Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История и обществознание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 4. Россия и мировые войны: уроки и итоги»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Историография и осмысление в научных трудах
участие России и Первой и Второй мировой войне. 7

1.1. Итоги и уроки участия России в первой мировой
войне. 7

1.2. Осмысление итогов участия России во Второй
мировой войне. 11

2. Методологические особенности осмысления уроков
участия России в мировых войнах на страницах учебников истории. 28

2.1. Освещение участия России в мировых войнах на
страницах истории и методика их преподавания. 28

2.2. Разработка конспектов уроков по итогам
участия России в мировых войнах  52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

ПРИЛОЖЕНИЯ. 73

  

Введение:

 

Чем дальше во времени оказываются события мировых
войн, тем больше появляется взглядов и оценок различных исторических школ и
направлений. Хотя часть из них, особенно основных воюющих сторон, продолжает
отражать старые доктрины в концептуальных подходах.

Первый вопрос, который возникает, это то, что история
войн должна рассматриваться с позиций существования государства. Каждый раз и
по каждой революции или войне должно быть доказано, являются ли эти события
истории, или, это просто орбита революционных и военных действий, особенно
мировых войн, на стороне различных государств и коалиций. Хотя, с точки зрения
всемирной истории, «чужой истории» не бывает. Второй вопрос касается причин,
последствий и воздействий революций и войн на жизнь людей, положение России и ее
место и роль в геополитике разных стран.

Актуальность
выбранной темы определяется несколькими аспектами.

Во-первых,
радикальные изменения, происходящие в обществе, повлияли на массовое восприятие
событий и итога участия России в мировых войнах. В настоящее время в научном
сообществе идут острые дискуссии, в ходе которых высказываются диаметрально
противоположные точки зрения на неоднозначные проблемы их истории.

Во-вторых,
расширение на основе рассекреченных документов, прежде всего хранящихся в
Центральном архиве Министерства обороны России (далее — ЦАМА РФ), исходной базы
для изучения истории мировых войн дает возможность для другого, более глубокого
и всестороннего понимания перманентных представлений об их основных сражениях,
о роли и значении в их истории нашей страны.

В-третьих,
актуальность темы исследования объясняется также тем, что героические страницы
отечественной истории, равный подвиг наших сограждан, являются важными
факторами патриотического воспитания подрастающего поколения.

Однако,
в методике преподавания по-прежнему остаются разногласия, относительно методов
и приемов формирования знаний учеников об итогах и уроках участия нашей страны
в мировых войнах. Именно поэтому в данной работе представлена попытка
определить особенности преподавания темы «Россия и мировые войны: уроки и итоги»
в 9 и 10 классе.

Объект
исследования –Мировые войны в истории отечества.

Предмет
исследования – процесс преподавания темы «Россия и мировые войны: уроки и итоги»
в 9 и 10 классе.

Цель
исследования – проанализировать особенности методики преподавания темы «Россия
и мировые войны: уроки и итоги» в 9 и 10 классе.

Задачи
работы:

1.
изучить историографию и осмысление в научных трудах участие России и Первой и
Второй мировой войне,

2.
проанализировать освещение участия России в мировых войнах на страницах истории
и методика их преподавания,

3.
Разработать конспекты уроков по итогам участия России в мировых войнах.

Методы
исследования:


теоретические: изучение и анализ историографических источников и научной
литературы по теме исследования,


практические: обобщение и систематизация практики преподавания Курской битвы,
разработка урока.

Практическая
значимость данной работы заключается в том, что основные выводы, а так же
разработанные  уроки могут быть
использованы в практической деятельности учителей истории.

Структура
исследования. Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением,
списком использованной литературыи приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
сделаем выводы по проделанной работе:

Мировая война как общественное явление должна
изучаться со всех сторон. Статистика свидетельствует, что каждая последующая
война забирает все больше жизней среди мирного населения. Если Первая мировая
война унесла 10% мирного населения от общего количества погибших, то вторая
мировая — уже 50%, а последующие, даже локальные войны и террористические акты,
уносящие жизни мирного населения, что составляет 90% от общих потерь. Впрочем,
события Первой мировой войны и их изучения показывают, что интерес различных
специалистов дает возможность исследовать такие стороны явления как: боевые
действия и операции военно-исторического характера, военно-политическую
историю, которая затрагивает проблемы причин решения и участия политиков и
политических группировок во время ведения и завершения войны. Даже
военно-экономические проблемы изучены достаточно глубоко. Но до сих пор
остаются исследованными региональные, локальные влияния на те территории, где
происходили основные события и на судьбы людей, попавших в водоворот военных
действий.

Анализ школьной программы и учебников показывает, что
изучение прошлого и его отдельных территорий часто вписывается через историю
других государств и народов и не подчинено проблемам понимания существования
государства с собственной внутренней и внешней политикой и интересами
внутреннего развития в области образования, науки, воспитания граждан в
соответствии с Конституцией и формирования гражданского общества.

Таким образом, для анализа уроков Первой мировой
войны, необходимо вникнуть в ту ситуацию, которая сегодня мы должны
рассматривать войны с позиций существования государства и его
историко-политических интересов.

Подобная ситуация складывается и в отношении событий и
воюющих сторон во Второй мировой войне, но эти стереотипы более живучи потому,
что они ближе во времени, а представители воюющих сторон хорошо знают друг
друга. Продолжается до сих изучения войны, которое в школьных учебниках
представлено на основе раскрытия военных действий, героики тех времен без
анализа уроков войны и ее последствий.

Путь к победе в
Великой Отечественной войне был невероятно трудным и кровавым для советского
народа, который шел вперед, несмотря на поражения и отступления, огромные
потери, тяготы и лишения. Но они не только остановили врага, но и перевернули
ход войны и сокрушили главные силы фашистского блока. Стратегические решения
советского руководства, материально-техническое обеспечение фронта, духовное
единство на тылу и поле боя заложили основу для необратимого поворота,
геополитической победы советского народа и мирового сообщества.

Военно-исторический материал, содержащийся в курсах
школьной истории, обладает огромным образовательным потенциалом. Он вызывает
интерес к военному прошлому, истории развития военной техники и военного
искусства, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе славных
боевых традиций нашего народа и его вооруженных сил, воспитывает уважение к
воинам — защитникам Отечества.

Эти воспитательные задачи могут быть решены с учетом
нескольких условий: наличие яркого, специфического военно-исторического
материала; необходимые документы; интересные иллюстрации. Это первое условие
относится к содержанию учебного материала. И второе — умелая организация
учебного процесса, т.е. соответствующие методы проведения уроков и другие формы
обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Историография и осмысление в
научных трудах участие России и Первой и Второй мировой войне 1.1. Итоги и уроки участия России в
первой мировой войне Проблемы истории Первой мировой войны и влияния этого
события на дальнейшее развитие Европы и мира находят свое отражение во все
большем количестве историографических исследований. Такой интерес к
драматическим событиям начала ХХ в. обусловлен тем, что они определили основные
тенденции исторического развития европейской цивилизации, которые проявились в
радикальном перераспределении мира, в падении империй и появление новых
государств, в создании новых геополитических центров, вызванных ходом военной
ситуации в Европе и ее последствиями. В то же время завершения Первой мировой
войны привело к кардинальному, отличному мировосприятию, которое утверждалось,
с одной стороны, из-за распространения тоталитарных тенденций, а с другой —
через поиск новых гуманистических идеалов и возникновения новой философии
экзистенциализма.

Историографию Первой мировой войны условно можно
разделить на три этапа: первый — 1920-1930-е годы; второй — с середины 1940-х
гг. до конца 1980-х гг.; третий — с конца 1980-х гг. до наших дней.

Первый этап (1920-е гг.). Охватывает время с конца
войны и появления первых исторических трудов, посвященных этому событию. В
рамках этого этапа, на наш взгляд, можно выделить два периода: первый — начало
1920-х годов, когда была возможность сравнительно свободного использования и
интерпретации фактического материала, и второй период — с конца 1920-х годов и
в течение 1930-х гг. , когда была создана идеологическая советская концепция
исторического прошлого. Уже в начале 1920-х годов выходят небольшие по объему
работы И. Кулика, М. Майорова, М. Скрипника, в которых авторы основное внимание
уделяют февральским и мартовско-октябрьским событиям 1917 года. Одновременно с
выходом в свет этих работ появляются исследования отдельных аспектов истории
Первой мировой войны А. Андерсона, М. Сапожникова, С. Ефремова и др.

Характерным для первого этапа было появление работ
партийных работников, участвовавших в Первой мировой войне, и установление
советской власти в послевоенное время. Работы Л. Троцкого, А. Чернина, А.
Иоффе, М. Гофмана и др. носят характер воспоминаний, а стиль изложения является
декларативный и односторонний [1-3]. Для этого периода постепенно характерным
становится то, что ведущим аспектом отечественной марксистско-ленинской
историографии в исследовании событий войны было революционное движение и борьба
трудящихся за установление диктатуры пролетариата. Второй период первого этапа
(1930-е — середина 1940-х гг.) начался с публикации письма И.В. Сталина «О некоторых
вопросах истории большевизма».

Фактически с начала 1930-х годов история стала
исключительно заидеологизированной. Это достигалось извращением, фальсификацией
и умолчанием фактов. Научные работы контролировались партийным, а точнее
сталинским руководством. Некоторое оживление исследовательской работы в этом
периоде наблюдалось в изучении военных аспектов проблемы накануне конфликта с
немецким фашизмом. Это показал выход в свет сборника документов под редакцией
С.М. Белоусова и небольшой по объему брошюры В. Руднева.

Второй этап (вторая половина 1940-х — конец 1980-х
гг.) Начинается в первые послевоенные годы. В этот период в работах доминирует
тема борьбы за установление советской власти. Это, прежде всего, относится к
работам Ю.А. Билана. После ХХ съезда КПСС, положившему начало ликвидации
последствий культа личности Сталина, создается новая политическая атмосфера как
в стране в целом, так и в исторической науке в частности. Несмотря на
половинчатые оценки, начатый процесс освобождения исторической науки от
негативного влияния культа личности и его последствий открыл определенные
возможности для развития общества, положительно отразился на разработке
отдельных проблем Первой мировой войны.

На этом этапе значительно увеличилось количество работ
советских историков, касались событий начала ХХ в. Анализируя различные
проблемы истории этого периода, украинские ученые освещали различные аспекты
Первой мировой войны.

Основные работы, появившиеся во второй половине
1950-1960-х гг., были посвящены освещению борьбы трудящихся. Революционный
процесс в армии рассматривался историками с точки зрения только одной партии, а
все, что оставалось за его пределами, считалось контрреволюционным и
принадлежало к силам общественной реакции и регресса.

В 1970-е — начале 1980-х гг. появились работы, в
которых рассматривалась проблема поиска сепаратного мира великими державами в
годы войны. Большое внимание уделялось контактам немецко-австрийского блока и
советской России в период подписания Брестского мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы