Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История и обществознание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 3) Воспитание основ гражданственности на уроках истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Формирование гражданской идентичности,
патриотизма у обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности. 6

1.1. Воспитательный потенциал уроков истории и
обществознания. 6

1.2. Формирование гражданской позиции на уроках
истории. 15

Глава 2. Разработка уроков истории по формированию
гражданской идентичности учащихся. 23

2.1. Воспитание основ гражданственности при
изучении темы «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» в 6 классе. 23

2.2. Организация учебно-проектной деятельности
старшеклассников по теме «Изменение образа врага у участников Афганской войны». 28

Заключение. 36

Список использованных источников и литературы.. 38

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Данная тема имеет особое значение,
когда в 2020 году отмечалась 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной
войне советского народа, освободившего мир от фашизма. В ряде западных стран
средства массовой информации сейчас готовы пересмотреть результаты великого
подвига нашего народа, с вопиющей русофобией и при намеренном попустительстве
глав государств и правительств. Сегодня, несмотря на то, что нам хотят это
запретить, мы – потомки героев, хотим гордиться нашими предками, которые
пожертвовали своей жизнью не только ради свободы Отечества, но и ради
независимости и существования народов Европы. Западные страны хотят, чтобы мы
забыли свое прошлое и превратились в «Иванов, которые не помнят своего родства».
Задача педагога – воспрепятствовать этому всеми имеющимися в его распоряжении
воспитательными и образовательными средствами.

В
настоящее время воспитательная функция образования возрастает, уделяется
большое внимание формированию гражданственности, трудолюбию, нравственности,
патриотизму и уважению прав и свобод других граждан. Необходимость таких
изменений закреплена в правовой базе РФ, о чем свидетельствуют соответствующие
указы и резолюции. «Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные
ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории
России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей,
формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость
России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур
многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и
конфессиональных традиций, патриотизм»[1].
Государство ставит конкретные цели в отношении личностных результатов освоения
образовательной программы основного общего образования, а именно: «воспитание
российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной»[2].

Воспитание
рассматривается как органичный компонент педагогической деятельности,
включенный в общий процесс обучения и развития. Оно должно основываться на
социально-культурных и исторических достижениях многонационального народа
Российской Федерации, народов других стран и культурно-исторических традиций
своей Родины. Это цель изучения в школе истории и обществознания, а также
внеклассных мероприятий, проводимых в рамках образования.

Цель
исследования – выявление потенциала курса «Истории»
для воспитания основ гражданственности учащихся.

Объект
исследования: формирование гражданской идентичности,
патриотизма у обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности.

Предмет
исследования: воспитание основ гражданственности на
уроках истории.

Задачи
исследования:

— выявить воспитательный потенциал уроков истории и
обществознания;


показать формирование гражданской позиции на уроках истории;


разработать
уроки истории по формированию гражданской идентичности учащихся.

Методы
исследования: теоретический анализ литературы по теме
исследования; анализ педагогического опыта преподавателей истории.

Научная новизна
исследования заключается в том, что были конкретизированы теоретические подходы к формированию основ
гражданственности в курсе отечественной истории и выявлены методические аспекты формирования основ
гражданственности на уроках истории в современной школе.

Структура работы. ВКР состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. [1] Указ Президента
РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации», статья 11. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391
(дата обращения: 03.10.2020) [2] Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования». Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/
(дата обращения: 03.10.2020)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема
воспитания гражданина в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Это
связано с проявлением религиозного фанатизма, антидемократических движений,
терроризма, нарушений основополагающих принципов и норм в области прав
человека. Патриотизм и гражданственность сегодня являются приоритетными в
структуре ценностей российского общества и рассматриваются как факторы
укрепления российской государственности, консолидации российского общества и
обеспечения национальной безопасности страны. Эти идеи нашли подтверждение во
ФГОС общего и среднего образования, в котором необходимость формирования
гражданской идентичности обучающихся определена как значимая цель обучения.

Формирование основ гражданственности осуществляется путем
показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан – примеров для
подражания. Благодаря патриотизму нашей стране удавалось выходить из самых
тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. История не только учит,
но и воспитывает. История России – история высочайшего патриотизма. История – могучая
сила, которая создает патриота, гражданина своей страны.

Проанализировав и сравнив
ряд документов, имеющих отношение к области научных исследований,
проанализировав содержание учебников и сопоставив мнения об образовательном
потенциале уроков истории и общественных наук в аспекте формирования основ
гражданственности учащихся, мы приходим к следующим выводам:

• реализация
воспитательного потенциала изучения истории и обществознания определяется как
действующим законодательством, так и конкретными образовательными программами;

• воспитание
может и должно осуществляться в значительной степени посредством конкретной учебной
дисциплины, при этом воспитательная цель урока должна быть не формальной, а
исходить из содержания предмета;

• преподавание
истории и обществознания через их содержание помогает формировать у детей
гражданскую позицию и патриотизм;

• основой
воспитания в процессе обучения является прежде всего критическая оценка
учащимися исторических событий, их отношение к фактам и явлениям.

Процесс
формирования гражданской идентичности длительный, и результат можно получить не
сразу, интеграция урочной и внеурочной деятельности приносит положительный
результат в нем. Мы должны помнить, что главное – становление личности ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Формирование гражданской идентичности, патриотизма у
обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности 1.1. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания Современная сфера образования значительно видоизменяется по
разным причинам. Она включена в экономическую жизнь общества и оценивается как
сфера предоставления полезных для последующего трудоустройства услуг. Диджитал
существование человека ориентирует и образование на электронно-цифровой формат.
Это внешний актуальный момент. Поскольку именно институт образования нацелен на
воспроизводство развивающих государство новых кадров, постольку значимым
оказывается и содержательный аспект обучения.

Смысловой базой образования является небольшое количество
дисциплин, среди которых История занимает особое место. Она – это не только
прохлаждающее занятие «элиты» и ученых умов (Ф. Ницше), не только академическая
наука, но и наука идеологическая, включающая молодое поколение в структуры
социальной памяти общества.

Благодаря этому у молодёжи может появиться осознание и
далее эмоциональное переживание сопричастности своей Родине – гражданственность
и патриотизм. В настоящее время противоречивые ценности общества и
необходимость в «общей морали»[1]
делают еще более важным гуманитарное образование и, конечно, здесь
обнаруживается драгоценный воспитательный момент в изучении истории. Никакое
другое знание не даст понять «как делали раньше?» и не даст пример «как стоит
делать сейчас». Только смотря в прошлое можно соединить две точки «как было» и
«как есть», и осознать путь, по которому идешь[2].
Мы понимаем [1] Соммэр Д.С. Мораль XXI века. Пер. с исп. М.: Изд-во
«Кодекс», 2014. С.51-54. [2] Киноматериал «Речь Стива Джобса перед выпускниками».
Режим доступа:  
http://www.youtube.com/watch?v=LJl036HZo-Y (дата обращения
10.10.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы