Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 5) Методическая разработка урока «Русско-японская война 1904-1905гг»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. Исторические особенности и этапы Русско-Японской
войны 1904-1905г.г. 8
1.1. Опыт
осмысления историографией Русско-Японской
войны.. 8
1.2. Основные предпосылки, этапы и итоги
Русско-Японской войны.. 16
2. Методические аспект изучения Русско-Японской
войны 1904-1905г.г. в курсе истории России 9 класса. 25
2.1. Методика ознакомления старшеклассников с
историческими особенностями Русско-Японской войны.. 25
2.2. Методическая разработка открытого занятия
«Русско-японская война 1904-1905гг». 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
Введение:
Актуальность исследования. В истории России,
Отечества, русско-японская война 1904-1905 гг. занимает особое место. Чем
дальше во времени уходит эпоха начала ХХ века, тем больше внимания и
повышенного интереса исследователи возвращаются к изучению этого периода в
истории государства Российского, периода нестабильного и противоречивого. С
одной стороны, начало ХХ века (до 1917 года) называют периодом расцвета
Российской империи, с другой — «последним актом трагедии», «разыгравшимся» на
территории нашей страны» [12]. Одним из проявлений тех драматических событий
стала русско-японская война 1904–1905 годов, предпоследняя война Российской
империи. В научном сообществе до сих пор ведутся дискуссии и дебаты об этой
войне.
Степень изученности. Взгляды исследователей на причины
войны, ход боевых действий и их результаты заметно изменились по мере развития
русско-японского конфликта. После 1917 г. точка зрения историков на войну с
Японией снова претерпела изменения. Сегодня появились новые взгляды на причины
и последствия войны, ее подготовку и ход боевых действий со стороны двух империй.
В настоящее время тема российской историографии русско-японской войны 1904–1905
годов, и особенно ее первого периода, с 1904 по 1917 год, имеет большое научное
и практическое значение.
Актуальность его обусловлена следующими
обстоятельствами:
— во-первых, процесс становления и становления
историографии войны складывался в России в нестабильной и бурной обстановке
начала ХХ века. События, происходящие в стране, повлияли на исследования
предпоследней войны Российской Империи, что определяет необходимость ее
всестороннего научного анализа, понимания особенностей ее изучения;
— во-вторых, анализ исследований войны с Японией до 1917 г. выявил наличие
предвзятых и неполных оценок событий на Дальнем Востоке, что привело к неверным
интерпретациям исследователями. Это обстоятельство повлияло на изучение войны в
последующие периоды историографии.
В этой связи особую актуальность приобретает процесс
формирования историографии войны накануне 1917 года;
— в-третьих, объективное, полное, всестороннее
изучение первого этапа изучения войны с Японией, 1904-1917 гг., особенностей ее
формирования, поможет лучше понять общий ход исторического развития нашего
Отечества на начало 20 века;
— в-четвертых, отсутствие на сегодняшний день методики
преподавания темы «Русско-японская война 1904-1905 г.г.» на уроках истории
в 9 классе.
Научный и исследовательский интерес
к этим событиям возник у современников. Более того, их внимание было
сосредоточено в основном на военных аспектах конфликта, на попытках разобраться
в том, что произошло с точки зрения боевых искусств, и дать практические
рекомендации, чтобы улучшить — насколько это было возможно в то время —
ситуацию в армии и на флоте. Неудивительно, что после 1905 года в
российской военной системе стали происходить определенные изменения. Здесь
можно назвать основные обобщающие работы (которые являются не только
историографическими, но и исходными) под редакцией М.Э. Бархатова, В.У. Функе [34],
А. Байова [54] и др., в том числе девятитомный труд о русско-японской войне,
созданный при Главном управлении Генштаба под председательством В.И. Гурко
[27]. Авторы были виноваты во всех бедах того времени, пытаясь оправдать любые
действия российского правительства и русского командования (В.И. Денисов [26],
и др.), скрупулезно фиксируя курс военных. События.
Для советской историографии — в
рамках классового подхода — ключевой особенностью была попытка совместить тему
неудавшейся империалистической войны на Дальнем Востоке и кризиса царской
политики с выявлением причин первой русской революции 1905–1907 годов. События
на суше и на море [3, 17], история развития национального флота и судостроения
[17], дипломатическая сторона вопроса [20, 25], отношение различных групп и
классов к войне — от полной поддержки правительства на начальном этапе. к
полному отказу от результатов войны по ее окончании [9].
Современная историография
русско-японской войны частично сохранила военно-прикладной характер (работы
В.А. Залатарова, И.А. Козлова), дополнив этот аспект раскрытием геополитических
проблем [5, 15, 17, 19, 21, 23, 35, 40], подготовка сторон к войне,
политико-дипломатические тонкости, включая анализ отношений мировых держав в
отношении Дальнего Востока [7, 13] и характеристика деятельности различных
спецслужб в рассматриваемый период [19, 36].
Выявлен также психологический
аспект боевых действий. Наиболее интересным в этом плане является работа А.С.
Сенявской «Психология войны в XX веке: исторический опыт России» [55],
посвященная, в том числе, проблеме формирования и эволюции «образа врага» в
период русско-японской войны, плакат и сатира на тему войны [2, 12, 32],
государственные меры по поддержанию патриотического подъема в обществе [2, 30].
Таким образом, огромный пласт
исследовательской работы касательно русско-японской войны
1904-1905 гг. еще только предстоит осуществить.
Однако,
в методике преподавания по-прежнему остаются разногласия, относительно методов
и приемов формирования знаний учеников о значимости и итогах русско-японской
войны в курсе истории России 9 класса.
Именно
поэтому в данной работе представлена попытка определить особенности
преподавания темы «Русско-японская война 1904-1905гг» в 9 классе.
Объект
исследования – русско-японская война 1904-1905гг.
Предмет
исследования – процесс преподавания темы «Русско-японская война 1904-1905гг» в
9 классе.
Цель
исследования – проанализировать особенности методики преподавания темы
«Русско-японская война 1904-1905гг» в 9 классе.
Задачи
работы:
1.
изучить историографию русско-японской войны,
2.
определить роль и последствия русско-японской войны 1904-1905гг.,
3.
определить особенности темы в учебниках истории 9 класса,
4.
разработать урок по теме «Русско-японская война 1904-1905гг».
Хронологические
рамки исследования охватывают период 1880-х гг. — 1905 г: от «обострения
обстановки» на дальнем востоке Российской Империи до окончания войны.
Географические
рамки исследования охватывают территории Российской империи и Японии.
Методы
исследования:
—
теоретические: изучение и анализ историографических источников и научной
литературы по теме исследования,
—
практические: обобщение и систематизация практики преподавания русско-японской
войны, разработка урока.
Практическая
значимость данной работы заключается в том, что основные выводы, а так же
разработанный урок может быть использован в практической деятельности учителей
по изучению роли и значения русско-японской войны 1904-1905гг.
Структура
исследования. Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением
и списком использованной литературы.
Заключение:
Начало русско-японской войны было обусловлено
столкновением интересов России и Японии в Северо-Восточном Китае и Корее,
которые стали развиваться с конца XIX века.
Соотношение сил в начале войны складывались не в пользу
России, что было обусловлено как отдаленностью театра военных действий так и неповоротливостью
русской военной машины. К тому же, японцам удалось нанести серьезный удар по
русскому флоту и развернуть наступление на суше на русские войска в Манчжурии и
на Порт -Артур. Серьезным ударом для русского флота стала гибель выдающегося
флотоводца, командующего Тихоокеанской эскадрой, адмирала Макарова. Несмотря на
большие потери японцев под Ляояном, нерешительность генерала Куропаткина А. Н.
привела к тому, что не удалось развить наступление русских войск на суше.
С октября 1904 года по декабрь 1904 года продолжалась
осада Порт -Артура, в результате которой японцы потеряли более 100 тыс.
человек, но сумели укрепить свои позиции в Манчжурии. Поражение русских войск
под Мукденом, уничтожение русской эскадры в Цусимском сражении, сложная внутриполитическая
обстановка в Российской империи, а также истощение сил Японии вынудило обе
стороны сесть за стол переговоров. 27 июня 1905 года в Портсмуте был
подготовлен текст мирного договора, благодаря русской дипломатии достаточно
мягкого для России. По Портсмунскому мирному договору Российская империя
уступила Японии южную часть Сахалина, потеряла арендные права на Ляодунский
полуостров и Южно-Манчжурскую железную дорогу.
Поражение России в русско-японской войне привело
падению авторитета власти внутри страны и к ослаблению позиций Российской
империи на международной
арене.
Русско-японская
война (1904-1905 гг.) являлась одним из важнейших геополитических событий
истории России начала прошедшего столетия. Ее влияние на дальнейшей ход
событий, произошедших в истории России (прежде всего, Первой русской
революции), в настоящее время всеми признается неоспоримым.
Русско-японская
война 1904-1905 гг. и по сей день остается одной из важных страниц
отечественной истории. Современная историография неоднократно обращалась к
проблеме понимания дальневосточного конфликта его современниками. Военная
кампания неоднозначно воспринималась внутри страны, что проявлялось в
противоречивом отношении к ее различным политическим партиям, общественным
организациям, сословиям и социальным группам Российской империи.
Внешнеполитический конфликт произошел в дореволюционном состоянии страны и стал
катализатором революционных событий, тем самым наложив глубокий отпечаток на
будущее России в начале ХХ века.
На изучение раздела Россия в конце XIX-начале XX века на
уроках Истории России XX – начала XXI века отводится 15 часов. На рассмотрение
темы «Государство и общество на рубеже веков» отведен 1 час. В рамках тематики
урока затрагивается вопрос русско-японской войны 1904-1905 гг. Однако события
1904-1905 гг. вызвали реакцию в российских провинциях.
Русско-японская
война не только как историческое событие, но и как предмет школьного изучения
интересна, среди прочего, в одном аспекте, который остается вне преподавания.
Небольшое время, затраченное на изучение этого события, привело к тому, что это
не проблема формирования общественного мнения о войне путем пропаганды в СМИ,
создания образа «маленькой победоносной войны» в сознании населения и формах
общественного мнения в Российской Империи.
Согласно
новому образовательному стандарту, изучение внешней политики на рубеже XIX — XX
вв. в современной школе отводится 4 часа. Учителя-предметники должны искать
варианты подробных уроков, не теряя времени на учебную программу.
Изучение
истории в рамках школьного курса должно способствовать развитию познавательного
интереса учащихся. Для достижения этой цели необходимо применять различные
обучающие инструменты. Школьный материал о войне вне зависимости от выбранной
линейки учебников однозначно хорош. Он сбалансирован (хотя и отличается в
разных редакциях), в большинстве случаев объективен, имеет хороший
иллюстративный и, за некоторыми исключениями, картографический аппарат.
Русско-японская война стала важным моментом в
истории, роль которой в этой войне заслуживает особого внимания и не должна
быть недооценена.
В
целом следует отметить, что цель в этой работе достигнута, задача — выполнена.
Фрагмент текста работы:
1. Исторические особенности и этапы
Русско-Японской войны 1904-1905г.г. 1.1. Опыт
осмысления историографией Русско-Японской
войны Общий
анализ историографии по данной проблеме позволил определить несколько этапов ее
становления:
1)
1920-е — начало 1940-х гг. Для научных работ этого периода характерно восприятие
Японии как враждебного государства и сосредоточенность на экономических
вопросах прошлого, было обусловлено советско-японскими вооруженными конфликтами
того времени и идеологическими различия между странами;
2) с
1945 гг. до середины 1980-х гг. Геополитические и территориальные конфликты
занимали центральное место в тематике работ. Ученые пытались обосновать
целесообразность советских претензий на «северные территории»;
3)
вторая половина 1980-х гг. — 1991 гг. Этому этапу присущи некоторая идеологическая
либерализация и появление исторических исследований;
4) с
1991 года по настоящее время. Происходит серьезная переоценка большинства
эпизодов войны, хотя, к сожалению, невозможно избежать резкого перехода из
одной крайности в другую. Этот интерес связан не только с героизмом участников
войны, их подвиги никто никогда не ставил под сомнение, но и с ошибками,
приведшими к национальной катастрофе.
Советская
историография периода 1920 — начале 1940-х гг. Представлена трудами по истории
международных отношений, Дальнего Востока, Японии. Восприятие дальневосточной
страны как агрессора прослеживается в наработках В. Я. Аварин [1], Е. М. Жукова [28] и Н.
Терентьева [58]. Следуя одинаковых позиций, исследователи утверждали, что
главной причиной российско-японского сближение после войны 1904-1905 гг. стало
их стремление защитить собственные интересы в Маньчжурии от США. Экономический
аспект российско-японских отношений стал предметом исследования Д. Н. Позднеев
[48] и Г. Ширмана [66], которые объясняли длительную пассивность в отношениях
между Токио и Петербургом в XIX в. тем, что Япония была «слабым покупателем и
малоимущим производителем», а также неосведомленностью коммерческих кругов
Российской империи о состоянии японского рынка.
Таким
образом, исследование российско-японских отношений в период 1920 — в начале
1940-х гг. свидетельствовало о появлении научного подхода к проблеме. Анализ
историков зависел от влияния идеологических факторов.
Начало
печати архивных источников, в том числе и по истории Японии, наблюдается в
1920-1930-х гг. расширило возможности изучения проблемы, и стало новым толчком
для их дальнейшего исследования.
Советская
историография 1945 гг. — первой половины 1980-х гг. усилила интерес к проблеме
«северных территорий» после 1945
г., создала для СССР необходимость переосмысления опыта
прошлого для защиты собственных интересов и создания новой стратегии развития
отношений с Японией. Эти обстоятельства были важными для продолжения научного
изучения российско-японских отношений. Для исследований этого времени присуще
рассмотрение межгосударственных отношений сквозь призму противостояния. Россия
и СССР в основном были представлены как государства, окруженные врагами и
вынуждены к борьбе. Эти позиции нашли отражение в наработках Б. А. Романова
«Очерки дипломатической истории русско-японской войны (1895-1907)» (1947) [50]
и В. А. Маринова «Россия и Япония перед Первой мировой войной (1905-1914 гг.)»
(1974) [42].
Влияние
Запада (США и Великобритании) рассматривался как один из факторов эскалации и
дальнейшего разрушения межгосударственных отношений между Россией и Японией.
Несмотря на появление работ, предметно направленных на рассмотрение
межгосударственных отношений, в большинстве случаев отношения между соседними
странами продолжали изучаться в контексте более общих проблем.
Эта
тенденция прослеживается в исследованиях И. Я. Бедняк [10], И. В. Бестужева [11],
А. Л. Гальперина [20], С. С. Григорцевича [23], а также в коллективном труде
«Международные отношения на Дальнем Востоке. 1870-1945 гг.» под редакцией Е. М.
Жукова [28] и в «Истории дипломатии» («История дипломатии») В. П. Потемкина [33].
Таким
образом, в исследованиях, которые были проведены в период 1945 гг. — первой
половине 1980-х гг., доминировал комплексный подход. Главными проблемами были
вопросы обострения межгосударственных отношений и сюжеты столкновения
«империалистических стран», что было обусловлено общим характером отношений
между государствами капиталистического и социалистического лагеря.
Советская
историография второй половины 1980-х гг-1991 г. После завершения «холодной войны» и
восстановления российско-японского диалога (апрель 1991) в советской
исторической науке появились новые тенденции, проявившиеся в расширении
тематических направлений исследований. Среди новых научных проблем, которые
изучались историками в тот период, следует вспомнить: структурное рассмотрение
японской идеологической доктрины конца XIX — начала ХХ в. [26; 47]; тема
освещения российско-японских отношений в периодических изданиях Российской
империи [47], анализ системы МИД Японии в целом [38]. В новых исследованиях
советских ученых прослеживается попытка не только «осудить Японию за ее
империалистические проявления», но и понять сущность внешнеполитической
концепции дальневосточной страны. Вместе с тем историки обратились к
традиционным для российской историографии тем.
Монография Л.Н. Кутакова ученого «Россия и Япония»