Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему 2) Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1 Теоретические
аспекты применения активных методов обучения на уроках истории и
обществознания. 8
1.1 Современный урок
истории и обществознания как основная форма реализации требований ФГОС.. 8
1.2 Активные методы
обучения как эффективный способ развития учебно-познавательной деятельности
школьников на уроках истории и обществознания 15
1.3 Основные признаки и
классификация активных методов обучения. 23
Глава 2 Экспериментальное
исследование влияния особенностей применения активных методов обучения на
уроках истории и обществознания на развитие учебно-познавательной деятельности
школьников. 29
2.1 Организация и методика
экспериментального исследования. 29
2.2 Организация работы и
практические пути применения активных методов обучения на уроках истории и
обществознания. 37
2.3 Анализ эффективности
использования активных методов обучения на уроках истории и обществознания. 55
Заключение. 62
Список литературы.. 65
Приложения. 71
Введение:
Актуальность темы.
В настоящее время в общественном сознании происходит переход от понимания
социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и
навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. При этом,
приоритетной целью образовательного процесса становится формирование у детей
умения учиться, а именно: развитие у школьников способностей самостоятельной
постановки учебных целей, проектированию пути их реализации, контроля и оценки
своих достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря
развитию учебно-познавательной деятельности. Направленность учебного процесса
на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается путем создания
необходимых условий для становления у учащихся комплекса личностных и
метапредметных учебных результатов при одновременном формировании предметных
умений.
Предметы
«история» и «обществознание» являются не просто одним из звеньев в цепочке
образования, они становятся ведущими предметами в стандарте нового поколения
(ФГОС), так как его содержание позволяет формировать одновременно четыре сферы
развития личности школьника: когнитивную, деятельностную, творческую и
эмоционально-ценностную и вносит существенный вклад в формирование
учебно-познавательной деятельности.
Эффективность
обучения школьников на уроках истории и обществознания во многом определяется
уровнем организации учебного процесса. Наиболее существенную и сложную часть
такой организации составляет методика обучения и развития учебно-познавательной
деятельности. Одним из приоритетных средств развития современного
образования, важнейшим условием эффективности педагогической деятельности
является применение методов и технологий, основанных на активной роли учащегося
в образовательном процессе. Особенную важность данное условие приобретает в
школьном историческом образовании, являющемся основой формирования
мировоззрения учащихся.
Проблема реализации
активных методов обучения нашла отражение в многочисленных современных научно-педагогических
трудах и исследованиях, методических разработках: Н.М. Яковлева, А.М. Сохор,
Э.В.
Островского, Л.И. Чернышовой, О.Н. Хижняковой, Е.В.Пеговой, С.А. Смирнова, С.И.
Самыгина, Л.Д. Столяренко, Л.П. Крившенко, Л.В. Юркиной и др.
Исследованию
вопросов, посвященных активным методам развития учебно-познавательной
деятельности школьников на уроках истории и обществознания посвящены труды: Е.Е.
Вяземского, В.В. Барабанова, М.Т. Студеникина, А.Г. Колоскова, А.Т.
Степанищева, Г.К. Селевко, Н.Ю. Никулиной, Н.М. Максимовой и др.
Теоретический
анализ научно-методической литературы и современных исследований в области
педагогики, посвященных проблеме развития учебно-познавательной деятельности
школьников на уроках истории и обществознания посредством применения активных
методов обучения, свидетельствует о ее значимости и определяет актуальность
исследования.
Предмет
исследования: активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Объектом
исследования является процесс развития учебно-познавательной деятельности
школьников на уроках истории и обществознания.
Гипотеза: предполагается,
что применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания
оказывает значительное положительное влияние на развитие учебно-познавательной
деятельности школьников.
Целью работы
является изучение теоретических и практических аспектов применения активных
методов обучения и выявление влияния особенностей применения активных методов
обучения на уроках истории и обществознания на развитие учебно-познавательной
деятельности школьников.
Задачи исследования:
—
рассмотреть современный урок истории и обществознания как основную форму
реализации требований ФГОС;
—
охарактеризовать активные методы обучения как эффективный способ развития
учебно-познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания;
—
выделить основные признаки и классифицировать активные методы обучения;
—
провести экспериментальное исследование влияния особенностей применения
активных методов обучения на уроках истории и обществознания на развитие
учебно-познавательной деятельности школьников.
В
работе были использованы такие методы,
как: анализ и синтез, индукция и дедукция; эмпирическое методы; для обработки и
визуализации результатов, полученных в ходе экспериментальной работы,
использовались математические и графические методы.
Заключение:
Результаты
анализа теоретических аспектов исследования активных методов обучения на уроках
истории и обществознания позволили сделать следующие выводы:
Сегодня
перед образовательной системой в рамках реализации ФГОС поставлены новые
задания: используя активные, нетрадиционные методы обучения не только дать
ученикам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных
интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков
самостоятельной умственной работы.
Активные
методы обучения — это обучение деятельностью, которые побуждают школьников к
самостоятельному получению знаний, развивают мышление, формуют практические
умения и навыки, которые стимулируют познавательную деятельность. Активные
методы помогают создать такое образовательное пространство, в котором
достигается углубленное понимание проблемы, они привлекают школьников к
активному развитию познавательного процесса, обеспечивают эффективное
межличностное взаимодействие школьников и и преподавателя в условиях совместной
деятельности.
Особенности
активных методов обучения состоит в том, что в их основе заложено побуждение к
практической и умственной деятельности, без которой нет движения вперед в
овладевании знаниями. При этом, большинство активных методов обучения обладают
многофункциональным значением. Так, их применение на уроках истории и
обществознания может быть использовано для решения трех дидактических задач:
закрепление новых знаний; совершенствование полученных знаний и умений;
активизация познавательной деятельности.
В
современной научно-педагогической литературе существует множество подходов к
классификации активных методов обучения. Необходимо подчеркнуть, что различные
авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя
разное количество групп.
В
результате проведенного экспериментального исследования нами была получена
возможность для формулировки следующих выводов:
Полученные
в результате проведенной на констатирующем этапе исследования диагностики
развития учебно-познавательной деятельности школьников на уроках истории и
обществознания позволяют сделать выводы о том, что познавательные процессы
большинства школьников как в экспериментальной, так и в контрольной группе
(познавательные интересы, познавательная активность, учебная мотивация) развиты
на недостаточном уровне, что находит отражение в уровне успеваемости
школьников, что обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента
по повышению уровня развития учебно-познавательной деятельности посредством
применения активных методов обучения на уроках истории и обществознания,
который был апробирован в экспериментальной группе.
На
формирующем этапе экспериментального исследования нами были разработаны и
реализованы в экспериментальной группе уроки истории с применением активных
методов обучения.
По
результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что активные
методы работы в организации обучения на уроках истории и обществоведения
положительно влияют на развитие школьников. Проведенная итоговая диагностика на
формирующем этапе доказывает, что используемый в организации учебного процесса
обучения активные методы эффективно положительно влияют на уровень обученности
по предмету, способствуют формированию и развитию познавательной активности и
интереса, мотивации к обучению.
Результаты
проведенной диагностики на контрольном этапе исследования показали различия в
уровне формирования учебно-познавательного развития у учащихся контрольной и
экспериментальной групп. В конце педагогического эксперимента у школьников в
экспериментальной группе наблюдается повышение уровня успеваемости по истории,
а также положительная динамика развития познавательной активности и интереса
практически у всех учащихся. При этом, в контрольной группе изменений не
произошло.
Доказано,
что эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности
является увлекательный материал урока, который, при условии соответствующего
выбора методики работы, соблюдение принципов системности, наглядности,
выполняет ряд педагогических функций: активизирует внимание; повышает
эмоциональный тонус учебно-воспитательной деятельности; стимулирует умственную
деятельность школьников и служит опорой эмоциональной памяти; снижает
напряжение урока. Значительную роль в активизации учебно-познавательной
деятельности также играет смена различных видов деятельности на уроках истории
и обществознания.
Используя
активные методы обучения на уроках истории и обществознания нами были
достигнуты следующие результаты:
—
созданы все условия для развития учебно-познавательной деятельности школьников
посредством внедрения активных методов на уроках истории и обществознании;
—
создана положительная мотивация учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию,
самостоятельности, сотрудничеству, творческому поиску, созиданию на уроках
технологии.
Таким
образом, применение активных методов организации учебного процесса на занятиях
истории и обществознания в сочетании с использованием информационных технологий
дает возможность значительно повысить уровень развития учебно-познавательной
деятельности, а также увеличить эффективность всего учебно-воспитательного
процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты применения активных методов
обучения на уроках истории и обществознания
1.1 Современный урок истории и обществознания как основная
форма реализации требований ФГОС Процессы
модернизации школьного историко-обществоведческого образования в рамках
реализации нового образовательного стандарта (ФГОС) значимо поменяли
концептуальные основы, структуру, содержание, методику преподавания учебных
предметов «История» и «Обществознание». Модернизация осуществлялась по всем
направлениям: Введение ФГОС, концепции разработки нового учебно-методического
комплекса по истории и обществознанию в рамках историко-культурного стандарта, концепции
преподавания в Российской Федерации [57, с. 46]. В результате были изменены
концептуальные ориентиры в преподавании курсов истории (история России,
всеобщая история) и обществознания, расставлены новые смысловые акценты в
изучаемых темах, значительно расширено изучаемое содержание. Принятие новых
образовательных стандартов (ФГОС) и внедрение их в основную школу заставляет
пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и
позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Основной
целью преподавания истории и обществознания в школе является развитие всесторонне
личности ученика и его учебно-познавательных возможностей, что, прежде всего
предполагает: развитие учебной мотивации, познавательных возможностей,
формирование творческого мышления, способности критически анализировать
прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного
изучения исторических источников. Н.Ф.Белокур подчеркивает: «… современный урок
истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно
показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий»
[8, с.31]. При этом, существенная роль современных уроков истории и
обществознания состоит в способствовании развития социализации вступающих в
жизнь школьников, то есть их самоопределению как личностей, пониманию своего
места в обществе, своих исторических корней.
Главное
требование к современному уроку истории и обществознания в нашей стране – «…воспитать
гражданина России, активного, способного к социальному творчеству,
принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в
демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и
человеческой цивилизации, патриота родной культуры» [14,
с.59]. Как отмечается в работах большинства современных исследователей, подлинный
патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой,
понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных
культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ –
часть мировой цивилизации.
В
работе Н. В. Страховой, Л. А. Харитоновой подчеркивается: «…целью внедрения
ФГОС является перевод системы общего образования, в том числе и
историко-обществоведческого, с репродуктивной системы обучения на
личностно-ориентированную, направленную на формирование общих учебных умений и
навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной,
практической, творческой деятельности, на получение опыта этой деятельности, на
формирование ключевых компетенций обучающихся» [52, с.57]