Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 4) Александр I и его реформы в начальный период правления(1801-1812)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Роль исторической личности в
историческом образовании. 6
1.1. Исторические персоналии на
уроках истории: необходимость изучения, методика и значение. 6
1.2. Преобразования Александра I как
основа укрепления законности и правопорядка в Российской Империи. 10
Глава 2. Методика изучения исторических
персоналий в школьном курсе истории 16
2.1. Особенности применения
биографического метода на уроках истории в школе 16
2.2. Методическая разработка урока по
теме: «Реформы государственного управления начала XIX века». 22
Заключение. 36
Список использованных источников и
литературы.. 39
Введение:
Актуальность темы. История как наука является
динамической структурой, изменяющей свои грани с изменением угла зрения на нее.
Новый историко-культурный стандарт предполагает и новый взгляд на историю –
через призму человеческой судьбы[1]. Главенствующая долгое время
политическая точка зрения на историю делала изучение ее в школе отчасти «пресной».
Культурно-антропологический подход, приоритетный по отношению к доминировавшему
в предыдущие десятилетия фокусу на политической истории, должен позволить
учащимся взглянуть на исторические события через призму восприятия простого
человека, почувствовать детали из жизни и быта людей прошлых эпох. Но, к
сожалению, чаще всего и после современного урока истории школьник сможет
назвать ключевые направления внешней политики Петра I, важнейшие реформы
Александра I, но для него эти исторические события остаются «выученным правилом»,
теорией, которая не дает представления о жизни людей, быте, ежедневных
привычках, моде, поисках смысла жизни людьми прошлого.
Скука и равнодушие
учеников к истории, увы, – одна из ключевых проблем, с которой сталкивается
современный учитель. Часто из-за крайней ограниченности во времени педагог
вынужден «гнать» новые темы, останавливаясь на ключевых датах и событиях, а
исторические персонажи в сознании детей остаются лишь картонными героями с
парадных портретов. Очень точно данная проблема передана героем В. Тихонова в
фильме «Доживем до понедельника» (1969 г.). Сожалея о прохладном отношении
учеников к изучаемой теме и герою повествования – лейтенанту П. П. Шмидту,
герой В. Тихонова произносит следующий замечательный монолог: «…Что же это
был за человек, лейтенант Шмидт Петр Петрович? Русский интеллигент, умница,
храбрый офицер. Профессиональный моряк. Артистическая натура! Он пел,
превосходно играл на виолончели, рисовал. А как он говорил?! Но главный его
талант – это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно этот дар
рождает бунтарей и поэтов». В этих нескольких предложениях учитель
продемонстрировал замечательный педагогический прием: отличное знание биографии
изучаемого героя, а также личную вовлеченность и личное отношение к герою. Ему
не только удалось нарисовать образ живого, интересного человека, но и дать
объяснение мотивам его поступков.
Многие школьники считают,
что проблемы, ценности и взгляды людей прошлого не имеют отношения к их жизни в
XXI веке. Несмотря на это, нельзя не признавать тот факт, что историческая
фигура занимает особое место и особую функцию в системе социальной реальности.
Исследование роли личности в истории может помочь ответить на вопрос о том, как
и почему именно так развивается исторический процесс, понять его логику, а
также влияние на изменение потребностей, интересов и на формирование личностной
мотивации человека в принятии решений.
Ознакомление школьников
с персоналиями на уроках необходимо не только для того, чтобы подчеркнуть его
значимость для истории страны или определенного периода истории, но и для того,
чтобы показать учащимся, что решение исторических проблем в любой области
человеческой деятельности – в политической, военной, научной, технической – было
результатом усилий не отдельных людей, а являлось итогом деятельности многих.
Целью
данного
исследования является личность Александра I и его реформы в начальный период
правления (1801-1812).
Объект
исследования: роль исторической личности в историческом
образовании.
Предмет
исследования: методика изучения исторических персоналий
в школьном курсе истории на примере личности Александра I и его реформ в
начальный период правления.
Задачи
исследования:
—
рассмотреть необходимость изучения, методику и значение исторических персоналий
на уроках истории;
— показать преобразования Александра I как основу
укрепления законности и правопорядка в Российской Империи;
— выявить особенности применения биографического метода
на уроках истории в школе;
— разработать урок по
теме: «Реформы государственного управления
начала XIX века».
Методы
исследования: теоретический анализ литературы по теме
исследования; анализ педагогического опыта преподавателей истории.
Научная новизна
исследования заключается в том, что были конкретизированы теоретические подходы к необходимости
изучения, методику и значение исторических персоналий на уроках отечественной
истории и выявлены методические аспекты
применения биографического метода на уроках истории в современной школе на
примере личности Александра I и его реформ в начальный период правления.
Структура
работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников и литературы. [1]
Историко-культурный стандарт. Концепция нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории. Режим доступа: school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.Pdf. (дата обращения: 03.10.2020)
Заключение:
Длительное время среди
российских историков господствовало мнение о том, что Екатерина II завещала
любимому старшему внуку продолжать политику «просвещенного абсолютизма». В
действительности к концу своего правления императрица уже понимала, что
разработанная и по большей части реализованная ею политическая идеология
предполагает не только сохранение достигнутого уровня развития институтов
абсолютной монархии, но и дальнейшую модернизацию существовавшего в России
государственного устройства. Вероятнее всего, именно поэтому она готовила себе
в лице Александра I достойного преемника, который и должен был завершить
начатые реформы принятием конституции.
Поскольку политика «просвещенного
абсолютизма» к началу правления молодого императора в основном себя исчерпала,
в запасе у него было, по меньшей мере, два варианта реформы институтов
государственной власти. Либо, во-первых, это пожалование обществу «сверху» так
называемой октроированной конституции, либо, во-вторых, создание необходимых
условий для перехода к «народной конституции», которая принимается выборным
общенациональным представительным органом обычно посредством демократической
учредительной процедуры.
В конечном итоге
Александр I сделал выбор в пользу конституционной реформы «сверху», то есть
первого варианта.
Если говорить о факторах,
не позволивших императору осуществить своевременно в России политическую
реформу, то среди них выделяются:
— зависимость молодого императора от
консервативно настроенной части элиты екатерининской эпохи, содействовавшей в
самом начале правления его вступлению на престол;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль исторической личности в историческом
образовании 1.1. Исторические персоналии на уроках истории: необходимость
изучения, методика и значение Изучение истории в средней школе осуществляется посредством
привлечения различного рода материалов, способствующих более глубокому
восприятию учащимися событий давно минувших дней. В этом им призвано помочь
изучение исторических источников (воспоминаний, мемуаров, официальных
документов, переписки мировых лидеров), произведений художественной литературы,
использование различных информационных ресурсов и пр.[1].
Как бы многообразны и разнообразны не были все эти сопутствующие учебнику
материалы, их объединяет одно: в центре событий всегда стоит человек, героем
всех исторических источников и всех произведений художественной литературы
является исторический персонаж, вокруг которого и происходит развитие тех или
иных событий. В связи с этим следует признать, что изучение персоналий на
уроках истории является важнейшим условием понимания учащимися хода
исторического процесса, хотя для большинства учащихся сегодня исторические
личности – это «кучка мертвых парней», как выразились в своей статье
американские исследователи[2].
В связи с этим анализ биографических данных исторического
персонажа, изучение исторических условий, сыгравших решающую роль в
формировании его взглядов и личных качеств, являются важной составляющей в
процессе изучения роли той или иной личности в истории.
Для решения всех этих задач, в процессе изучения истории
отдельных исторических личностей (например, президентов, изобретателей,
правителей и т. д.), ученики должны узнавать больше, чем просто информацию о
том, кто из них что сделал. Они должны уметь анализировать процесс становления
и развития этих людей и их взаимодействие с остальным миром в течение всей
своей жизни.
В этом случае основой обучения становится не простое запоминание,
а непосредственное участие ученика в приобретении информации. Ведь, как сказал
выдающийся русский ученый Н.А. Умов: «всякое знание остается мертвым, если в
учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать
не только к мышлению, но и к хотению»[3].
Желание самого ученика побольше узнать об изучаемом герое позволит ему, под
руководством учителя, провести более глубокое исследование. Это может произойти
посредством использования нетрадиционных видов учебной деятельности, например,
таких приемов и технологий, как синквейн, портфолио, компьютерные презентации,
составление проектов, эссе и написание писем герою. Благодаря использованию
этих методов во время изучения исторических объектов школьники становятся
активными участниками процесса исследования, а не остаются пассивными
статистами. Кроме того, выполнение таких работ на уроках истории помогает
подросткам понять важность «людей из прошлого», которые повлияли на окружающий
их сегодня мир.
В процессе изучения исторических деятелей учащиеся могут
составлять на них синквейны, что позволяет полнее отразить глубину понимания
описываемого явления, роли личности в истории. «Способность резюмировать
информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах
– важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом
понятийном запасе»[4].
Создание синквейнов (пятистрочных «стихотворений») позволяет не только обобщить
информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы
составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о
событии, человеке, понятии и выбрать самое важное. Хорошим источником для этого
могут стать оцифрованные материалы, опубликованные на различных исторических
сайтах.
На уроке истории ученикам в исследовании роли исторических
деятелей может помочь работа с личными документами и биографией этого
персоналия. Цель этого процесса состоит в том, чтобы учащиеся научились
выявлять черты характера человека, его основные ценности и убеждения. Черты
характера, как известно, в отличие от чувств, переменные постоянные, а не
приходящие; они дают
определенное представление о человеке и его поступках.
В процессе изучения школьниками поступков [1] Кубанова М.Н.
Использование произведений зарубежной художественной литературы при изучении
всемирной истории XX века / М.Н. Кубанова, М.Х. Лайпанова // Актуальные вопросы
археологии, этнографии, истории (к 100- летию со дня рождения В.Ф. Каховского и
60-летию Чувашской археологической экспедиции): статьи Всерос. науч.-практ.
конф. (Чебоксары, 20 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 228 с. С. 61 [2] Clabough, J., Nefertari, Y. Perspective-writing
activities bring «a bunch of dead guys» to life [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.amle.org/BrowsebyTopic/WhatsNew/WNDet/TabId/270/ArtMID/888/Arti-cleID/569/Transporting-Historical-Figures-from-Past-to-Present.aspx [3] Цит по:
Литвинская И.О. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
как способ развития познавательного интереса учащихся // Перспективы развития
науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной
научно-практической конференции. – Тамбов, 2013. С 63-64. [4] Гегельская Е.
Синквейн на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.school101.ru/index.php7op-tion=com_content&view=article&id=1271:2014-12-23-02-18-50&catid=38:2009-03-10-04-00-33&Itemid=60 (дата обращения:
1.11.2020)