
угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война;
катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане
«массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение
массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и
коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых
изменений условий существования на планете».[4]

После публикации данной
резонансной статьи А.Д. Сахаров был отстранен от секретной работы и уволен из
института. Круг его научных интересов в данный период был сосредоточен в
особенности на проблемах космологии, астрофизики и футурологии – науки о
будущем. И только в 1969 году А.Д. Сахаров смог вернуться в Физический
институт, где он исследовал теорию элементарных частиц, гравитации, космологии.
В 1970 году он стал одним из учредителей Московского комитета по правам
человека.

Интересно отметить и то,
что А.Д. Сахаров пропагандировал право эмиграции, отмену смертной казни, также
выступал против принудительного лечения политических оппонентов режима в
психиатрических больницах, вносил свою лепту в дискуссии, касающиеся проблемам
загрязнения окружающей среды.

В начале 1970 годов советские
СМИ стали активно поддерживать кампанию против А.Д. Сахарова. В частности,
намеренно его высказывания искажались, о его семье, жене, о нем, в частности, печатались
клеветнические материалы. Но, тем не менее, А.Д. Сахаров не остановил направление
своей общественной деятельности. Так, в 1975 году им была написана книга «О
стране и мире».[5] [1] Андрей Сахаров
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://24smi.org/celebrity/7958-andrei-sakharov.html (дата обращения
29.10.2020). [2] Он между нами
жил… Воспоминания о Сахарове / под ред. Б.Л. Альтшуллера: — М.: Практика,
1996. – 512 с. [3] Gorelik G. А. Sacharow. Ein Leben für Wissenschaft und Freiheit.
–  Birkhäuser, 2013. – 271 с. [4] Андрей Сахаров
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.culture.ru/persons/3281/andrei-sakharov (дата обращения
29.10.2020). [5] Сахаров А.Д. О
стране и мире, 1975 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://royallib.com/book/saharov_andrey/o_strane_i_mire.html (дата обращения
1.11.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы